Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения правил тюнинга с 1 июля: что запретят устанавливать на машины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В том случае, если на машину фаркоп установлен давно и не зарегистрирован как следует, вы все равно можете избежать штрафа. Для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, в течение года обойтись также без нарушений правил дорожного движения – в таком случае, даже если инспектор выявит отсутствие регистрации фаркопа, он может ограничиться предупреждением. После этого вам все же необходимо будет пройти регистрацию в том порядке, который установлен законодательно. Или просто найти на него паспорт и сертификат, если его установка предусмотрена производителем.
О чем говорит ГОСТ 33670 и чего ждать с 1 июля
В России с 1 июля этого 2021 года приобрел законную силу ГОСТ 33670. Теперь происходит масштабное введение новых правил, которые регулируют внесение изменений в конструкцию автомобиля.
Теперь установку фаркопа нужно обязательно согласовывать с ГИБДД, если устройство официально не рекомендовано для конкретного транспортного средства. После этого нужно будет обязательно пройти проверку специализированной лаборатории, показав автомобиль лично.
Если в Одобрении типа транспортного средства указано «буксировка прицепа запрещена», то установку тягово-сцепного устройства не разрешат. Любое незаводское изменение конструкции сейчас считается незаконным. В основе таких решений находится Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности транспортных средств».
Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому при выявлении нарушений требований технического состояния авто сотрудники дорожной полиции получают право приостанавливать действие диагностической карты.
В таком случае владелец автомобиля должен будет демонтировать ТСУ за 72 часа.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Что делать перед покупкой фаркопа?
Прежде, чем покупать тягово-сцепное устройство, рекомендуется внимательно изучить информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Если в техпаспорте машины указано, что на данную модель разрешено устанавливать ТСУ и авто предусмотрено для буксировки прицепа, то монтаж оборудования можно проводить смело, не прибегая к его регистрации в ГИБДД. Это не будет считаться внесением изменений в конструкцию агрегата. Автовладелец вправе установить фаркоп в выбранной им автомастерской (или самостоятельно, строго следуя инструкции) и пользоваться им по своему усмотрению.
- Если в техпаспорте нет информации, разрешающей крепление ТСУ, водитель должен быть готов пройти техническую экспертизу. Она покажет, можно ли на данную модель машины устанавливать «крюк». Кроме этого, монтаж фаркопа необходимо будет зарегистрировать в Госавтоинспекции.
- Найти ТСУ, подходящее под данную модель машины. Для этого запросить у производителя оборудования необходимую документацию. Если ее не окажется, обратиться к другому продавцу с аналогичной просьбой.
- Заранее подыскать автомобильный сервис, который займется установкой фаркопа. Желательно выбрать такое СТО, где после монтажа на руки выдаются бумаги, подтверждающие право на эксплуатацию автомобиля с установленным оборудованием.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году?
Существенным условием является наличие или отсутствие документов на фаркоп. От этого зависит, потребуется ли его регистрировать в автоинспекции. Тут может быть один из вариантов:
- Документы есть, тогда вносить изменения в свидетельство, выданное при регистрации автомобиля, не нужно. Такой вариант возможен при заводском монтаже фаркопа. В этом случае сведения о нем уже должны быть указаны в соответствующей документации на автомобильное средство.
- Документов нет, что влечет за собой действия по регистрации сцепного устройства в ГИБДД, установка которого уже рассматривается, как существенное изменение автомобильной конструкции.
Штраф ГИБДД за фаркоп в 2022 году
Фаркоп — устройство, без которого использование прицепа с ТС становится невозможным, поскольку тягово-сцепной элемент выполняет роль крепежа. Осуществить монтаж устройства может каждый автомобилист, для этого не потребуются специальные инструменты или знания, но необходимо помнить о правилах, за несоблюдение которых водитель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Согласно п. 1.2 ПДД прицеп — это транспортное средство без двигателя, используемое для движения вместе с другим механическим ТС. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 на прицепах должны быть установлены государственные регистрационные знаки. Поэтому фактическое загораживание номера прицепом становится невозможным. Если номера не установлены либо ТС является незарегистрированным, водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 12.1–12.2 КоАП РФ.
Действующее законодательство не предусматривает непосредственного штрафа за фаркоп. Водителю может быть назначен штраф за незаконную установку в случае нарушения п. 7.18 Приложения к ПДД, который был рассмотрен ранее.
Ответственность в данном случае наступает по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, санкция которой предполагает наказание в виде предупреждения или штрафа 500 рублей.
В соответствии с положением, закрепленным ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ в первые 20 суток с момента вынесения постановления о назначении наказания плательщику предоставляется скидка в размере 50 %.
Это означает, что штраф, полученный за несоблюдение правил установки ТСУ на легковой автомобиль, может быть оплачен со скидкой 50 % и его итоговый размер составит 250 рублей.
Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля
Прежде чем установить фаркоп, необходимо убедиться в наличии специального крепления на ТС. Затем нужно определиться с периодичностью использования прицепа. Если это сезонная надобность (поездки на рыбалку, дачу), то рекомендуется устанавливать фланцевую конструкцию. Если фаркоп требуется для рабочей деятельности и постоянного использования, то следует обратить внимание на съемный вариант.
Есть ли штраф за фаркоп в России – актуальный вопрос для всех автолюбителей, которые собираются установить эту деталь. Денежной санкции законодательством не предусмотрено, но автовладелец все равно может быть подвергнут административному взысканию. Чтобы разобраться, почему штрафуют за прицепное устройство, следует понимать разницу между штатным фаркопом и самодельным. Второй вариант необязательно предполагает самостоятельное изготовление детали.
За штатное ТСУ не предусматривается административное взыскание, поскольку эта опция присутствует в техпаспорте на машину. Это означает, что автовладелец не прибегал к изменению конструкции ТС при монтаже фаркопа (отсутствуют сварочные или сверлильные работы, а все детали вставлены в соответствующие пазы).
Самодельный фаркоп, пусть и купленный в магазине, но установленный с применением подручных материалов (сварка, дополнительные накладки и так далее), может стать основанием для вынесения штрафа и ликвидации устройства. Автовладельца обяжут привести автомобиль к заводскому виду, описанному в техпаспорте.
Часто инспектора апеллируют к требованиям безопасности. Давайте разберемся, действительно ли фаркоп может отрицательно влиять на последствия после ДТП, или это всего лишь придирки работников ДПС.
Сейчас при оценке безопасности автомобиля разделяют степень риска для пешеходов и автомобилей. Мы тоже рассмотрим эти факторы отдельно. Это позволит более точно понять, что же настораживает полицейских.
Для пешеходов фаркоп представляет мнимую угрозу. Он расположен в задней части автомобиля, а наезды при движении задним ходом случаются нечасто. Но, при таком ДТП в случае наличия прицепного устройства человек вероятно пострадает больше, чем при его отсутствии. Хотя в целом вероятность получить удар фаркопом незначительна.
На практике
гораздо опаснее прицепное для других автомобилей. Сравните ситуацию, когда сзади едущий автомобиль въезжает в бампер, с ДТП где он «надевается» на фаркоп. Уровень повреждений в обоих случаях будет разным, и больше пострадает машина в случае встречи с фаркопом. Тут сказывается вынос прицепного устройства за пределы бампера, что и усиливает уровень повреждений. Оно становится по сути своеобразным тараном.
Регистрация фаркопа в 2022 году
При покупке подержанного автомобиля с установленным фаркопом без документов следует перестраховаться. Лучше приобрести новое сцепное устройство со всеми сертификатами. Если бумаги на тягово-сцепное устройство отсутствуют, то в ГИБДД могут потребовать его демонтировать или попросту откажут в оформлении авто.
Таким образом, для регистрации внесений изменений в конструкцию авто понадобится два раза посещать испытательную лабораторию, три раза ГИБДД, а также пройти техосмотр. Установку устройства нужно производить в рекомендуемом автосервисе.
Как говорит статистика, конструкция практически 99% автомобилей предусматривает установку фаркопа. Можно оформить внесение таких изменений в ГИБДД, а затем зафиксировать их в техническом талоне, ПТС.
Такую регистрацию предусматривает Технический регламент №018/2011.
Перед установкой нужно выбирать такое устройство, которое рекомендует производитель авто. Оно должно иметь паспорт, сертификат, соответствовать требованиям ГОСТ по безопасности. Оформление экспертиз до и после установки ТСУ производится по Методическим рекомендациям, утвержденным МВД 20.11. 2015.
Если тягово-сцепное устройство уже установлено, а документы на него отсутствуют, то можно обратиться к производителю этого оборудования. Копии документов можно получить без особых проблем. Сделать это можно через интернет, почту, официального представителя компании-производителя в конкретном населенном пункте.
Если получить нужные документы не удастся, то придется регистрировать ТСУ через ГИБДД. Также можно приобрести новое тягово-сцепное устройство со всеми документами. Следует помнить, что фаркоп с необходимыми документами можно устанавливать без обязательной регистрации в ГИБДД.
Сцепное устройство можно использовать на автомобиле без оформления в ГИБДД при следующих обстоятельствах:
- вся конструкция была установлена на заводе;
- монтаж произведен в соответствии с правилами, рекомендациями, которые дает инструкция и технический паспорт;
- фаркоп имеет паспорт и сертификат.
Таким образом, попытаться выписать штраф за наличие тягово-сцепного устройства могут самые дотошные инспекторы. Поэтому все большую популярность получают конструкции со съемным шаром, который легко демонтируется. С другой стороны, при наличии всех документов бояться нечего.
Все автомобильные средства, эксплуатируемые на дорогах страны, а также установленное на них оборудование, должны соответствовать требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011.
Согласно п. 77 раздела 4 гл. V Оценки соответствия, регистрация дополнительных компонентов автомобиля не требуется в следующих случаях:
- Монтаж фаркопа предусмотрен заводом изготовителем ТС, о чем в технической документации имеется соответствующая отметка.
- Дополнительное устройство предназначено для установки на машину, прошло проверку соответствия и имеет подтверждающие документы завода-изготовителя.
- Изменения конструкции автомобиля произведены серийно, т.е. при установке оборудования на заводе-изготовителе.
Исходя из требований указанного Регламента, автомобилист при эксплуатации машины с установленным фаркопом должен иметь в наличии следующие документы:
- техническую документацию на автомобиль (руководство по эксплуатации), где имеется отметка об установке дополнительного оборудования;
- документы на фаркоп подтверждающие, что его конструкцию можно установить на эту модель автомобиля;
- сертификат о соответствии фаркопа требованиям Технического регламента.
Наличие этих документов при себе не обязательно. Если инспектор ГИБДД все-таки оформит протокол, то собственник автомобиля сможет оспорить его при предъявлении необходимых подтверждающих бумаг.
Вопрос с получением перечисленных документов на фаркоп чаще всего решается запросом к заводу-изготовителю оборудования. Это можно сделать:
- обратившись к официальному представителю завода, находящегося на территории вашего населенного пункта;
- заполнив электронный запрос на официальном сайте изготовителя;
- направив заказное письмо с запросом в произвольной форме на адрес завода.
В ответ вы получите копии документов.
В большинстве случаев регистрация фаркопа не требуется. Но эксплуатация транспортного средства с конструктивными изменениями, требующими регистрации, налагает на автовладельца административный штраф в размере 500 рублей.
Нарушением считается:
- закрепленный подвижными соединениями не сертифицированный фаркоп,
- не согласованные изменения в конструкции автомобиля,
- установленный фаркоп без прицепа.
Перед тем как зарегистрировать фаркоп на легковую машину в ГИБДД, необходимо узнать, возможен ли монтаж сцепного узла на конкретный автомобиль. Выяснить это можно в документации на машину, просмотрев нагрузочную таблицу. Она размещена в подкапотном пространстве либо на стойке ТС. В строке «Максимальная допустимая масса автопоезда» указана возможность перемещения прицепа.
Что делать, если фаркоп уже установлен?
В первую очередь, рекомендую проверить, что у Вас есть сертификат соответствия и документ, подтверждающий возможность установки на автомобиль Вашей модели.
Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.
Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.
Подведем итоги данной статьи:
- Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД.
- Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
- Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.
Фаркоп установлен, но не зарегистрирован: что делать?
В том случае, если на машину фаркоп установлен давно и не зарегистрирован как следует, вы все равно можете избежать штрафа. Для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, в течение года обойтись также без нарушений правил дорожного движения – в таком случае, даже если инспектор выявит отсутствие регистрации фаркопа, он может ограничиться предупреждением. После этого вам все же необходимо будет пройти регистрацию в том порядке, который установлен законодательно. Или просто найти на него паспорт и сертификат, если его установка предусмотрена производителем.
Порядок регистрации не отличается от такового при установке ТСУ, за исключением, конечно, самого этапа установки. Но если экспертиза ГИБДД обнаружит, что фаркоп установлен неправильно либо вообще не может быть установлен на ваше транспортное средство, его придется демонтировать. Если вы покупаете автомобиль с пробегом и с уже установленным ТСУ, важно получить документы на него у продавца, так как зарегистрировать в ГИБДД такой автомобиль не получится, и необходим будет демонтаж фаркопа.
Как продать автомобиль с фаркопом?
Продать транспорт со съемным фаркопом просто. Сложности при продаже могут возникнуть, если крепление не снимается. Поэтому важно иметь при себе подтверждающую документацию, чтобы при прохождении проверки автомобиля не возникло законодательной причины в отказе на продажу ТС. Ведь при условии непрохождения тех. осмотра постановка в ГИБДД на учет может быть затруднена.
Интересная информация! Согласно разд. 4 п. 77 Технического регламента в России при наличии сертификата и лицензии на крепление прицепа санкция не предусмотрена. Другое дело — установка стороннего производства: избежать штрафа за незарегистрированный фаркоп не получится.
Таким образом, установка съемного фаркопа не влечет за собой никаких последствий: у автовладельца есть полное право по своему усмотрению оборудовать автомобиль любыми элементами, предусмотренными заводом-производителем. Но, если установка не предусмотрена, а владелец ТС очень хочет «приварить» крепление, нужно хорошо подумать: в данной ситуации могут возникнуть проблемы как при регистрации автомобиля, так и при прохождении ТО.
Так что же будет от 1 июля 2021 с фаркопами?
Если на ваш автомобиль требуется регистрировать изменения в конструкцию транспортного средства при установке фаркопа, и вы этого не сделали после установки фаркопа, то данное нарушение попадает под КоАП 12.5.1 и предусматривает штраф в размере 500р. (при оплате в течение 14 дней 250р.).
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Как избежать штрафа за фаркоп?
Как можно уклониться от взыскания за фаркоп:
- Надо доказать инспектору, что авто не находится в эксплуатации, а просто стоит в гараже или на стоянке. В этом случае транспортное средство не является угрозой для других машин и пешеходов на дороге.
- В первый раз инспектор должен устно предупредить водителя о нарушении, а только при повторном — выписать штраф.
- Во время остановки инспектором стоит сказать, что визит в отделение ГИБДД запланирован на ближайшие дни. Иногда это помогает, и сотрудник автоинспекции не выписывает штраф.
- Предоставить документальное подтверждение того, что устройство поставлено правомерно и правильно.
- Показать инспектору документы на фаркоп, вид которого соответствует марке автомобиля.
Водитель должен быть спокойным в общении с сотрудниками ГИБДД, готовым к замечанию, что монтаж устройства проведен неправильно, и поэтому фаркоп создает угрозу для других авто на дороге. Немаловажно, чтобы автомобилист, выезжая на дорогу с прицепом, имел при себе соответствующие документы.
Особенности продажи авто с фаркопом
Прежде чем устанавливать фаркоп на собственный автомобиль, его владельцу нужно предусмотреть ситуацию, когда авто понадобится продавать. Если при эксплуатации автомобиля «лишние детали» инспектор может и не заметить, то при перерегистрации во время продажи скрыть фаркоп от эксперта не удастся.
Поэтому если фаркоп не предусмотрен заводом-изготовителем ТС, необходимо пройти процедуру регистрации его в ГИБДД. Разумеется, это будет возможно сделать, если фаркоп сертифицирован и установлен профессиональными мастерами.
Важно. Зарегистрировать «самоделку» кустарного производства не получится. Поэтому такой фаркоп перед продажей автомобиля необходимо будет демонтировать. Иначе перерегистрация Тс на другого владельца будет невозможна.
Перед установкой фаркопа на собственный автомобиль владелец должен заглянуть в Руководство по эксплуатации и убедиться, что данная деталь предусмотрена заводом-изготовителем. Если конструкция авто не допускает установку фаркопа, можно устанавливать исключительно съемную модель и использовать её в комплекте с прицепом или трейлером. За езду с несертифицированным или неправильно установленным фаркопом можно «заработать» штраф в 500 или 5000 рублей.