Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расследования несчастных случаев при транспортных происшествиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.
О ссылках ФСС на общие заболевания.
Сотрудница во время работы за ЭВМ почувствовала головокружение и упала со стула, получив перелом.
Созданная работодателем комиссия по расследованию НС сделала выводы на основании:
-
протоколов опроса потерпевшей и сотрудников-очевидцев, а также осмотра места происшествия;
-
листков нетрудоспособности, медицинского заключения, справки о заключительном диагнозе.
Комиссия признала случившееся несчастным случаем на производстве.
Специалисты ФСС указали, что травма получена по причине головокружения вследствие повышения артериального давления, то есть в результате общего заболевания, в связи с чем данный случай не может быть признан страховым. Кроме того, в выписном эпикризе установлено наличие у сотрудницы заболевания «гипертония», листок трудоспособности выдан не травматологом, а другим врачом.
Арбитры исходили из обязанности установить следующие обстоятельства:
-
являлась ли пострадавшая застрахованным лицом;
-
исполняла ли она во время спорного события обязанности по трудовому договору;
-
получила ли она в результате события повреждение здоровья, повлекшее временную утрату профессиональной трудоспособности.
Что относится к несчастным случаям на производстве?
Чтобы разобраться, что относится к несчастным случаям на производстве, приведём несколько основных определений.
Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник погиб или получил повреждение здоровья при выполнении трудовых обязанностей или работ в интересах работодателя.
Травма производственная — травма, полученная пострадавшим работником при несчастном случае на производстве.
Квалификация несчастного случая — процедура признания несчастного случая несчастным случаем на производстве, либо несчастным случаем, не связанным с работой.
Расследование — процедура сбора данных и исследования причин и фактов происшествия с целью его квалификации.
Из первого определения ясно, что несчастный случай на производстве всегда связан с выполнением трудовых обязанностей. Тем не менее, производственными несчастными случаями считаются не только те, которые получены непосредственно в ходе выполнения работ, и это обстоятельство провоцирует много вопросов. Так в каких же случаях несчастный случай считается производственным и, соответственно, за него несёт ответственность работодатель?
Это случаи, которые повлекли за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, и происшедшие:
- В течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
- При следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора.
- При следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.
- При следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие).
- При работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время.
- При осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
С чего начать расследование, если несчастный случай произошел давно
Особая ситуация возникает, когда работник по каким-то причинам своевременно не сообщил о производственной травме работодателю, например потому, что потеря трудоспособности наступила не сразу. В этом случае основанием для расследования является заявление пострадавшего или его доверенного лица. Срок для расследования установлен в один месяц (ст. 229 ТК РФ) с даты поступления заявления.
Заявление может быть подано не только работодателю, но и в трудовую инспекцию. Указанные в заявлении обстоятельства несчастного случая должны быть расследованы в обязательном порядке.
Действующее трудовое законодательство не ограничивает сроки давности для обращения по поводу проведения расследования несчастных случаев на производстве.
Если несчастный случай произошел до 1 января 2002 года, для расследования необходимо пользоваться теми нормативными актами, которые действовали во время происшествия.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Что может грозить работодателю по итогам травмы?
Работодатель (его должностные лица) могут быть подвергнуты по итогам расследования причины травмы работника:
- Дисциплинарному наказанию в виде замечания, выговора или увольнения;
- Административному наказанию;
- Уголовному наказанию.
Если в итоге расследования и возможной последующей проверки по факту несчастного случая будет установлено нарушение правил охраны труда он может быть подвергнут взысканиям по ст. 5.27.1 КоАП РФ. В этом случае ему грозят штрафы:
- Для юрлиц от 50 000 до 80 000 руб.;
- Для предпринимателей от 2 000 до 5 000 руб.;
- Должностные лица могут заплатить от 2 000 до 5 000 руб.
Помимо этого, в данной статье предусмотрены иные последствия для работодателя за нарушение правил спецоценки, допуск сотрудника к работе без проведения инструктажа.
Существует 4 основных компенсации, обязательных к выплате:
- По больничному листу. Средства отчисляет ФСС, сотрудник получает 100% от среднемесячного заработка. Сумма рассчитывается на основании заработка за последние 12 месяцев. Основанием для получения денег является листок нетрудоспособности.
- Единовременная выплата, количество зависит от повреждений. Максимальный размер составляет 80534.8 рублей.
- Ежемесячная выплата. Поступает, пока сотрудник не выздоровеет и составляет среднюю зарплату за последние 12 месяцев. Ежегодно выплата пересчитывается на размер инфляции.
- Дополнительные расходы, к которым относятся:
- покупка лекарств;
- оказание платной помощи;
- покупка средств ухода за пострадавшим;
- покупка техники для транспортировки и деятельности пострадавшего.
ФСС покрывает дополнительный отпуск для реабилитации, но не дополнительные выплаты на лекарства и технику. Более редким видом компенсации является выплата за моральный вред. Если человек получил моральные страдания, он вправе обратиться в суд и потребовать возмещения.
Краткий перечень действий работодателя в ходе расследования:
- создание комиссии по расследованию несчастного случая для выявления связи с производством;
- опрос пострадавшего;
- осмотр места происшествия;
- установление даты, точного времени и места происшествия, модели, номерного знака транспортного средства, его техническое состояние;
- опрос свидетелей (причастных должностных лиц предприятия) для уточнения и дополнения обстоятельств ДТП, показания которых вносятся в материалы расследования;
- официальный запрос в медицинское учреждение, куда поступил пострадавший;
- выяснить состояние сотрудника, который управлял транспортным средством, а также цель поездки, отклонение от маршрута, по назначению ли использовалось транспортное средство;
- проверить документы, водительское удостоверение, техталон, путевой лист.
Считается ли травма по дороге на работу производственной?
То же самое касается и производственной травмы по дороге с работы, и оба происшествия должны быть зафиксированы и оформлены надлежащим образом. Сроки расследования несчастных случаев на производстве установлены ст.
229.1
ТК РФ:
- Если сотрудник получил легкие повреждения, то на рассмотрение дается 3 дня.
- Если была получена тяжелая травма, то на расследование отводится 15 дней.
Для расследования несчастного случая могут привлекаться сотрудники трудовой инспекции. В их обязанности входит в выявлении и установлении свидетелей происшествия; лиц, нарушивших требования охраны труда; получение объяснений от пострадавшего сотрудника и необходимой информации от его работодателя.
Какие документы должны быть оформлены в ходе расследования происшествия:
- Приказ о составе комиссии.
Какая травма считается производственной по закону? В 227 статье Трудового кодекса России сказано, что к такой группе относятся повреждения, случившиеся с сотрудником на рабочем месте во время смены или регламентированного перерыва. Но, необходимо сделать несколько уточнений. Официальной считается смена, прописанная в трудовом договоре.
Иными словами, если прийти на предприятие вы, согласно контракту, должны в 9, но по устной договоренности появились в 8 и в интервале с 8 до 9 травмировались, получить надлежащие компенсации будет сложнее, особенно если начальник не захочет возмещать ущерб. Перерыв также должен быть регламентирован служебным уставом. Если в рабочее время человек получил перелом руки, находясь за пределами производства по личным причинам, травму признают бытовой.
Сразу стоит отметить, что Трудовой Кодекс РФ определяет перечень ситуаций, при которых увечья полученные по пути на работу считаются производственными, это актуально даже в случае несчастного случая.
Если сотрудник компании попал в аварию пьяным
Если водитель управлял служебной машиной в пьяном виде и совершил при этом ДТП, и все это подтверждается медэкспертизой и постановлением ГИБДД после разбора ДТП, то он обязан будет возместить весь причиненный ущерб третьим лицам и своему работодателю в полной мере.
Так говорится в пункте 4 части 1 статьи 243 ТК. Если же работник, уличенный в пьяном вождении, смог оспорить наказание и избежать ответственности за вождение в пьяном виде, то и работодатель не сможет взыскать с него ущерб в полном объеме. Ведь его вина не была доказана.
Важно! Чтобы получить со своего работника в полной мере, работодателю необходимо иметь доказательство того, что он управлял служебным транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Что отличает страхование по травматизму от прочего соцстрахования?
Ответ на этот вопрос позволяет понять, зачем организации, а точнее ее работникам, нужно страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В отличие от социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховка по травматизму позволяет компенсировать не только пособие по временной нетрудоспособности, но и иные виды расходов, вызванных последствиями произошедшего несчастного случая. В частности, это единовременные и ежемесячные страховые выплаты в связи с тяжелыми и неблагоприятными последствиями страхового случая. Притом пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 100% среднего заработка застрахованного выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Вдобавок страховка по травматизму предполагает оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, расходов на лечение застрахованного, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода. Сюда же при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению входят обеспечение транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт и оплата расходов на горюче-смазочные материалы, а также профессиональное обучение (переобучение) застрахованных лиц, пострадавших при наступлении несчастного случая. Об этом сказано в Законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев .
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Как видим, разница в обеспечении рассмотренных видов страхования достаточно существенна, причем упомянутый Закон не ограничивает право застрахованных на возмещение вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию. Например, моральный вред, причиненный застрахованному в связи с несчастным случаем на производстве, возмещается причинителем вреда, а не органом ФСС (Определение Московского городского суда от 20.04.2011 N 33-7840).
Когда расплачиваться перевозчику?
Возможно, читатель в курсе, что в страховании употребляется такой термин, как регрессное требование страховщика к причинителю вреда. Оказывается, это требование на законных основаниях может быть предъявлено к транспортной компании. Одна из подобных ситуаций рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.10.2012 N Ф09-10011/12. Сотрудники на служебном автомобиле попали в ДТП, в результате чего неумышленными действиями одного (водителя) был причинен вред другому (пассажиру).
Обязанность возместить вред возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности (транспортным средством) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения и т.п.). Причем лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (п. 1 ст. 1081 ГК РФ). То есть должником в регрессном обязательстве является лицо, ответственное за причинение вреда.
Регрессные иски, предъявляемые страхователем (в данном случае ФСС) на основании указанных норм, представляют собой правовой механизм возложения бремени ответственности за причиненный вред в конечном итоге непосредственно на виновника.
В рассматриваемой ситуации страхователь и причинитель вреда совпадают в одном лице (владелец ТС), поэтому у страховщика имеется возможность выбрать способ защиты. ФСС вправе обратиться с регрессным иском о взыскании расходов (в том числе пособия по временной нетрудоспособности, страховых выплат и расходов на лечение) к причинителю вреда — владельцу источника повышенной опасности и работодателю, который, в свою очередь, будет решать вопрос о возмещении нанесенных убытков с лицом, виновным в ДТП.
Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов и аварий на опасном производственном объекте – один из нескольких локальных нормативных актов, который должен разрабатываться организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, независимо от класса опасности.
Положение разрабатывается в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения».
Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами и т.п.), проводится территориальным органом Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария, а их учет производится территориальным органом Ростехнадзора, в котором эти устройства зарегистрированы.
C 05 ноября 2021 года отменена обязанность организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, согласовывать Положение в Ростехнадзоре. Однако обязанность его разрабатывать и руководствоваться им при расследовании инцидентов или аварий по-прежнему контролируется Ростехнадзором. Положение необходимо разработать до ежегодного предоставления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте, так как в годовой отчет включается информация о наличии разработанного Положения на предприятии. За отсутствие Положения о техническом расследовании причин инцидентов организация привлекается к ответственности по статье 9.1. КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 200 000 до 300 000 рублей.
Мы разрабатываем Положения о расследовании причин аварий и инцидентов для предприятий, эксплуатирующих:
Подъемные сооружения
Сети газопотребления
Оборудование, работающее под избыточным давлением
Наши эксперты разрабатывают Положение о расследовании инцидентов в соответствии с требованиями Центрального управления Ростехнадзора. Разработанное Положение направляется заказчику почтовой курьерской службой. Доставка осуществляется за наш счет от двери до двери. Срок доставки обычно не превышает трех рабочих дней.
Оформление Акта служебного расследования ДТП
Акт служебного расследования ДТП состоит из пяти основных блоков:
- Перечисляется состав собранной комиссии. Указывают данные ТС, попавших в ДТП, и их водителей.
- Характеризуются обстоятельства, место аварии.
- Информация по условиям на трассе: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристика дорожных знаков и разметки.
- Данные водителя: возраст, классификация, стаж (общий и на предприятии), информация о подготовке и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медосмотра. Указывается, на каком часу работы случилась авария, участвовал ли он в ДТП ранее, нарушал ли ПДД.
- Сведения о служебном ТС: информация о техническом состоянии машины, ее марка, тип, модель, год изготовления, пробег до техосмотра и после него. Перечисляются аналогичные данные по другому транспорту, попавшему в аварию.
- Выводы комиссии. Указываются причины дорожного происшествия, предварительно установленные ее участниками. Меры, которые предпримет предприятие для исключения повторений случившегося. Упоминаются виновные ответственные работники, предпринятые к ним дисциплинарные взыскания.
В заключении акта служебного расследования ДТП: дата его составления, список участников комиссии, их категории и должности.
акта служебного расследования ДТП можно здесь.
Возмещение ущерба по страховке
Дорожно-транспортное происшествие на территории предприятия — это:
- столкновение двух движущихся транспортных средств;
- наезд на пешехода;
- наезд движущегося ТС на стоящую машину.
Если авария произошла по ту сторону ворот, к организации эта земля уже не относится, значит, и ДТП не считают совершенным в пределах территории организации.
Что делать, когда забора или дорожной разметки нет? Поднимать кадастровый паспорт, техническую документацию.
В ней указаны конкретные границы определенного участка, закрепленного за компанией. Обычно границы прорисованы вплоть до сантиметра, так что неточностей быть не должно.
При возникновении споров относительно границ участка конкретного предприятия, споры решаются:
- в досудебном порядке — через Кадастровую или регистрационную палаты;
- в судебном порядке – через служителей Фемиды.
Если установлено, что авария имеет место на участке фирмы, то ее относят к ДТП, произошедшим на территории предприятия. Здесь важно понять главный момент: обстоятельство является дорожно-транспортным происшествием.
Всегда есть виновный и пострадавший (их может быть несколько). Инициатору происшествия грозит наказание. Оно всецело зависит от причиненного ущерба.
Чтобы узнать является ли страховым случаем столкновение автотранспорта на внутреннем дворе компании, немаловажно, какой страховой полис имеет машина:
- ОСАГО.
- КАСКО.
В первом случае нужно внимательно читать договор, заключенный со страховщиком. Дело в том, что согласно действующему законодательству авария, совершенная на территории предприятия, не относится к страховым случаям.