Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая надбавка за высшую категорию врача». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размер надбавки за квалификационную категорию напрямую зависит от должности медицинского служащего и исчисляется от установленного оклада. Влияет на размер выплат и объем выделенного учреждению финансирования на отчетный период.
Сколько полагается и от чего зависит надбавка
Каждая медицинская организация имеет возможность самостоятельно определять процентные ставки и размер выплат за категорию, придерживаясь рекомендаций вышестоящих министерств и ведомств. Все компенсационные и стимулирующие надбавки медработников, их величина, порядок начисления и выплаты прописываются в локальных нормативах каждой здравоохранительной организации — коллективном договоре и положениях об оплате труда. Эту же информацию по каждому работнику закрепляют в трудовых соглашениях или эффективных контрактах.
В таблице представлены рекомендованные значения надбавок.
Категория | Процентные ставки медработникам за категории |
---|---|
Высшая | 30 % |
Первая | 20 % |
Вторая | 15 % |
Надбавки медработника за выслугу лет и за стаж
Надбавки медработникам за выслугу лет и за имеющийся стаж утверждены ТК РФ и нормативными документами министерства здравоохранения. Во всех медицинских организациях существует Положение по оплате труда и в нем указаны сведения о системе оплаты труда конкретно в данном заведении, процедуре начисления и возможностях назначения всевозможных надбавок, компенсаций и премий.
Внимание! Основным документом исчисления стажа работы является трудовая книжка, которая оформляется сотруднику в первый рабочий день.
К выслуге лет относится промежуток времени работы в бюджетной организации на соответствующей должности. Список лиц, рассчитывающих на назначение надбавки, их стаж для расчета размера выслуги, суммы доплат строго обозначены. Стоит отметить, что надбавка за выслугу лет положена тем медработникам, которые работают по совместительству
Общая сводка по выплатам: разбираем виды выплат
Чтобы у вас перед погружением в материал возникла ясная картина о надбавках, мы представили краткую схематическую информацию о выплатах в таблице:
Федеральные надбавки в твердой сумме | Федеральные надбавки в «процентах» | Региональные надбавки |
---|---|---|
От 25 000 до 80 000 рублей в зависимости от должности | От 20% до 100% от среднемесячного дохода по соответствующей должности в субъекте РФ | Размер устанавливается соответствующим актом субъекта РФ |
Все субъекты РФ | Все субъекты РФ, кроме Москвы | Установлены во многих субъектах РФ |
Медицинские организации, оказывающие:
+ Организации, предоставляющие транспортные услуги при оказании скорой медицинской помощи |
Медицинские организации, оказывающие:
|
Регулируется актом субъекта РФ |
Организации любой формы собственности, в том числе частные | Организации любой формы собственности, в том числе частные (с учетом изменений, внесенных в ПП РФ № 415 от 29.05.2020) | Устанавливается актом субъекта РФ. В некоторых субъектах на выплаты могут рассчитывать также и частные организации, работающие с COVID-19 |
Выплачиваются с момента поступления в медицинскую организацию первого пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19 в течение 3 месяцев, а именно в апреле-июне 2020 года | Выплачиваются с момента поступления в медицинскую организацию первого пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19 начиная с 30.01.2020 и до отмены Постановления либо до срока, который указан в локальном нормативном акте медицинской организации. Обратите внимание, что конечный срок выплат в Постановлении не установлен | Период осуществления выплат регулируется актом субъекта РФ |
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 | Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 | Утверждены:
|
Таким образом, выплаты не ограничиваются только лишь федеральными надбавками. Во многих регионах также предусмотрены региональные стимулирующие выплаты, которые финансируются из бюджетов РФ. Многие ошибочно полагают, что в региональных актах конкретизируется сумма выплат, предусмотренных в Постановлениях Правительства РФ № 484 и 415. Однако это не так. В частности, в пункте 15 Постановления Правительства РФ № 415 указано, что субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Например, в Постановлении Правительства Вологодской области от 13.04.2020 № 375, которым установлены дополнительные надбавки для медицинских работников в регионе, прямо установлено, что оно утверждено в соответствии с 15 пунктом ПП РФ № 415.
Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории
I. Общие положения
1. Аттестация медицинских и фармацевтических работников проводится в целях реализации права на получение квалификационной категории в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — аттестация).
2. Аттестация специалистов проводится по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование или среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование (далее — специальности).
3. Аттестация специалистов, имеющих иное высшее образование и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, проводится по должностям, предусмотренным номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников (далее — должности).
4. По результатам аттестации устанавливаются вторая, первая или высшая квалификационная категория.
5. Специалисты проходят аттестацию раз в пять лет, за исключением аттестации на присвоение более высокой квалификационной категории. Специалисты могут проходить аттестацию на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через два года со дня издания акта о присвоении квалификационной категории.
Квалификационные категории, присвоенные специалистам, действительны в течение пяти лет со дня издания акта об их присвоении.
6. При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена, включающего экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста (далее — отчет), тестовый контроль знаний и собеседование.
7. Специалист, претендующий на присвоение второй квалификационной категории, должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составлять отчет о работе;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет.
8. Специалист, претендующий на получение первой квалификационной категории, должен:
- иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- ориентироваться в современной научно-технической информации, уметь квалифицированно провести анализ количественных и качественных показателей работы, составлять отчет о работе;
- участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее пяти лет.
9. Специалист, претендующий на получение высшей квалификационной категории, должен:
- иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
- использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, медицинской реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- принимать участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
- ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности, составлять отчет о работе;
- иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее семи лет.
II. Формирование аттестационных комиссий
10. Для проведения аттестации специалистов:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, создается центральная аттестационная комиссия, состав которой актуализируется не реже одного раза в два года;
- федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, создаются ведомственные аттестационные комиссии, состав которых актуализируется не реже одного раза в два года;
- органами исполнительной власти субъектов РФ создаются территориальные аттестационные комиссии, состав которых актуализируется не реже одного раза в два года.
11. Аттестационная комиссия состоит из Координационного комитета (далее — Комитет) и Экспертных групп по специальностям (далее — Экспертные группы).
В состав аттестационной комиссии включаются ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, представители профессиональных некоммерческих организаций, создаваемых медицинскими работниками или фармацевтическими работниками, работодателей, органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.
12. Аттестационная комиссия состоит из председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, ответственного секретаря аттестационной комиссии, заместителя ответственного секретаря аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается актом органа государственной власти или организации, создавшими аттестационную комиссию, из расчета не менее пяти членов с учетом председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, ответственного секретаря аттестационной комиссии, заместителя ответственного секретаря аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии.
13. Председатель аттестационной комиссии является председателем Комитета, осуществляет общее руководство деятельностью аттестационной комиссии, председательствует на заседаниях Комитета, организует работу аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений, распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.
Председатель территориальной аттестационной комиссии назначается по согласованию с профессиональной некоммерческой организацией, указанной в части 3 статьи 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Заместитель председателя аттестационной комиссии является заместителем председателя Комитета, исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии, в рамках работы аттестационной комиссии.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии является ответственным секретарем Комитета, назначаемым из числа представителей органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии:
- регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов на предмет их соответствия пункту 20 настоящего Порядка;
- формирует материалы для направления в Экспертные группы;
- готовит материалы к заседаниям Комитета, проекты решений Комитета;
- осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии в рамках работы аттестационной комиссии.
Заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии исполняет обязанности ответственного секретаря аттестационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии.
14. Комитет состоит из председателя Комитета, заместителя председателя Комитета, ответственного секретаря Комитета, заместителя ответственного секретаря Комитета и членов аттестационной комиссии.
В состав Комитета включаются члены аттестационной комиссии.
Персональный состав Комитета утверждается Председателем аттестационной комиссии из расчета не менее пяти человек с учетом председателя Комитета, заместителя председателя Комитета, ответственного секретаря Комитета, заместителя ответственного секретаря Комитета и членов аттестационной комиссии.
15. Экспертная группа состоит из председателя Экспертной группы, заместителя председателя Экспертной группы, ответственного секретаря Экспертной группы и членов Экспертной группы.
В состав Экспертной группы включаются члены аттестационной комиссии.
Персональный состав Экспертной группы утверждается Председателем аттестационной комиссии из расчета не менее пяти человек с учетом председателя Экспертной группы, заместителя председателя Экспертной группы, ответственного секретаря Экспертной группы и членов Экспертной группы.
Председатель Экспертной группы осуществляет общее руководство деятельностью Экспертной группы, председательствует на заседаниях Экспертной группы, организует работу Экспертной группы, распределяет обязанности между членами Экспертной группы.
Заместитель председателя Экспертной группы исполняет обязанности председателя Экспертной группы в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аттестационной комиссии и председателя Экспертной группы в рамках работы аттестационной комиссии.
Ответственный секретарь Экспертной группы готовит документы, представленные специалистом, к заседанию Экспертной группы и проекты решений Экспертной группы, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Порядком и по поручению председателя Экспертной группы в рамках работы аттестационной комиссии.
16. Основными функциями Комитета являются:
- организация деятельности аттестационной комиссии;
- координация работы Экспертных групп;
- определение места проведения заседаний Экспертных групп;
- определение способов, методов и технологий оценки квалификации специалистов;
- рассмотрение использования вариативных способов аттестации: выездное заседание или аттестация с использованием дистанционных технологий;
- направление в орган государственной власти или организацию, создавшими аттестационную комиссию, предложений по проведению выездного заседания Экспертной группы или аттестации с использованием дистанционных технологий, учитывающих уровень загруженности Экспертной группы, основания, по которым планируется проведение выездного заседания Экспертной группы или аттестации с использованием дистанционных технологий, число специалистов, желающих пройти аттестацию, наличие оборудованных помещений;
- подготовка и направление на утверждение в орган государственной власти или организацию, создавшие аттестационную комиссию, проекта акта органа государственной власти или организации о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий;
- организация рассмотрения спорных вопросов, в том числе в случае несогласия специалиста с решением Экспертной группы и принятие по ним решений;
- ведение делопроизводства аттестационной комиссии.
17. Экспертные группы осуществляют следующие функции:
- рассматривают документы, представленные специалистами в соответствии с настоящим Порядком;
- готовят заключения по отчетам, представленным специалистом в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка;
- проводят тестовый контроль знаний и собеседование;
- принимают решения по вопросам присвоения квалификационной категории специалистам.
18. Основной формой деятельности аттестационной комиссии являются заседания.
Заседания Комитета проводятся при необходимости по решению председателя Комитета, заседания Экспертных групп проводятся по мере поступления документов, указанных в пункте 20 настоящего Порядка.
Заседание Комитета или Экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комитета или Экспертной группы.
19. Решение Комитета и Экспертной группы принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета или Экспертной группы. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комитета или Экспертной группы является решающим.
При рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.
Решение Комитета и Экспертной группы оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комитета или Экспертной группы, присутствовавшими на заседании Комитета или Экспертной группы.
Член Комитета или Экспертной группы, не согласный с принятым решением, имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Комитета или Экспертной группы.
III. Проведение аттестации
20. Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию следующие документы (далее — документы):
- заявление на имя председателя аттестационной комиссии (далее — заявление), в котором указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста, квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения, согласие на получение и обработку персональных данных с целью присвоения квалификационной категории, контактный телефон, адрес электронной почты, личная подпись специалиста и дата составления заявления. Заявление подается независимо от продолжительности работы в организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист (далее — организация), а также в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с учетом требований пунктов 7-9 настоящего Порядка;
- заполненный в печатном виде аттестационный лист специалиста, заверенный отделом кадров организации (далее — аттестационный лист, рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку);
- отчет, лично подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации. Отчет представляется за период работы, который ранее не оценивался при прохождении аттестации и должен содержать анализ профессиональной деятельности за последние три года работы — для специалистов с высшим образованием и за последний г��д работы — для специалистов со средним профессиональным образованием, включая описание выполненных работ, данные о рационализаторских предложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по ее совершенствованию (в случае если в отчетный период специалист работал в нескольких организациях им могут быть предоставлены несколько отчетов, которые утверждены руководителями данных организаций на титульных листах отчетов);
- копии документов об образовании и (или) о квалификации, действующих сертификатов специалиста и (или) свидетельств об аккредитации специалиста (выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста), документов, подтверждающих ученую степень (при наличии), заверенных в соответствии с законодательством РФ;
- выписку из трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, или иной документ, подтверждающий наличие стажа медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, предусмотренный законодательством РФ о военной и иной приравненной к ней службе, с подтверждением стажа работы по аттестуемой специальности, подписанные руководителем организации и заверенные печатью;
- справку с места работы об осуществлении медицинской деятельности по заявленной специальности с указанием места работы и стажа работы по специальности — для педагогических и научных работников;
- копию документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества (в случае изменения фамилии, имени, отчества) (при наличии);
- копию документа о присвоении имеющейся квалификационной категории.
В случае отказа руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, в согласовании отчета специалисту выдается письменное разъяснение руководителя организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист, о причинах отказа, которое прилагается к заявлению на получение квалификационной категории.
Документы, указанные в настоящем пункте и составленные на иностранном языке, представляются с заверенным переводом на русский язык в соответствии с законодательством РФ.
21. Документы в адрес аттестационной комиссии:
- представляются лично специалистом либо его представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ;
- направляются посредством почтовой связи письмом;
- направляются посредством их преобразования в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания их реквизитов с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» посредством электронной почты на адрес соответствующей аттестационной комиссии.
При наличии технической возможности в органе государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, документы направляются специалистом в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Единый портал).
22. Специалист, имеющий присвоенную квалификационную категорию, представляет документы в адрес аттестационной комиссии не позднее четырех месяцев до окончания ее срока действия лично либо через представителя на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ.
В случае непредставления документов специалистом либо его представителем по уважительной причине в указанный срок аттестация специалиста может быть проведена позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.
23. Документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем аттестационной комиссии в журнале регистрации документов в день их поступления в аттестационную комиссию.
Ведение журнала регистрации документов обеспечивает ответственный секретарь аттестационной комиссии.
Ответственный секретарь аттестационной комиссии проверяет наличие документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, а также правильность их оформления, и в течение семи календарных дней со дня регистрации документов передает их на рассмотрение председателю Комитета.
24. В случае несоблюдения порядка оформления документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, ответственный секретарь аттестационной комиссии в течение семи календарных дней со дня регистрации документов направляет специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа, или, в случае представления документов посредством Единого портала, направляется статус об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа в личный кабинет пользователя Единого портала.
После устранения причин отказа в принятии документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, специалист может повторно направить документы в аттестационную комиссию.
Сроки рассмотрения аттестационной комиссией повторно направленных специалистом документов составляют четырнадцать календарных дней и исчисляются со дня повторной регистрации документов в аттестационной комиссии.
25. Председатель Комитета не позднее четырнадцати календарных дней со дня регистрации документов определяет Экспертную группу для проведения аттестации, направляет председателю Экспертной группы поступившие документы, а также определяет способ проведения аттестации (выездное заседание или аттестация с использованием дистанционных технологий).
26. Не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации в аттестационной комиссии документов Экспертной группой проводится их рассмотрение, утверждается заключение на отчет и назначается дата и место проведения выездного заседания или дата проведения аттестации с использованием дистанционных технологий, а также проведения тестового контроля знаний и собеседования.
Заключение на отчет должно содержать оценку теоретической подготовки и практических навыков специалиста, необходимых для присвоения ему заявляемой квалификационной категории, включая:
- владение современными методами диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности (за исключением лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- участие в оптимизации и актуализации процессов и процедур деятельности аптечной организации, направленных на снижение производственных потерь, оптимизацию деятельности, увеличение товарооборота, и (или) участие в разработке документации системы качества фармацевтической организации, и (или) участие в проверках внутреннего контроля фармацевтической организации и последующей разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий (для лиц, имеющих фармацевтическое образование);
- участие в работе научного общества и профессиональной ассоциации;
- формы самообразования, используемые специалистом;
- наличие публикаций.
Решение Экспертной группы о назначении даты и места проведения выездного заседания или даты проведения аттестации с использованием дистанционных технологий, проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за тридцать календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения данной информации на официальном сайте соответствующей аттестационной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.
Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее семидесяти календарных дней со дня регистрации документов в аттестационной комиссии.
27. Тестовый контроль проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого специалиста автоматически с использованием информационных систем, в соответствии со спецификацией при выборке заданий, с учетом специальности, по которой проводится аттестация, формируемых аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, организациями, имеющими подведомственные медицинские и фармацевтические организации, органами исполнительной власти субъектов РФ.
28. Общее количество тестовых заданий, а также время, отводимое аттестуемому на их решение, устанавливается аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, организациями, имеющими подведомственные медицинские организации и фармацевтические организации, органами исполнительной власти субъектов РФ.
29. Тестовый контроль знаний признается пройденным при условии успешного выполнения не менее 70 % от общего объема тестовых заданий.
30. Собеседование проводится членами Экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам профессиональной деятельности специалиста при условии успешного прохождения им тестового контроля знаний.
31. По результатам аттестации специалиста Экспертная группа принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории.
Решение о присвоении или об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается Экспертной группой не позднее восьмидесяти календарных дней со дня регистрации документов.
Решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается Экспертной группой по следующим основаниям:
- наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
- выполнение тестовых заданий менее 70 % от общего объема тестовых заданий;
- неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.
Образование и здравоохранение
Директор НИИ организации здравоохранения при департаменте здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов утверждает, что ученые степени и почетные статусы «отражались на зарплате только формально» и приводили к «фиктивным надбавкам». «Москва заинтересована в эффективных специалистах. Для этого действует система стимулирующих выплат, которая привязана к качеству работы специалиста», — заявил он.
При этом минимальные оклады медицинских работников по-прежнему устанавливаются властями. Теперь они повышены примерно в два раза: для медиков и фармацевтов первого уровня — с 8,5 тыс. до 17,6 тыс. руб., для среднего медицинского персонала — с 10,5 тыс. до 20 тыс. руб., для врачей и провизоров — с 18,6 тыс. до 30 тыс. руб., для руководителей структурных подразделений — с 22,1 тыс. до 40 тыс. руб.
Из чего складывается зарплата медработника
Система начислений и выплат медицинским работникам, в том числе оплата труда медработников, работающих в учреждениях образования, существенно изменилась. Теперь заработная плата начисляется по правилам договорной оплаты. Порядок функционирования системы определен едиными рекомендациями по установлению систем оплаты труда государственных и муниципальных служащих, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии (протокол № 11 от 22.12.2017).
Основа новой системы — заключение с медработниками эффективных контрактов. В них прописывается, какие условия труда определяются для сотрудника, какие обязанности вменяются служащему, как рассчитывается зарплата медработников с учетом оценки эффективности их работы (Приказ Минтруда № 167н от 26.04.2013). Типовая форма эффективного контракта и порядок оформления трудовых отношений приведены в рекомендациях Минтруда.
Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения
Перечень учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Минюста утвержден совместным Приказом Минздрава Российской Федерации №310 и Приказом Минюста Российской Федерации №241 от 9 августа 2001 года «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения уголовно — исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Рекомендуем прочесть: Налог На Проданную Квартиру В Собственности Менее 3 Лет
В соответствии с пунктом 1 Приказа ФФОМС Российской Федерации от 16 января 2007 года №7 «Об утверждении тарифа на дополнительную медицинскую помощь, оказываемую в рамках государственного задания на 2007 год учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации)» рекомендовано установить надбавки стимулирующего характера:
Как получить надбавку
Оплата категории медработникам начинается автоматически после ее присвоения. Нужно только написать заявление. Основанием для присвоения категории для всех работников бюджетной сферы является аттестация на присвоение категории, которую может санкционировать руководитель или сам сотрудник.
Для получения квалификационной категории медицинскому работнику нужно пройти различные отчетные процедуры по демонстрации своих профессиональных знаний, умений и навыков членам аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из независимых региональных экспертов в области здравоохранения. Аттестационную категорию присваивают общим решением членов комиссии после выполнения профессиональных заданий.
После получения решения о присвоении категории работник обращается к руководителю с заявлением об определении ему соответствующей стимулирующей выплаты и прикладывает правоустанавливающие документы. Повышение производится, начиная со второй категории, далее присваивается первая, а затем высшая. Для каждого повышения нужно проходить новую аттестацию.
Категория имеет срок действия, по завершению которого нужно ее либо подтвердить, либо повысить. При этом медицинские специалисты имеют право на досрочное повышение до следующего уровня.
Стимулирующая доплата за профессиональную категорию является обязательной! Не платить не могут.
Обязанность назначения выплаты прописывается в коллективном договоре учреждения и в трудовом соглашении, заключаемом между работодателем и работником. Если в трудовых документах не указан пункт о ее начислении, то работодатель все равно обязан платить надбавку. Нарушение правила приводит к административной ответственности и штрафным санкциям. Работник также имеет право обжаловать невыплату стимулирующих сумм в судебном порядке.
Квалификация медсестер, окончивших медицинские школы или медицинские профессионально-технические училища, в настоящее время не признана в Европейском союзе, а только в России. Тем не менее они могут получить право на практику в ЕС путем проведения исследований.
Имеющиеся у них медсестры имеют свидетельство об окончании средней школы и диплом медсестры, полученное в:
- 5-летний медицинской институт;
- 2-летняя медицинское профтехучилище;
- 2.5-летняя медицинской колледж;
- 3-летнее медицинское профессиональное училище.
Продолжительность учебы в исследовательских центрах Европа зависит от года начальной школы и типа завершенной школы и формируется следующим образом:
- для выпускников 5-летних медицинских институтов, которые начали учебу 1990/91 учебного года или позже, учеба продолжаются как минимум три семестра или 1633 часа;
- для выпускников 5-летних медицинских вузов, которые начали учебу до 1990/91 учебного года, учеба длится минимум пять семестров или 3000 часов;
- для выпускников 2-летних медицинских профессионально-технических училищ, учеба в исследовательских центрах продолжается как минимум три семестра или 2410 часов;
- для выпускников 2.5-летних медицинских профессионально-технических училищ, учеба длится как минимум два семестра или 1 984 часа;
- для выпускников 3-летних медицинских учебных заведений учеба продолжаются как минимум два семестра.
Квалификационные требования к медицинским работникам
Квалификационные требования к медицинским работникам зависят от специальности специалиста, а также от наличия у него категории. Какие требования к квалификации пересмотрел Минздрав? Что должен знать специалист для получения категории? Как оценить квалификацию медработников? Эти и другие вопросы рассмотрим подробно.
Новые квалификационные требования к медицинским работникам
Квалификационные требования к медицинским работникам – определенный перечень характеристик специалиста, которые в своей совокупности позволяют ему качественно и профессионально выполнять свою работу.
Квалификационные категории являются отражением (показателем) достигнутого уровня квалификации, профессиональных навыков и знаний работников определенных сфер деятельности.
Как правило, квалификационные категории присваиваются работникам учреждений сферы медицины, образования, науки и т.п.
Требования к медицинским и фармацевтическим работникам изложены в приказе Минздрава РФ № 707н, который действует с 2015 года.
Как же изменились квалификационные требования к медицинским работникам? Категории медицинских работников, которые получили высшее образование после 01.01.2016 года, могут занимать некоторые должности врачей-специалистов без предварительного прохождения программ ординатуры и интернатуры. К этим должностям Минздрав РФ отнес: врача-терапевта участкового; врача клинической лаборатории; врача-педиатра участкового; врача-эпидемиолога; врача-статистика; провизора; врача-стоматолога. При этом должно соблюдаться важное требование – специалист в течение всей свой трудовой деятельности непрерывно занимается повышением своей квалификации.
Отменена обязательная ординатура для врачей-косметологов. Теперь специалист должен пройти дополнительное обучение по косметологии при условии, что ранее он окончил ординатуру или ординатуру по дерматовенерологии.
Отменена интернатура по эндоскопии, нефрологии и детской урологии-андрологии.
Введены новые программы подготовки специалистов по ординатуре – фармацевтическая химия и фармакогнозия, фармацевтическая технология, управление и экономика фармации.
Специалисты, окончившие интернатуру, могут получить профессиональную переподготовку по общей врачебной практике и нефрологии.
Врачи-стоматологи смогут пройти ординатуру по направлению «Остеопатия». Для специалистов-стоматологов теперь невозможно пройти ординатуру по рентгенологии, мануальной терапии, лечебной физкультуре и физиотерапии.
Врачебные категории: порядок присвоения, надбавки
Если специалистом в области медицины успешно пройдена аттестация, комиссия выносит решение о присвоении претендующему нужной врачебной категории. Вышеуказанная информация публикуется на официальном ведомственном сайте, после чего специалист имеет право обращаться к работодателю за установлением надбавки к заработной плате. Глава медицинской организации в обязательном порядке устанавливает аттестованному сотруднику премию за полученную категорию. Данный вид денежной доплаты следует оговаривать заблаговременно, перед заключением трудового или коллективного договора. Если данный пункт в соглашении отсутствует, то кадровики и юристы должны оформить дополнение к договору.
- способствует подаче специалистом документов о его квалификации;
- взаимодействует с комиссией по аттестации профессионалов на предмет получения ими определенной квалификационной категории;
- представляет в комиссию по аттестации информацию о количестве специалистов, которые осуществляют работу в медицинской организации и прошли процесс получения квалификационной категории, а также специалистов, которые хотят засвидетельствовать квалификационную категорию в следующем году;
- оповещает специалиста, который стремится получить квалификационный разряд.
Образование и здравоохранение
Директор НИИ организации здравоохранения при департаменте здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов утверждает, что ученые степени и почетные статусы «отражались на зарплате только формально» и приводили к «фиктивным надбавкам». «Москва заинтересована в эффективных специалистах. Для этого действует система стимулирующих выплат, которая привязана к качеству работы специалиста», — заявил он.
При этом минимальные оклады медицинских работников по-прежнему устанавливаются властями. Теперь они повышены примерно в два раза: для медиков и фармацевтов первого уровня — с 8,5 тыс. до 17,6 тыс. руб., для среднего медицинского персонала — с 10,5 тыс. до 20 тыс. руб., для врачей и провизоров — с 18,6 тыс. до 30 тыс. руб., для руководителей структурных подразделений — с 22,1 тыс. до 40 тыс. руб.
Оплата квалификационных категорий медработников
Законодательные акты по теме ст. 129 ТК РФ О разновидностях выплат работникам учреждений Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Утверждение Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений Приказ Минзравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» Перечень факторов, за которые полагаются материальные поощрения Приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421 Перечень показателей эффективности, используемых для решения вопросов стимулирования работников Типичные ошибки Ошибка: Акушер-гинеколог требует стимулирующей надбавки к зарплате за то, что она на протяжении целого месяца подменяла отсутствующего врача и временно исполняла его обязанности.
Оплата труда медицинских и ветеринарных работников в 2020 году
Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.
ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.
В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.
О материальном стимулировании в медорганизациях читайте в статье «Стимулирующие выплаты медработникам в 2021 году».
Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:
- Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
- Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
- Собеседование по теории и практике.
Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. На это отводится ровно год.
Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.