Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Земля для общества является одним из основных элементов национального богатства. Следовательно, ее рациональное использование играет огромную роль в экономике страны. Строительство новых и расширение ранее созданных населенных пунктов происходит, как правило, за счет привлечения новых земель, в том числе сельскохозяйственного назначения.
Цель и задачи создания, функции государственного кадастра недвижимости. Место ГКН в системе регулирования недвижимости.
Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.
Задачами создания ГКН служат:
- Обеспечение гарантий прав собственников;
- Обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;
- Эффективное и рациональное использование недвижимости.
1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них
2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.
3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.
Основные положения ГКН
1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.
2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.
3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.
Место ГКН в системе регулирования недвижимости
1) Взаимосвязь ГКН с регистрацией прав на объекты недвижимости.
Во-первых, единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН.
Во-вторых, ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничены.
В-третьих, в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы.
В-четвертых, для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.
2) Взаимосвязь ГКН с налогообложением:
- ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;
- Кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;
- Кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки фиксируется в кадастровой недвижимости;
- Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;
- На основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода к перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.
- Кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;
- Иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Кадастровым кварталам;
- Информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;
- В перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.
- Информационное обеспечение органов власти;
- Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;
- Кадастровая недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.
Статья 5. Кадастровый номер объекта недвижимости и кадастровое деление территории Российской Федерации
1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее — кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
2. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее также — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.
3. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статья 20. Лица, имеющие право на обращение с заявлениями о кадастровом учете
1. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 — 6 настоящей статьи лица (далее также — заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.
2. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
3. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
4. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
5. С заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости. С заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве.
6. С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.
Положения части 5 статьи 21 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2011 г. № 423-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после 8 декабря 2011 г.
Дата выгрузки сведений из ГКН
В том случае, если после направления запроса клиент на протяжении пяти дней не получит ответ из Росреестра по интересующей его информации, ему должно прийти уведомление о том, что эти данные отсутствуют.
Как только запрашиваемая ранее информация будет выгружена в базу данных, специалисты обязаны в тот же день или на следующий предоставить эту информацию заявителю без дополнительной платы или запроса.
Информация в Росреестре может иметься, но она может не соответствовать действительности. Сотрудники могут обнаружить неточности самостоятельно или в результате поданной заявки на получение выписки. Законодательством четко прописан срок, в течении которого должны быть произведены все исправления в базу данных, он составляет пять дней.
Ошибки могут быть технические и кадастровые. Первые для исправления требуют всего нескольких дней, для устранения вторых может потребоваться большее количество времени, так как этот процесс может потребовать запроса дополнительных данных.
Технические ошибки – это несоответствие данных кадастрового паспорта с данными документов, на основании которых проводилось заполнение сведений по объекту. Например, произошла ошибка в площади территории или количестве построек на данном участке. На исправление возникших неточностей отводится всего пять дней.
Для того, чтобы подтвердить ошибку, потребуется анализ архивных данных. В том случае, если здесь будет выявлено несовпадение, то кадастровый орган должен вынести официальное решение о смене данных в реестре. В том случае, если специалист отказывается провести изменения, заявитель вправе обратиться в суд и таким образом потребовать внесения правильных данных.
Кадастровая ошибка, чаще всего, допускается кадастровыми инженерами при проведении обследования, при составлении заключения. Ошибка в базу данных может вкрасться по вине представителей органов местного самоуправления, которые допустили ошибку при составлении схемы участка, категории назначения, границы межевания и др.
Основы государственного кадастра недвижимости
Кадастровые отношения опираются на мощный фундамент. Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция РФ, целый ряд кодексов РФ (Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный, Жилищный), Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты РФ.
Геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети).
Картографическая основа государственного кадастра недвижимости ─ карты и планы.
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», принятый Государственной Думой 4 июля 2007 года, регулирует отношения, возникающие в связи с ведением ГКН. В сфере его действия оказывается и кадастровый учет объектов недвижимости.
Ведение государственного кадастра недвижимости постоянно совершенствуется благодаря достижениям научно-технического прогресса. Они во многом изменили его. Из прежде исключительно «бумажного» он в значительной степени трансформировался в «электронный». (Но пока к бумаге доверия больше ─ при несоответствии сведений на бумажных и электронных носителях приоритет остается за бумажными).
Структура государственного кадастра недвижимости
Государственный кадастр недвижимости состоит из трех разделов: реестр объектов недвижимости; кадастровые дела; кадастровые карты.
Реестр объектов недвижимости ─ это систематизированный свод записей об объектах недвижимости.
Совокупность документов, на основании которых были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, образует кадастровые дела.
На кадастровых картах в графической и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об объектах недвижимости, о прохождении Государственной границы Российской Федерации и других границ, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
Субъекты кадастровой деятельности
Такие работы выполняют кадастровые инженеры. Ранее для того, чтобы иметь право выполнять кадастровые работы и являться кадастровым инженером, необходимо было иметь квалификационный аттестат. С июля 2016 г. требования к кадастровым инженерам изменились. Теперь таковым может являться физическое лицо, которое в обязательном порядке состоит в одной из саморегулируе- мых организаций кадастровых инженеров (далее — СРО КИ). Стать членом СРО КИ можно только при соблюдении следующих условий:
- 1) наличие гражданства Российской Федерации;
- 2) наличие высшего образования но специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается Минэкономразвития РФ, или наличие высшего образования по не вошедшим в этот список специальностям или направлениям, при наличии дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
- 3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет (стажировка);
- 4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний;
- 5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
- 6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
- 7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера (на сумму не менее 2,5 млн рублей).
Кроме того, обязательным условием вступления в СРО КИ является также отсутствие ограничений, связанных с исключением кадастрового инженера из СРО КИ. Так, нельзя претендовать на членство в СРО КИ:
- 1) в течение двух лет в случае, если кадастровый инженер был исключен по одному или нескольким основаниям, включающим:
- — нарушение обязательных условий членства в СРО КИ, к которым относятся: соответствие установленным условиям принятия физического лица в СРО КИ, соблюдение требований к осуществлению и организации кадастровой деятельности, внесение установленных СРО КИ взносов,
- — принятие в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, которые связаны с подготовленным кадастровым инженером межевым планом, картой-планом территории (а также кадастровыми документами в отношении других, помимо земельных участков, объектов недвижимости) и суммарное количество которых составляет 25 и более процентов от общего количества решений при условии, что таких решений было принято не менее двадцати,
- — принятие за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства,
- — неосуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности (непредставления в орган кадастрового учета межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, подготовленных кадастровым инженером) в течение трех лет,
- — непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета актов согласования местоположения границ земельных участков;
- 2) в течение шести месяцев, если кадастровый инженер был исключен за неуплату членских взносов более чем за три месяца;
- 3) в течение срока дисквалификации либо срока, во время которого кадастровый инженер лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу решением суда, в случае если данный срок превышает два года.
Еще одно из ограничений заключается в том, что если кадастровый инженер был исключен из СРО КИ по причине представления им подложных документов при принятии в СРО КИ или был признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, то он не вправе претендовать на членство в СРО КИ.
Следует отметить, что для лиц, имевших на 01.07.2016 действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера, предусмотрены переходные положения:
- — право осуществления кадастровой деятельности наряду с кадастровыми инженерами до 1 декабря 2016 г.;
- — для включения в состав членов СРО КИ не требуется прохождения стажировки и сдачи теоретического экзамена;
- — требование о наличии необходимого образования не применяется до 1 января 2020 г.
По новым требованиям, для подтверждения профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, национальным объединением СРО КИ организуется проведение теоретического экзамена: создается экзаменационная комиссия, проектируется и внедряется автома?газированная информационная система, разрабатываются и утверждаются тестовые задания в соответствии с программой экзамена, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 28.07.2016 № 406 «Об утверждении программы теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности». Согласно этому документу, программа включает четыре раздела, каждый из которых вносит свою долю в общую структуру вопросов:
- 1. Объекты недвижимости (20% от общего количества вопросов);
- 2. Кадастровая деятельность (50% от общего количества вопросов);
- 3. Ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета (20% от общего количества вопросов);
- 4. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (10% от общего количества вопросов).
Например, раздел 2 «Кадастровая деятельность» включает следующие темы:
- 1. Кадастровый инженер. Формы организации кадастровой деятельности.
- 2. Основания для выполнения кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ.
- 3. Представительство. Доверенность.
- 4. Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
- 5. Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности.
- 6. Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
- 7. Страхование гражданской ответственности кадастрового инженера.
- 8. Условия членства и исключения кадастрового инженера из саморе- гулируемой организации.
- 9. Стажировка претендентов на получение квалификации «кадастровый инженер».
- 10. Результат кадастровой деятельности (межевой план, технический план, акт обследования).
- 11. Землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и другая документация, используемая при выполнении кадастровых работ.
- 12. Объекты землеустройства и иные объекты, сведения о границах которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
- 13. Государственная геодезическая сеть, опорные межевые сети. Государственная система координат, местные системы координат.
- 14. Определение координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
- 15. Определение площадей объектов недвижимости.
- 16. Восстановление на местности границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках но координатам характерных точек таких границ и контуров.
- 17. Точность определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
- 18. Устранение несоответствий в местоположении границ земельных участков.
- 19. Комплексные кадастровые работы.
- 20. Средства измерений. Методы обработки результатов измерений.
- 21. Согласование местоположения границ земельных участков.
- 22. Определение местоположения помещения в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения.
- 23. Обжалование решений о приостановлении осуществления кадастрового учета.
- 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление кадастровой деятельности.
- 25. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
- 26. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
Основные функции и принципы ведения государственного кадастра недвижимости
Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.
В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.
Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.
Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).
Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.
Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.
Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.
Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы( кадастровые карты, планы, схемы ).
Функционирование любого государства базируется на целом комплексе сложных регуляторов и процедур. Одним из таких регуляторов является система учета собственности: объектов жилого комплекса, зданий и других форм недвижимости. Эта система подразделяется на ряд специализированных государственных институтов, каждый из которых работает исключительно в своей сфере. Первоначальный учет недвижимости производится федеральным кадастром, куда заносятся данные о любом типе жилой или коммерческой недвижимости, участков и владений.
Подобного рода информация формирует определенную структуру данных, совокупность которых и представляет государственный кадастр недвижимости, что содержит в себе исчерпывающие данные о любом недвижимом объекте страны:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.
- Его номер, по которому можно отследить записи в любых других системах.
- Площадь, размерность, границы.
- Стоимость.
- Информация о владельце.
Столь подробная реализация и методология внесения данных в ГКН делают его наиболее важной частью системы учета объектов. Информация, что в нем содержится, требуется практически во всех гражданских сделках и отношениях, начиная от оформления объекта в собственность и заканчивая сделками купли-продажи. Этим обуславливается необходимость строгой регуляции формирования кадастра. Его правовой основой служит Федеральный Закон №122 (далее по тексту — «Закон», «ФЗ»), а также некоторые подзаконные акты, которые применяются в спорных ситуациях. Кроме этого применяются федеральные кодексы (гражданский, лесной, земельный) в зависимости от типовой принадлежности учетного объекта.
Какую форму имеет информация в кадастре?
Сведения имеют открытую форму. Это значит, что при наличии необходимых оснований к ним может получить доступ любой человек. Но для этого он должен обладать правами собственности на недвижимость. В закрытой форме хранятся только данные о объектах специального назначения или объектах, запрещенных к частному использованию.
Все данные, содержащиеся в кадастре, строго систематизированы. Сотрудники органов кадастрового учета вносят данные по установленной форме и выдают их так же. Поэтому все кадастровые паспорта и выписки унифицированы. Информация всегда упорядочена и технически совершенна.
Государственные виды кадастров
Разрабатываются и обеспечиваются федеральными государственными службами. Все действия регламентируются регламентами, правилами в рамках законодательных кодексов.
- Госкадастр недвижимости.
- Водный – состоит из 3-х частей: для подземных, наземных вод, использование ресурсов воды.
- Лесной – состав, вырубка, целевое использование и др.
- Земельный – качество и параметры земель, регистрация пользователей.
- Недвижимости – самый объёмный и часто используемый кадастр.
- Реестры особо охраняемых земельных участков.
- Кадастр территорий для размещения отходов.
- Перечень промышленных предприятий, с выбросом химических отходов.
- Красная книга.
Одновременно действуют все перечисленные виды кадастров.
Водный реестр – это реестр всех водных объектов страны, в котором имеются свойства водоёмов, размеры, глубина, географическое месторасположение. Используется для реализации проектов о расположении предприятий, инфраструктуры, для исследований. Он позволяет определить приемлемость запланированных действий на территории или близ водного объекта. Например, в водном кадастре с 1951 года озеро Карачай (Челябинская область) используется для хранения радиоактивных веществ, близлежащего предприятия, существующего с советских времён, поэтому об объекте опубликован статус особо охраняемой территории.
В лесном кадастре собраны характеристики лесных ресурсов страны. Объекты сгруппированы по экономической важности, назначению, экологическим свойствам. Используется при переводе земель из одного вида назначения к другому, смене деятельности, разрешении/запрещении вырубки, назначение платы за пользование лесным фондом. Систематизируются плановые проверки, на предмет целевой эксплуатации земель с лесом по назначению, сохранности ценных пород и др.
Градостроительный кадастр – один из самых масштабных, востребованных государственных реестров. В нём содержится информация, которая обеспечивает целевое, эффективное градостроительство.
Вложенность кадастра объёмная, включает в себя следующие составляющие:
- Документы планирования, проектирования (от районных центров до генерального плана).
- Нормы и правила застройки.
- Карты.
- Геологические, природные особенности.
- Кадастровая карта зон и межевания.
- Выделенные территории под строительство (жилое, нежилое).
- Резервные зоны государственного, общественного назначения.
- Обозначение текущего строительства.
- Технические схемы инженерных коммуникаций.
- Телекоммуникационное обеспечение.
- Охраняемые водные зоны и др.
Градостроительный кадастр имеет большое значение для застройщиков. По сути он является для них главной регламентирующей системой.
Кадастр позволяет осуществлять градостроительные проекты, учитывая множество факторов, проектировать застройку до мелочей (материал при возведении объекта, высоту этажей). Поэтому города Российской федерации приближаются по качеству градостроительства к европейским стандартам.
В системе регулирования государственных ресурсов, основное значение имеет движение объектов земельного имущества. Государственный кадастр недвижимости — это сегодня самый востребованный и эффективный кадастр. Этот сервис регистрирует данные обо всём недвижимом имуществе страны, о смене прав нанего, стоимости, меняющихся параметрах и многое другое.
Объектом кадастра являются все виды собственности, права на которые в обязательном порядке регистрируются законодательно. Объектом недвижимости в РФ считаются земельные территории и все постройки, закреплённые за ней, в том числе незавершённые.
К объектам недвижимости относятся:
- участок земли;
- жилые, нежилые постройки;
- предприятия;
- многофункциональные комплексы;
- лесонасаждения;
- сады;
- воздушные суда (Ространснадзор);
- морские суда (Ространснадзор);
- космические корабли и др.
Любой из объектов недвижимости должен быть зарегистрирован и обложен налогом на имущество. Помимо основных параметров, необходима публикация стоимости объекта.
Состав сведений ГКН об объекте недвижимости
Информация, содержащаяся в ГКН, довольно объемна. Сначала рассмотрим общий список, а затем – более детально рассмотрим его ключевые моменты.
Итак, в ГКН содержатся данные:
- о различных объектах недвижимости;
- о государственной границе РФ;
- о границах между разными территориальными единицами РФ;
- о границах городов и других населенных пунктов;
- о особых территориальных зонах;
- о кадастровом делении;
- о геодезической основе и картографической основе.
Самая востребованная среди обычных граждан РФ часть кадастра – это информация о недвижимости. Именно ее в форме выписки чаще всего предоставляют людям, обратившимся с заявлением по тому или иному вопросу. Она же содержится и в кадастровом паспорте.
Рассмотрим характер информации о недвижимости, содержащейся в ГКН:
- Информация о уникальных параметрах земельных участков. К этой категории относятся: тип участка, кадастровый номер, описание границ, площадь, а также номера соседних участков.
- Дополнительные данные о земельных участках. В эту категорию включается вся информация, которая не относится к предыдущей группе. Это условный номер участка, его адрес или описание местоположения, описание категории земель, к которой он относится, и особенностей этой категории.
Если объект был образован из другого (или, наоборот, образует другой) – то кадастровые номера каждого из них тоже относятся к дополнительным данным. - Информация о уникальных параметрах постройки. В эту группу входят: вид постройки, ее кадастровый номер и дата включения в ГКН, площадь постройки, описание ее местоположения с координатами на местности и возможной погрешностью.
- Дополнительные данные о постройках. В этой категории содержится всё то же самое, что и в аналогичной категории для земельных участков. Иными словами – вся «техническая» информация о постройке, не включенная в список уникальных параметров.
ГКН – это место, где можно найти любую информацию о участке земли или недвижимости. Если человеку нужно получить какую-то выписку, касающуюся недвижимости, то почти всегда это нужно делать в органах кадастра.
История кадастровой отрасли
Если кратко, то проблема учета недвижимости существует давно, и первое упоминание о ней доходит еще из X века. Само слово «кадастр» имеет латинские корни, и во всех языках у него один смысл – это своего рода опись или перечень. В то же время он является универсальной и удобной в применении формой учета.
1765 год: в России создали государственную комиссию по определению границ земельных участков. Комиссии предстоял огромный объем работы, который она завершила только к началу XΙX века. В итоге были собраны данные не только о земельных участках, но также о лесном фонде, городских землях и даже по каждому отдельному подворью.
В эпоху Советского Союза учет земель почти не велся, потому что вся земля в то время считалась общей. Существовали только бюро технической инвентаризации, которые вели учет различных зданий.
1997-1998 гг.: начала формироваться сфера регистрации недвижимости и прав на нее. Был создан Роскадастр. Позже появились Единый госреестр прав на недвижимость (ЕГРП) и Госкодастр недвижимости (ГКН). Каждая из этих организаций выполняла свои функции, но они во многом повторяли друг друга. Для получения услуги из Росреестра нужно было два раза подавать одинаковые документы.
В 2015 году приняли ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости», в котором эти две структуры объединили в одну.
Теперь любой человек или любое юридическое лицо обращается только в Роскадастр с заявлением и по нему получает все услуги. Ему выдается выписка из Единого госреестра недвижимости (ЕГРН).
Слово «кадастр» происходит от латинского caput, что означает «печатный предмет», а также от слова capitastrum, что значит «опись податных предметов» или «регистр душ».
Термин «кадастр» появился во времена римского правителя Августа (27 г. до н. э.), когда была утверждена единица учёта сбора дани за землю caputigum и введена перепись населения caputigum registrum. Со временем эти слова слились в одно — capitastrum — и впоследствии — в слово catastrum. Изначально кадастр представлял собой книгу, где были списки земель, облагаемых налогами, с указанием площади и размера налога.
Корни кадастровых работ с целью проведения земельного учёта уходят во времена Древнего Египта. Первые фараоны велели вести оценочные списки земель, подлежащих налогу. Таксаторы (чиновники фараона) составляли такие списки до и после разлива Нила.
Оформляем справку на портале за 15 минут
Информация о недвижимом имуществе и его правообладателях содержится в базе Росреестра. Проверить юридическую чистоту объекта, характеристики и узнать ФИО собственников, можно двумя способами: посетив отделение Росреестра или воспользовавшись услугами по формированию онлайн отчета в PDF формате, сервисом EGRNka.online
Выдачей выписок ЕГРН занимается только Росреестр. Правила получения информации установлены в ФЗ РФ № 218, Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Для оформления онлайн запроса на портале ЕГРНка и получения официальной справки заверенной ЭЦП госрегистратора из Государственного Реестра недвижимости, необходим:
1) На кадастровой карте или в строке поиска, укажите точное месторасположение или кадастровый номер объекта. Нажмите кнопку: «Найти».
Ведение государственного кадастра недвижимости
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.
Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.
Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».
В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:
- кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
- внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
- исправление ошибок учёта;
- снятие с учёта.
Информационное взаимодействие осуществляется с:
- государственными органами;
- органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
- собственниками и правообладателями недвижимости.
Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.
Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:
- гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
- юридическим лицом;
- органом государственной власти.
Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.
Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.
Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.
Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:
- решения о внесении сведений;
- решения об отказе внесения сведения.
Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).
Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
от 4 февраля 2010 года №42
Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости
(В редакции Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.03.2014 г. №121, 12.03.2015 г. №137, 31.03.2015 г. №188, 16.06.2015 г. №376, 12.08.2015 г. №555, 24.11.2015 г. №878, 20.01.2016 г. №16)
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.