Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа производственного экологического контроля 2023 в ДОУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.
Необходимость проведения производственного экологического контроля, определена статьей 26 Федерального Закона Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г., а также Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.67) от 10.01.2002г.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Данный документ определяет порядок производственного контроля, обеспечивающего выполнение хозяйствующими субъектами требований природоохранительного законодательства и мероприятий по охране окружающей среды.
Почему следует обратиться к специалистам?
Программа производственного экологического контроля является сложным в разработке продуктом, любые нарушения в процессе влекут за собой суровые меры воздействия — штрафы до 600 000 рублей или приостановку работы организации на срок до трёх месяцев.
Сотрудники Института Экологии не один год занимаются созданием подобной документации для юридических лиц и выполняют её с соблюдением всех нормативных требований. Поэтому у наших заказчиков никогда не бывает проблем с проверяющими органами. В документах содержится информация:
- об инвентаризации:
- источников сбросов вредных веществ в окружающую среду и их источников;
- источников загрязняющих выбросов в атмосферу и их источников;
- отходов производства/потребления, а также их источников.
- об испытательных лабораториях (собственных или сторонних), которые аккредитованы в соответствии с законодательством РФ;
- об ответственных за ПЭК лицах (подразделениях);
- о методах и периодичности выполнения мероприятий;
- об участках, где отбираются пробы;
- о методиках измерений.
Программа разрабатывается отдельно для каждого источника вредных выбросов/сбросов в природную среду и подаётся в уведомительном порядке.
Кем и когда разрабатываются
ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.
Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.
Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Записи в журналах учета водоотведения сточных вод ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды с подведением итогов за месяц, квартал и в целом за год.
Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.
Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Есть ли штрафы за отсутствие программы ПЭК
Нужна ли программа производственного экологического контроля? Это легко определить по классу опасности производства. Если организация относится к 1-3 классам, то за отсутствие программы ПЭК могут назначаться штрафы:
- Для граждан размер штрафа составляет 500-1000 рублей;
- Для должностных лиц — до 6 тысяч рублей;
- Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 80 тысяч.
Указанные пределы описаны в статье 8.5 Административного кодекса. Отсутствие программы ПЭК трактуется законодательством как сокрытие экологической информации. Но в Административном кодексе есть еще статья 8.1, где описана ответственность за нарушение экологических требований. Ее также могут использовать проверяющие. Штраф при применении этой статьи административного кодекса может составить:
- Гражданам — до 2 тысяч рублей;
- Должностным лицам — до 5 тысяч рублей;
- Юридическим лицам — до 100 тысяч рублей.
Что включает в себя ПЭК
Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:
- системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
- системы для очистки сточных вод;
- склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
- источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
- источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
- загрязненные земельные участки и водные объекты;
- зоны особой санитарной защиты.
Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим. Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения. Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.
Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения
Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.
Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.
Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.
Программа экологического контроля на предприятии.
В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.
Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.
В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:
- контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
- контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
- организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
- организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.
Предприятиям данный документ необходим для:
- систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
- соблюдения требований природоохранного законодательства,
- прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
- контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
- и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.
4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:
— обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);
— обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
4.2 Основные задачи ПЭК:
— контроль за соблюдением природоохранных требований;
— контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
— контроль за обращением с опасными отходами;
— контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;
— контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;
— контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;
— контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;
— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;
— контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
— контроль за ведением документации по охране окружающей среды;
— контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;
— контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
— контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
— контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;
— контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
— контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.
4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:
— ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;
— ПЭК за охраной атмосферного воздуха;
— ПЭК за охраной водных объектов;
— ПЭК в области обращения с отходами;
— ПЭК за охраной земель и почв.
Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.
Существуют следующие виды экологического контроля:
- производственный;
- государственный;
- муниципальный.
На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.
Цели и задачи производственного контроля
Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:
- регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
- постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
- осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
- наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
- обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
- предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.
Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения
Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.
Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.
Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.
Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.
Существуют следующие виды экологического контроля:
- производственный;
- государственный;
- муниципальный.
На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.
Штрафы за отсутствие программы ПЭК
Отсутствие экологической документации – вопрос решаемый, но наказуемый. Рано или поздно предприятие могут оштрафовать согласно закону. Так, статья 8.5 КоАП РФ подтверждает следующее: административные штрафы накладываются на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 500 до 80 000 рублей.
Кроме того, за несоблюдение экологического законодательства налагается предупреждение, либо также административные штрафы в размере от 1000 до 100 000 рублей.
Мы много лет трудимся на благо экологии и законной, беспрепятственной деятельности небольших организаций и самых крупных предприятий. Не откладывайте подготовку нужной экологической документации, обратитесь к команде специалистов ЭкоПромЦентр прямо сейчас!
Проконсультироваться
Перечень исходных данных для подготовки отчета о ПЭК
- 1. Общие сведения о предприятии.
- Карточка предприятия.
- Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
- 2. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
- 3. По выбросам.
- План-график контроля на СЗЗ и на источниках (с результатами контроля).
- Протоколы КХА промвыбросов (на источниках).
- Протоколы КХА промвыбросов (на СЗЗ).
- 4. По сбросам (при наличии сброса).
- Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод (форма 2ТП-водхоз).
- Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (направляется в МОБВУ).
- Копия письма, которым направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами (направляется в МОБВУ).
- При наличии очистных – паспорт очистных.
- План-график проведения проверок работы очистных сооружений (с результатами контроля).
- 5. По отходам (только для объектов размещения отходов).
Копия письма, которым направлен отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.