Меры поддержки бизнеса в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры поддержки бизнеса в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

До окончания 2023 года продлили сроки выдачи субсидии за приём на работу молодых россиян до 30-ти лет. Такая программа применяется с марта прошлого года и ориентирована на трудоустройство людей, состоящих на учёте на бирже труда и не перешагнувших 30-летний возраст.

Мы отрасль, пострадавшая от COVID.

1) Получили государственную субсидию по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).

2) Нам выдал кредит банк на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020.

Вопросы:

1) Раздел 1.1 декларации по УСН.

Во втором квартале мы не платили платежи по УСН (пострадавшая отрасль). Нужно ли вносить сумму налога в стр. 040 отчета?

2) Раздел 3 декларации по УСН.

Нужно ли вносить суммы:

  • Государственной субсидии по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).
  • Банковского кредита на возобновление деятельности, утвержденного Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020?
  • Если нужно, то с какими кодами вида поступлений?

Сумма господдержки равна 48 726 руб. — это три МРОТ (16 242 руб. * 3). Если в регионе установлен районный коэффициент, выплата увеличивается на него. Также она увеличивается на страховые взносы, которые начисляются на данную сумму. Указанная господдержка платится на каждого трудоустроенного сотрудника.

Нужно учесть, что деньги поступают не общей суммой, а разделённой на три части:

  • 1 — через месяц после трудоустройства;
  • 2 — через три месяца;
  • 3 — через шесть месяцев.

Поддержка малого бизнеса в 2023 году

Также существуют специальные меры, предназначенные для поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Одним из наиболее значимых послаблений, которое было введено в 2022 году и продлено на 2023 год, стал мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Для компаний в сфере информационных технологий этот срок ещё больше: проверки для них отменены до конца 2024 года.

Следует отметить, что данный мораторий распространяется не на всё. По-прежнему будут проводиться проверки опасных производственных объектов, а также проверки противопожарного, санитарного и ветеринарного контроля.

Что касается внеплановых проверок, то для них у надзорных органов должны быть веские основания: например, риск для жизни и здоровья граждан, риск чрезвычайных происшествий, угроза безопасности государства и так далее.

Какие «коронавирусные» субсидии надо учитывать в доходах: читаем разъяснения Минфина

Сумма субсидии, выданная в целях сохранения занятости, не облагается н алогом на прибыль (либо единым налогом в рамках УСН). Что касается субсидии, направленной на профилактику коронавируса, то ее необходимо включить в состав доходов по налогу на прибыль (или по УСН ). Такой вывод следует из письма Минфина от 02.09.20 № 03-03-06/1/76953.

Напомним, что организации и ИП могли получить две «коронавирусные» субсидии.

Первая выдавалась на оплату текущих счетов, выплату зарплаты и другие бизнес-потребности. Вот официальная формулировка: «…в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.».

Эту финансовую помощь (по 12 130 руб. за апрель и за май на каждого работника и ИП без работников) могли получить организации и предприниматели, которые были включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по состоянию на 1 марта 2020 года; относились к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса, и соответствовали другим критериям (постановление Правительства от 24.04.20 № 576; см. « Правила предоставления государственной субсидии изменены »).

Еще одна субсидия предоставлялась на мероприятия по профилактике коронавируса. Ее размер составлял: 15 000 руб. — на первоначальная расходы, плюс 6 500 руб., умноженные на число работников в мае 2020 года, — на текущие расходы (постановление Правительства от 02.07.20 № 976; см. « Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить » и « Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование »).

Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, а также проверить, включены ООО или ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».

Должны ли получатели субсидий учесть эти выплаты в доходах? Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 НК РФ. В этой статье упомянуты, помимо прочего, доходы в виде «коронавирусных» субсидий, полученных налогоплательщиками, которые включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года и относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса.

Из положений НК РФ следует, что у налогоплательщиков, подпадающих под действие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, субсидии «на зарплату» и другие нужды не должны облагаться налогом на прибыль либо единым налогом при УСН. (Напомним, что при определении объекта налогообложения по УСН не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. Об этом сказано в пункте 1.1 статьи 346.15 НК РФ).

Читайте также:  Уважительные причины увольнения по собственному желанию

В Минфине считают, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ действует только в отношении категорий налогоплательщиков, указанных в постановлении Правительства № 576. То есть в доходах не учитываются субсидии, полученные на выплату зарплаты и другие нужды в соответствии с постановлением № 576.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.

Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).

Если у вас объект «Доходы», то вопрос о том, как правильно учитывать субсидию, спорный.

Ранее мы рассказывали, на какие меры финансовой поддержки могут претендовать представители бизнеса в Москве.

Какие документы нужно предоставить для оформления субсидии

В каждом субъекте РФ создана доступная и удобная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Подать необходимый пакет документов можно через Центр поддержки предпринимательства того региона, где зарегистрирована компания.

Состав пакета документов зависит от требований программы на предоставление субсидии, однако в стандартный перечень входят:

  • документы, удостоверяющие личность заявителя, и документы, подтверждающие его полномочия;

  • копия свидетельства о государственной регистрации

  • копия выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ

  • справки из контролирующих органов об отсутствии задолженности перед бюджетом и по налоговым обязательствам;

  • справка о состоянии банковских счетов

  • технико-экономическое обоснование

  • копии учредительных документов организации

  • копии необходимых лицензий и разрешений

  • наличие необходимой техники, оборудования, зданий, помещений для реализации бизнес-плана.

Проверка целевого использования денежных средств

Целевое расходование предоставленных денежных средств — основное условие предоставления субсидии. Здесь напрашивается вопрос: каким образом федеральные или региональные органы власти будут отслеживать траты начинающего предпринимателя?

Контроль осуществляется в режиме поэтапного мониторинга:

  1. Через 3 месяца с момента перечисления денег, предпринимателю нужно предоставить первый отчет о целевом использовании выделенных средств. К отчету должны быть приложены документы подтверждающие факт того, что деньги были израсходованы на бизнес, а не на посторонние цели.

  2. Через 6 и 12 месяцев с момента одобрения заявки на субсидию организовывается выездная проверка, целью которой является подтверждение или опровержение факта целевого использования денежных средств с обязательным изучением текущего состояния бизнес-проекта.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

— отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

— списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

— отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

— отражена субсидия в составе прочих доходов.

Дата регистрация прав на объект недвижимости.

Как следует из материалов данного дела, ИП, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», получил из бюджета в 2014 году субсидию в виде гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Полученные денежные средства предприниматель использовал для строительства животноводческой фермы, а расходы на строительство включил в налоговую базу по «упрощенному» налогу.

Налоговики в рамках камеральной проверки декларации по УСНО за 2015 год установили, что предприниматель не отразил в составе облагаемых «упрощенным» налогом доходов субсидию, предоставленную на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, но учел в расходах затраты на строительство животноводческой фермы при отсутствии подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав на ферму. Эти обстоятельства стали основанием для доначисления «упрощенного» налога и поводом для судебного спора.

Предприниматель считал, что расходы на строительство фермы, понесенные в данной ситуации, можно включать в налоговую базу вне зависимости от времени подачи документов на регистрацию прав на недвижимое имущество. По его мнению, правило п. 3 ст. 346.16 НК РФ в рассматриваемом случае не подлежит применению — ведь основные средства приобретны не на доходы, полученные налогоплательщиком от осуществления предпринимательской деятельности, а на денежные средства, выделенные из бюджета.

Читайте также:  Дубликат ПТС взамен сданного риски

Напомним: в названной норме установлен общий порядок признания расходов на приобретение (сооружение) основных средств, который предусматривает, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Между тем арбитры в данном споре встали на сторону налоговиков. Они отметили, что расходами при УСНО признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств учитываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 346.17).

Таким образом, обязательным условием признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) спорного объекта основных средств является подача документов на государственную регистрацию прав на него. Однако предприниматель не представил доказательств подачи документов на регистрацию прав на построенную за счет бюджетных средств ферму.

Это обстоятельство оказалось решающим — суды пришли к выводу о неправомерном включении спорной суммы субсидии в состав расходов при исчислении «упрощенного» налога за 2015 год, так как бизнесмен не выполнил условия, предусмотренные п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Однако в настоящее время на подобную поддержку арбитров налоговики не смогут рассчитывать. Причиной тому — правовая позиция Президиума ВС РФ, изложенная в п. 12 Обзора.

. не важна

В пункте 12 Обзора сказано следующее:для целей применения правила абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ не имеют значения обстоятельства, касающиеся:

  • момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию;
  • периода подачи документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимости.

Условие абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ об использовании субсидии в течение не более чем двух налоговых периодов после ее получения считается соблюденным, если до истечения указанного срока «упрощенец» оплатил затраты на приобретение (создание) объекта ОС. При этом ввод данного объекта в эксплуатацию и подача документов на государственную регистрацию права на него за пределами названного срока не являются основанием для вывода о нарушении условий использования субсидии и доначисления дохода.

Полагаем, что если бы Обзор был опубликован несколькими месяцами ранее, то спор по делу №А39-1790/2017 предприниматель выиграл бы.

Инфраструктура поддержки МСП

Ведение предпринимательской деятельности – дело сложное и затратное. С 2019 года в рамках национального проекта поддержки индивидуальных предпринимателей по всей стране открываются центры «Мой бизнес». Каждый центр объединяет в себе ряд объектов инфраструктуры поддержки МСП и предоставляет услуги в режиме «одного окна».

Перечень ведомств, коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса:

  • Министерство экономического развития,

  • Центры занятости населения,

  • Центры инфраструктуры МСП,

  • Региональные администрации муниципального образования,

  • Торгово-промышленная палата,

  • Фонд содействия кредитованию малого бизнеса,

  • Фонд содействия инновациям,

  • Бизнес-инкубаторы,

  • Другие.

Меры экономического характера

1. Поддержка системообразующих компаний #для системообразующих компаний

Что изменилось

Правительство продублировали те же меры поддержки системообразующих компаний, что были в период борьбы с пандемией COVID-19 (помните такой?).

Напомним, это такие меры:

  1. субсидии на компенсацию затрат;
  2. отсрочки по налогам и взносам;
  3. государственные гарантии для получения кредитов.
  4. льготные кредиты

Льготы предоставляются по заявлению при соблюдении определенных требований. Каждый случай отдельно рассматривается правительственной комиссией.

Льготные кредиты смогут получать не только сами системообразующие предприятия, но и их дочерние организации.

16 марта добавили новые льготные кредиты на поддержание бесперебойной работы для аграрников, промышленников и даже торговли. До 5 млрд рублей по льготной ставке в 10% на 12 месяцев.

Также производители лекарств и мед. изделий смогут получить льготные банковские гарантии со ставкой комиссии в 1%.

С 20 апреля 2022 г. системообразующие компании смогут получить в рамках специальной кредитной программы до 30 млрд рублей вместо доступных ранее 10 млрд рублей.

Доступ к кредитам получили малые и средние предприятия, являющиеся дочерними структурами системообразующих организаций, но не имеющие этого статуса. Они могут получить в качестве займа до 10 млрд рублей.

С 28 апреля системообразующие предприятия транспортной отрасли смогут получить льготные кредиты по ставке не более 11% годовых на срок до 12 месяцев.

С 29 апреля в рамках новой программы организациям в сфере строительства и ЖКХ будут доступны займы по льготной ставке до 11% годовых на реализацию инвестиционных проектов.

Одно строительное предприятие может получить до 10 млрд рублей, группа компаний – до 15 млрд рублей.

Одно предприятие в сфере ЖКХ может получить до 5 млрд рублей, группа компаний – до 10 млрд рублей.

Начало действия
6 марта 2022 года
Основание
  • Постановление от 6 марта 2022 года №296
  • Постановление Правительства от 10 мая 2020 года №651
  • Постановление Правительства от 16 марта 2022 года №375 и от 17 марта 2022 года №393
  • Постановление от 7 апреля 2022 года №612
  • Постановление от 19 апреля 2022 года №699
Комментарий taxCOACH: В целом разумная экономическая мера. Самое главное, чтобы государство не ограничивалось поддержкой лишь крупного «системообразующего» бизнеса.
1. Последствия уменьшения чистых активов в 2022 году #для всех
Что изменилось Уменьшение стоимости чистых активов АО и ООО ниже их уставного капитал в по итогам 2022 не будет учитываться при определении обязанности принять решение об уменьшении уставного капитала или ликвидации организации.

То есть, если размер чистых активов ООО или АО за 2022 будет меньше уставного капитала, то не нужно уменьшать его или ликвидировать общество

Начало действия
08 марта 2022 года
Основание
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ» от 08 марта 2022 года

Комментарий taxCOACH: Как и в пандемию, эта мера позволит не заботиться о чистых активах в период жесткой волатильности.
Читайте также:  Бюджетникам проиндексируют зарплаты в январе 2023 года

Кто имеет право на субсидию от центра занятости

Помощь от государства начинающим индивидуальным предпринимателям идет через территориальные центры занятости. Государство имеет прямой интерес в росте числе ИП по нескольким причинам:

  • Снижается количество безработных;
  • Казна получает новые налоги и отчисления;
  • Малый бизнес – опора для страны. Чем он крепче и многочисленнее, тем сильнее государство.

Однако, несмотря на активную пропаганду развития ИП, количество обращающихся граждан за поддержкой к государству не так уж и велико: всего 2%. Связано это с низким информированием населения о такой программе и страхе людей в случае непредвиденных ситуаций оказаться один на один со своими проблемами.

Но начнем по порядку. Кто имеет право на субсидии от государства?

  • Граждане РФ по достижении ими 18 лет;
  • граждане, находящиеся на учете в центре занятости в качестве безработных более одного месяца.

По какой форме сдавать декларацию по УСН за 2022 год

В 2023 году для организаций и ИП была обновлена форма налоговой декларации по УСН. Изменения в действующую форму декларации были внесены в соответствии с приказом ФНС от 01.11.2022 № ЕД-7-3/1036@. В новой редакции декларации были скорректированы разделы 1.1 и 1.2. Изменения учитывают новый срок уплаты единого налога по УСН, который с 2023 года перенесен с 31 марта и 30 апреля на 28 марта и 28 апреля − для организаций и для ИП соответственно. Также в этих разделах были изменены сроки уплаты авансовых платежей по налогу, которые перенесены с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истекшим кварталом. Кроме того, в декларации поменялись и применяемые штрихкоды.

Новая редакция формы декларации вступает в силу с 3 апреля 2023 года. При этом исполнение обязанности налогоплательщиков по представлению налоговой декларации по УСН за 2022 год может осуществляться как до наступления указанной даты, так и уже после вступления в силу обновленной формы декларации. Соответственно, форма представления декларации будет зависеть от момента ее представления в налоговую инспекцию.

Поскольку организации должны представить декларации за прошедший год в марте 2023 года, то им нужно использовать старую форму декларации, утв. приказом ФНС от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@.

В проекте бюджета москвы на 2022-2024 годы предусмотрены средства на поддержку малого и среднего бизнеса и развитие цифровой инфраструктуры

Заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Павел Дитятев рассказал депутатам об основных направлениях бюджетных расходов на предстоящие три года на поддержку малого и среднего предпринимательства и развитие цифровой среды в городе Москвы.

В проекте бюджета Москвы на 2022–2024 годы на поддержку субъектов МСП и популяризацию предпринимательской деятельности запланировано 34,6 млрд рублей, из них в 2022 году — 12,1 млрд рублей.

Средства предусмотрены в рамках реализации мероприятий трех государственных программ: «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», «Развитие цифровой среды и инноваций» и «Столичное образование».

На прямую финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в 2022 году планируется направить 4,2 млрд рублей. Предусмотрено выделение субсидий и грантов по программам обновления производственных фондов, поддержке лизинга и франчайзи, продвижения продукции, в том числе и на экспорт.

«Помимо широкого спектра программ прямой финансовой поддержки субъектов МСП в Москве реализуются проекты по развитию инфраструктуры для бизнеса.

В 2022 году в городском бюджете предусмотрено выделение 4,8 млрд рублей организациям, осуществляющим деятельность в сфере методологической, организационной и информационной поддержки бизнеса, помогающие продвижению товаров, работающие с инновационными компаниями», — отметил Павел Дитятев.

Следующее направление расходов — популяризация предпринимательской деятельности и профориентационная работа с молодежью. В 2022 году на эти цели планируется выделить 3 млрд рублей.

На проекты в области цифровизации на предстоящие три года будет направлено 299 млрд рублей, из них в 2022 году — 102 млрд рублей. Бóльшая часть средств предусмотрена в рамках государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций».

«В 2022 году 24,7 млрд рублей планируется выделить на повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий.

Приоритетным направлением является повышение степени цифровизации столичного здравоохранения. На эти цели направляется 6,7 млрд рублей.

Еще 2,8 млрд рублей предназначено на развитие цифровых сервисов в сфере образования.

На развитие и совершенствование информационной системы управления городским хозяйством в будущем году будет направлено 3,5 млрд рублей. Средства позволят, в том числе повысить эффективность использования коммунальной техники за счет внедрения технологий геолокации», — рассказал Павел Дитятев.

Продолжатся закупки современной вычислительной техники. В 2022 году на эти цели выделяется 12,5 млрд рублей, из них 4,1 млрд рублей образовательным организациям города Москвы, 2,1 млрд рублей — больницам и поликлиникам.

Почти 7 млрд рублей будет направлено на развитие городской сети wi-fi и улучшение качества предоставления бесплатного доступа в интернет для москвичей, а также доступ в сеть органам исполнительной власти Москвы.

На повышение доступности и качества городских цифровых услуг в следующем году планируется выделить 7,9 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие общегородской информационной платформы электронных услуг и сервисов. На обеспечение безопасности данных и защиту от несанкционированного доступа к московской цифровой инфраструктуре запланировано 2,1 млрд рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *