Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать жалобу в Конституционный суд РФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Жалоба в КС РФ подается через Секретариат Конституционного Суда, который подвергает полученную жалобу изучению на предмет выявления ошибок. Причем Конституционный суд, в отличие от судов первой инстанции, крайне не лоялен к ошибкам и неточностям в жалобе. Наличие лакун в оформлении влечет за собой отказ в приеме и возврат жалобы заявителю.
Адвокаты Коллегии адвокатов «Отчерцова и партнеры» готовы предложить своим доверителям следующую помощь по обращению с жалобой в Конституционный Суд РФ:
- изучение материалов дела заявителя;
- выработка правовой позиции и оценка целесообразности обращения с соответствующим требованием в Конституционный Суд РФ (в т.ч. для перспектив дальнейшего судебного разбирательства);
- анализ фактической стороны дела заявителя;
- оценка допустимости жалобы и «потенциальной» неконституционности правовых норм, подлежащих обжалованию;
- анализ системного толкования оспариваемых норм в правоприменительной практике;
- анализ практики Конституционного Суда РФ по аналогичным жалобам;
- составление и направление жалобы, взаимодействие с секретариатом Конституционного Суда РФ;
- представление интересов заявителя непосредственно в Конституционном Суде РФ.
Какие документы нужно приложить к иску в Конституционный суд
К судебному обращению могут прикладываться следующие документы:
- акт или постановление, которое необходимо проверить на соответствие положениям Конституции;
- квитанцию об уплате пошлины (для физических лиц – 450 рублей, для представителей бизнеса – 6750 рублей);
- если заявитель действует через представителя, то нужно предоставить нотариально заверенную доверенность с полным перечнем полномочий;
- иные материалы, подтверждающие правоту позиции заявителя.
Документы, прилагаемые к иску, подаются в единственном экземпляре. Некоторые бумаги могут быть предоставлены в электронном виде, а не в письменном. Определенная категория лиц освобождается от уплаты пошлины при подаче жалобы. Среди них:
- удостоенные звания Герой РФ или СССР;
- бывшие заключенные концлагерей;
- владельцы ордена Славы;
- участники ВОВ.
Полномочия Конституционного суда РФ
К полномочиям Конституционного суда РФ относится:
- разрешение дел на предмет соответствия основному закону РФ – Конституции РФ иных нормативно-правовых актов, а именно, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами госвласти; международных договоров РФ, которые не вступили в силу;
- разрешение споров о компетенции, которые возникают между органами госвласти;
- проверка на соответствие конституции закона, который применяется в конкретном деле. Соответствующая проверка проводится по жалобам, предметом которых является нарушение конституционных прав и свобод граждан;
- проверка конституционности закона, который подлежит применению судом при разрешении конкретного дела. В данном случае проверка проводится, в связи с запросом судов;
- рассмотрение вопроса о том, может ли быть исполнено решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. В указанном случае основанием для разрешения соответствующего вопроса является запрос федерального органа исполнительной власти, наделенного соответствующей компетенцией, связанной с обеспечением деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе, который защищает права и свободы человека, жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ;
- толкование основного закона РФ;
- в случае выдвижения обвинения против Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления дает заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения;
- если какой-то вопрос выносится на референдум РФ, то Конституционный суд РФ проверяет, соответствует ли Конституции РФ соответствующий вопрос;
- выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- осуществление иных полномочий.
После какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ?
О том, после какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ, соответствующий закон не содержит указаний. Однако, одним из оснований для обращения в Конституционный суд РФ является завершенность рассмотрения дела, т.е., что дело рассмотрено.
Согласно складывающейся практике, Конституционный суд РФ отказывает в принятии жалобы, если рассмотрение дела не завершено.
Как можно заметить из постановлений Конституционного суда РФ, кто-то обращается в данный суд после того, как дело рассмотрено Верховным судом РФ, а кто-то – после апелляционного решения суда. Гражданин может обратиться в Конституционный суд РФ после вынесения решения судом первой инстанции, но в этом случае необходимо будет, чтобы решение суда вступило в законную силу.
Целесообразнее обжаловать решения судов первой инстанции, а после вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции принимать решение о необходимости подачи жалобы в Конституционный суд РФ.
Порядок рассмотрения апелляции в Конституционном суде
Процесс рассмотрения ходатайства и требуемых документов и принятия по ним финального решения осуществляется в несколько этапов:
- Предоставление всех документов в канцелярию судейской коллегии, в процессе которого ответственные юристы, являющиеся помощниками судей, тщательно проверят корректность оформления, подлинность и комплектность всех требуемых бумаг. Когда они выявляют какие-либо неточности и ошибки, документы не принимаются к работе над ними и возвращаются заявителю на доработку. Такая процедура будет повторяться до тех пор, пока все ошибки не будут устранены. Именно для таких случаев рекомендуется обращаться к профессионалам.
- После приёма документации стартует этап предварительного изучения всех обстоятельств дела судейской коллегией минимум из 3, максимум из 12 представителей власти. Данный процесс в юридической практике для граждан является финальным, для судей важно не допустить какие-либо неточности со своей стороны, поэтому анализ документации длится до 90 суток, и только после этого назначается первичное слушание по делу.
- На конкретную дату вызываются все участники процесса, по запросу секретариата суда, и начинается рассмотрение дела в судебном заседании. Каких-то отличительных особенностей от работы первичной и вторичной инстанций здесь не выявляется, дело слушается в обычном режиме.
- После проведения слушаний, анализа всех документов и выступления каждого заявленного свидетеля коллегия выносит вердикт после совещания, на основании которого решение суда вступает в законную силу. Данный документ зачитывается в зале суда, а копия его рассылается по почте, заказным письмом, всем неявившимся на объявление резолюции участникам процесса.
- Как правило, решение, вынесенное Конституционным судом, не нуждается в комментариях и выносится уже как аксиома, не подлежащая обжалованию. Таким образом, завершается судебный процесс для каждой из сторон.
Исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты
Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или, в случае если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый НПА, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с его применением, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав лица.
Например, таким исчерпанием не признается представление в Конституционный Суд РФ только решений судов первой и апелляционной инстанций.
Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).
Основанием к рассмотрению обращения является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положения статьи 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об ограничении прав граждан, курящих табак» (далее – Федеральный закон от 8.02.98).
Иванов И. И. (Истец) обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Маргарита» (Ответчик) о признании незаконным отказа в приеме на работу на должность начальника отдела продаж. Свое требование Истец мотивировал тем, что он соответствует всем требованиям, которые работодатель указал в объявлении о приеме на работу, размещенной в газете «Медный всадник». При отказе в приеме на работу представитель работодателя в качестве единственного основания отказа в приеме на работу назвал тот факт, что Истец ежедневно выкуривает 15-20 сигарет.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 28.04.10 по делу № 2-140/10 в иске Иванову И. И. отказано. Свой отказ суд мотивировал тем обстоятельством, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 8.02.98, граждане, потребляющие в день более 10 сигарет, подвергаются ограничениям в трудовых правах. Помимо прочего, они не вправе иметь в подчинении более 5 человек, а штат отдела продаж Ответчика согласно штатному расписанию, составляет 8 человек. В настоящее время на решение от 28.04.2010 г. подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд.
По мнению Заявителя, вышеизложенный смысл статьи 16 Федерального закона от 8.02.98, придаваемый ему правоприменительной практикой, нарушает право заявителя на свободный труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации), и принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Статья 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим ограничения, связанные с занятием определенных должностей либо работе по определенной специальности должны носить объективный характер. Заявитель считает, что ограничение его права на занятие должности, предполагающей управление персоналом численностью более 5 работников не имеет объективного характера и не соответствует требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Одно из требований части 3 статьи 55 Конституции – соразмерность ограничений прав человека («только в той мере, в которой это необходимо…»). В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2008) «Об ограничении курения табака», курение на рабочих местах запрещено, в соответствии с частью 2 данной статьи, «на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака». Статья 7 этого же закона предусматривает комплекс мер, направленных на пропаганду знаний о вреде курения. Отсюда применительно к такому явлению как курение табака, конституционные ценности «нравственность», «здоровье», «права и законные интересы других лиц» в смысле, придаваемым им частью 3 статьи 55 Конституции РФ, получили надлежащую защиту в действующем законодательстве.
Заявитель считает, что пристрастие к курению – личное дело каждого человека, и в том случае, если он не наносит вреда другим лицам, его права не могут быть ограничены.
Право на свободный труд предполагает в том числе и гарантии работнику против необоснованного отказа от заключения трудового договора. Заявитель считает, что под видом нежелания видеть в своем штате работника, злоупотребляющего табаком, работодатель может необоснованно отказывать в приеме на работу лиц по иным, в том числе дискриминационным основаниям (цвет кожи, национальность, происхождение и т. п.). Кроме того, Заявитель считает, что подобное положение закона ограничивает и свободу работодателя в поиске нужных ему работников, в зависимости от наличия у последних пристрастия к курению.
Статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации устанавливается принцип равенства всех пред законом и судом. Часть 1 статьи 19 соответствует положениям международных актов о правах человека, в частности, статье 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., статье 14 и части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
Неспособность лица, ежедневно употребляющего определенный объем табака, занимать определенные должности, влечет возникновение необоснованных преимуществ в трудовых отношениях у лиц, не потребляющих табак. Более того, в законе отсутствует четкий механизм подтверждения факта выкуривания гражданином определенного числа сигарет в день, равно как факта регулярности курения и эквивалентности вреда от разных видов сигарет. Такое положение необоснованно ставит курящее лицо в более худшее положение по сравнению с некурящими работниками, а также создает возможность неодинакового применения закона по отношению к различным категориям курящих лиц. Следовательно, оспариваемое положение закона, противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей равенство всех перед законом и судом.
Следовательно, положение части 1 статьи 16 Федерального закона «Об ограничении прав граждан, курящих табак», как исключающее для лиц, выкуривающих более 10 сигарет в день, занимать должности, предполагающие нахождение у них в подчинении 5 и более человек, не соответствует статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
ПРОШУ:
Признать положения п. 1 статьи 16 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ » Об ограничении прав граждан, курящих табак» как исключающее для лиц, выкуривающих более 10 сигарет в день, занимать должности, предполагающие нахождение у них в подчинении 5 и более человек, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1), 55 (часть 3).
Приложение:
- Копии жалобы в 3 экземплярах.
- Текст акта, подлежащего проверке (на 30 страницах) и его копии в 3 экземплярах.
- Доверенность № 1234 от 9.09.04 и ее копии в 3 экземплярах.
- Нотариально удостоверенная копия удостоверения адвоката Максимова Максима Максимовича № 223/36 от 12.11.03 и ее копии в 3 экземплярах.
- Нотариально удостоверенная копия диплома кандидата юридических наук Максимова Максима Максимовича Серия АБВ № 123 от 12.11.03 и ее копии в 3 экземплярах;
- Документ об уплате государственной пошлины в размере 450 рублей и его копии в 3 экземплярах.
- Решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 28.04.10 по делу № 2-140/10 и его копии в 3 экземплярах.
В каких случаях документы могут не принять?
Первоначально требование попадает в Секретариат, где его проверяют на предмет соответствия требованиям нормативных актов. В случае наличия оснований для отказа в принятии, документ возвращают заявителю. Это не лишает возможности обратиться повторно.
Основания для отказа в принятии иска:
- неподведомственность дела КС в России;
- нарушение формы;
- заявитель не уполномочен на обращение;
- не оплачена госпошлина.
Но даже если Секретариат пропустил заявление дальше, то там ее тоже могут не принять к рассмотрению по следующим причинам:
- ранее КС РФ уже вынес постановление по аналогичному вопросу;
- предмет спора не подведомственен данной инстанции;
- недопустимость текста в соответствии с законом.
Адвокат подготовит жалобу в конституционный суд таким образом, что ее не вернут на доработку, и время не будет потеряно.
Процедура принятия заявления к производству Конституционного Суда во многом схожа с процедурой допуска в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
На начальной стадии Секретариат Конституционного суда проверяет допустимость жалобы к рассмотрению. Жалоба будет принята к рассмотрению в случае, если:
- ее предмет относится к компетенции КС РФ;
- автор жалобы прошел все положенные процедуры обжалования, включая надзорную;
- жалоба содержит достаточную аргументацию;
- жалоба подана с соблюдением годичного срока с момента вынесения последнего решения в процедуре обжалования.
Отдельно о госпошлине
Вопросы оплаты госпошлины по жалобам, адресованным Конституционному Суду РФ, регламентируются ст. 333.23 НК РФ и ст. 39 Закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Мнение эксперта
Козлов Андрей Кириллович
Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Размер госпошлины варьируется в зависимости от статуса заявителя. Так, для юридических лиц госпошлина будет составлять 6750 рублей, а для физических – 450 рублей.
Конституция РФ гласит, что у каждого гражданина есть законное право защищать свои интересы в судебных инстанциях. Увы, даже сегодня, эффективность работы некоторых представителей данной системы далека до совершенства.
Разумеется, для обжалования решения можно подать апелляцию, кассацию или надзорную жалобу, но что делать, если, ни одна из этих мер не принесла желаемого результата?
По различным категориям дел существуют свои тонкости и нюансы.
Можно привести пример, когда пересмотр дела производится по уголовному делу и гражданин осужден к отбыванию срока. В ходе рассмотрения дела в Конституционном суде будет не только рассмотрено, какие нормы были нарушены, но и учтены все доказательства, которые явились основанием для вынесения решения по делу (использование оружия, медицинские заключения, осмотр прочих вещественных доказательств). Всё время уточнения существенных условий для дела человек будет содержаться под стражей.
Новость об отмене решения суда будет направлена почтой заявителю и опубликована в Вестнике КС РФ.
Следует сказать, что если представитель или сам заявитель не могут присутствовать при рассмотрении дела, то следует указать на весомые аргументы, которые препятствуют непосредственному участию. Человек вправе самостоятельно определить эти обстоятельство (например, имеет ограничения по здоровью, при этом обязательно должно быть приложено заключение медицины).
Жалоба в Конституционный суд РФ
Перед тем, как поговорить более подробно на тему того, что нужно знать перед подачей и как составляется жалоба в Конституционный суд РФ, стоит определить причины и ситуации, при которых вам, скорее всего откажут в рассмотрении проблематики вашего дела в КС РФ. Не редко на практике встречаются случаи, когда комиссариат КС РФ отказывает заявителю в передаче жалобы на рассмотрение судьями. Иногда такая жалоба пропускается дальше, но судейская комиссия все-равно не дает ход. Почему же такое происходит? Все дело даже не в том, что во время составления жалобы были допущены грубые ошибки. Причина может скрываться в самом вопросе, с которым вы обратились в Конституционный суд. Здесь стоит понимать, что при указанной постановке проблемы даже многократные повторные обращения в КС РФ с переделанными, усовершенствованными и доработанными жалобами не дадут положительного результата.
Для того, чтобы вы смогли перестраховать себя от возможного допускания таких ошибок и для более вероятной гарантии положительного исхода ваших стараний, давайте рассмотрим, в каких случаях Конституционный суд Российской Федерации скорее всего откажет вам в рассмотрении вашей жалобы и более детального изучения вашего дела? Итак, к причинам отказа по нецелесообразности обращения можно отнести следующие причины:
- неправильные акценты на не стоящих обстоятельствах;
Иногда, граждане прочитают в мировой сети интернет о том, как составляется жалоба в Конституционный суд РФ и тут же берутся самостоятельно составлять непосредственно сам текст такой жалобы, ориентируясь и максимально подробно описывая свои собственные переживания, поступки, умозаключения. На деле суд ответит вам, что не в его компетенции исследовать обстоятельства дела и личностные чувства.
- жалоба на несовершенство действующего законодательства;
В действительности Конституционный суд Российской Федерации занимается решением вопросов о том, чтобы принимать поправки и изменения в действующее законодательство. Но текст такой жалобы должен быть внимательно составлен, а в смысловой части должны быть использованы правильные формулировки. Вот почему есть смысл в том, чтобы воспользоваться поддержкой профессионала в данном вопросе.
- жалоба с целью перепроверить конкретное решение суда;
Стоит четко понимать, что Конституционный суд функционирует для того, чтобы давать оценку положениям действующего законодательства. Если же заявитель просит пересмотреть его дело, выражает сомнения относительно правильности вынесенного решения, то суд может отказать в рассмотрении материалов дела и не удовлетворить требования жалобы, сославшись на то, что вы не осведомлены в том, как подается жалоба в Конституционный суд РФ и о том, в каких случаях этого делать не стоит в силу абсурдности проблематики поставленного вопроса к органу, который не имеет компетенции для решения вашей проблемы. Тут следует понимать, насколько важную роль может сыграть профессиональная помощь и правильно составленные юридические формулировки.
- существует процессуальная практика для рассмотрения вопроса другими органами, а сам вопрос вне компетенции КС РФ;
Нормативное регулирование
Рассматривая нормативное регулирование подачи обращения гражданами Российской Федерации, стоит отметить то, что такой запрос (жалоба или ходатайство) должен быть подан только в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Актами нормативного характера, которые регулируют отдельные аспекты вопросов, связанных с созданием и подачей обращений в Конституционный Суд РФ, в настоящее время являются:
- Конституция РФ.
- ФЗ «О Конституционном Суде».
- Налоговый кодекс РФ.
В некоторых индивидуальных случаях процесс может быть регламентирован и некоторыми другими актами, в зависимости от того предмета, по отношению к которому создается обращение.
При составлении таких обращений заявители могут ссылаться не только на привычные источники законных норм, но также и на другие акты, в числе которых нередко присутствуют:
- ссылки на иностранную практику в аналогичных процессах;
- правовые позиции Конституционного Суда.