Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
На каких ТС можно ездить без прав
В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
Можно ли ездить на скутере без прав?
Скутер, официальная терминология «мопед», транспорт молодежи. Статистика аварийности с участием мопедов, высокий травматизм среди детей и подростков заставили законодателей задуматься об упорядочении вождения этих механизмов, ограничении возраста допуска к управлению ими. В 2013 году были введены права на скутер — категория «М».
С 05.10.2013 г. в закон № 196 «О БДД» внесены изменения. Увеличено количество подкатегорий водительских удостоверений (прав). На все специализированные транспортные средства, сгруппированные в 4 основные категории от «А» до «D», требуется получение отдельного удостоверения.
Печальным событием стало введение отдельной категории «М» — на право управления мопедами. Чтобы их получить необходимо пройти обучение и сдать экзамен в ГИБДД. Второй неприятностью для подростков стало ограничение по возрасту, с которого допускается управление скутером – 16 лет.
Этими мерами удалось значительно снизить количество малолетних водителей на дорогах.
Что говорится об этом в российском законодательстве?
Введя пункт о получении прав на управление мопедом, законодатель подкорректировал п. 1.2. ПДД, дающий определение транспортного средства. Ранее мопеды с объемом двигателя менее 50 кубов не считались транспортным средством. С 2013 они таковыми являются.
По признаку мощности ДВС/электродвигателя и максимальной скорости к мопедам относятся велосипеды, оснащенные электродвигателями мощностью свыше 0,25 КВт, развивающие скорость более 50 км/ч.
Расширив понятие транспортных средств, законодатель снял противоречия, появившиеся после введения для управления скутером категории «М».
Какие нужны документы для управления скутером до и свыше 50 кубов?
В ПДД России нет сленгового понятия «скутер». Есть привычные определения: «мопед», «мотоцикл».
Разграничение между транспортными средствами проводится по:
- объему двигателя (или мощности в КВт);
- скорости движения.
Привычная футуристическая форма мопеда, стилизованного под мотороллер, под которой понимается скутер, может относиться к двум различным категориям ТС. Требования к ним предъявляются разные.
Мопеды не подлежат обязательному прохождению техосмотра, государственной регистрации в качестве ТС с выдачей госномера.
При езде на скутере каких-либо документов, кроме удостоверения «М», при себе иметь не надо.
Если двигатель мопеда больше 50 см3, то это уже мотоцикл. Для управления им у водителя должны быть:
- права категории «А»;
- свидетельство о прохождении ТО;
- договор ОСАГО;
- на самом мотоцикле должен быть установлен государственный номер.
Со скольки лет можно управлять скутером?
Самое очевидное – это то, что транспортным средством назвать ни язык не поворачивается, ни действующие на 2022 год законы к таковому не относят. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски и прочее – очевидно, для всего этого права не требуются, потому что их оседлавшие всё ещё имеют статус пешеходов.
При получении водительских прав впервые или при открытии в них новой категории кандидаты в водители или водители со стажем должны пройти медицинское освидетельствование. Оно происходит во время прохождения специальной медкомиссии.
После изменения правил выдачи ВУ с 05.11.2021 будущий водитель должен обязательно пройти обучающие курсы в автомобильной школе и стать обладателем прав категории М (мопед, скутер), имеющие свои особенности: Со скольки лет разрешается ездить на мопеде (скутере)?
Для начала нужно оформить документы, после чего кандидат может приступать к освоению программы. Процесс обучения состоит из теоретической (72 часа) и практической части (30 часов, из них 18 – вождение). Срок получения знаний может отличаться в зависимости от выбранной организации.
Если у Вас есть категория B, то просто замените права на новые. Если в медсправке будет открыта категория М, то и в права ее поставят.
Кроме того, данный перечень включает ТС:
- развивающие скорость не больше 50 км/ч;
- имеющие электродвигатель (мощность 0,25 – 4 кВт);
- оснащенные двигателем с объемом до 50 кубов.
Электроскутер в новых поправках к ПДД стал считаться разновидностью мопеда, поэтому управлять им можно только при наличии ВУ.
Итак, категория «М» автоматически открывается у всех водителей, сдавших какой-либо экзамен в ГИБДД. Однако некоторым водителям управлять мопедами все же запрещено. Ограничение накладывается по медицинским противопоказаниям. Дело в том, что в правах напротив категории «М» в столбце №12 может быть проставлена отметка ML, запрещающая управление мопедами и скутерами.
Порядок получения водительских прав
Получить права категории М, А или А1 можно, следуя нормам 196-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097. В соответствии с их положениями, чтобы получить права на мопед или скутер, соискатель должен:
- удовлетворять требованиям по возрасту;
- иметь медицинские показания к управлению ТС.
Последовательность действий, необходимых для того, чтобы открыть категорию М, А и А1 для управления скутером или мопедом:
- Получить медицинское заключение.
- Пройти курс обучения ПДД и навыкам управления ТС в мотошколе.
- Сдать экзамены (теоретическую и практическую части, их принимают уполномоченные сотрудники ГИБДД).
- Уплатить госпошлину.
- Сдать документы в подразделение ГИБДД для получения водительских прав.
Типовой перечень документов для получения водительских прав:
- заявление;
- паспорт;
- свидетельство о прохождении обучения;
- медицинское заключение по форме № 083/У.
Проверка сотрудниками ДПС – как было раньше, как проверяют сейчас
Управление скутером возможно только с имеющимися правами, в которых минимум открыта категория «М». Раньше удостоверения не требовалось, если объем двигателя не больше 50 кубов.
Теперь инспекторы в обязательном порядке проверяют права, а если есть подозрения, что объем транспорта превышает минимальный размер, он также пробивается по базе через VIN-номер.
Если же сотрудник ДПС неправильно определил от скольки кубов считается объем двигателя и иные технические параметры вашего скутера и незаконно выписал штраф, вы можете оспорить протокол в стандартном порядке.
Внимание! На дорогах РФ огромное число скутеров, мощностные параметры которых были незаконно изменены в большую сторону. При этом сотрудник ДПС как правило не может в полевых условиях определить факт переделки. Но если радаром будет зафиксирована несвойственная скутеру скорость, а также при ДТП транспорт может быть отправлен на техническую экспертизу, которая вскроет обман с соответствующими последствиями. Поэтому, если мощность вашего скутера больше официальной, то остерегайтесь незаконной возможности более быстрой езды.
Достаточно часто покупают малолитражные скутера за рубежом, потому что, как правило, там они стоят дешевле и практически всегда находятся в лучшем состоянии. Однако, это все подходит для сравнения, если человек приобретает б/у мопед. Если же это новый — его состояние будет естественно отличным от бэушного.
При покупке за рубежом оформляется специальный документ, с помощью которого подтверждается тот факт, что мопед был ввезен в страну легальным образом. Не стоит забывать, что документы о «растаможке» должны быть оформлены на владельца скутера.
После этого можно отправляться на регистрацию транспортного средства в ГИБДД. Там, после всей процедуры оформляется технический талон, и выдаются номера, которые закрепляются сзади. Технический талон является тем документом, который должен быть у водителя всегда при движении по дороге.
Подведя итог, следует сказать, что с 2017 года в соответствии с законом, скутера приравниваются к механическим транспортным средствам (даже малолитражные), а это значит, что они проходят регистрацию в ГИБДД. Это возможно, как с наличием всех документов, так и с их отсутствием. Стоит отметить, что во втором случае процедура является гораздо дольше и сложнее. Также следует запомнить, в соответствии с изменениями в российском законодательстве управлять мопедом можно начиная с 16-ти лет.
Права на скутер и мопед в зависимости от объема двигателя
Так как и «мопед», и «мотоцикл» относятся к механическим транспортным средствам, то их водитель, согласно п. 2.1.1 ПДД РФ, должен иметь при себе и предъявить по требованию сотрудника ГИБДД водительское удостоверение, подтверждающие право на управление ими. Соответственно, вне зависимости от объема двигателя мопеда или мотоцикла у водителя должны быть права.
Соотношение категорий транспорта и водительских категорий, обозначаемых большими латинскими буквами (А, В, С, D) расписано в п. 1 ст. 25 ФЗ «О безопасности…» от 10.12.1995 № 196.
Для управления мопедом (при объеме двигателя до 50 см3 и скорости до 50 км/ч) необходимо иметь права категории «М», для управления мотоциклом (при объеме двигателя более 50 см3 либо скорости свыше 50 км/ч) категории «А». Существует еще категория «А1», о которой мы уже упоминали и подробнее расскажем ниже.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Если же вы хотите иметь права категории А, то, во-первых, вам должно исполниться 18 лет, во-вторых, вы должны пройти обучение в автошколе. Вам в обязательном порядке надо будет пройти обучение в количестве 6 часов теоретических занятий. А так же уроки вождения в количестве 6 часов, если планируете ездить с автоматической коробкой передач, или 8 часов практики, если ваше транспортное средство оснащено механической трансмиссией. После курсов, вам придется сдать практический экзамен.
Если же у вас есть подкатегории А1 и стаж вождения не меньше 2–х лет, экзамены в инспекции сдавать не требуется.
Права категории А дадут вам право управлять любым, двух-, трех- или четырех – колесным транспортным средством мощность и скорость которых меньше, чем у легковых автомобилей. За исключением обычных квадрициклов и трициклов.