Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог и «Платон»: особенности уплаты в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многих автомобилистов интересует вопрос: как уменьшить транспортный налог? Не так давно относительно системы «Платон» одобрены некоторые нововведения. Согласно им была установлена льгота по налогу для некоторых ТС. Она распространяется как на физлиц, так и на юрлиц.
Транспортный налог: как он уменьшается
Если автомобиль уже имеется, за 2022 год снизить сумму не получится. Обратитесь за льготами. Хотите платить меньше, но не купили авто? Есть шанс тщательнее подойти к выбору транспорта.
Используя калькулятор проверяйте, какой будет налоговая ставка с учетом параметров автомобиля. Всего одна лошадиная сила может поднять её практически вдвое в вашем регионе.
Прежде чем делать покупку, убедитесь, что ваш транспорт не был включен в список дорогостоящих автомобилей. Если речь о дорогой машине, переплата может быть весьма большой – составлять десятки тысяч. Калькулятор это только подтвердит.
Для продавца также могут быть риски. Если покупатель не переоформил документы в срок, уведомления из налоговой будут приходить старому владельцу, который уже не имеет к автомобилю никакого отношения.
Обязательно следите за суммой в уведомлениях. Если у вас имеется личный кабинет, уведомления будут направляться только туда. Потому если сроки подошли, а его нет, проверяйте сами. Если пропустите, это уже будет серьезной проблемой. Документы обычно приходят за месяц до внесения оплаты. Там же информация о дате и реквизитам.
По каким-то причинам бумага может не прийти. Когда в оговоренные сроки это не произошло, обратитесь к налоговикам. А получив документ, проверьте корректность реквизитов вашего авто. Возможно, произошла ошибка, которая повлияла на сумму вносимого налога. Иногда сумма может быть такой высокой, потому что после переезда налог начисляется от двух регионов. Если убрать эту ошибку, сможете уменьшить размер налога и совершить уплату по более выгодному тарифу.
Система «Платон» обеспечивает справедливое взимание средств для ремонта дорожного покрытия. Дело в том, что тяжеловесные транспортные средства массой более 12 т наносят серьезный ущерб государственным трассам. Чтобы оценить размер ущерба, причиняемого дороге одним тяжеловесом, достаточно обратиться к данным статистики: передвижение одного тяжеловеса сопоставим с движением по трассе 25 тысяч легковых авто.
«Платон» создан для того, чтобы владельцы тяжелых транспортных средств самостоятельно возмещали причиняемый вред. Данные взносы являются своеобразным видом компенсации за разрушительное воздействие на дороги общего пользования.
Собранные с помощью сервиса средства направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации. Из бюджета они распределяются на ремонт дорожных покрытий общего пользования, а также развитие придорожной инфраструктуры. По этой причине обсуждаемые участки дорог называются федеральными трассами.
Система позволяет властям собирать точную информацию о передвижении транспортных средств, масса которых более 12 тонн. Также «Платон» обеспечивает надежное хранение полученных сведений и может автоматически передавать их. При этом действие данного алгоритма распространяется на все федеральные дороги.
Принципы работы системы
«Платон» — это онлайн система, которая позволяет пользователям отслеживать состояние платежей без необходимости посещать офисы и сидеть в очередях. Выполнять операции владелец большегрузного транспорта сможет после регистрации на сайте и получения доступа к личному кабинету.
После этого шага автомобилист также получит данные о реквизитах банка, которые позволят ему переводить средство за езду по находящимся дорогам федерального уровня на авто, чей вес превышает показатель 12 тонн. Перевод средств основывается на авансах. Схема работает следующим образом: автовладелец вносить в систему некую сумму, после чего оператор постепенно списывает с расчетной записи необходимую к уплате сумму.
Некоторые большегрузные транспортные средства не предполагают внесения платежей за разрушительное воздействие на дорожное покрытие.
К числу таких большегрузов относятся:
- Авто, перевозящие пассажиров. Правило действует в отношении всех подобных ТС, кроме грузопассажирских фургонов.
- Автомобили спецслужб: «Скорой», полиции, пожарных, аварийно-спасательные. При этом такие транспортные средства должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками: проблесковым маячком и звуковыми устройствами.
- ТС, предназначенные для перевозки военного оборудования.
Все прочие авто, не входящие в перечисленные категории должны своевременно пополнять баланс для оплаты проезда по федеральным трассам.
В 2019 году автовладельцы грузового транспорта должны ознакомиться с новыми порядками, связанными с авто налогом. Теперь водители большегрузных транспортных средств должны рассчитывать свои средства без учета возможности пользования налоговыми льготами, которые были действительны до 31 декабря 2018 года.
Теперь автомобилисты, управляющие грузовиками с массой более 12 тонн не могут претендовать на снижение налога. Платежи в Платон отныне не будут покрывать недостающую сумму отчислений по налогу за ТС. Данные требования были зафиксированы статьей номер 2 ФЗ №249, принятого 03 июля 2016 года.
Указанное положение присутствовало во втором пункте статьи 361.1 НК и действовало в течение двух с половиной лет.
Однако теперь устаревшие правила аннулированы:
- Имеющие во владении грузовые ТС автомобилисты в 2019 году не могут воспользоваться правом получения освобождения от уплаты налога на транспорт, даже если отчисления на возмещение ущерба дорожному покрытию превышает размер налога за отчетный период.
- Водители, чьи авто имеют массу более 12 тонн, не могут получить налоговый вычет с использованием системы Платон, даже если налог превосходит размер средств, уплаченных в данный отчетный год.
В какой величине будут отражены расходы в налоговом учете в I квартале 2017 г.?
Как уже было отмечено, в целях исчисления налога на прибыль «платоновская» плата учитывается в составе прочих расходов с учетом ограничений, предусмотренных п.48.21 ст.270 НК РФ.
Предположим, что сумма рассчитанных авансовых платежей по большегрузам (сумма определяется исключительно для расчета налоговых обязательств, но не отражается на счетах бухгалтерского учета) составила 5 000 рублей.
Тогда за I квартал 2017 г. компания учтет в налоговых расходах 15 000 рублей (20 000 рублей — 5 000 рублей).
А сами авансовые платежи по транспортному налогу компания не включает в состав налоговых расходов, поскольку авансовые платежи представляют собой предварительные платежи, уплата которых предусмотрена в течение налогового периода (п.3 ст.58 НК РФ), а значит учесть их на основании п.1 ст.264 НК РФ нельзя.
То есть на каждое последнее число 3 месяца I, II и III квартала «платоновскую» плату, можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.
В этом отчете приводятся следующие данные:
Номер расчетной записи, баланс, количество большегрузов и затем детализация операций в разрезе дат и большегрузов.
Дата движения |
ГРЗ |
Тип операции |
Путь по фед. трассам, км |
Зачисление |
Списание |
30.12.2016 |
Е285ВА174 |
Начисление платы (БУ) |
75,129 км |
114,88 руб. |
|
30.12.2016 |
Е275МА174 |
Начисление платы (БУ) |
74,03 км |
115,22 руб. |
В России действует система начисления и сбора транспортных налогов, которая называется «Платон». Она носит такое интересное название потому, что предполагает плату за тонны.
Многотонные грузовики, перемещаясь по автомобильным трассам, разрушают дорожное покрытие. В качестве компенсации наносимого дорогам вреда владельцы большегрузных транспортных средств обязаны платить специальный налог. Система «Платон» разработана специально для сбора этого налога.
С каждым годом на российских дорогах появляется все больше подобного транспорта. Это ухудшает и так далеко не идеальное состояние автомагистралей и повышает стоимость их ремонта. Система «Платон» была введена для того, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию, поскольку средств, собираемых с обычных транспортных налогов, недостаточно для дорогостоящего ремонта дорог.
Как платить авансовые платежи
Платеж, внесенный в программу «Платон» уменьшает налог на транспорт при оплате конкретного большегруза и на налогообложение иных транспортных средств не влияет.
В конце года необходимо возместить разницу между транспортным налогом и общей суммой денежных средств, внесенных в систему «Платон».
Размер оплаты нужно взять из отчета оператора.
Если совокупность платежей больше налога, то лицу платить налоговую сумму не надо.
В налоговом отчете в графе расходы прописывается та сумма, которая получается при вычете транспортного налога из общей суммы платежей в систему «Платон». если платежи больше налоговой суммы, то нужно поставить 0.
Например, налог за год составил 15 000 рублей, а сумма платежей «Платону» — 10 000 рублей. В расходах надо написать 5 000 рублей, а платежи учету не подлежат.
Если налог составил 4000 рублей, а плата «Платону» — 7 000 рублей, то в расходах прописывает 3000 рублей, а налоговая сумма не учитывается.
В каких случаях невозможно уменьшить сумму налога
Если налогоплательщиками налога на транспорт и программы «Платон» являются не одни и те же лица, то применять льготу нельзя. Это правило также распространяется на ситуации, когда на транспортное средство оформлен лизинг.
Оформлен он на лизингодателя, а пользование дорогой оплачивает получатель по договору лизинга, то есть то лицо, которое непосредственно занимается перевозками.
В данном случае нельзя учесть размер внесенных сумм по программе «Платон» в форме вычета именно для собственника транспортного средства, поскольку платежи были оплачены не им.
Министерство финансов полагает, что это положение весьма разумно, поскольку расходы ложатся на разных людей и организаций.
Что нужно для оформления
Для того, чтобы стать обладателем льготы, предварительно нужно предоставить Федеральной Налоговой Службе(ФНС) перечень требуемых документов.
К ним относятся:
- Заявление
- Правоустанавливающие документы на транспортное средство
- Технический паспорт машины
- Данные о произведенных платежах за пользование федеральными трассами
Сотрудники ФСС настоятельно просят предоставлять выписки из программы «Платон».
Уменьшить транспортный налог вправе любой собственник транспортного средства. Это могут быть как простые физические лица, индивидуальные предприниматели, так и организации.
Порядок получения льготы
Собственники транспорта могут рассчитывать на льготу, если:
- Автомобиль внесен в реестр
- Сотрудник системы «Платон» выдал перевозчику квитанцию, подтверждающую совершение платежей
Отчет, на основании которого предоставляются льготы оформляется единожды в год. Заказать его возможно либо на официальном портале, либо через мобильное приложение.
Если перевозчику неудобно пользоваться электронными вариантами, то он может посетить офис системы «Платон».
Если нужно получить электронную выписку, то необходимо выполнить следующие действия:
- Зайти в колонку транспортных средств и выбрать тот транспорт, который зарегистрирован в системе «Платон»
- Найти функцию «Запросить выписку ФНС», указать временные рамки и ввести требуемые данные
- После чего документ самостоятельно скачается
- Документ подтвержден электронной подписью с защитой, поэтому распечатывать его не нужно
Полученную справку нужно предоставить при оплате транспортного налога в налоговую службу.
Транспортный Налог 2021 И Платон
В настоящее время сумму, отданную «Платону», можно в полном объеме учесть в целях налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пункта 49 части 1 статьи 264 НК. Но поскольку часть этой платы будет направлена на уменьшение транспортного налога, эту часть законопроект исключает из состава расходов в целях налога на прибыль. С этой целью вносится соответствующий пункт в статью 270 НК, в которой перечислены не учитываемые расходы.
Чтобы понять, насколько это амбициозная задача, достаточно представить себе темпы обновления: на начало года доля региональных дорог, соответствующих стандартам, составляла 43%, к концу года она должна увеличиться до 43,6%. При этом задача стоит: через шесть лет, к 2024-му году, каким-то образом добраться по этому показателю до 50%.
Льгота по транспортному налогу по системе «Платон»
В июле 2021 года президент одобрил поправки касательно системы «Платон». Согласно нововведениям, пользователи программы «Платон» теперь могут воспользоваться льготами при оплачивании налога на транспорт, т. е. система «Платон» уменьшает транспортный налог.
Платежи по программе можно вычесть из суммы транспортного налога за соответствующий налоговый период. Данная льгота распространяется как на юридических, так и на физических лиц.
Если размер платежей по системе «Платон» больше чем транспортный налог, или равен ему, то оплачивать налог на транспорт не нужно.
Физические лица, также как и индивидуальные предприниматели, могут запросить предоставление льготы в налоговой службе при подаче заявления и проверочной документации(документы такие же как и при расчете НДФЛ).
Юридические лица должны запрашивать льготу через налоговую декларацию. Помимо всего, организации, которые имеют льготу освобождаются от уплаты авансовых взносов по налогу на транспорт.
Кроме того, налогоплательщики, которые переведены на упрощенную систему налогообложения(УСН) или единый сельскохозяйственный налог, могут вносить платежи по «Платону» в колонку расходов.
Платон: суть и назначение системы
В конце 2015г. на территории Российской Федерации стала функционировать система Платон, представляющая собой автоматизированную систему сбора налоговых платежей с транспортных средств грузового типа с массой более 12 тонн.
Многих водителей интересует вопрос: «почему система получила такое название? Оно объясняет основное назначение налогового платежа, ведь расшифровать его нужно следующий образом: «плата за тонны». Иными словами, большегруз, водитель, которого не погасил налоговую задолженность, не может эксплуатироваться на дорогах России.
Однако, после того, как Закон утвердили, среди опытных водителей грузовых автосредств появились сомнения касательно корректности ведения Платона. Ведь помимо платежей по системе Платон, они также должны были погашать транспортный сбор, а значит, налоговое бремя обязательного характера для таких автовладельцев повысилось. Как быть? Верны ли такие рассуждения, попробуем разобраться далее.