Чем не может осуществляться регулирование трудовых отношений ответ охрана труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем не может осуществляться регулирование трудовых отношений ответ охрана труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья охватывает источники трудового права, к которым отнесены трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Они различаются по юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, установленной законом, и представлены в ТК на основе принципа юридической иерархии («сверху вниз») как определенная система, включающая законы (трудовое законодательство) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (также именуемые видами источников трудового права).

Комментарий к статье 9 ТК РФ

1. Комментируемая статья формулирует одно из основных положений трудового права: помимо законодательства, трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в договорном порядке; договорное регулирование осуществляется трудовым коллективом в лице его представителя и работодателем в форме соглашения между работниками и работодателями, заключенного на уровне Российской Федерации, ее субъекта, территории, отрасли, организации, а также путем заключения, изменения и прекращения трудового договора. Статья 9 подчеркивает, что договорное регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с законодательством. Это означает, что исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным организациям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. Ссылка на трудовой договор как регулятор установления условий труда содержится во всех главах Кодекса, посвященных конкретным правовым институтам трудового права.

Действующий ТК предусматривает дальнейшее расширение договорного регулирования. По ряду вопросов, решаемых в императивных правовых нормах, в настоящее время возможно соглашение сторон. Так, в соответствии со ст. 179 ТК конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право для оставления их на работе при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, может быть предусмотрен соглашениями и коллективными договорами. Раньше круг таких лиц определялся только в законодательстве. Договорное регулирование трудовых отношений расширяет и ст. 180 ТК. В этой статье указано, что работодатель с письменного согласия работника вправе расторгнуть с ним трудовой договор в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) до истечения двухмесячного срока предупреждения, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

2. Часть 2 ст. 9 предусматривает механизм, гарантирующий работникам, что их права и гарантии, установленные в договорном порядке, не будут ограничены или снижены. Во-первых, запрещено включать в коллективный договор, соглашение, трудовой договор условия, ограничивающие права и снижающие гарантии работникам, предусмотренные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, установлено, что если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению, и действует трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Применяя ст. 9, следует учитывать и нормотворчество субъектов РФ, которые принимают в пределах своей компетенции законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование трудовых правоотношений

Социально-трудовые взаимоотношения в России представляются как модель взаимных компромиссов между работодателем и наемным работником. Такая система формировалась в течение длительного времени и прошла период от раннего капиталистического строя, где отсутствовал какой-либо порядок и социальная защищенность работников, до современного социального партнерства.

Сегодня модель современных социальных трудовых взаимоотношений базируется исключительно на принципах равноправия и взаимного уважения. Порядок регулирования взаимоотношений в сфере труда призван находить нужный баланс и решение проблем, возникших между работодателями и работниками. Такие правоотношения носят коллективный характер: на одной стороне находятся работники, профсоюзы или иные формы объединений, а на другой — собственники предприятий.

В статье 9 ТК сформулирована ключевая модель трудового права: кроме законов и нормативных актов, источником регулирования правоотношений являются также соглашения, разработанные коллективом и организацией на государственном, территориальном, отраслевом и иных уровнях.

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

В соответствии со ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.

В современном обществе всем и каждому навязывается культура капитализма. Поэтому крайне важно давать принципиально иную шкалу ценностей.

Существуют ли различия между самостоятельным и наемным трудом? Каков правовой статус работника и работодателя? Возможно ли социальное партнерство в сфере труда?

Конкретный труд имеет множество разновидностей. Однако общество и государство заинтересованы в регламентации не всех отношений, возникающих в процессе осуществления различных видов труда.

Для заключения уча щимся трудового договора необходимо согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

Порядок и случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя (сокращения, ликвидация предприятия и т.п.).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Документы, которые регулируют трудовые отношения в компании

Настоящим законодательством представлены соглашения трех категорий: соглашение, коллективный и индивидуальный трудовой договор. Индивидуальным трудовым договором является правовой документ, заключение которого происходит между нанимателем и работником и согласно которому нанимаемый сотрудник обязан выполнять свою основную работу. Наниматель же при регулировании трудовых отношений должен обеспечить все необходимые условия труда, предусматриваемые законодательством РФ или же иными правовыми документами о труде и соглашением всех заинтересованных сторон, гарантировать своевременную выплату сотрудникам зарплаты.

По предложению, выдвинутому профсоюзами в 1992 году, из трудового законодательства Российской Федерации было изъято само существование подобного договора в устной форме. С позиции законодательства это усилило права работников.

Трудовые отношения и их регулирование

При определении понятия «дистанционный работник» новый закон указывает, что это лицо, выполняющее работу и взаимодействующее с работодателем не только посредством информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета), но и сетей общего пользования. Таким образом, к дистанционной работе теперь относится и взаимодействие с персоналом по телефону, мессенджерам, с помощью SMS и т.п.

Введены нормы о порядке заключения трудовых договоров (допсоглашений) о дистанционной работе без вызова сотрудника в офис. Например, если нет возможности оформить письменные документы с личным присутствием работника, проставлением «живых» подписей и т.п. (ст. 312.3 ТК РФ).

В таком случае закон предусматривает возможность заключения таких соглашений с использованием квалифицированной электронной подписи, что исключает злоупотребления сторон в этой части. Отмечу, что на практике ранее встречались случаи подписания кадровых документов родственниками работника и т.п.

При этом сам процесс взаимодействия сторон по уже заключённым договорам о дистанционной работе может осуществляться просто путём обмена электронными документами (отчетами, заданиями и т.д.) без использования квалифицированных подписей.

Законодатель предоставил работодателю возможность регулирования режима труда и отдыха дистанционных работников в локальных нормативных актах, в том числе Правилах внутреннего трудового распорядка, тогда как ранее это допускалось только по соглашению с конкретным работником, что отчасти предоставляло работникам более свободный график работы, льготный режим исполнения трудовой функции.

В настоящее время эти нормы немного ужесточены в плане повышения управляемости трудовым процессом дистанционного работника со стороны работодателя (ст. 312.4 ТК РФ). Однако также сохранена возможность соглашением сторон определять особый режим работы дистанционного работника и иную специфику в этой части.

Новшеством закона является норма о том, что время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время. Это сняло вопросы о том, насколько корректно оплачивать время рабочих совещаний, передачи поручений работникам, разъяснение специфики вопроса по телефону или с использованием средств видеосвязи.

В настоящее время все эти процессы отнесены к рабочим и подлежат оплате (ст. 312.4 ТК РФ).

Предмет и сфера действия трудового права Российской Федерации

Всякий не индивидуальный труд выступает как система возникающих между людьми общественных отношений, в этом качестве он является объектом правовой регламентации.

Ведущую роль в данной системе отношений играют отношения наемного труда, возникающие между работодателем, с одной стороны, и работником – с другой стороны, которые основаны на соглашении о применении труда последнего. Такое соглашение получило название «трудовой договор». Индивидуальные отношения по поводу применения труда гражданина, заключившего трудовой договор с организацией либо другим гражданином, в соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) – основа предмета трудового права России.

Правовое регулирование занятости населения в РФ

Правовое регулирование занятости населения в РФ ныне представлено большим числом нормативных актов. Базовым в этой сфере отношений является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон 1991 г.). Занятость определяется законом как не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход. Законодательство РФ не предусматривает понятий «частичная незанятость» или «частичная безработица» и соответственно не устанавливает мер социально-правовой защиты для лиц, вынужденно работающих на условиях неполной занятости.

Обязанности по реализации положений закона о содействии занятости населения возложены на территориальные центры занятости населения. Все услуги гражданам оказываются органами службы занятости бесплатно.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (незанятые граждане), зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, фактически ищущие работу и готовые приступить к ней, не трудоустроенные в течение 10 дней со дня регистрации. Признание или непризнание гражданина безработным оформляется мотивированным решением службы занятости.

Гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости, предоставляются меры социально-правовой защиты. Всем обратившимся гарантируются: бесплатная консультация, бесплатная информация о вакансиях, участие в оплачиваемых общественных работах, профессиональная ориентация, получение льгот в связи с увольнением по сокращению штатов, численности или в связи с ликвидацией работодателя. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, дополнительно предоставляется право на: бесплатную профессиональную подготовку с выплатой стипендии за время обучения, оплату проезда в общественном транспорте в период обучения по направлению службы занятости, пособие по безработице, материальную помощь по истечении срока получения пособия по безработице и в исключительных обстоятельствах, включение времени получения пособия по безработице и иных периодов незанятости в трудовой стаж, досрочное пенсионное обеспечение по старости и другие льготы.

Социально незащищенным категориям граждан работодателями устанавливаются квоты рабочих мест для гарантированного трудоустройства (например, инвалидам), создаются специализированные рабочие места и специализированные предприятия, организуется специальное обучение.

Основной формой социальной защиты безработных граждан является пособие по безработице. Максимальный и минимальный размеры пособия по безработице определяются ныне постановлением Правительства РФ и соответствуют размерам минимальной заработной платы и величине прожиточного минимума трудоспособного гражданина.

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА.

Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых обеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли.

Определение отрасли трудового права должно указывать на особенности предмета и метода данной отрасли законодательства. Предметом любой отрасли права являются отношения, на регулирование которых направлены правовые нормы.

Отношения, для регулирования которых предназначены нормы трудового права, имеют свои особенности:

1) возникновени е этих отношений при выполнении человеком работы в интересах другого лица. В связи с чем одним из юридически значимых обстоятельств, позволяющих включить возникающие в процессе труда отношения в предмет трудового права, является участие в них двух или более субъектов;

2) возникновение данных отношений в процессе ивсвязи с трудовой деятельностью работников с определенными функциональными обязанностями;

3) отсутствие равноправия между участниками отношений, входящих в предмет трудового права.

Предмет отрасли трудового права представляет собой те отношения, которые регулируют нормы данной отрасли. В Трудовом кодексе зафиксированы следующие отношения.

1. Отношения по организации труда и управлению трудом.

2. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.

3. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

4. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

5. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

6. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

7. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда.

8. Отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

9. Трудовые отношения в узком понимании.

В ст. 1 ТК РФ дан неисчерпывающий перечень отношений, составляющих предмет трудового права. В ней не указаны непосредственно трудовые отношения, о которых говорится во второй главе первого раздела Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Также нормы трудового права могут быть применены по аналогии и к другим отношениям.

ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА.

Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).

Признаки принудительного труда – отсутствие добровольного предложения лицом услуг для выполнения работы или прохождения службы; – наличие наказания за отказ от выполнения такой работы.

В ч. 3 ст. 4 ТК РФ перечислены дополнительные по сравнению с международными актами формы принудительного труда. К принудительному труду этой нормой отнесены:

1) нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

2) требование работодателем выполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо если работа угрожает жизни или здоровью работника. В п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ дан перечень работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду и при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств. К числу таких работ отнесены: работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе, работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Данный перечень работ в международных актах и для российского законодательства является исчерпывающим. Указание в нем на иные обстоятельства требует доказанности создания в результате их действия угрозы жизни или нормальным жизненным условиям всего населения либо его части. В ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты.

Правовое регулирование оплаты труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ст 212 Трудового кодекса РФ работодатель отвечает не только за производительность труда и выплату работникам оплаты труда, но и в том числе, за безопасные условия труда на самом предприятии. Эти обязанности конкретизированы во всей 10-ой главе ТК РФ.

Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Эксплуатация зданий, сооружений и оборудования должна соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда, которые прописаны в статье 211 ТК РФ. Такие нормативные акты устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников на предприятии. Это санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, стандарты безопасности труда, правила по охране труда, инструкции по охране труда и проч.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов должны соответствовать охране труда. Производственное оборудование, транспортные средства, продукция должны иметь сертификаты соответствия по охране труда.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Для создания системы охраны труда в организации, необходимо в первую очередь применять типовое положение Минтруда 438н, а также международные принципы по управлению охраной труда, систему национальных стандартов безопасности труда, ГОСТы и проч.

Работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) применяются на тех предприятиях, где требуется защитить работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов, и загрязнения. Это спецодежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, которая выдается работникам бесплатно, т.е. за счет средств работодателя. Более подробную информацию об индивидуальных средствах защиты можно прочитать в статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

К средствам коллективной защиты относятся технические средства защиты, например, от воздействия движущих частей оборудования, являющегося источником опасности, от попадания в рабочую зону с вредными веществами и проч.

На работодателя возлагаются обязанности обеспечение соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Читайте также:  Экологические платежи в 2023 году для юридических

Работодатель любой организации обязан непрерывно обеспечивать безопасность труда работников не зависимо от наличия опасных факторов труда.

Для определения соответствий условий труда, работодатель должен организовать контроль за состояние условий труда на рабочем месте. Например, перед началом работ начальник цеха, участка и т.д., обязан проверить оборудование, приспособления, вентиляцию, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства. Убедиться в полной из исправности и безопасности.

Работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Понятие рабочего времени описано в разделе 4 ТК РФ, а время отдыха — в разделе 5 ТК РФ.

Рабочее время – это время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности ст. 91 ТК РФ.

Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет рабочего времени по каждому работнику.

Время отдыха – это период, в течение которого работник свободен от исполнения своих обязанностей. Это время работник может использовать по своему усмотрению. Согласно Ст. 107 ТК РФ к времени отдыха относится перерыв в течение дня, ежедневный и межсменный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска.

Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Для этого работодатель должен заблаговременно подготовить и утвердить соответствующий перечень профессий и видов работ, для которых предусмотрена бесплатная выдача указанных средств. Работодатель обязан обеспечить хранение, стирку, сушку, дезинфекцию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, обуви и других СИЗ.

  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

В её начале упомянуто, что микропредприятия и некоммерческие организации могут полностью или частично отказаться от локальных актов, затрагивающих трудовые взаимоотношения. В качестве примеров подобных актов перечислены:

  • нормы внутреннего распорядка;
  • положения по оплате трудовой деятельности;
  • правила премирования;
  • график смен.

Данный список имеет открытый характер.

В качестве исключения статья указывает на акт о переводе сотрудников на дистанционный формат работы, создаваемый нанимателем на основе ст. 312.9 ТК.

Указано, что при использовании этой опции в целях регулирования трудовых и подобных им взаимоотношений микропредприятия и некоммерческие организации включают в трудовые договоры с сотрудниками параметры, которые по действующему законодательству определяются локальными актами.

Подчёркнуто, что подобные договоры оформляются на базе стандартной формы, установленной Правительством с учётом пожеланий трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям.

Рассмотренная статья даёт возможность микропредприятиям и некоммерческим организациям отказаться от оформления локальных актов по трудовым взаимоотношениям с сотрудниками, заменив их соответствующими положениями трудовых договоров. Единственное исключение, предусмотренное в этом отношении статьёй, – акт о временном переводе сотрудников на дистанционный формат работы, создаваемый на базе ст. 312.9 ТК. Закреплённая статьёй опция даёт возможность упомянутым в ней категориям нанимателей не только снизить издержки по созданию определённых локальных актов, но и конкретизировать трудовые взаимоотношения с учётом специфики отдельных сотрудников.

О какой стандартной форме трудовых договоров упоминает данная статья?

Имеется в виду стандартная форма, которая установлена Постановлением Правительства № 858 от 27.08.16. В ней содержатся следующие пункты:

  • полномочия и обязанности сотрудника и нанимателя;
  • принципы оплаты труда;
  • параметры труда и отдыха;
  • гарантии сотруднику, в том числе по соцстрахованию;
  • принципы охраны труда;
  • условия для изменения трудового договора и т.д.

Эта форма разработана специально под ст. 309.2 ТК.

Упоминание этой формы содержится и в п. 1 Постановления Пленума ВС № 15 от 29.05.18, которое фактически повторяет положения комментируемой статьи.

Какую ответственность несёт наниматель, если он не издаёт соответствующие локальные акты, но не использует в качестве их замены положения трудового договора?

Статья 209 ТК РФ. Основные понятия.

Статьей 2 ТК предусмотрены принципы регулирования правоотношений в сфере труда. Общие принципы также закреплены в других источниках: в Конституции, федеральных законах. Так, статья 37 Конституции предусматривает свободу выбора права на труд, выбора профессии и рода занятий.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений являются:

  • свобода труда;
  • запрет на принудительный труд и дискриминацию;
  • равные права и возможности;
  • совокупность федерального и договорного регулирования правоотношений;
  • соцпартнерство;
  • госгарантия и госконтроль, обеспечивающие права субъектов трудовых отношений;
  • компенсация убытков и вреда, причиненного в связи с выполнением работником своих функций на предприятии;
  • обязательства субъектов трудовых отношений выполнять положения трудового договора;
  • право на оплату своего труда и на отдых, надлежащие условия труда;
  • право на объединение;
  • право на разрешение споров, возникших на предприятии и так далее.

Необходимо отметить, что реализация и соблюдение указанных прав работников возложены на работодателей в установленном порядке, поэтому некоторые из моделей трансформируются в обязанности в области социально-трудовых взаимоотношений.

К основным правам работодателей относят право объединиться с целью эффективного отстаивания своих интересов, право требовать от работников надлежащего исполнения обязанностей, сохранности имущества и так далее.

Особенности правового регулирования трудовых отношений Законодательством предусмотрено специальное регулирование социальных трудовых отношений для определенных категорий сотрудников.

Следует отметить, что особенности трудовых взаимоотношений установлены не только трудовым законодательством, но и иными законами, нормативными актами, коллективными соглашениями и уставами предприятий.

К примеру, регулирование трудовых взаимоотношений в сфере образования установлено также Законом «Об образовании», в сельскохозяйственной сфере – Законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Раздел 12 ТК предусматривает порядок регулирования труда:

  • женщин;
  • несовершеннолетних;
  • руководителей организации;
  • лиц, совмещающих работу;
  • лиц, работающих по трудовому соглашению сроком до 2 месяцев;
  • надомников, лиц, имеющих сезонную или вахтовую работу;
  • лиц, работающих у индивидуальных предпринимателей;
  • дистанционных сотрудников;
  • иностранных граждан, находящихся в России;
  • работников транспорта;
  • рабочих, занятых на подземных работах;
  • педагогических и научных сотрудников, руководителей и их заместителей;
  • лиц, работающих в дипломатических организациях и консульских учреждениях;
  • тренеров;
  • лиц, работающих в религиозных организациях.

Законодательство отводит значительную роль трудовым соглашениям, которые признаются полноценным источником трудовых отношений.
Коллективные соглашения и локальные внутренние акты относятся к «иным нормам», действующим на предприятии. От законов нормативно-правовые акты и локальные нормы отличает порядок их принятия, который носит договорной характер.

Так как коллективное соглашение является не только источником права в сфере труда, но и формой социального партнерства, как это предусмотрено ст. 27 ТК, перед его заключением проводятся взаимные консультации между субъектами и коллективные переговоры на предприятии.

Согласно ст. 9 ТК, регулирование правоотношений в договорном порядке осуществляется при заключении, изменении и дополнении трудовых соглашений. Это и является коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в организации.

ОТ 121. Ответы на вопросы по охране труда. Часть 1

В гражданском законодательстве наем работника всегда сопровождается заключением гражданско-правового или трудового договора. Отсутствие документа является нарушением. Работодателю в таком случае грозит юридическая ответственность, вплоть до уголовной.
В некоторых случаях руководитель может и не догадываться о сложившейся ситуации. В таком случае привлекают лицо, которое допустило к работе сотрудника без оформления. Отметки в трудовой книжке не являются заменой документа.

В статье 67 ТК РФ есть небольшая оговорка, согласной которой к работе могут допустить человека в том случае, если договор будет оформление в течение трех дней. Моментом его заключения считается тот день, когда сотрудник приступил к исполнению своих обязанностей.

В случае нарушений работодатель может быть привлечен к административной ответственности:

  • предприниматели, не имеющие статуса юрлица, получают штраф до 10 тысяч рублей;
  • должностные лица — до 20 тысяч рублей;
  • юрлица — до 100 тысяч рублей.

В некоторых случаях денежные выплаты могут быть заменены на обязательные работы. Нанимателю может грозить уголовная ответственность в редких случаях. Даже в случае задержки зарплаты или отказа ее выплачивать суд назначает штрафы и компенсации.

Заключение трудового договора проходит в несколько этапов. На первом работник предоставляет все необходимые документы. К ним относят диплом, паспорт, ИНН, СНИЛС и так далее. В некоторых случаях может потребоваться медосмотр: он обязателен для определенных должностей. Мужчины предоставляют военные билеты.
Если сотрудник первый раз устраивается на работу, то ему оформляют трудовую книжку — это обязанность нанимателя. Исключение касается только тех, кто оформляется на дистанционную работу. В таком случае человеку предстоит самостоятельно обращаться в пенсионный фонд для оформления СНИЛС.

Читайте также:  Льготы для ветеранов боевых действий в северной осетии

В некоторых случаях работодатель имеет полное право требовать справку об отсутствии судимостей. Это касается государственных служащих, педработников и представителей правоохранительных органов.

Иностранные граждане обязательно представляют патент. Без него принимать на работу человека нельзя. Для получения больничных в будущем необходимо предоставить справку о доходах с предыдущего места.

Регулирование правоотношений, которые складываются между сотрудником и организацией, осуществляется на государственном, отраслевом, программно-нормативном уровнях и в самом предприятии.

Государственное регулирование трудовых отношений предусматривает принятие законов и других нормативных актов — источников трудовых взаимоотношений в России.

Пенсионное законодательство, правовые нормы о занятости, о соцзащите отдельных категорий граждан, акты, касающиеся порядка урегулирования споров, также относятся к источникам права, в которых уделяется значительное внимание вопросам регулирования трудовых отношений.

Статьей 2 ТК предусмотрены принципы регулирования правоотношений в сфере труда. Общие принципы также закреплены в других источниках: в Конституции, федеральных законах. Так, статья 37 Конституции предусматривает свободу выбора права на труд, выбора профессии и рода занятий.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений являются:

  • свобода труда;
  • запрет на принудительный труд и дискриминацию;
  • равные права и возможности;
  • совокупность федерального и договорного регулирования правоотношений;
  • соцпартнерство;
  • госгарантия и госконтроль, обеспечивающие права субъектов трудовых отношений;
  • компенсация убытков и вреда, причиненного в связи с выполнением работником своих функций на предприятии;
  • обязательства субъектов трудовых отношений выполнять положения трудового договора;
  • право на оплату своего труда и на отдых, надлежащие условия труда;
  • право на объединение;
  • право на разрешение споров, возникших на предприятии и так далее.

Необходимо отметить, что реализация и соблюдение указанных прав работников возложены на работодателей в установленном порядке, поэтому некоторые из моделей трансформируются в обязанности в области социально-трудовых взаимоотношений.

К основным правам работодателей относят право объединиться с целью эффективного отстаивания своих интересов, право требовать от работников надлежащего исполнения обязанностей, сохранности имущества и так далее.

Особенности правового регулирования трудовых отношений Законодательством предусмотрено специальное регулирование социальных трудовых отношений для определенных категорий сотрудников.

Следует отметить, что особенности трудовых взаимоотношений установлены не только трудовым законодательством, но и иными законами, нормативными актами, коллективными соглашениями и уставами предприятий.

К примеру, регулирование трудовых взаимоотношений в сфере образования установлено также Законом «Об образовании», в сельскохозяйственной сфере – Законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Раздел 12 ТК предусматривает порядок регулирования труда:

  • женщин;
  • несовершеннолетних;
  • руководителей организации;
  • лиц, совмещающих работу;
  • лиц, работающих по трудовому соглашению сроком до 2 месяцев;
  • надомников, лиц, имеющих сезонную или вахтовую работу;
  • лиц, работающих у индивидуальных предпринимателей;
  • дистанционных сотрудников;
  • иностранных граждан, находящихся в России;
  • работников ��ранспорта;
  • рабочих, занятых на подземных работах;
  • педагогических и научных сотрудников, руководителей и их заместителей;
  • лиц, работающих в дипломатических организациях и консульских учреждениях;
  • тренеров;
  • лиц, работающих в религиозных организациях.

Трудовое право в России

На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния в цар­ской Рос­сии Т. п. как осо­бой от­рас­ли пра­ва от­но­сит­ся к сер. 19 в., ко­гда скла­ды­ва­лось фаб­рич­но-за­во­дское (фаб­рич­но-тру­до­вое) за­ко­но­да­тель­ст­во, во мно­гом ана­ло­гич­ное ра­нее при­ня­тым за­ко­нам в Зап. Ев­ро­пе, но с учё­том уров­ня эко­но­мич. раз­ви­тия Рос­сии и её ис­то­рич. осо­бен­но­стей (см. Фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Позд­нее сви­де­тель­ст­вом сис­те­ма­ти­за­ции поч­ти всех норм, ре­гу­ли­ро­вав­ших при­ме­не­ние на­ём­но­го тру­да, стал Ус­тав о про­мыш­лен­ном тру­де (1913) как гл. ис­точ­ник фаб­рич­но-тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. При этом ста­нов­ле­ние Т. п. как от­рас­ли пра­ва по рег­ла­мен­та­ции от­но­ше­ний лич­но­го най­ма ба­зи­ро­ва­лось со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва на нор­мах ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го (по­ли­цей­ско­го) пра­ва и час­тич­но на нор­мах гражд. пра­ва, по­сколь­ку ку­п­ля-про­да­жа ра­бо­чей си­лы пред­став­ля­ла со­бой раз­но­вид­ность ча­ст­но­пра­во­вой сдел­ки. Толь­ко по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 с при­ня­ти­ем ря­да дек­ре­тов о тру­де, а за­тем и КЗоТ РСФСР 1918 в Рос­сии на­ча­ла скла­ды­вать­ся сов. мо­дель са­мо­сто­ят. от­рас­ли, ре­гу­ли­рую­щей тру­до­вые от­но­ше­ния, – тру­до­во­го пра­ва, офор­мив­ше­го­ся с при­ня­ти­ем КЗоТ РСФСР 1922. По­сле об­ра­зо­ва­ния СССР (1924) важ­ней­шие по­ло­же­ния ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да бы­ли за­кре­п­ле­ны в об­ще­со­юз­ных за­ко­но­дат. ак­тах, а так­же в КЗоТ со­юз­ных рес­пуб­лик. Ос­но­вы за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о тру­де (1970) яви­лись юри­дич. ба­зой для при­ня­тия в 1971–1973 но­вых КЗоТ во всех со­юз­ных рес­пуб­ли­ках. Осн. по­ло­же­ния пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да в совр. Рос­сии ба­зи­ру­ют­ся на кон­сти­ту­ци­он­ном прин­ци­пе сво­бо­ды тру­да (ст. 37 Кон­сти­ту­ции РФ). Дей­ст­вую­щий Тру­до­вой ко­декс РФ (2001) оп­ре­де­ля­ет пред­мет Т. п., на­зы­вая в ст. 1 пе­ре­чень от­но­ше­ний, им ре­гу­ли­руе­мых.

Пред­мет Т. п. со­став­ля­ют две груп­пы об­ществ. от­но­ше­ний: соб­ст­вен­но тру­до­вые от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду ра­бот­ни­ком и ра­бо­то­да­те­лем на ос­но­ва­нии тру­до­во­го до­го­во­ра, а так­же скла­ды­ваю­щие­ся в про­цес­се тру­да иные не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ные с ни­ми от­но­ше­ния. Име­ют­ся в ви­ду от­но­ше­ния: по орга­ни­за­ции тру­да и управ­ле­нию тру­дом; тру­до­уст­рой­ст­ву у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; под­го­тов­ке и до­пол­ни­тель­но­му проф. об­разо­ва­нию ра­бот­ни­ков не­по­сред­ст­вен­но у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; со­ци­аль­но­му парт­нёр­ст­ву, ве­де­нию кол­лек­тив­ных пе­ре­го­во­ров, за­клю­че­нию кол­лек­тив­ных до­го­во­ров и со­гла­ше­ний; уча­стию ра­бот­ни­ков и проф. сою­зов в ус­та­нов­ле­нии ус­ло­вий тру­да и при­ме­не­нии тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва в пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном слу­ча­ях; ма­те­ри­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти ра­бо­то­да­те­лей и ра­бот­ни­ков в сфе­ре тру­да; гос. кон­тро­лю (над­зо­ру), проф­со­юз­но­му кон­тро­лю за со­блю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да) и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жащих нор­мы Т. п.; раз­ре­ше­нию тру­до­вых спо­ров; обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми. Об­щим для ука­зан­ных от­но­ше­ний по по­во­ду при­ме­не­ния тру­да (в про­шлом, в на­стоя­щее вре­мя ли­бо в бу­ду­щем) яв­ля­ется их об­у­слов­лен­ность тру­до­вы­ми от­но­ше­ния­ми и су­ще­ст­во­ва­ние лишь по­столь­ку, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ют тру­до­вые от­но­ше­ния. Це­ли и за­да­чи Т. п. сфор­му­ли­ро­ва­ны в тру­до­вом за­ко­но­да­тель­ст­ве (ст. 1 ТК РФ): со­ци­аль­но-пра­во­вая за­щи­та гра­ж­дан; со­зда­ние бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий тру­да; за­щи­та прав и ин­те­ре­сов ра­бот­ни­ков и ра­бо­то­да­те­лей; оп­ти­маль­ное со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов сто­рон тру­до­вых от­но­ше­ний и го­су­дар­ст­ва в со­ци­аль­но-тру­до­вой сфе­ре.

Ме­тод Т. п. ос­но­ван на един­ст­ве и диф­фе­рен­циа­ции его норм, со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го и ло­каль­но­го, нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, со­че­та­нии ра­вен­ст­ва и под­чи­нён­но­сти субъ­ек­тов тру­до­вых от­но­ше­ний, ис­поль­зо­ва­нии спе­ци­фич. спо­со­бов за­щи­ты их тру­до­вых прав, что ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ет Т. п. от др. от­рас­лей пра­ва. Т. п. со­че­та­ет в се­бе как пуб­лич­но-пра­во­вые (рас­тор­же­ние тру­до­во­го до­го­во­ра по ини­циа­ти­ве ра­бо­то­да­те­ля, на­ло­же­ние дис­ци­п­ли­нар­ных взы­ска­ний), так и ча­ст­но­пра­во­вые (за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра, его рас­тор­же­ние по ини­циа­ти­ве ра­бот­ни­ка) эле­мен­ты пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ (ст. 72, ч. 1, пункт «к»), Т. п. на­хо­дит­ся в со­вме­ст­ном ве­де­нии Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, раз­гра­ни­че­ние пол­но­мо­чий ме­ж­ду ко­то­ры­ми оп­ре­де­ле­но в ст. 6 ТК РФ. В ус­ло­ви­ях вер­хо­вен­ст­ва и при­ори­те­та фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­ты РФ впра­ве за счёт ре­гио­наль­но­го бюд­же­та ус­та­нав­ли­вать бо­лее вы­со­кий уро­вень тру­до­вых прав и га­ран­тий ра­бот­ни­кам.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да), со­стоя­щим из ТК РФ, иных фе­де­раль­ных за­ко­нов и за­ко­нов субъ­ек­тов РФ, со­дер­ж��­щих нор­мы Т. п.; иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы Т. п. (ука­зы Пре­зи­ден­та РФ, нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти, ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния). Ис­точ­ни­ком Т. п. яв­ля­ют­ся за­ко­но­да­тель­ные и иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты быв. СССР, при­ме­няе­мые по­столь­ку, по­сколь­ку они не про­ти­во­ре­чат ТК РФ (ст. 423). Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся так­же кол­лек­тив­ны­ми до­го­во­ра­ми, со­гла­ше­ния­ми и ло­каль­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы Т. п. К до­го­вор­но­му уров­ню ре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­сят­ся и тру­до­вые до­го­во­ры, за­клю­чён­ные в со­от­вет­ст­вии с тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Ес­ли нор­мы Т. п., ко­то­рые со­дер­жат­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах, имею­щих низ­шую юри­дич. си­лу, про­ти­во­ре­чат ТК РФ, то при­ме­ня­ют­ся нор­мы Ко­дек­са, ко­то­рые, в свою оче­редь, не долж­ны про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ и фе­де­раль­ным кон­сти­туц. за­ко­нам, т. к. в со­от­вет­ст­вии с ни­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. Об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва и ме­ж­ду­нар. до­го­во­ры РФ, яв­ля­ясь в со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ со­став­ной ча­стью пра­во­вой сис­те­мы РФ, об­ла­да­ют вер­хо­вен­ст­вом по от­но­ше­нию к пра­ви­лам, ус­та­нов­лен­ным тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ и ины­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы тру­до­во­го пра­ва. В док­три­не нет един­ст­ва мне­ний от­но­си­тель­но пра­во­вой при­ро­ды ак­тов выс­ших су­деб­ных ор­га­нов – Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ и Вер­хов­но­го су­да РФ, фор­маль­но не яв­ляю­щих­ся ис­точ­ни­ка­ми Т. п., но иг­раю­щих важ­ней­шую роль в пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке, спо­соб­ст­вуя пра­виль­но­му и еди­но­об­раз­но­му при­ме­не­нию норм тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва.

Какое определение соответствует понятию «охрана труда»?

  • Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
  • Комплекс мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
  • Меры по сохранению жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности с применением организационных и технических средств
  • Организационные и технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *