Что такое лимит на размещение отходов, и кто должен его получать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое лимит на размещение отходов, и кто должен его получать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коэффициент 25 применим при исчислении платы за НВОС в отношении объектов II категории лишь к такому воздействию, которое оказано с превышением установленных «классическими» разрешениями нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ.

ЧТО ЖЕ В ПУНКТЕ 12(1) ПРАВИЛ?

Пункт 12(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил.

Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 данных Правил.

При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 данных Правил.

Позиция, о которой мы говорили выше, вероятно, основана на ошибке, которая сводится к следующим доводам:

  • в пункте 21 указано на необходимость применения коэффициента 25 при исчислении платы за НВО определенными (указанными в пункте 12(1) Правил) лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории;
  • в пункте 12(1) указаны, в том числе, лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г.:
  • разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
  • лимиты на выбросы загрязняющих веществ,
  • разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,
  • лимиты на сбросы загрязняющих веществ,
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Отсюда неправильный вывод: лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения, обязаны при исчислении платы за НВОС применять формулу с повышающим коэффициентом 25.

Ещё раз подчеркнем: это логическая ошибка. Дело в том, что:

  • во-первых, правила русского языка предлагают читать текст сверху вниз, а не снизу вверх, поэтому сначала в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255, описываются алгоритмы выбора формул исчисления платы за НВОС, а лишь потом – сами применимые формулы;
  • во-вторых, в пункте 12(1) Правил содержатся прямые указания на то, какие формулы, в каких ситуациях должны использовать лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения;
  • в-третьих, формула, указанная в п. 21 Правил, содержит описание порядка исчисления платы за НВОС в случае «сверхнормативного» воздействия на ОС и не применима к случаям оказания воздействия в соответствии с условиями разрешительной документации (что бы это ни значило).

За грязь надо платить

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям качества окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или предпринимателей, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Плату за такое негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все субъекты, чья деятельность ухудшает состояние окружающей среды, в том числе и ведущие на территории Российской Федерации деятельность зарубежные компании.

К таким субъектам относят организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Письмо Минприроды от 14.12.2017 № 09-47/34954).

Читайте также:  Софинансирование пенсии в 2023 году куда перечислять

Перечень работ, проводимых при разработке проекта ПНООЛР (норматива образования отходов)

При разработке проекта нормативов образования отходов необходимо выполнить целый комплекс работ. В него включены:

  • инвентаризация: нужно выявить источник (источники) образования отхода;
  • составление перечня изделий, материалов, сырья, которые используются при производстве;
  • составление плана мероприятий, проводимых с целью минимизации негативного воздействия;
  • исследования: необходимо определить концентрацию вредных веществ в отходах, их состав, физические качества;
  • обоснование норматива образования отходов;
  • расчет ПНООЛР;
  • определение класса опасности.

Когда проект нормативов образования отходов составлен, его согласовывают. Работы по утверждению проектов нормативов образования отходов проводятся в несколько этапов:

  • подготовительная работа (оформление пакета документов);
  • подача документов по ПНООЛР в Росприроднадзор;
  • получение документа, подтверждающего согласование ПНООЛР.

Как проводится разработка проекта ПНООЛР

Проект ПНООЛР – это объемный документ, который должен содержать полные и достоверные данные:

  • характеристики источников образования;

  • классификацию;

  • описание каждого вида по составу, характеристикам и свойствам;

  • расчеты годового объема;

  • схемы операционного движения;

  • места для временного хранения и размещения;

  • характеристику технологий и оборудования для переработки и обезвреживания;

  • результаты мониторинга окружающей среды в местах размещения;

  • мероприятия по снижению количества;

  • предложения по лимитам на размещение.

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Нормативные акты по разработке ПНООЛР

  • «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утв. приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703.
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  • Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  • Письмо Росприроднадзора от 09.10.2013 № 12-44/19533 «О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР».
  • Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов».

Исходные данные для проекта лимитов на размещение отходов.

При разработке ПНООЛР обязательно понадобится определенная документация:

  1. Информация (краткая) о предприятии: вид деятельности, штат и структурные единицы (здания, участки, цеха, подразделения, бригады, отделы, офисы, сооружения).
  2. Полные реквизиты предприятия (с указанием кодов ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ, ОКВЭД).
  3. Справка о количестве сотрудников предприятия.
  4. Карта населенного пункта с расположением предприятия. План-схема с привязкой к местности размещения предприятия (сооружения, здания, постройки) с указанием мест хранения отходов, а также полное описание мест хранения отходов.
  5. Свидетельство на собственность земли либо договор аренды, здания, помещения и сооружения.
  6. Сведения о применяемом оборудовании.
  7. Описание (подробное) технологических процессов.
  8. Справка о расходе материалов и сырья.
  9. Справка о наличии автотранспорта у предприятия, с указанием количества, марки, мест их стоянки, технического состоянии и прошедшего ремонта.
  10. Договора на электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.
  11. Договора на вывоз, утилизацию твёрдых бытовых отходов к ним, лицензии утилизирующей организации.
  12. Перечень всех образующихся отходов производства и потребления.
  13. Анализ состава отходов (морфологический, химический, физический с приложением протоколов анализов, актов отбора проб) отсутствующих в перечне ФККО.
  14. Аттестат (копия) аккредитации лаборатории.
  15. Информация о наличии очистных сооружений у предприятия (при их наличии — полная характеристика).
  16. Паспорта отходов с 1 по 4 класс опасности с письмом из Росприроднадзора с утвержденным перечнем классов опасности.
  17. Предыдущий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (если таковой раньше разрабатывался).

Основные затруднения могут вызвать пункты с картой-схемой предприятия и пункты с лабораторным анализом отходов.

Чтобы получить план-схему с привязкой к местности (ситуационный план), Вы должны обратиться в муниципальный орган архитектуры, в котором заказываете информационную справку. В органах архитектуры созданы информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), в которых суммируется вся нужная для вас информация. Зачастую, применяется упрощенная схема. Используется карта из общедоступных источников.

Для паспортов отходов с 1 по 4 класс опасности необходимы:

  • документы, подтверждающие химический или морфологический состав отхода (если на основании анализов, то копии актов отбора проб отхода);
  • письмо из Росприроднадзора по передаче на утверждение материалов паспортизации.
Читайте также:  Как забрать заявление на алименты?

Если отход I-IV класса опасности включён в ФККО, то составляются и утверждают паспорт по утвержденной форме. Если отход не включён в ФККО, предприятия обязаны подтвердить отнесение такого отхода к определенному классу опасности. Далее в течение 90 дней согласно порядку, установленному Министерством природных ресурсов и экологии РФ, отход включается в ФККО.

Законодательное регулирование

Лимиты размещения отходов рассчитываются и проверяются на основании федерального законодательства. Конкретнее, правила и правовые основы прописаны в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Суть 11 статьи этого закона в том, что после получения лимитов на размещение отходов, организации и ИП обязаны отчитываться по установленной форму и продлевать лимит. А в случае изменения производственного процесса, сведения должны быть оперативно поданы в контролирующие органы для перерасчета.

Кроме того 11 статья содержит следующие положения:

  1. ИП и юр. лица должны своевременно разрабатывать нормативные проекты об образовании отходов, рассчитывать лимиты размещения(соблюдая законодательное ограничение) и способствовать государственному учету отходов, а также, по возможности, минимизировать накопление мусора.
  2. ИП и юридические лица обязуются при возможности внедрять малоотходные технологии, поддерживать инновационные экологические разработки.
  3. ИП и юридические лица должны регулярно проводить инвентаризацию не только отходов, но и объектов размещения, отправляя актуальные и полные сведения в надзорные органы.

Статья 18 этого закона содержит следующую информацию:

  • ИП и юридические лица, которые тем или иным образом способствуют накоплению мусора в результате своей хоз. деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.
  • Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.

Плата за размещение отходов

В статье раскрываются вопросы исчисления и взимания платы за размещение отходов производства и потребления с учетом последних законодательных изменений[1].

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[2].

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ): • отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; • размещение отходов — хранение и захоронение отходов; • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Коэффициенты вредности

При расчете суммы данного сбора учитывается степень вреда, наносимого предприятием окружающей среде. В зависимости от применяемого коэффициента, плата может быть выше или ниже. Это дополнительно стимулирует предпринимателей принимать адекватные меры по уменьшению НВОС.

В таблице представлены виды воздействий, связанных с размещением отходов, в зависимости от присвоенного им коэффициента.

Коэффициент Особенности размещения отходов
1 Размещение отходов, относящихся к V классу опасности, путем закладки их в специально созданные пустоты горных пород (в добывающей промышленности).
2 0,3 Размещение вредных отходов на специальных объектах, оборудованных согласно установленных требований, без превышения установленных предельных норм.
3 0,33 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.
4 0,49 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов III класса опасности.
5 0,5 Размещение отходов IV и V классов опасности, приобретших эту степень в процессе утилизации отходов, размещенных в более ранние сроки.
6 0,67 Размещение отходов III класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.

На отдельной странице нашего сайта предлагаем ознакомиться с полной таблицей ставок за НВОС.

Кроме коэффициентов размещения отходов, имеет значение коэффициент инфляции. Поскольку плата устанавливается каждый год, нужно принимать во внимание внутренние экономические факторы. Коэффициент инфляции ежегодно обновляется Постановлением Правительства РФ, в 2021 году он составляет 2,56 (было 2,45) и 2,07 (было 1,98).

Если негативное воздействие превысило установленные лимиты, используется еще один, повышающий коэффициент, он составляет 5 единиц (п. 5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г.).

Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Читайте также:  Ходатайство в арбитражный суд о выдаче дубликата исполнительного листа

2. Лимиты на размещение отходовустанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

За нарушение законодательства в области обращения с отходами, кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрены следующие штрафы:

пункт 7 статьи 8.2 КоАП РФ «Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации» — влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

пункт 8 статьи 8.2 КоАП РФ «Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления — влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

Этапы разработки проекта

В общем виде порядок разработки проекта ПНООЛР выглядит следующим образом:

  1. предприятие-заказчик передает исходную документацию исполнителю проекта. Чтобы получить весь необходимый для подготовки ПНООЛР пакет и ускорить эту процедуру, исполнитель должен составить список обязательных документов;
  2. посещение предприятия, в интересах которого готовится проект, экологом. Его приезд требуется для оформления перечня отходов по классификации ФККО. Данный специалист также фиксирует рабочие процессы, в ходе которых образуются отходы, и площадки, где происходит временное хранение отходов либо их захоронение;
  3. подготовка самого проекта. К этому моменту у предприятия-заказчика должна быть проведена инвентаризация источников образования отходов; оформлены на каждый их вид паспорта отходов, где обязательно отражается степень их опасности по классам; получено разрешение на ведение деятельности по сбору, перевозке и по размещению отходов всех классов опасности (кроме V-го);
  4. последний этап – непосредственное согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре.

Кто может разработать проект?

Если предприятие уже выяснило, что ему требуется разработка проекта образования отходов и лимитов на их размещение, то приступить к ней следует незамедлительно Это позволит избежать многотысячных штрафов за нарушение природоохранного законодательства, а также снизит размер экологических платежей При отсутствии проекта платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) считаются в 25-кратном размере, с 2020 года – в 100-кратном.

Разработку проекта ПНООЛР предприятие может провести своими силами. В большинстве же случаев руководство предпочитает обращаться в специализированные организации, занимающиеся составлением и согласованием экологической документации. В данном случае, стоимость работ будет составлять от 29900 рублей. Срок в среднем занимает около одного месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *