Норма минтранса на списание ГСМ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма минтранса на списание ГСМ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Расчет для легковых автомобилей

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

Когда нормативы понижаются

Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:

Критерий

Коридор значения коэффициента

Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов

До 15%

При работе в пригородной зоне

Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах

Как разработать собственные нормы

В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:

  • утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
  • сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
  • оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
  • утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.

Расходы автономного учреждения на приобретение ГСМ отражаются:

  • по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» – в случае приобретения горюче-смазочных материалов в соответствии с закупкой, осуществляемой учреждением (уполномоченным на то работником учреждения) как юридическим лицом;

  • о КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» – в случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение ГСМ с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Указанные коды видов расходов применяются в увязке:

  • со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (применяется в 2018 году);

  • с подстатьей 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (применяется с 2019 года).

Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля

При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет — имеются варианты:

  • когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
  • если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).

С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2021 год

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Читайте также:  Налоговые льготы для ИП в 2023 году Челябинская область
Субъект Российской Федерации или его часть Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок, не более, %
Москва 01.11–31.03
Белгородская область 15.11–15.03
Брянская область 01.11–31.03
Владимирская область 01.11–31.03
Воронежская область 01.11–31.03
Ивановская область 01.11–31.03
Калужская область 01.11–31.03
Костромская область 01.11–31.03
Курская область 01.11–31.03
Липецкая область 01.11–31.03

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Зимний расход топлива.

1. Зимний расход топлива – это расход топлива автомобиля на его работу в зимнее время. Определяется базовой нормой расхода топлива и добавкой к этой базовой норме определенного процента в зависимости от климатической зоны в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Нормативные значения базовой нормы расхода топлива для всех типов автомобилей и предельные величины зимних надбавок приводятся в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (редакция от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.»

2. Предельные значения зимних надбавок приведены в таблице.

N пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
1 2 3 4
I. Центральный
1 Москва 5.0 01.XI…31.III 10
2 Белгородская обл. 4.0 15.XI…15.III 7
3 Брянская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
4 Владимирская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
5 Воронежская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
6 Ивановская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
7 Калужская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
8 Костромская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
9 Курская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
10 Липецкая обл. 5.0 01.XI…31.III 10
11 Московская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
12 Орловская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
13 Рязанская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
14 Смоленская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
15 Тамбовская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
16 Тверская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
17 Тульская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
18 Ярославская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0 01.XI..31.III1 10
20 Республика Карелия 5.5 01.XI…15.IV 12
21 Республика Коми 6.0 01.XI…30.IV 15
г. Воркута с прилегающим административным районом 6.5 15.XI…30.IV
22 Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) 6.0 01.XI…30.IV 15
23 Вологодская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
24 Калининградская обл. 4.0 15.XI…15.III 7
25 Ленинградская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
26 Мурманская обл. 6.0 01.XI…30.IV 15
27 Новгородская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
28 Псковская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
29 Ненецкий автономный округ 6.0 15.X…15.IV 18
III. Северо — Кавказский
30 Ставропольский край 3.5 01.XII..15.III 5
31 Республика Дагестан 3.0 01.XII…1.III 5
32 Республика Ингушетия 3.0 01.XII…1.III 5
33 Чеченская Республика 3.0 01.XII…1.III 5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0 01.XII…1.III 5
35 Карачаево-Черкесская Республика 3.0 01.XII…1.III 5
36 Республика Северная Осетия — Алания 3.0 01.XII…1.III 5
IV. Южный
37 Ростовская обл. 4.0 15.XI..15.III 7
38 Республика Адыгея 3.0 01.XII…1.III 5
39 Астраханская обл. 5.0 15.X…15.III 10
40 Волгоградская обл. 5.0 15.X…15.III 10
41 Республика Калмыкия 5.0 15.X…15.III 10
42 Краснодарский край 3.0 01.XII…1.III 5
43 Республика Крым 4.0 01.XI..01.III 5
V. Приволжский
44 Республика Башкортостан 5.5 01.XI…15.IV 12
45 Республика Марий Эл 5.0 01.XI..31.III 10
46 Республика Мордовия 5.0 01.XI..31.III 10
47 Республика Татарстан 5.0 01.XI…31.III 10
48 Удмуртская Республика 5.0 01.XI…31.III 10
49 Чувашская Республика 5.0 01.XI…31.III 10
50 Кировская обл. 5.5 15.X…31.III 12
51 Нижегородская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
52 Оренбургская обл. 6.0 15.X…15.IV 15
53 Пензенская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
54 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) 5.5 01.XI…15.IV 10
55 Самарская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
56 Саратовская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
57 Ульяновская обл. 5.0 01.XI…31.III 10
58 Коми-Пермяцкий автономный округ 6.0 15.X…15.IV 18
VI. Уральский
59 Курганская обл. 5.5 01.XI…15.IV 10
60 Свердловская обл. 5.5 01.XI…15.IV 10
61 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) 5.5 01.XI…15.IV 12
62 Челябинская обл. 5.5 01.XI…15.IV 10
63 Ханты-Мансийский автономный округ 6.5 15.X…30.IV 18
64 Ямало-Ненецкий автономный округ 6.5 15.X…30.IV 18
VI1. Сибирский
65 Республика Алтай 5.5 01.XI…15.IV 15
66 Республика Бурятия 6.0 01.ХI…З0.V 18
67 Республика Тува 6.0 01.ХI…30.IV 18
68 Республика Хакасия 6.0 01.ХI…30.IV 18
69 Алтайский край 5.5 01.XI…15.IV 15
70 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) 5.5 01.XI…15.IV 15
71 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) 6.0 01.ХI…30.IV 18
72 Кемеровская обл. 6.0 01.ХI…30.IV 15
73 Новосибирская обл. 5.5 01.XI… 15.IV 12
74 Омская обл. 5.5 01.XI… 15.IV 12
75 Томская обл. 5.5 01.XI… 15.IV 12
76 Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) 6.0 01.ХI…30.IV 18
77 Таймырский автономный округ 7.0 15.X…15.V 18
78 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 6.0 01.ХI…30.IV 18
79 Эвенкийский автономный округ 7.0 15.X….15.V 18
80 Агинский Бурятский автономный округ 6.0 01.ХI…30.IV 18
VIII. Дальневосточный
81 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) 7.0 15.X…15.V 20
82 Приморский край 5.5 01.XI…15.IV 12
83 Хабаровский край 5.5 01.XI…15.IV 12
Охотский район 6.5 15.X…30.IV 18
84 Амурская обл. 6.0 01.XI…30.IV 15
85 Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) 6.0 01.XI…30.IV 15
86 Магаданская обл. 6.5 15.X…30.IV 18
87 Сахалинская обл.- южная часть 5.0 15.XI…15.IV 12
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) 6.0 01.XI…30.IV 15
88 Еврейская автономная обл. 5.5 01.XI…15.IV 12
89 Корякский автономный округ 6.0 01.XI…30.IV 15
90 Чукотский автономный округ 6.5 15.X…30.IV 20
91 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0 01.XI…31.V 20
Читайте также:  Пени в платежном поручении в 2023 году

3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р).

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 °C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Читайте также:  Пособие при рождении 3 ребенка в 2023 году в Краснодарском крае

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Факторы, влияющие на расход топлива. Формула расчета

Трактор МТЗ 82 расход топлива на 1 моточас и 100 км.
К сожалению, этой машины не хватало для наших работ, так как наше хозяйство постепенно расширялось, и приходилось дополнительно работать с вилами и лопатами. Если производить дополнительно погрузку или разгрузку данных грунтов, то для всех экскаваторов на базе МТЗ расход будет равен 4,6 литрам за 1 час работы.

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Нормирование расходов по топливу и ГСМ

Нормирование расходов на ГСМ применяется субъектами хозяйствования на добровольной основе. Предельные значения лимитов могут быть установлены несколькими способами, в т.ч.:

  • на основании рекомендаций Минтранса;

  • по информации, полученной от завода-изготовителя;

  • по собственным данным, которые подтверждаются выводами внутренней комиссии, проводившей контрольные измерения расхода по конкретному автомобилю в разных условиях.

Нормирование топлива позволяет компаниям, имеющим или эксплуатирующим в своей деятельности автотранспорт, получить следующие выгоды:

  • нормы расходы топлива устанавливаются с учетом модели и марки автомобиля, технических особенностей конкретного типа транспортного средства, это дает возможность не тестировать всем субъектам предпринимательства новые автомобили для выяснения контрольного лимита затрачиваемого топлива;

  • применение рекомендованных Минтрансом нормативов позволяет избежать возможного спора с налоговиками в вопросах списания топлива;

  • единые нормативы могут быть откорректированы на поправочные коэффициенты, чтобы учесть в расходе особенности эксплуатации транспортного средства (в этом аспекте рассматривается, например, время года, особенности местности, возраст автомобиля, продолжительность простоя).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *