Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак в различных религиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В конце V века н. э. Западная Римская империя была завоевана северными племенами варваров (476 г.). Слово «варвар» употреблялось древними римлянами и греками по отношению ко всем чужеземцам, к любому человеку, не принадлежащему к их культуре. Эти племена постоянно вторгались и потрясали Римскую империю на протяжении IV и V веков. Соответственно каждое племя приносило свои представления о браке, свои брачные обряды.
Свадебные обряды разных религий
Православные христиане. Родительское благословение — самый распространенный ритуал, отличающийся не только торжественностью, а и глубиной. Для его проведения в традиционном трактовании участники (родители с обеих сторон и пара) должны быть крещенными. Нужно купить 2 иконы: Божья матерь — для невесты и икона Христа Спасителя — для жениха. Родители готовят напутственную речь, которая произносится с иконами в руках на пороге дома невесты после совершенного выкупа. Эти иконы передаются молодоженам и хранятся в их доме всю семейную жизнь.
Католики. В этом христианском ответвлении слова «свадьба» и «венчание» означают одно и то же. Особое внимание уделяется не столько самой церемонии, сколько подготовке к ней. Обручальными кольцами пара обменивается еще на этапе помолвки после того, как пастор проведет в доме невесты особую мессу. Накануне молодым устраивают посиделки с уже состоявшимися супружескими парами, которые делятся с ними своим опытом. Это напоминает теплую дружескую вечеринку, во время которой жених и невеста узнают множество нового. В день венчания ворота церкви обвешивают металлическими предметами, начиная от замков и заканчивая ложками, символизирующими достаток будущей семьи и количество детей.
Мусульмане. Свадебные обряды у мусульман идут в строгой последовательности друг за другом. Брак не будет считаться признанным, если не было этапа сговора (договора) и следующим за ним махрома. В первой части упомянутой связки молодожены особыми словами свидетельствуют о добровольности вступления в брак, а во второй — муж выделяет жене имущество, которое при любых обстоятельствах останется у нее. Это могут быть драгоценности, определенное количество денег или оформленное право собственности на имущество. Непосредственно во время свадьбы невеста переходит из родительского дома в дом супруга.
Иудеи. Еврейские религиозные традиции предполагают заключение брака под хупой — специально построенной беседкой, сквозь которую можно увидеть небо. Зачитывается ктуба — письмо в котором есть перечень обязательств супругов друг перед другом. В одних случаях текст содержит основные постулаты семейной жизни, основанные больше на психологии, а в других — все, вплоть до бытовых обязательств. Во время веселья практикуют танцы на стульях, где мужчину и женщину, сидящих на стуле, поднимает группа мужчин и кружат в воздухе.
Буддисты. Свадебный обряд у представителей этого религиозного направления заключается в посещении храма, где и проходит соответствующая церемония. Жених и невеста надевают на шею длинные гирлянды из белых цветов, посредством которых потом соединяются с монахами. Те читают молитвы. По их завершению монахам положено угощение. После завершения трапезы монахи рисуют на лицах мужчины и женщины необычные узоры, которые содержат в себе священные знаки-обереги.
Взгляды на брак в раннем средневековье
Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.
Исторический взгляд на брак 2 (стр
Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.
Физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.
Контроль за деторождением
Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением.
Раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-
Проблема контроля рождаемости перешла в новую фазу благодаря изобретению и массовому
В противоположность им Римская католическая церковь в специальных энцикликах Пия XI (1930) и Павла VI (1968) полностью запрещает все способы
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Возможные ассоциации со словом семья – быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале – о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…
Религия – способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо – обратная связь, связь с источником, причиной.)
Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.
В основе религии – тайное, неизъяснимое, священное, запредельное – то, что определяется словом Бог. В семье есть нечто похожее. Не обязанности, любовь, заботы и др. Скорее, это «дух семейственности». (Мы скажем, что речь о «признаках системы». В этом смысле любая религия – архаическая форма системного подхода.)
Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения – у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.
При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция – сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность – в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.
Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии – например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.
Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде – это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года – сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть – детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он – дитя, малый, невзрослый.
По мере гуманизации общества появляется (в культуре, но не в законодательстве) тенденция заботиться о детях. В Европе это происходит в 18-19 веках, в России в 19-20 веках. Они (дети) все еще неполноценны, но взрослые за них отвечают, обеспечивают и т.д. Это уже детоцентристская культура и соответствующие ей семейные ценности. Теперь многие браки сохраняются «ради детей». Детоцентризм защищает и лишает свободы детей в той же мере, в какой патриархат защищает и лишает свободы женщин.
Начинается эра эмансипации – женщин от мужчин и детей от родителей. Стратегия отношений определяется не родством и старшинством, как в патриархальной семье, и не порождением, как в детоцентристской, а, скорее, свойством (с ударением на второе «о»). Муж и жена – на равных, они не подчиняют свои интересы интересам детей. Сексуальность не сводится к прокреации. Эротизм и приватность занимают место долга и публичности. Симметрия прав и асимметрия ролей. Принципиальное отличие такой семьи – автономность супругов (это когда потребности, интересы и круг общения каждого из супругов выходят за рамки брака).
Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.
Женщина занимает предельно подчиненное, служебное положение. «Ваши жены – нива для вас. Они созданы из вас и для вас. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете», написано в Коране.
Состоять в браке – священная обязанность мужчины. Безбрачие – тяжкий грех. Муж обязан:
* прилично содержать жен,
* защищать их от всех опасностей,
* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки – собственность жен, их нельзя отнять),
* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,
* оставить имущество по завещанию.
* рожать детей и их воспитывать,
* не покидать женскую половину дома (правило парды),
* выполнять домашние работы (и больше никаких других).
В современных исламских государствах женщина может работать, но на женской половине дома (медсестра, домработница, нянька) и имеет право получить соответствующее образование. Но при этом образование, профессиональная деятельность, социальная включенность сильно понижает ее статус на «рынке невест». Необразованная и неработающая – выше, как потенциальная жена.
Большое число детей повышает статус замужней женщины.
Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.
Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но нахо��ится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.
Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.
Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.
Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.
Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.
Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:
— уважительное к ней отношение;
— признание её авторитета;
— проявление своей любви к ней с помощью подарков.
Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:
— хорошее ведение домашнего хозяйства;
— гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;
— забота об имуществе семьи;
— мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.
Также Будда говорил, что хорошая жена:
— относится к мужу с любящей симпатией, как мать;
— проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;
— рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;
— послушна и верна ему, как верный слуга семьи.
Мусульмане и христиане: диалог или вражда?
Ислам и христианство являются наиболее крупными по числу последователей конфессиями на нашей планете. На сегодняшний день практически во всех странах мира мусульмане и христиане живут бок о бок, и от межрелигиозных отношений, зачастую, во многом зависит национальное благополучие. В этой связи необходимо разобраться, как ислам предписывает своим последователям относиться к христианам.
В современных реалиях немало радикальных группировок пропагандируют ненависть к христианам, называя их безбожниками, неверными и так далее. Встречается такой антагонизм и на бытовом уровне. Но что же говорится об отношении к христианам в Священном Коране и Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.)?
Осуждаются ли браки между людьми разных религий
Священное Писание осуждает браки между разными религиями. Полагаю, что и по Корану ваш брак не является вполне позволительным, хотя я и не большой знаток ислама. В Библии мы находим слова, прямо относящтеся к подобным бракам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор 6:14). Но подобным установлениям имеется вполне закономерное объяснение. Когда Господь установил институт семьи, Он сказал, что двое станут одной плотью (Быт 2:24; Мф 19:6). Семья в Библии используется еще и как символ единства человека с Богом. О каком же единстве может идти речь, если вы договорились быть в чем-то различными? Поверьте мне, что вы не сможете оставаться так как есть длительное время. Либо вы объедините свои взгляды на религию, то есть оба станете мусульманами или оба христианами, а то и вовсе оба станете атеистами, либо ваша семья, если не разрушится, то будет существовать номинально. Почему? Я уже упоминал в другом ответе, что есть две области, в которых люди не могут мирно сосуществовать — это религия и политика. Вы можете различаться во всем остальном и оставаться близкими друзьями. Но различия в политических и религиозных убеждениях способны разлучить даже самых близких людей. Я это говорю не ради осуждения, а из опыта. Вы договорились не мешать друг другу в вопросах веры. А как вы будете воспитывать детей? Мусульмано-христианами? Или первый — мой, а второй — твой? Даже если вы и согласитесь на какой-то метод воспитания детей, то вскоре дети сами скажут вам: вы сначала между собой договоритесь, а потом нас воспитывайте! И тогда вы полностью потеряете контроль над своими детьми. Мое личное мнение, не основанное на Библии или чем-либо еще: для вашей семьи будет лучше, если вы уравняете свои религиозные воззрения, причем, как можно скорее.
Контроль за деторождением
Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. Этот событие вызывает:
а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;
б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его
в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после смерти родителей;
г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.[см Приложение№1]
Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам не считал аборт на ранних стадиях беременности убийством. Долгое время доминировала вера в «позднее очеловечивание» т.е. вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт не может считаться процедурой, отнимающей человеческую жизнь. Все исламские теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает «одушевление&qu t; плода, был и остается предметом серьезных споров. Представители различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности. Только сроки в различных школах называются разные — от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу).16
Контроль за деторождением
Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением.
Раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-
Проблема контроля рождаемости перешла в новую фазу благодаря изобретению и массовому
В противоположность им Римская католическая церковь в специальных энцикликах Пия XI (1930) и Павла VI (1968) полностью запрещает все способы
Допускаются ли встречи вне брака между мусульманами/мусульманками и христианками/христианами?
Любая религия, будь то христианство, ислам, иудаизм, запрещают близкие отношения мужчины и женщины, не состоящих в официальном или духовном союзе. Здесь правила одинаковы для всех — любая связь будет считаться порочной, а священник или имам назовет ее грехом.
Но что, делать, если знакомство произошло, а до брака еще далеко? Могут ли молодые общаться, не нарушая церковных заповедей и не противореча айятам Корана?
Ислам запрещает мужчине и женщине оставаться наедине. Они могут ходить в кино, гулять по многолюдным улочкам, пить чай в кафе. Но никогда не устраивать свиданий у кого-то дома тет-а-тет.
В Библии также прописаны заповеди, запрещающие мужчине и женщине до свадьбы прикасаться друг к другу.
Речь не идет о случайных прикосновениях или о том, чтобы подать девушке руку, когда она выходит из общественного транспорта. А именно о прикосновениях с целью выражения чувств. Христианство не запрещает влюбленным встречаться до брака, но эти свидания также должны проходить в рамках моральных приличий и не наедине.
Но дружба между мужчиной и женщиной без мысли о создании семьи в православии также порицается. Считается, что если парень и девушка не могут заключить брак в будущем, то начинать какие-либо дружеские отношения им нет никакой необходимости.
Обе религии говорят об одном и том же. Встречи вне брака между мужчиной и девушкой возможны лишь в том случае, если они в будущем планируют пожениться. Причем эти встречи должны случаться в людных местах и не носить интимного характера, а происходить лишь с целью лучше узнать друг друга и обсудить дальнейшие свадебные вопросы.
Условия и порядок оформления брачного союза по Семейному кодексу РФ
Несмотря на то, что вышеописанные альтернативные виды брака достаточно распространены, семейное право Российской Федерации юридически признает только гражданский союз. В Семейном Кодексе РФ определены следующие условия для его заключения:
-
возраст будущих супругов должен быть старше 18 лет;
-
на момент подачи заявления в загс они не находятся в другом браке;
-
между будущими супругами отсутствует близкородственная связь;
-
у них нет психических заболеваний или установленной судом недееспособности.
Любовь и брак — не одно и то же
Да, любви все возрасты и религии покорны. Хотя для мусульманина и христианки брак и любовь — это понятия порой несовместимые. И если христианство поощряет крепкие браки и отвергает беспричинные разводы между венчанными и не венчанными супругами, то в исламе к разводу относятся более лояльно, например, муж может дать жене развод просто так, например, за малейшую провинность или если она ему надоела. Но и в том случае, если христиане все же решатся на развод, сделать это будет не просто, нужно будет пройти большую череду бесед с духовным наставником и доказать церкви, что развод — это не блажь, а необходимость. Мусульманин же может сказать своей жене определенные слова, после которых они считаются разведенными.
Конечно, можно рискнуть, а вдруг повезет… Ну, а вдруг не повезет, и в лучшем случае женщине придется покорно терпеть многоженство своего супруга, а в худшем — остаться в незнакомой стране без средств к существованию.
Виды мусульманских браков
Завадж, никах, урс – это брак, при котором жених выплачивает своей невесте махр, и жены, которые получили махр, между собой равны.
У некоторых мусульманских течений существует несколько видов брака:
- временный брак, то есть такой, который заключается на определенный период времени. Этот вид никяха считают не действительным четыре суннитских мазхаба, временный брак является запрещенным в исламе. Шииты признают временный брак дозволеным.
- полигамный брак, то есть такой, когда мужчина имеет несколько жен одновременно, но их число не должно превышать четыре. Разводясь с одной из своих четырех жен, мужчина может жениться еще раз, но не следует жениться, если у бывшей супруги еще не прошел период идды, а между ними существует право на возобновление брака, которое есть, если между ними не было трехкратного развода. Многоженство в исламе дозволяется и является более предпочтительным, чем моногамный брак.
- фиктивный брак, то есть такой, когда мужчина, разведясь три раза женой — не имея право вернуть ее обратно по шариату, прибегает с ней осознанно к пути, когда его бывшая супруга выходит замуж за другого мужчину, вступив с ним в интимные отношения, а затем разводится с ним, чтобы снова выйти замуж за прежнего мужа. В таких ситуациях мусульмане вступают в фиктивные браки или никах тахлиль, чтобы в последствии развестись, но ислам запрещает подобный вид брака и это является грехом.
В Евангелии Христос говорит о браке странные слова: “…оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть” (Мк 10, 8). Оказывается, смысл брака в том, чтобы двое стали одним! Причем, “одна плоть” здесь совсем не означает только лишь “одно тело”. Речь идет о такой глубине единения во взаимной любви, когда два человека уже не мыслят жизни друг без друга, и каждый осознает себя как продолжение любимого, его неотъемлемую часть. Как такое чудо становится возможным – трудно понять, если не знать Библейской истории о сотворении человека.
В Библии говорится, что Бог создал человека, в котором мужское и женское начало присутствовали во всей полноте. Все свойства и качества личности, которые мы сегодня определяем как – мужские, или – женские, в Адаме были заложены изначально. Первый человек был самодостаточным существом, он обладал полнотой знания об окружающем его сотворенном мире, так как был создан Богом для господства над этим миром. Но в своем совершенстве и самодостаточности он был один. А жить только для себя тягостно даже в Раю. И тогда Бог сотворил для Адама жену. Вот как об этом написано в Книге Бытия: “И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему” (Быт 2, 18). Правда, слово помощник использованное в русском переводе Библии, здесь не совсем соответствует еврейскому подлиннику. Возможен другой перевод этой фразы: “сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним”. И далее, следует акт творения женщины, который совершенно уникален и не имеет в библейской истории сотворения мира никаких аналогов. Бог творит женщину из… самого Адама: “И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
В рассказе “Душечка” А.П. Чехов описал удивительный феномен супружеской жизни. Героиня рассказа Оленька, настолько проникалась интересами и делами мужа, что незаметно становилась подобной ему почти во всем. Правда, Чехов, с присущей ему иронией изобразил этот ее талант всего лишь как следствие ее внутренней духовной пустоты. Для этого он дважды за рассказ сделал Оленьку вдовой, а напоследок, лишил ее надежды на третий брак с ушедшим от жены ветеринаром. Но несмотря на все усилия Антона Павловича, (а может быть и – вопреки им) Оленька не выглядит в рассказе пустым, бессодержательным существом. Даже в таком карикатурном виде, ее способность полностью отдавать себя любимому человеку вызывает глубокое уважение. Дело в том, что супружеские отношения подразумевают такую степень откровенности и близости, такой тесный контакт двух людей, что подобное взаимопроникновение личностей мужа и жены становится просто неизбежным.
Наверное, каждый встречал в своей жизни людей с особым, неотразимым личным обаянием. Впервые встретив такого человека и пообщавшись с ним пару часов, потом вдруг начинаешь понимать, что непроизвольно стараешься быть на него похожим, копируешь его интонацию, мимику, жест…