Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные налоги — виды и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эти сборы — обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Регулируется гл. 23 ч. 2 НК РФ (табл. 6).
Таблица 6
Налогоплательщики (ст. 207 НК РФ) | Объект налогообложения (ст. 209 НК РФ) |
---|---|
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (т. е. пребывающие на территории РФ более 183 дней в течение 12 последовательных календарных месяцев) | Доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и/или от источников за пределами Российской Федерации |
Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации | Доход, полученный от источников в Российской Федерации |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Порядок исчисления и уплаты регламентирован гл. 26 ч. 2 НК РФ.
Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Постановка на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется:
1. По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование (территория субъекта) РФ, на которой расположен участок).
2. По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Регламентирован гл. 25.4. Налогового кодекса РФ. Введен на территории РФ с 01.01.2019 г.
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации сырья, добытого на определенном участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче и на величину расчетных затрат.
Налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные НК РФ, и являющиеся пользователями недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ.
К углеводородному сырью законодательство относит: нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную; газовый конденсат и газ горючий природный.
Налог на добавленную стоимость
НДС является косвенным налогом, который выступает надбавкой к цене товара.
Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируют положения главы 21 Налогового Кодекса.
Плательщики данного налога – это:
- юр. лица
- ИП
- лица, которые признаются плательщиками НДС вследствие перемещения товарной продукции через границу Таможенного союза
Не признаются плательщиками НДС организации, выступающие иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр по отношению к операциям, которые совершаются с целью организации и проведения 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014-го г. в городе Сочи.
Не признаются плательщиками НДС юр. лица и ИП в случае, если на протяжении 3-х предыдущих последовательных налоговых периодов сумма выручки от продажи продукции (работ или услуг) данных компаний либо ИП составила не более 2 миллионов рублей. Данное освобождение от уплаты налога не касается налоговых обязанностей, которые возникают вследствие ввоза продукции на таможенную территорию российского государства.
Освобождают от уплаты НДС в связи с низкой налоговой базой на основании письменного заявления налогового плательщика, который необходимо подать в налоговую службу по месту собственного учета.
Лицам, которые претендуют на освобождение от уплаты НДС, необходимо приложить к заявлению требуемые сведения для подтверждения права на снятие с них обязанности уплаты налогов.
Организации и индивидуальные предприниматели от уплаты НДС освобождаются на срок 12 последовательных календарных месяцев. По окончании указанного периода освобождение от налоговой нагрузки можно продлить по письменному заявлению налогоплательщика и соответствующей документации, подтверждающей получение выручки от хозяйственной деятельности в сумме меньше 2 миллионов рублей.
Если превышается сумма фактической выручки от продажи продукции (работ или услуг), которую налогоплательщик получил за период, на протяжении которого он был освобожден от уплаты НДС, а также при непредставлении налогоплательщиком заявления и соответствующей документации на продление освобождения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет, при этом с виновного лица взыскиваются причитающиеся суммы штрафов и пеней.
Объекты обложения НДС – это операции, которые совершают налогообязанные лица.
А именно НДС налагается на:
- реализацию продукции (работ или услуг) на территории России, включая реализацию предметов залога и передачу товаров (результат выполненных работ, предоставление услуг) по соглашению о предоставлении отступного либо новации, а также передачу имущественных прав. К реализации продукции (работ или услуг) относится также и передача права собственности на продукцию, результаты выполненных работ, безвозмездное предоставление услуг
- передачу на территории Российской Федерации продукции (выполнение работ или предоставление услуг) для личных нужд, затраты на которые не принимаются к вычету (включая через амортизационные отчисления) при расчете налога на прибыль предприятий
- оказание строительных и монтажных работ для личного потребления
- ввоз продукции на таможенную территорию российского государства.
Объектом налогообложения не является:
- передача основных средств, нематериальных активов и (либо) другого имущества юр. лица его правопреемнику (-ам) в случае реорганизации данного предприятия
- передача основных средств, нематериальных активов и (либо) другого имущества некоммерческим учреждениям на реализацию основной деятельности согласно устава, которая не связана с предпринимательской
- проведение операций, которые связаны с обращением российской либо иностранной валюты (кроме, целей нумизматики)
- передача имущества инвестиционного характера (а именно, вклады в уставный/складочный капитал хозяйственного общества или товарищества, вклады согласно договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), паевые взносы, осуществляемые в паевые фонды кооперативов)
- передача имущества в пределах первоначального взноса участникам на основе договора простого товарищества (либо договора о совместной деятельности) либо их правопреемникам при выделе их доли из имущества, которое находится в общей собственности участников соглашения, либо при разделе этого имущества
- передача жилого помещения физ. лицам в домах муниципального либо гос. жилищного фонда в случае проведения приватизации
- изъятие имущества через конфискацию, наследование имущества и обращение в собственность других лиц бесхозяйных/брошенных вещей, бесхозяйных животных, находок, клада согласно нормам Гражданского Кодекса
- передача имущества муниципальных и гос. учреждений, выкупаемых в порядке приватизации
- передача имущества в пределах первоначального взноса участникам хозяйственных обществ или товариществ (их правопреемникам либо наследникам) в случае выхода (выбытия) из хозяйственного общества/товарищества, а также в случае распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества/товарищества между его собственниками
- выполнение работ (предоставление услуг) органом, входящим в систему органов госвласти и органов местного управления, в рамках реализации возложенных на него исключительных функций в конкретной области деятельности, если обязательность осуществления этих работ (предоставления услуг) определена согласно законодательству России, законодательству субъектов Российской Федерации, актами органов местного управления
- безвозмездная передача объекта основных средств органам госвласти и управления и органам местного управления, а также бюджетным организациям, муниципальным и гос. унитарным предприятиям
- безвозмездная передача жилого дома, детского сада, клуба, санатория и иных объектов социального, культурного, жилищно-коммунального характера, а также дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных установок и прочих подобных объектов органам госвласти и органам местного управления (либо в соответствии с решением указанных органов специализированным компаниям, которые применяют либо эксплуатируют данные объекты но собственному назначению)
- сделки по продаже участков земли (долей в них)
- передача имущественных прав юр. лица его правопреемнику (-ам)
- безвозмездное предоставление услуг по передаче некоммерческим организациям на реализацию по уставу деятельности государственного имущества, не числящегося за гос. предприятиями и организациями, входящего в состав государственной казны, казны республики в составе России, казны края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и муниципального имущества, не числящегося за муниципальными организациями и фирмами, входящего в состав муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения либо иного муниципального образования
- сделки по продаже налогоплательщиками, которые являются организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр (согласно статье 3 Федерального закона от 01 декабря 2007-го г. касаемо организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014-го г. в г. Сочи, а также развития г. Сочи в качестве горноклиматического курорта и внесения изменений в определенные законодательные акты России) продукции (работ или услуг) и имущественных прав, производимые по договору с лицами, выступающими иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр согласно статьи 3 приведенного Закона, в рамках реализации обязательств по соглашению между Международным олимпийским комитетом и Олимпийским комитетом Российской Федерации и г. Сочи на проведение запланированных мероприятий
Налог на добавленную стоимость
Первый федеральный налог, рассматриваемый нами — налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ.
НДС — форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.
НДС — косвенный налог. То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.
Налогоплательщики НДС: юридические лица (в т. ч. некоммерческие, иностранные и государственные), индивидуальные предприниматели, лица занимающиеся перевозкой грузов через границу Таможенного союза.
Объекты налогообложения (на территории РФ): реализация товаров (услуг, работ), передача товаров (оказание услуг, выполнение работ) и выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд, ввоз товаров из заграницы.
Основная налоговая ставка в случае НДС — 20% (вся сумма полностью поступает в федеральный бюджет). Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли, ряда других продовольственных товаров; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и т. д.). Также в особых случаях используются расчетные ставки НДС: 20/120, 10/110 или 16,67%.
Акциз — налог, налагаемый в момент производства на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.
Это косвенный налог, поскольку величина акциза включена в цену товара или тарифа на услугу, и фактически уплачивается конечным потребителем.
Как правило, величина акцизов довольно большая (до 1/2 или даже 2/3 от цены товара), а потому они считаются крупным и важным источником пополнения бюджетов современных государств.
Объектом налогообложения является реализация производителями подакцизных товаров на территории РФ, их передача в уставный капитал организаций или для собственных нужд, импорт и ряд других операций.
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
Налогоплательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, обладающие лицензией на пользование объектами животного мира на территории России.
К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы, рыбы, крабы, моллюски и т. п., в естественной среде обитания. Ставка сбора зависит от вида животного или рыбы, и устанавливается для каждого вида отдельно. Размер сбора рассчитывается как произведение ставки на количество объектов животного мира.
К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря.
При этом не уплачивают сборы представители коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера России; а также лица не относящиеся к этим народам, но постоянно проживающие в местах, где охота и рыболовство жизненно необходимы.
Также для ряда случаев (самозащита, научные цели), налоговая ставка устанавливается в размере 0 руб.
Сумма сбора, в зависимости от вида биологического объекта, может зачисляться только в региональный бюджет, либо частично еще и в федеральный бюджет.
К примеру: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 20% поступает в федеральный бюджет, а остальные 80% перечисляются в бюджет субъекта РФ. А вот сбор за пользование объектами животного мир полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Подробные разъяснения и дополнительные данные содержатся в главе 25.1 НК РФ.
Этот налог является федеральным и имеет целевое назначение. Он предназначен для мобилизации средств в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также на медицинскую помощь (ст. 39, 41 Конституции РФ).
Налогоплательщиками (ст. 235 НК РФ)налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Не подлежат налогообложению, т. е. не являются объектами налогообложения:
– государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
– все виды компенсационных выплат, связанных с; возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия и др.;
– суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком: физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
– суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
– доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
– доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
– суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
– стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
– и др.
Основная характеристика и различия
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
- федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
- региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
- местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Функции региональных налогов
Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:
- аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
- реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
- самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
- развитие инфраструктуры региона;
- поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
- стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
Налогообложение имущества организаций
Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).
Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.
Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.
Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.
В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основные отличия сборов от налогов. 1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).
2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.
5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.
7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.
8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.