Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности оформления образцов для сертификации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно текущей позиции ФТС России, образец не может быть ввезен физическим лицом в багаже, не может быть получен им по почте, заказан в интернет-магазине, потому что сертификационные органы обязаны требовать у заявителя не только сам образец, но и документальное подтверждение легальности его ввоза на территорию РФ (чаще всего, это Декларация на товары).
Законодательство для перевозки проб и образцов для сертификации
Главная сложность с ввозом отобранных проб и материалов для проверки заключается в том, что сам продукция еще не сертифицирована. Использовать стандартный вариант перемещения грузов через границу невозможно, поскольку у импортера отсутствуют обязательные разрешительные документы (сертификаты, декларации, СГР). Для подтверждения легальности поставки образцов через границу нужно учитывать следующие акты:
- технические регламенты ЕАЭС на сертифицируемую продукцию;
- рекомендации ФТС РФ и Росаккредитации от 27.02.2019 года;
- разъяснение ФТС РФ и Росаккредитации от 29.12.2017 № 36074/01;
- решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294.
Также заявителю и специалистам аккредитованного органа нужно соблюдать требования ГОСТ 31814-2012. В этом документе зафиксированы правила отбора материалов для проверки.
Согласно статье 17 ТК ЕАЭС Отбор проб и (или) образцов товаров заинтересованными лицами и государственными органами государств-членов.
1. Заинтересованные лица и государственные органы государств-членов вправе отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа.
2. Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров выдается таможенным органом, если такой отбор:
- не затрудняет проведение таможенного контроля;
- не изменяет характеристик товаров;
- не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Правила отбора проб товаров при контроле качества
Установление и соблюдение правил отбора проб для проведения контроля качества товаров и их подготовка к лабораторным испытаниям преследует цель – обеспечить надёжность соответствующего контроля качества. Правила отбора проб товаров и способы их подготовки к лабораторньм испытаниям обычно включают следующие этапы;
— проверку партии данного товара на однородность;
— контроль качества упаковки и маркировки товара;
— отбор проб для органолептических, физико-химических, микробиологических и иных испытаний;
— подготовку проб к лабораторным испытаниям.
Единичные экземпляры
– отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. Разные экземпляры с определённой степенью достоверности должны иметь одинаковые свойства. Однако абсолютной равнозначности достигнуть невозможно, поэтому совокупность этих экземпляров –
товарная партия
– отличается
относительной однородностью
.
В качестве единичных экземпляров товара могут выступать отдельные изделия (например, автомобиль, головка сыра, пара обуви или носков и т. п.) или биологические объекты (яйцо, рыба, зерно, яблоко, арбуз т. п.), а также упаковочные единицы, товарная масса в которых характеризуется монолитностью и целостностью (блок сливочного масла, бутылка вина, молока, банка с краской и т. п.).
К единичным экземплярам товаров не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик печенья, мешок сахара и т. п.), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.
Товарная партия
– совокупность единичных экземпляров товаров и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединённых по определённому признаку.
Научно обоснованные подходы к выбору признаков, определяющих принадлежность к товарной партии, отсутствуют, поэтому наиболее часто в качестве таких признаков выбирают производственные: смену или день выработки продукции для промышленных изделий; отправку одним или несколькими, транспортными средствами; наличие одного товаросопроводительного документа.
Определение понятия «товарная партия» для конкретных товаров даётся в стандартах на методы испытаний (правила отбора проб), причём в них отсутствует единое определение термина. Наиболее распространено определение партии как продукции одного вида, сорта и наименования, выработанной за одну смену и оформленной одним документом о качестве.
Отбор точечных проб
проводят из разных слоёв каждойупаковочной единицы чистым сухим пробоотборником, щупом, ножом, шпателем. Из точечных проб составляют
объединённую пробу
.
Объемы выпускаемых Вашей компанией товаров требуют наращивания поставок сырья для производства из-за границы? Беспокоит возможность ошибиться, осуществляя таможенное декларирование в условиях начала действия норм Таможенного кодекса ЕАЭС? Намереваетесь оптимизировать расчет таможенных платежей
при экспорте сырья, изучить возможность получения преференций при определении размера таможенной пошлины?
Предлагаемые ООО «СлавТранс» услуги таможенного оформления
позволят устранить все преграды для беспрепятственного перемещения через границу сырья для производства, создадут предпосылки для оптимизации затрат на оплату таможенной пошлины.
Подготовка пакета документов для декларирования товара
Мы оказываем услуги по подготовке сопроводительных документов на поставки товаров таким образом, чтобы у таможенных органов не возникало дополнительных вопросов.
Оставить заявку
Для успешной процедуры таможенного оформления необходимо предоставить следующие документы:
-
Инвойс. Инвойс – документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий перечень товаров и услуг, их количество и цену, по которой они поставлены покупателю, формальные особенности товара (цвет, вес и т. д.), условия поставки и сведения об отправителе и получателе. К инвойсу на иностранном языке необходимо сделать приложение с переводом на русский язык.
- Коммерческий, если товары платные, в таком инвойсе указывается продавец и покупатель.
Таможенная стоимость – это себестоимость товаров на момент пересечения таможенной границы ЕАЭС. Включает в себя цену товара по инвойсу и следующие расходы:
- Погрузка-разгрузка товаров до таможенной границы ЕАЭC.
- Транспортировка товаров до таможенной границы ЕАЭС (например, при в условиях поставки FCA в стоимость товара входят только выгрузка в согласованном месте и экспортные операции, но не входит доставка до покупателя. В данном случае, ваш перевозчик должен сделать 2 счета – первый на доставку до границы ЕАЭС, второй – от границы до адреса покупателя. Таким образом, для формирования таможенной стоимости к стоимости инвойса прибавляется стоимость за доставку до границы ЕАЭС).
- Страховой взнос – в случае если товар был застрахован (к примеру, если у вас условия поставки CIP и CIF, страхование груза обязательно).
- Иные платежи и выплаты, связанные с поставкой товара.
Процедура импорта образцов
Согласно текущей позиции ФТС России, образец не может быть ввезен физическим лицом в багаже, не может быть получен им по почте, заказан в интернет-магазине, потому что сертификационные органы обязаны требовать у заявителя не только сам образец, но и документальное подтверждение легальности его ввоза на территорию РФ (чаще всего, это Декларация на товары).
Совершение таможенных операций (оформление) образцов представляет собой стандартную процедуру, за исключением некоторых нюансов: например, на поставку проб и образцов, распространяются определенные преференции (льготы), в частности, можно не предоставлять разрешительные документы (сертификат/декларация) и допускается отсутствие маркировки образцов средствами идентификации.
Согласно Рекомендациям ФТС России, Росаккредитации от 27 февраля 2019 г. «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции» предусмотрены 3 способа декларирования образцов:
- с подачей отдельной Декларации на товары (ДТ);
- с подачей Заявления в письменной форме об использовании транспортных, коммерческих или иных документов в качестве декларации на товары (например, при сопровождении багажа);
- с подачей декларации на товары по реестру экспресс-грузов (ДТЭГ) (актуально для экспресс-грузов).
Декларирование образцов, ввозимых в страну с целью проведения испытаний и оформления сертификатов и деклараций соответствия, может осуществляться различными способами:
- для таможенного оформления используется классический вариант декларации на товары. В соответствующих графах ДТ делается отметка о назначении изделия, указывается код особенностей перемещения товара «061» в 37 графе, а также реквизиты договора с сертификационным центром на проведение исследований с указанием конкретного количества изделий;
- в случае, если стоимость образцов не превышает 200 евро, а их перевозка осуществляется в рамках одного договора и одним транспортным средством, для растаможки может использоваться заявление, составленное в письменном виде (решение комиссии Таможенного союза ЕАЭС от 20.05.2010 № 263). Также необходимо предоставление контракта от органа сертификации. Аналогичным способом возможно оформить на таможне пробные изделия, ввозимые в страну в виде сопровождаемого или несопровождаемого багажа, с условием их размещения до выпуска в зоне временного хранения под таможенным контролем;
- если образцы товара отправляются в РФ по почте, их можно оформить с использованием реестра экспресс-грузов, в котором также указываются данные по договору с испытательным центром. Форма документа закреплена в решении ЕЭК от 28.08.2018 № 142
Впоследствии, при ввозе основной партии товара, предназначенной для реализации, таможня вправе запросить всю документацию, которая сопровождала импорт образцов, а также протоколы и акты испытаний.
Условный выпуск товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования
В своем письме № 14-88/35479 от 14.06.2020 Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (УТОВЭК) разъясняет, какие именно сведения должно содержать мотивированное обращение:
- объективная причина непредставления документов о соответствии (например: не завершены испытания продукции);
- наименование и местонахождение получателя товаров;
- сведения о качественных, количественных и иных, необходимых для идентификации, характеристиках товара;
- сведения о стране отправления (изготовления) товара;
- наименование и место, а также условия хранения товаров с указанием документов, подтверждающих право собственности либо пользования помещением (территорией);
- планируемый срок представления документов.
Рекомендации и помощь юристов
При условном выпуске товаров под обязательство предоставления разрешительных документов декларанту стоит учесть следующее:
- Сроки получения сертификатов и деклараций на товар должны находится под чётким контролем. При возникновении рисков пропуска 45-дневного срока предоставления разрешительных документов на товар в таможню декларант должен учитывать, что продление срока предоставления документов на практике невозможно;
- Товар должен быть помещён на таможенный склад или СВХ;
- Необходимо подготовить все документы, подтверждающие проведенную работу по получению разрешительной документации (договоры с органом сертификации и проч.);
- Необходимо подготовить и направить в таможню мотивированные пояснения с обоснованием причин пропуска предоставления разрешительных документов;
- В рамках административного расследования помимо мотивированных пояснений в таможенный орган должно быть заявлено ходатайство, позволяющее впоследствии минимизировать штраф или в определенных обстоятельствах заменить меру административного наказания.
Предварительный анализ перспектив ситуации и первичная консультация проводятся бесплатно.
- Что тогда будет с товаром под условным выпуском?
- Какие последствия грозят участнику ВЭД за непредоставление разрешительных документов?
- Можно ли избежать штрафов?
- Можно ли продлить условный выпуск без сертификата соответствия?
Разбираемся с порядком действий и возможные вариантами разрешения ситуации.
Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Институт таможенной экспертизы нужен не только для того, чтобы проверять качество товара, но и чтобы защитить авторские и патентные права. Так таможенная экспертиза позволяет по отобранным пробам и образцам установить факты фальсификации ввозимой или вывозимой за границу продукции. Например, нанесение на товар чужого товарного знака.
Если такое нарушение обнаружено, то таможенный орган вправе отказать в перемещении товаров, либо наложить арест на продукцию и вынести постановление о привлечении нарушителя к ответственности. Но как эксперт выявляет нарушение авторских прав? Для этого он использует сведения Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Сама же экспертиза назначается и проводится по общим правилам ТК ЕАЭС.
Особенность таможенной экспертизы — обнаружение контрафакта, фальсификата и подделок перевозимых товаров.
Комментарий к Ст. 155 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС
Комментируемая статья предусматривает возможность взятия проб и образцов товаров, подлежащих таможенной процедуре.
Правом отбирать пробы и образцы товаров обладают:
1) заинтересованные лица (декларант, правообладатель либо иные лица, представляющие интересы декларанта, правообладателя);
2) контролирующие государственные органы.
Взятие проб и образцов товаров может осуществляться при обязательном соблюдении двух условий:
1) наличия разрешения таможенного органа отбирать пробы;
2) только в случаях, установленных комментируемым Кодексом и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Такие случаи установлены ч. 2 комментируемой статьи.
Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:
1) не затрудняет проведение таможенного контроля;
2) не изменяет характеристик товаров;
3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.
Кроме того, ст. 333 комментируемого Кодекса установлено, что с письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
В соответствии со ст. 37.1 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с разрешения таможенного органа допускаются совершение операций по отбору проб и образцов и передача таких проб и образцов для проведения исследований, в том числе в целях сертификации, в отношении:
1) товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
2) товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
3) товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Разрешение на совершение операций по отбору проб и образцов в отношении товаров и передачу таких проб и образцов для проведения исследований выдается таможенным органом на основании составленного в произвольной форме письменного обращения заинтересованного лица — резидента особой экономической зоны или иного лица, которое является владельцем товаров, размещение которых осуществляется на территории портовой особой экономической зоны. Разрешение выдается в письменной форме в день обращения в виде отдельного документа либо путем проставления уполномоченным должностным лицом таможенного органа соответствующей отметки на письменном обращении заинтересованного лица.
Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в декларации на товары.
Проведение таможенного контроля
Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?
Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.
Система таможенного контроля
Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.
Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.
Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.
В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.
Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).
При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.
К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.
Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.
- Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
- Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
- Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
- Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
- Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
- Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.
Существуют и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она совершенствуется, растет и число факторов, которые влияют на профиль риска. Внедрение системы СУР позволило сделать более прозрачными и предсказуемыми таможенные операции, добиться баланса между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли и партнерства таможни и бизнеса.
Не рекомендуем участникам ВЭД пытаться испытывать Систему управления рисками, нарушать таможенное законодательство. Если в ходе досмотра выявится незадекларированный или контрабандный товар, выяснится, что часть товара, находящегося под таможенным контролем, была выгружена, выявятся факты недостоверного декларирования, то в отношении участника ВЭД может быть возбуждено административное дело. Мы рекомендуем участникам ВЭД пользоваться услугами добросовестных декларантов, таможенных представителей, СВХ, таможенных складов.
Что поменяется в правилах и процедурах оценки соответствия после внедрения в технические регламенты положений решения Совета ЕЭК № 44?
Следует обратить внимание на изменения, касающиеся описания схемы 1д в части применяемых доказательственных материалов. Так, согласно положениям решения Совета ЕЭК № 44, при декларировании соответствия по схеме 1д заявитель проводит испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) или собственной испытательной лаборатории изготовителя (если иное не установлено техническим регламентом). При этом в соответствии с определением, установленным 44-м решением, собственная испытательная лаборатория изготовителя – зарегистрированное в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо, осуществляющее исследования (испытания) и измерения и находящееся в собственности изготовителя, или структурное подразделение этого юридического лица, действующее от его имени.
Как следует из этого определения, собственной испытательной лабораторией изготовителя может быть только лаборатория, зарегистрированная на территории Евразийского экономического союза, и следовательно, при декларировании по схеме 1д заявитель не сможет использовать протоколы испытаний иностранной лаборатории.
Также решение Совета ЕЭК № 44 вносит определение товаросопроводительной документации, описывающей партию продукции: товаросопроводительные документы – документы, определяющие номенклатуру и количество продукции. Определение, по сути, расширило перечень документов, которыми может являться товаросопроводительная документация. Ею может быть любая документация, которая определяет номенклатуру и количество продукции.
Изменения в технических регламентах закрепят необходимость перевода документов об оценке соответствия, составленных на иностранном языке.
Новые типовые схемы закрепляют возможность использования результатов испытаний образцов продукции для последующих партий аналогичной продукции, в случае если техническим регламентом установлена такая возможность. К сожалению, в Российской Федерации такой возможностью воспользоваться пока нельзя, поскольку постановление Правительства РФ № 936 определяет, что сертификат соответствия или декларация о соответствии не могут быть выданы/приняты на основании протоколов испытаний, на основании которых ранее уже были выданы или приняты иные сертификат соответствия или декларация о соответствии.
Производственный контроль – важная составляющая обеспечения безопасности продукции и ее стабильного соответствия всем установленным требованиям. Решение Совета ЕЭК № 44 поясняет, что должен включать производственный контроль на предприятии. Спикеры напомнили, что производственный контроль проводится изготовителем на постоянной основе и заявитель как уполномоченное изготовителем лицо должен контролировать этот процесс в случае серийного выпуска продукции.
Решение Совета ЕЭК № 44 определило периодичность проведения инспекционного контроля – один раз в год. Такая же периодичность установлена ГОСТ Р 58984-2020 “Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации”. Некоторые технические регламенты устанавливают иную периодичность проведения инспекционного контроля. Например, проекты изменений в ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011 предусматривают срок проведения инспекционного контроля 18 месяцев. Применять следует тот срок, который установлен непосредственно в техническом регламенте.
Официально закрепляется распространение действия сертификата соответствия на продукцию, изготовленную с даты изготовления отобранных образцов (проб) продукции, прошедших исследования (испытания) и измерения.
Решение Совета ЕЭК № 44 вводит схемы государственной регистрации, определенные по территориальному признаку изготовления продукции. Для продукции, изготавливаемой на таможенной территории Союза, применяется схема 1р. Для продукции, изготавливаемой за пределами таможенной территории Союза, – схема 2р.
Допускается возможность отбора образцов (проб) продукции аккредитованным органом инспекции государства – члена ЕАЭС.
Срок действия протокола исследований (испытаний) и измерений продукции, выполненных с целью ее государственной регистрации, составит один год.
Новые типовые схемы предусматривают возможность замены сертификата соответствия и (или) приложений к нему и описывают процедуру замены. Она аналогична процедуре, установленной в постановлении Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1265 “Об утверждении Правил обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании”.
Замена сертификата соответствия продукции и (или) приложений к нему допускается без выполнения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия в случаях:
– выявления в сертификате соответствия и приложениях к нему ошибок (опечаток);
– изменения организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя;
– изменения организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица) изготовителя;
– изменения кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС;
– сокращения количества адресов мест осуществления деятельности по изготовлению продукции.
Спикеры отметили, что поменять сертификат соответствия возможно только при перечисленных ситуациях, которые не влияют на безопасность продукции. Если же изменения могут повлиять на безопасность продукции, например в случаях, когда изменилось место изготовления продукции или сменилось юридическое лицо, являющееся изготовителем, замена сертификата соответствия без проведения дополнительных процедур оценки недопустима.
Таможенное декларирование
Согласно ТК ЕАЭС декларантами товаров может выступать лицо государства-члена Союза, а также иностранное лицо. В Кодексе четко прописаны права и обязанности декларанта, документы и сведения необходимые перевозчику (в зависимости от вида используемого транспорта) для представления таможенным органам.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, однако, декларирование допускается и в письменной форме в следующих случаях:
- Если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита;
- Если это товары для личного пользования;
- Если это товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
- Если это транспортные средства международной перевозки;
- Если в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной.
Виды таможенной декларации:
- Декларация на товары (применяется при помещении товаров под таможенные процедуры);
- Транзитная декларация (применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
- Пассажирская таможенная декларация (применяется для товаров личного пользования);
- Декларация на транспортное средство (применяется для транспортных средств международной перевозки, а также для таможенного декларирования припасов).
Сведения, необходимые для внесения в декларацию на товары:
- О заявляемой таможенной процедуре;
- О декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
- О транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми будут перевозиться по таможенной территории Союза;
- О товаре (наименование, описание, классификация, происхождение, страна отправления и страна назначения, производитель, товарный знак, описание упаковки, цена, количество, таможенная стоимость товара, статистическая стоимость);
- О расчете таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- Об условиях сделки с товарами;
- О соблюдении запретов и ограничений;
- О соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
- О документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
- О документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Союза;
- О лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления.
Согласно ТК ЕАЭС выпуск товаров таможенным органом должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.
Институт уполномоченных экономических операторов
Он, по всей видимости, претерпел самые значительные изменения.
Во-первых, уполномоченных экономических операторов разделили на три типа. Причем каждый из типов пользуется своим перечнем упрощений, а это значит, что можно выбрать именно тот статус, который в наибольшей степени соответствует виду деятельности.
Так, например, свидетельство первого типа, предполагающее возможность первоочередного совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на территорию Союза (и убытием с нее), их декларированием и выпуском, первоочередного проведения таможенного контроля, непредоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите и пр., подойдет прежде всего перевозчику и таможенному представителю. А свидетельство второго типа, разрешающее среди прочего временное хранение товаров (принадлежащих как непосредственно уполномоченному экономическому оператору, так и другим лицам) на собственных площадках, — владельцу склада временного хранения.
Во-вторых, в принципе, увеличилось количество предоставляемых упрощений. Действующий Кодекс предполагает всего три (четвертое в тексте документа звучит как «иные») послабления, а тот, который готов с 1-го января вступить в силу, — 9 для тех уполномоченных экономических операторов, которые имеют свидетельство первого типа, 10 для обладателей свидетельства второго типа и 17 — для третьего.
В-третьих, расширился перечень тех, кто может претендовать на статус УЭО: теперь в их число входят как компании, которые непосредственно экспортируют и импортируют товары, так и таможенные представители, экспедиторы, перевозчики, владельцы таможенного склада и склада временного хранения.
В-четвертых, изменился принцип реестрового обеспечения. До сей поры уполномоченному экономическому оператору вне зависимости от «стажа» и вида деятельности требовалось обеспечение в размере не менее одного миллиона евро. В соответствии же с новым законодательством сумма обеспечения может со временем снижаться и для тех, кто умудрился продержаться в статусе УЭО более шести лет, составить в итоге 150 тысяч евро. При этом уполномоченные экономические операторы со свидетельствами второго и третьего типа вообще не обязаны предоставлять это самое обеспечение. Для них предусмотрен специальный, регламентированный Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 №65, порядок определения финансовой устойчивости.
Вместе с тем (и это в-пятых) тем, кто захочет значиться в реестре уполномоченных экономических операторов, придется удовлетворить большему количеству требований. Вернее — для каждого типа УЭО предусмотрен свой перечень условий, а претендующим на свидетельство третьего типа, кстати сказать, необходимо хотя бы в течение двух лет входить в реестр как УЭО первого или второго «образца».
При этом, что тоже не менее важно, увеличился минимальный «стаж» внешнеэкономической деятельности: не один год, как декларировал предыдущий Таможенный кодекс, а два года для таможенных перевозчиков и три — для всех остальных. Впрочем, наличия одного только «стажа» будет недостаточно — принимается в расчет еще и «кипучесть» деятельности. То есть: если ты перевозчик, то будь добр подтвердить, что каждый год подавал не менее 250 транзитных деклараций, если таможенный представитель — не менее 200 таможенных деклараций в год на общую сумму хотя бы в 500 тысяч евро. Для участников ВЭД минимум — десять деклараций на товары в год (с базовой суммарной стоимостью товаров в 500 тысяч евро). А владельцы складов должны подтвердить, что общая годовая стоимость хранимых товаров составляла, опять-таки, не менее 500 тысяч евро.
В-шестых, есть требования и непосредственно к сотрудникам компании, являющейся уполномоченным экономическим оператором. Решение ЕЭК от 03.10.2017 №131 устанавливает: отныне в штате УЭО должны быть работники с подтвержденной профессиональной компетенцией и/или стажем в данной сфере не менее двух лет. Положение касается сотрудников, ответственных за совершение таможенных операций, организацию безопасности и охрану территории, а также за применение автоматизированной информационной системы. Если таковых в штате не имеется, для выполнения таких работ нужно привлечь на договорной основе другие профильные юридические лица. (Что примечательно: если в числе таких профильных лиц окажется таможенный представитель, то на него эти «пожелания» не распространяются, так как новый Кодекс убирает действующее до сей поры требование к таможенным представителям — непременное наличие в штате хотя бы двух сотрудников с официально подтвержденной компетентностью.)
В-седьмых, с 1-го января статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС. Кроме того, Кодекс закрепляет возможность предоставления привилегий уполномоченным экономическим операторам из стран, членами Союза не являющихся. Естественно, на взаимной основе и при наличии соответствующего международного договора.
О вопросах расчёта таможенной стоимости в отношении товаров на ТС.
Ранее в Таможенном кодексе таможенного союза существовала норма, по которой иностранные товары, находящиеся на ТС и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40), считались, как ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. И таможенная стоимость таких товаров определялась с учётом курса валют на день подачи соответствующей таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Сейчас такой нормы нет, однако таможенная стоимость иностранных товаров по-прежнему определяется, исходя из курсов валют, действующих на день подачи таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Дело в том, что согласно п. 2 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с Главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в п.3 ст.38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 38 Таможенного Кодекса ЕАЭС вне зависимости от положений пункта 2 той же статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру. То есть при перечисленных таможенных процедурах декларант в принципе не указывает таможенную стоимость и для целей её определения иностранные товары считаются ещё не ввезёнными на таможенную территорию ЕАЭС.
Таким образом, после завершения таможенной процедуры ТС путём помещения иностранных товаров, например, под таможенную процедуру ИМ 40, таможенная стоимость определяется, как на товары только что ввезённые на таможенную территорию ЕАЭС.
Похожие записи: