Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно размещать закупку на монитор принтер системный блок в одной закупке в июле 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предоставляет определенную свободу заказчикам при формировании объекта закупки либо отдельного лота. Но при этом должно соблюдаться обязательное требование, обеспечивающее конкуренцию между участниками: объединять в одну сделку или один лот можно только те товары, которые имеют функциональную или технологическую связь (ч. 3 ст. 17 закона № 135-ФЗ о конкуренции).
Минпромторг разъяснил как закупать радиоэлектронную продукцию (Закон 44-ФЗ)
С 1 июля 2021 года по 1 января 2021 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2021 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
С 1 января 2021 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) и прав на него. Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236).
Из ряда указаний Закона N 223-ФЗ следует, что итогом закупки всегда является заключение договора. В частности, согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке должно включать качестве элемента порядка закупки порядок заключения договора. В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Закона в состав информации о закупке входит проект договора. В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора. Наконец, согласно ч. 19 ст. 4 этого Закона заказчик обязан размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупки.
Применяя аналогию права, можно заметить, что системный анализ норм Закона N 44-ФЗ (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 9 ст. 56, ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 6 ст. 77, ч. 9 ст. 78, ч.ч. 18, 19 ст. 83 этого Закона) показывает, что несостоявшейся закупка по этому Закону признается если не было подано ни одной заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) или ни одна заявка не была признана соответствующей установленным требованиям, либо если была подана только одна заявка и (или) только одна заявка была признана соответствующей установленным требованиям. Безусловно, это только аналогия, поскольку из ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих законов не пересекаются. Однако, полагаем, что в случае отсутствия заявок на участие признание закупки несостоявшейся следует и из логики и здравого смысла. При наличии же единственной заявки, соответствующей установленным требованиям, ситуацию в отношении торгов — конкурса или аукциона, на наш взгляд, также иначе определить нельзя, поскольку согласно п. 5 ст. 447 ГК РФ «аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися». В отношении иных процедур заказчик теоретически может установить в положении о закупке условие о признании таких процедур состоявшимися при подаче и (или) признании соответствующей установленным требованиям хотя бы одно заявки. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос в настоящее время, нам обнаружить не удалось.
В таком случае в названии лучше упомянуть ее наименование. Например, закупку предметов для обеспечения работы офиса можно озаглавить «Поставка канцелярских товаров». Из этого названия сразу понятно, о какой группе идет речь.
Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.
- Заказчиком в качестве предмета закупки определена поставка «нефтепродуктов бензин Премиум Евро-95 (АИ-95-К5)», что не соответствует наименованию по КТРУ. Должно быть указано, например: «Поставка бензина автомобильного (розничная реализация)».
- Заказчиком определены характеристики бензина как «АИ-95-К5», что также не соответствует КТРУ. Характеристики в данном случае неизменяемые и должны быть указаны в точном соответствии с КТРУ: «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: > 95 и Ситуация 1.Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых используются товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Согласно контракту, заключенному между холдингом «Вертолеты России», Национальной службой санитарной авиации (НССА) и лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис», 104 вертолета «Ансат» производства «Казанского вертолетного завода» и 46 Ми-8АМТ из Улан-Удэ станут частью реализуемого в России масштабного проекта корпорации «Ростех» по созданию Единого оператора услуг санитарной авиации в регионах России.
«По контракту мы являемся подрядчиком и с помощью торгов нанимаем субподрядчика, которому сможем доверить часть работ», — пояснила в разговоре с корреспондентом ИА «Татар-информ» специалист по закупкам ГУАД Альметьевска Алевтина Кострова.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.
ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)
На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.
Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых «используются» товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
Ответ: Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары «поставляются» при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Как учитывать компьютеры и комплектующие
С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».
Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».
Пример
Компьютер состоит из:
В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34.
При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.
Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.
Что такое закупки по принципу электронного магазина
Вот как работает электронный магазин, и что это на практике:
- По принципу интернет-магазина. Поставщик размещает прайс-лист с описанием товара (работы, услуги), условий, стоимости поставки, доступного количества, прикладывает фото. Заказчик выбирает товар, который ему подходит с наиболее привлекательной ценой.
- Заказчик размещает извещение о потребности, поставщики подают заявки. Затем рассматривает поступившие предложения и выбирает победителя.
- С 01.07.2022 электронный магазин СМП позволит размещать предварительное предложение о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги (ПП № 2323 от 16.12.2021). Цена такого договора до 20 млн рублей (данный способ по аналогии с уже известной «закупкой с полки»).
Недостатки при нормировании закупок
28 (из 84) органов приняли акты, утверждающие нормативные затраты, в полной мере соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации (33,3 %). Наиболее распространенным несоответствием, выявленным в актах, стало указание нормативных затрат не по всем группам расходов, а также отсутствие нормативов цены и (или) количества.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 г. № 1084 (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 1084) [11] федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждают и размещают в ЕИС нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (далее – нормативные затраты). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. № 927 (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 927) [12] федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации разрабатывают и утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее – требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Процессоры, тендеры и закупки
- 1. Поставка жестких дисков для ЭВМ
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия - 2. Закупка у субъектов малого предпринимательства компьютерной техники для МБОУ «Юбилейная СОШ »
Администрация Тотемского муниципального района - 3. Поставка офисного оборудования
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 14 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» - 4. Поставка жестких дисков.
Администрация города Южно-Сахалинска - 5. Поставка системных блоков.
Администрация города Южно-Сахалинска - 6. приобретение компьютерной техники
управление образования администрации Пожарского муниципального района Приморского края - 7. Поставка электронно-вычислительной техники в 2022 году.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга - 8. Поставка компьютерной техники
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» - 9. на право заключения договора на поставку моноблоков
Камчатская больница Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» - 10. Размещение заказа на приобретение компьютерной техники.
управление социальной защиты населения Сальского района - 11. Поставка вычислительной техники для СПб ГБУ «КДЦ» Московский» в 2022 году.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Культурно-досуговый центр «Московский» - 12. Поставка оборудования (компьютеры)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 495 Московского района Санкт-Петербурга - 13. поставка расходных материалов и комплектующих к средствам вычислительной техники
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл - 14. Поставка электронно-вычислительной техники для СПб ГБУ ДМ «ФОРПОСТ» Выборгского района в 2022 году
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Дом молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района - 15. Поставка расходного материала для нужд ГБОУ школы № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга - 16. Поставка компьютерной техники и оргтехники для СПб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» в 2022 году.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 10» - 17. Поставка вычислительной техники для ГБОУ школа № 507 Московского района Санкт — Петербурга в 2022 году.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга - 18. Процессор Intel Xeon или эквивалент
Саратовский центр научно-технической информации — филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России - 19. Компьютерная техника (системный блок в комплекте, монитор)
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет» - 20. Компьютерная техника (системный блок в комплекте, монитор)
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет» - 21. Поставка системы видеонаблюдения
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» - 22. Поставка системы видеонаблюдения и контроля доступа
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» - 23. Запрос котировок на право заключить муниципальный контракт на поставку компьютерного оборудования для нужд Финансового управления Администрации Ковернинского района Нижегородской области.
Администрация Ковернинского муниципального района Нижегородской области - 24. Компьютеры и принтеры
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии» - 25. Поставка вычислительной техники.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Больница Кольского научного центра Российской академии наук - 26. Поставка системных блоков.
Администрация города Южно-Сахалинска - 27. Поставка вычислительной техники, запасных частей и принадлежностей для Санкт — Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 2 святой Марии Магдалины» в 2022 году
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская больница № 2 святой Марии Магдалины» - 28. Поставка компьютерного оборудования для нужд Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края
Администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края - 29. Поставка компьютерного оборудования.
Администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края - 30. на поставку компьютерной техники для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы № 29
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №29 - 31. Приобретение комплектующих компьютерной техники
федеральное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное управление Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» - 32. Поставка компьютерной техники
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Петродворцового района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр» - 33. Поставка системных блоков.
Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области - 34. Приобретение системного блока
Муниципальное казенное учреждение «Управление гражданской защиты города Соликамска» - 35. поставка вычислительной техники
«Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области» - 36. Поставка компьютеров-моноблоков для Комитета финансов администрации Тихвинского района
Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области - 37. 13-4451 На право заключения контракта на поставку компьютерного оборудования согласно техническому заданию (Приложение №1 к Извещению)
Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска - 38. ЗО-2181/13 на поставку компьютерной техники
Управление государственных закупок Тюменской области - 39. Поставка компьютерного оборудования для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж туризма и гостиничного сервиса в 2022 году
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса» - 40. Поставка вычислительной техники
государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краснодаравтодор»
Китайские государственные компании полностью прекратили импорт американской сельскохозяйственной продукции. Соответствующее распоряжение поступило от правительства КНР на фоне очередного витка напряженности между странами.
Приказ Минфина № 126н утвердил условия допуска иностранных товаров вне зависимости от того в одном иностранном государстве или в нескольких они произведены, при закупке товаров по 44-ФЗ, на случай, если товар иностранный, но заявки не подлежат отклонению в силу того, что-то или иное ПП не применяется.
Данный приказ запрещает делать предметом одного контракта, а, следовательно, и включать в один лот товары, входящие и не входящие в перечень, прилагаемый к данному Приказу.
Компьютеры относятся к коду ОКПД2 26.20.15.000. Данный код попадает под действие как ПП-878, так и Приказа №126н, а код программного продукта ОКПД2 58.29.11.000 – нет. Таким образом, коль программное обеспечение тоже является товаром, то закупить его одновременно с компьютерами, не нарушив ПП 878 и приказ Минфина, нельзя.
Что касается предустановленного программного обеспечения, то здесь картина ничем не отличается от закупки отдельных лицензий, поскольку, согласно ПП 1236, запрет действует вне зависимости от формы лицензионного договора.
Преференции, ограничения и запреты
Код 26 содержит большое количество дочерних кодов. Разберемся, какие из них попадают под национальный режим.
Установлен запрет на допуск товаром из иностранных государств по постановлению Правительства №616 для следующих позиций:
- 26.11.30 — Схемы интегральные электронные
- 26.12.30 — Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)
- 26.20.11 — Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника
- 26.20.13 — Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных
- 26.20.14 — Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных
- 26.20.15 — Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода
- 26.20.2 — Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных
- 26.20.40.150 — Устройства числового программного управления
Приказ Минфина №126н устанавливает преференции для товаров из стран ЕАЭС. Если победитель аукциона предлагает иностранный товар, то цена контракта будет снижена от предложенной на 15% для следующих кодов:
- 26.11 (за исключением 26.11.9, 26.11.30) — Компоненты электронные
- 26.12.10 — Платы печатные смонтированные
- 26.12.20 — Платы звуковые, видеоплаты, сетевые и аналогичные платы для машин автоматической обработки информации
- 26.2 (за исключением 26.20.11, 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15, 26.20.2, 26.20.40.150, 26.20.9) — Компьютеры и периферийное оборудование
- 26.30 (за исключением 26.30.9) — Оборудование коммуникационное
- 26.40.1 — Радиоприемники широковещательные
- 26.40.20.110 — Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения
- 26.40.20.120 — Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения без устройств записи и воспроизведения звука и изображения
- 26.40.31.190 — Аппаратура для воспроизведения звука прочая
- 26.40.32.190 — Аппаратура для записи звука прочая
- 26.40.33 — Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения
- 26.40.34.110 — Мониторы, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования
- 26.40.4 — Микрофоны, громкоговорители, приемная аппаратура для радиотелефонной или радиотелеграфной связи
- 26.40.5 — Части звукового и видеооборудования
- 26.51 (за исключением 26.51.9) — Оборудование для измерения, испытаний и навигации
- 26.60 (за исключением 26.60.9) — Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях
- 26.70 (за исключением 26.70.9) — Приборы оптические и фотографическое оборудование
- 26.80.12.000 — Носители данных оптические без записи
- 26.80.13.000 — Носители данных прочие, включая матрицы и основы для производства дисков
- 26.80.14.000 — Карты магнитные
А также на 20% для кодов из списка ниже:
- 26.2 (за исключением 26.20.11, 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15, 26.20.2, 26.20.40.150, 26.20.9) — Компьютеры и периферийное оборудование
- 26.30 (за исключением 26.30.9) — Оборудование коммуникационное
- 26.40.12.000 — Радиоприемники широковещательные, не работающие без внешнего источника питания
- 26.40.31.190 — Аппаратура для воспроизведения звука прочая
- 26.40.4 — Микрофоны, громкоговорители, приемная аппаратура для радиотелефонной или радиотелеграфной связи
- 26.40.52.000 — Части радиоприемной и радиопередающей аппаратуры
- 26.51 (за исключением 26.51.9) — Оборудование для измерения, испытаний и навигации
- 26.60 (за исключением 26.60.9) — Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях
- 26.70 (за исключением 26.70.9) — Приборы оптические и фотографическое оборудование
Если приобретен моноблок (ноутбук)
Налоговое ведомство напомнило, что к прослеживаемым относятся импортные товары, перечень кодов ТН ВЭД которых определен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110. В частности, к прослеживаемым относятся мониторы и проекторы, не включающие в состав приемную телевизионную аппаратуру (код ТН ВЭД 8528).
Что касается моноблока, то его код 8471 «Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные». Он не включен в перечень кодов прослеживаемых товаров. Поэтому моноблок не относится к прослеживаемым товарам.
По нашему мнению, аналогичные выводы следует сделать и в отношении ноутбуков (код ТН ВЭД 8471), а также компьютеров в сборе. При этом если приобретается отдельно монитор и системный блок, то это комплект, в котором монитор относится к прослеживаемым товарам.
Если прослеживаемый товар безвозмездно получен от физлица для собственных нужд
В соответствии с пунктом 3 Положения № 1108 прослеживаемости подлежат товары, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, если они:
-
ввезены на территорию РФ из любой третьей страны (но не только из стран — участниц ЕАЭС) и выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного потребления;
-
ввезены на территорию РФ из любой третьей страны (но не только из стран — участниц ЕАЭС), но не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи:
-
с конфискацией и иным изъятием в пользу РФ;
-
обращением взыскания по решению суда в счет уплаты государственных платежей (таможенных пошлин, налогов и др.);
-
задержанием таких товаров на таможне;
-
-
находятся на территории РФ на дату вступления в силу Постановления № 1110, а ввезены были ранее.
Как отразить в учете расходы?
Согласно Указаниям N 65н расходы на приобретение компьютера в полной комплектации необходимо отражать по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» с отнесением на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Расходы на приобретение крупных узлов и составляющих (процессора, монитора) компьютера, которые в дальнейшем будут приняты к учету как отдельный самостоятельный инвентарный объект, также следует отразить по статье 310.
Если учреждение приобретает отдельные комплектующие и самостоятельно собирает системный блок, происходит закупка материальных запасов, которые впоследствии необходимо списать как вложения в основное средство. Расходы на приобретение материальных запасов относятся на статью 340 КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 14.07.2017 N 02-05-10/44839).
Рассмотрим, как отражаются данные операции в учете, на примерах.
Пример 1. В соответствии с выделенными на текущий финансовый год лимитами бюджетных обязательств казенное учреждение ФСИН заключило договор на поставку четырех компьютеров по цене 45 000 руб. за единицу.
В силу п. 23 Инструкции N 157н, п. 5 Инструкции N 162н компьютер принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной (фактической) стоимости и отражается на счете 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения».
Учет мониторов и системных блоков, как отдельные инвентарные объекты
Учреждение — Государственное автономное города Москвы Информационно-технологический центр. Можно ли учитывать мониторы и системные блоки (СБ) как отдельные инвентарные объекты основных средств. По практике в связи с производственной необходимость часто меняются мониторы или СБ. На некоторых рабочих местах 1 СБ и два монитора. При этом нет необходимости их списания, они используются на других рабочих местах.
Рекомендуем прочесть: Путин 228 Сегодня
Составными частями компьютера являются монитор, системный блок, клавиатура, мышь и т. п. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Так, клавиатура и мышь являются устройствами ввода информации (ввод команд, текста), а монитор – это устройство ее вывода. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта основных средств. Такой порядок следует из пункта 41 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Таблица ОКОФ для офисной техники
В этом пункте статьи рассмотрим таблицу, в которой для удобства бухгалтеров представлены коды по самым популярным видам офисного оборудования (в старой и новой редакциях).
Наименование оборудования | Старый код | Новый код |
Принтер | 143020360 | 320.26.2 |
Сканер | 143020000 | 330.28.23.23 |
МФУ | 143020360 | 320.26.2 |
ПК | 143020229 | 320.26.20.14 |
Ноутбук | 143020224 | 320.26.20.11.110 |
Планшет | 143020224 | 320.26.20.11.110 |
Колонки компьютерные | 143221125 | 320.26.30.11.150 |
Сервер | 143020100 | 320.26.20.14 |
Роутер (модем) | 143313450 | 320.26.30.11.190
320.26.30.23 |
Стационарный телефонный аппарат | 143222134 | 320.26.30.23 |
Устройства для заряжения энергией | 143440142 | 330.26.51.66 |
Проектор | 143322030 | 330.26.70.16 |
Источник питания | 143020000 | 330.28.23.23 |
Мобильный телефонный аппарат | Отсутствует | 320.26.30.22 |
Учет малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8»
Получается, что с учетом понятия существенности и требования рациональности классификация материальных объектов в бухгалтерском учете может выглядеть следующим образом (п. 7.4 ПБУ 1/08, п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 5 ФСБУ 6/2020):
- Несущественные объекты, независимо от срока использования, — это материалы и малоценные основные средства, которые списываются на расходы в момент приобретения.
- Запасы — существенные объекты, используемые менее 12 месяцев. Материалы со сроком службы до года учитываются на счете 10 «Материалы» и списываются на расходы при передаче в производство в том же порядке, как и прежде.
- Основные средства — настоящие, имеющие уникальный инвентарный номер. Это существенные объекты со сроком службы более 12 месяцев, которые сначала поступают на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем вводятся в эксплуатацию. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации.
И тут настало время ввести понятие «Малоценное оборудование и запасы» — так мы будем называть объекты, признанные несущественными в бухгалтерском учете.
Что может попадать в эту категорию? Большинство из того, что ранее было спецодеждой и спецоснасткой, а также мебель, оргтехника, компьютеры, электроинструмент, огнетушители и пр.
Как правило, такие объекты требуют дополнительного контроля, то есть оперативного учета — кому, когда и сколько выдали (п. 8 ФСБУ 5/2019, п. 5 ПБУ 6/01, п. 5 ФСБУ 6/2020).
Рассмотрим особенности учета малоценного оборудования и запасов.
До сих пор мы анализировали только требования бухгалтерского учета, где такой объект списывается на расходы при приобретении.
Но есть еще и налоговый учет по налогу на прибыль, где для признания расходов следует дождаться момента выдачи конкретного инструмента конкретному сотруднику (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). И неважно, что в бухгалтерском учете этот инструмент уже списали в расходы.
Есть еще складской учет, согласно которому инструмент до выдачи сотруднику лежит на складе вместе с другими материалами.
Так что упростить учет малоценных объектов не так-то просто. Пользователи программ 1С уже сталкивались с разным отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете, но в данном случае речь идет не об абстрактных расходах, а о конкретном предмете, который по-прежнему лежит на складе. А складской учет по своей сути всегда единый — сумма может отличаться в бухгалтерском или налоговом учете, но количество должно быть общее.
Для обособленного учета малоценного оборудования и запасов (объектов, признанных несущественными в бухгалтерском учете) в План счетов «1С:Бухгалтерии 8» было решено добавить отдельный счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы» и открыть к нему субсчета:
- 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов» (активный счет). На этом счете отражается вся информация по поступившему малоценному объекту — количество, бухгалтерская и налоговая стоимость;
- 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов» (пассивный счет). На этом счете отражаются расходы на малоценные объекты, при этом количественный учет отсутствует. Счет 10.21.2 выполняет функцию регулирующего счета по аналогии со счетом 02 «Амортизация основных средств».
При поступлении малоценного оборудования и запасов, учтенных на счете 10.21.1, в бухгалтерском учете их стоимость сразу же списывается на расходы, но в корреспонденции с регулирующим счетом 10.21.2. Таким образом, на основном счете 10.21.1 мы видим бухгалтерскую, налоговую стоимость и количество объектов на складе, а на счете 10.21 — обобщенную информацию по этим объектам, которая используется при составлении бухгалтерской отчетности.
При передаче малоценного оборудования и запасов в эксплуатацию или при ином выбытии субсчета 10.21.1 и 10.21.2 автоматически закрываются между собой, а остаток списывается.
Вместе с новыми счетами в программе добавлен новый вид номенклатуры Малоценное оборудование и запасы. Если в документе поступления или в авансовом отчете указать номенклатурную позицию с видом Малоценное оборудование и запасы, то вместо счета учета для такого объекта будет выбираться счет и аналитика затрат, которые будут использованы для отражения расходов в бухгалтерском учете.