Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство определяют первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки или навыков.

Кто обязан оказывать первую помощь пострадавшим?

По закону первую помощь обязаны оказать лица, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия (спасатели, пожарные, сотрудники полиции).

Среди обычных очевидцев происшествия первую помощь обязаны оказать водители, причастные к ДТП.

Существуют ли «поощрения» за оказание первой помощи?

В случае решения в суде вопроса о привлечении лица к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание. Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП на усмотрение суда может быть назначено наказание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средство. Факт оказания первой помощи пострадавшему может способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. Кроме того, оказание первой помощи может снизить медицинские последствия травмы, соответственно пострадавшему будет квалифицирован вред меньшей тяжести.

Каждого сотрудника ГИБДД научат оказывать первую медпомощь

Все действия сотрудника ГИБДД после остановки ТС прописаны в Административном регламенте. Это значит, что при несоблюдении должностным лицом установленных норм, остановку транспорта можно считать незаконной, а все последующие действия должностного лица — неправомерными. Служащий ГИБДД в соответствии с регламентом должен осуществить следующий порядок действий:

  1. Подойти к остановленному транспортному средству со стороны водителя.
  2. Представиться (назвать ФИО, звание, должность).
  3. Предъявить удостоверение и назвать телефон и место нахождения подразделения, где служит (только по требованию водителя).
  4. Озвучить основание, послужившее причиной проведенной остановки.
  5. Попросить предъявить документы.

Только при выполнении всех описанных манипуляций остановка транспортного средства считается законной.

Следует помнить, что причина остановки должна быть правомерной, то есть прописанной в перечне Административного регламента. Так, например, остановка для проверки неоплаченных штрафов является незаконной.

Таким образом, водитель движущегося транспортного средства обязан остановиться при соответствующем указующем сигнале или жесте сотрудника ГИБДД. Если данный сотрудник не назвал допустимую с точки зрения Административного регламента причину остановки, то его действия являются незаконными, и могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях на основании ст. 12.35 КоАП.

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль.

Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.

2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:

  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Необходимость использования транспортного средства.
  • Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  • Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предо��тавить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.

Читайте также:  Очередность при принятии наследства.

Правомерно ли сотрудники ДПС произвели обыск рюкзаков пешеходов?

Инспектор ДПС не вправе отказать водителю в предоставлении служебного удостоверения, однако не все знают, что имеют право записать или сфотографировать содержащиеся в нём сведения (номер, ФИО, должность, срок окончания действия документа), а также номер жетона полицейского.

Если у вас после объяснения причины остановки требуют документы, поинтересуйтесь, зачем они нужны и что ИДПС намерен с ними делать.

С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.

В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.

Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:

  • если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
  • для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
  • если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
  • для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
  • в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
  • если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.

Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.

Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.

В общем случае просьба или требование пересесть в машину сотрудника ГИБДД для совершения процессуальных действий не обязательны для выполнения. За единственным исключением – когда инспектор сообщает водителю о плане-перехвате – здесь отказываться уже нельзя. Более того, проявлять агрессию тоже не нужно, ибо это может быть расценено как угроза. Но в ваших правах – потребовать предъявить документы, примерно в такой же последовательности, как мы уже описывали.

Если вас просят перейти в машину ДПС для оформления протокола о совершении административного нарушения, можете не соглашаться – в нормативно-правовой базе место оформления подобного рода документов не оговаривается. Впрочем, со стороны представителя власти такая просьба тоже на является противозаконной, но выполнять её вы не обязаны. Обычно такой приём используется для психологического воздействия на нарушителя, но вы можете отказаться проследовать в автомашину ГИБДД, ссылаясь на пункт 035 КоАП, в котором указано, что любые действия, связанные с осуществлением каких-либо процессуальных действий, включая оформление документов, должны проводиться на месте совершения админнарушения, за исключением случаев, описанных в пунктах 0109, 0131, 0187, 0193, 0216 административного регламента. Допускается оформление в машине патрульного авто или в помещении поста ДПС, но в данном контексте слово «допускается» не рассматривается как императив, обязательный для выполнения.

То есть законным основанием для следования автовладельца в патрульную автомашину считается только задержание виновника правонарушения. В случае задержания по подозрению в совершении преступления полицейский обязан зачитать задерживаемому предусмотренные п. 0197 КоАП права и обязанности с занесением соответствующих записей в протокол.

Впрочем, если вы не хотите удовлетворять просьбу пересесть, ваш отказ должен быть облечён в мягкую форму. Грубить сотруднику ГИБДД не стоит. Более того, если у вас нет каких-то особых причин оставаться в своей машине, и если вы не имеете желания словесно препираться с представителем власти, вы вполне можете и подчиниться, ибо особой разницы, где оформляется протокол, нет. Главное, чтобы вы были внимательными при чтении протокола. Это – элементарные правила общения с инспектором ГИБДД.

Разумеется, если автовладелец знает, что предусмотренное законодательством наказание за административное нарушение достаточно сурово, у него может возникнуть соблазн решить проблему с минимальными финансовыми потерями, то есть, попросту говоря, «договориться» с инспекторами. И сделать это намного проще и в определённой степени безопаснее именно в машине ДПС.

В последнее время ведётся активная борьба с подобными непротокольными действиями. В частности, во всех патрульных автомобилях устанавливаются видеорегистраторы, так что особого смысла приглашать водителя в служебную машину уже нет.

Но и вы вправе фиксировать беседу с ИДПС с использованием доступных технических средств, так что в любом случае риск оказаться в роли взяточника означает для вас возможность попасть за решётку. Не захочет рисковать и должностное лицо, тем более, что в последнее время инспектора снабжаются нагрудными регистраторами.

Так что ни для водителя, ни для сотрудника ДПС нет разницы, где именно вести беседу или составлять админпротокол.

Итак, перечислим основные рекомендации при остановке вашего авто инспектором ДПС:

  • если нарушение незначительное и имеется вероятность решения проблемы вынесением предупреждения, стоит обязательно попытаться воплотить этот план в жизнь. Аргументируйте как можно убедительнее, что пойти на нарушение вас заставили непреодолимые жизненные обстоятельства, что вы сделали это впервые в жизни и обещаете больше никогда подобного не делать;
  • если уговорить представителя власти ограничиться устным предупреждением не удалось, при оформлении протокола воспользуйтесь своим правом указать на обстоятельства, свидетельствующие в вашу пользу;
  • если инспектор настаивает на совершении вами правонарушения, потребуйте от него доказательств своей вины – словесного описания недостаточно для того, чтобы признать вас виновным;
  • помните о том, что вы имеете право привлечь в качестве свидетеля любое лицо, находившееся в момент остановки в вашем авто, даже если это близкий родственник, включая супругу/супруга;
  • обязательно фиксируйте разговор с использованием сотового или видеорегистратора – даже если вы допустите ошибку, запись можно будет удалить;
  • желательно также зафиксировать все сопутствующие остановке ТС обстоятельства: дорожную обстановку, наличие/отсутствие дорожных знаков, указателей, разметки, а также объектов, мешающих нормальному обзору на конкретном участке автотрассы.

Здесь нужно понимать, что, находясь в автомобиле, вы не можете знать, по какой причине вам помахали жезлом, то есть не можете оценить правомерность остановки.

Между тем случаи, когда остановка автотранспортного средства правомочна, прописаны в законе, то есть сами инструктора в курсе, когда можно останавливать, а когда нельзя. Водители в принципе тоже могут это знать, но в конкретном случае останавливаться придётся, по крайней мере, до выяснения обстоятельств.

  • Наши заказчики
  • Наши партнёры
  • Гостевая книга
  • Архив судебных решений

Свидетельские показания могут помочь выявить правонарушителя, а порой и раскрыть преступление.

Бывает два вида ДТП. Допустим, кто-то на парковке задел автомобиль и скрылся с места аварии. Казалось бы, нарушитель неизвестен и хозяину предстоит ремонтировать автомобиль за свой счет. Но помочь соседу могут очевидцы происшествия. Если кто-то смог запомнить номер скрывшегося автомобиля, то его можно легко найти сотрудникам ГИБДД. Справедливость восторжествует, и нарушитель будет привлечен к ответственности.

Вызов аварийного комиссара без вызова ДПС

Аварком исследует участок ДТП, фиксирует дефекты машин, детали аварии, снимает копии водительских документов, опрашивает очевидцев, собирает их контакты, оценивает стоимость ущерба и составляет отчет специалиста о ДТП — документ, подтверждающий повреждения транспорта и причины их получения. Помогает автомобилистам оформить расписку, объяснительную и заявление начальнику ГИБДД округа, в котором произошла авария.

Чтобы вызвать независимого аваркома, можно обратиться в любую специализированную компанию. Позаботьтесь об этом заранее и всегда держите при себе контактный номер аваркома. Оплату услуг независимого специалиста вы совершаете самостоятельно. Однако, перечень его услуг шире, чем у комиссара вашей страховой службы — от оформления аварии до доставки вас домой и психологической помощи. При этом комиссар отстаивает ваши интересы. Вызов комиссара оправдан, если вы теряетесь в стрессовых ситуациях. Специалист оформит происшествие вместо вас. Полезными услуги аваркома будут также, если вы подозреваете второго участника ДТП в мошенничестве. Обычно специалист легко может вычислить подобные аферы.

Неоплачиваемый вызов комиссара возможен, если вы приобрели расширенную версию ОСАГО или КАСКО. Внимательно изучите свое страховое соглашение: указано ли там, что аварком оказывает услугу бесплатно в рамках полиса или его работа оплачивается отдельно. Некоторые страховки содержат пункт о том, что компенсация за аварию возможна, только если на место происшествия был вызван комиссар. Другие агенты при поступлении заявки самостоятельно решают, необходим ли вам вызов аваркома. Комиссар от страховой организации защищает ее интересы и способствует уменьшению предполагаемой суммы выплаты.

Внимательно изучите заявление специалиста об аварии. Уточняйте подробности дела, спорные формулировки, дополнительные комментарии специалиста. Страховые агенты при определении компенсации будут опираться на отчет комиссара, сверять его с информацией ДПС и медработников.

Кто должен оказывать первую помощь

Действующее законодательство предусматривает как право на оказание первой помощи – водителями транспортных средств и иными лицами, владеющими необходимыми навыками, так и обязанность ее оказания определенными категориями граждан, имеющими специальную подготовку (ст. 31 ФЗ № 323). Причем перечень таких лиц довольно обширный. К ним относятся:

  • сотрудники органов внутренних дел (подп. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от «07» февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);
  • спасатели (п. 1 ст. 27 Федерального закона от «22» августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»);
  • сотрудники Государственной противопожарной службы, муниципальной, ведомственной и частной пожарной охраны (ст. 4, ст. 22 Федерального закона от «21» декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), работники ведомственной пожарной охраны (ст. 13 Федерального закона от «14» апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране») и добровольные пожарные (п. 2 ст. 15 Федерального закона от «06» мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»);
  • военнослужащие Вооруженных сил РФ (ст. 321 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ), органов федеральной службы безопасности (ст. 14.2 Федерального закона от «03» апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»), войск национальной гвардии (ч. 9 ст. 10 Федерального закона от «03» июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»);
  • внештатные сотрудники полиции и народные дружинники (п. 4 ч. 6 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от «02» апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»);
  • судебные приставы (п. 2 ст. 15 Федерального закона от «21» июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»);
  • должностные лица таможенных органов (п. 2 ч. 2 ст. 267 Федерального закона от «03» августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • частные охранники (ст. 16 Закона РФ от «11» марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
  • работодатели (ст. 228 Трудового Кодекса РФ);
  • педагогические работники (п. 11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Читайте также:  Учет вредного стажа при выходе на пенсию

Учитывая то, что медицинские работники, без сомнения, имеют соответствующую подготовку и обладают необходимыми навыками, можно прийти к выводу, что оказание первой помощи является не только их правом, но и обязанностью. Например, по профстандарту младшего медперсонала в обязанности санитара и младшей медсестры входит сердечно-легочная реанимация до передачи пострадавшего бригаде скорой помощи (приказ Минтруда от 12.01.2016 № 2н).

Вместе с тем в УК РФ, существует еще одно основание, исключающее преступность деяния – обоснованный риск. Согласно части 1 статьи 41 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Сохранение жизни больного, конечно же является общественно полезной целью. Кроме того, в отличии от крайней необходимости, понятие допустимого риска включает и случаи причинения вреда равного или даже большего чем предотвращенный. При этом часть 2 статьи 41 УК РФ говорит о том, что риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Поэтому стоит отметить, что нормы о крайней необходимости и обоснованном риске малоприменимы в городских условиях. Определение крайней необходимости требует, чтобы «опасность не могла быть устранена иными средствами», а обоснованного риска – чтобы «указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями». То есть лицо, оказывающее помощь, могло, например, вызвать бригаду СМП на место происшествия и не переходить допустимые рамки оказания первой помощи.

Вправе ли медработники оказывать помощь вне рабочего места?

Сотрудник ПП при выходе на дежурство получает служебный жетон. По просьбе водителя сотрудник ПП должен предъявить служебное удостоверение и/или нагрудный отличительный знак (жетон). Стоит отметить, что маршрутный лист сотрудника полиции предъявлять водителям запрещается, т.к. он относится к внутреннему служебному документу.

Несение службы сотрудника патрульной полиции может быть как на служебном автомобиле, так и пешим нарядом. Инспектор патрульной полиции при несении службы должен находиться в видимой участникам дорожного движения зоне. Служебные автомобили также не должны располагаться за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, рекламные щиты и т.п.), а также в местах, где остановка и стоянка запрещена, эти же требования распространяются и на пешие наряды.
Использовать радары в городе и на трассе не запрещается в целях предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, в том числе инспектор ПП вправе проверить авто на наличие/отсутствие нарушений ПДД по базе данных либо с использованием радиосвязи.

Если вас остановили за нарушение ПДД, при себе необходимо иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение на право управления транспортным средством либо временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, за исключением выданных в Республике Казахстан при наличии документа, удостоверяющего личность водителя;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, за исключением выданного в Республике Казахстан, либо документ, свидетельствующий о праве собственности на транспортное средство;
  • в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

Нарушение правил дорожного движения является административным правонарушением, за которое предусматривается штраф согласно Кодексу РК об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 890 п.1 КоАП, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения, если в течение указанного срока не было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 893 КоАП штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Отказ водителя от медицинского освидетельствования

Аптечка и огнетушитель в главе ПДД № 7 определены как предметы, которые должны обязательно присутствовать в любом автомобиле, наряду со знаком аварийной остановки.
В следующих главах правил дорожного движения такая необходимость обосновывается. Все эти атрибуты необходимы для того, чтобы при возникновении ДТП (ситуации, опасной для жизни) водитель мог оказать помощь себе и пассажирам, а также предупредить других об опасности.

Размеры штрафов и других санкций за отсутствие аптечки, знака или огнетушителя предусмотрены в Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации.

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.

Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.

В 2022 году остановить движущуюся по дороге машину сотрудник ДПС может по следующим причинам:

  1. Проверка документов. Для этого определены свои причины, которые рассмотрены ниже. Такие же условия действуют для грузов.
  2. Проведение специальных операций и мероприятий.
  3. При нарушении водителем Правил дорожного движения.
  4. Привлечение людей в качестве понятых.
  5. При обнаружении автомобиля, похожего на разыскиваемый или угнанный.
  6. При дальнейшей невозможности движения по дороге (проезд правительственного кортежа, дорожная авария и другие причины).
  7. Во время острой необходимости в использовании автомобиля сотруднику ГИБДД для пресечения совершения преступления.
  8. Нужна срочная помощь водителя.
Читайте также:  Налог за дом и земельный участок в 2023 в Ленинградской области

Сотрудник имеет право останавливать автомобиль не только специальным жезлом, но и рукой. Инспектору нельзя останавливать автомобиль в местах, запрещенных для этого, согласно Правилам дорожного движения, кроме исключительных ситуаций.

Непосредственно после остановки сотрудник должен сразу представиться, обратиться к водителю, сообщить причину остановки. Важно, что предъявлять удостоверение инспектор не обязан, если этого не требует водитель.

Сотрудник ДПС может снимать на фото и видеокамеру общение с водителем. Водитель также имеет право на подобные действия. Инспектор может записать данные лиц, проверить документы пассажиров.

Имеются некоторые правила, которым при общении с водителями должны следовать сотрудники ГАИ. Остановка для проверки документов разрешается только при наличии веских оснований. При этом учитываются требования:

  • автоинспектор должен самостоятельно подойти к водителю и представиться, причем сообщить он должен не только ФИО, но и должность;
  • оговаривается причина остановки машины: проверка документов или нарушение водителем ПДД;
  • излагается требование автоинспектора о передаче документов;
  • передаются бумаги на машину вместе с водительским удостоверением должностному лицу;
  • после их изучения сотрудник ГИБДД должен отдать документы водителю и попрощаться.

Если же процедура затягивается по разным основаниям, то важно поинтересоваться о причинах у автоинспектора. При отсутствии внятного ответа можно позвонить по телефону доверия или непосредственно в дежурную часть для получения консультации относительно дальнейших действий.

Как поступить при незаконной остановке?

Многие водители даже не знают о том, могут ли гаишники останавливать для проверки документов вне стационарного поста разные автомобили. Обычно такие граждане ведут себя спокойно и без всяких вопросов передают бумаги на машину для изучения. Но желательно хорошо разбираться в своих правах, чтобы отстаивать их в разных ситуациях.

Не допускается нарушение прав и интересов водителей со стороны работников ГИБДД. Проверка документов разрешена только на стационарном посту, поэтому если машина была остановлена в городе без веских причин, водитель может выполнить несколько действий:

  • отказаться представлять документы для изучения;
  • совершить звонок в дежурную часть с просьбой привлечь автоинспектора к ответственности;
  • зафиксировать действия и разговор на видеорегистратор;
  • запросить удостоверение у сотрудника ГИБДД (водитель может переписать сведения из этого документа для дальнейшего составления жалобы);
  • обратиться с жалобой в отделение ГИБДД, где работает остановивший машину инспектор.

Если каждый водитель будет отстаивать свои права, то значительно снизится количество ситуаций, когда автоинспекторы превышают свои полномочия, нарушая положение регламента полиции.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Права и обязанности при остановке сотрудником ДПС ГИБДД

Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».

Внимание!

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.

Ссылки на статьи:

Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?

Если уполномоченный сотрудник остановил транспортное средство, он обязан незамедлительно подойти к нему. Водитель же должен остановиться, не нарушая при этом правил дорожного движения. Иначе его могут за это оштрафовать. В права водителя при остановке ГАИ входит возможность не покидать транспортное средство. Можно вести разговор с сотрудником через окно. Представитель полиции, подойдя к человеку, должен внятно представиться. В права водителя также включена возможность потребовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. Документ гаишник должен показать, из рук его не выпуская. При необходимости водитель может записать данные сотрудника на случай каких-либо разногласий.

Водителю транспортного средства запрещаются следующие действия:

  • Нельзя управлять транспортом в состоянии опьянения или под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов; в утомленном или болезненном состоянии, которое угрожает безопасности движения.
  • Нельзя занимать место в организованных колоннах и пересекать их.
  • Запрещается передавать управление автотранспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в утомленном или болезненном состоянии, а также при себе не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории. Исключение составляют случаи обучения вождению.
  • Нельзя использовать во время движения телефон, не оборудованный устройством, позволяющим вести переговоры без применения рук.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *