Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие неиспользуемого земельного участка в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).
Размер возмещения и оценка изъятой земли
Заранее и не позже чем за 60 дней до направления соглашения, власти проводят размер возмещения и оценку. Помимо собственника на компенсацию имеют право рассчитывать и правообладатели у которых участки принадлежат при таких условиях:
1. Постоянного (бессрочного) пользования.
2. Пожизненного (наследуемого) владения.
3. Аренды от государства.
4. Безвозмездного пользования.
Все об условиях для правообладателей указано в статье 56.8 п.3 Земельного кодекса РФ. Подписывается соглашение об изъятии с каждым правообладателем земельного участка и недвижимости расположенной на нем. Компенсацию выплачивает государство пропорционально долям, когда нескольким собственникам принадлежит право собственности.
Основания для изъятия
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2022 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Для строительства дороги
Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.
Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.
Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.
Правила использования земли
Есть определенные правила, которые должен выполнять владелец участка. В первую очередь, земельные участки должны использоваться строго в соответствии с их категорией (земли населенных пунктов, сельскохозяйственные, земли лесного фонда, садовые участки и т. д.) и видом разрешенного использования, рассказывает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. По ее словам, нарушение правил землепользования может привести к административной ответственности в следующих случаях:
— использование земельных участков не по целевому назначению (ч. 2, ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ);
— если земельный участок используется с нарушением правил целевого использования (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). «Это достаточно серьезное нарушение, которое связано с отнесением земельного участка к определенной категории. Например, если земельный участок был предоставлен для выращивания пшеницы, построить на нем торговый центр уже нельзя», — пояснила юрист;
— если пользователь допустил порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) — например, из-за халатного обращения с удобрениями и ядохимикатами. В данном случае может наступить уголовная ответственность в рамках ст. 254 УК РФ;
— если не выполнены обязательства по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ). Если земельный участок пострадал в процессе хозяйственной деятельности, землепользователь обязан провести рекультивацию. Например, рекультивация обязательна при строительстве домов, без этого его нельзя будет ввести в эксплуатацию (если рекультивация была предусмотрена планом строительства);
— если не выполнены обязательства по приведению земельного участка в состояние, пригодное для целевого использования (ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ). К примеру, если на земле сельхозназначения все-таки был построен ТЦ, то землепользователь обязан вернуть все в первоначальное состояние. За неисполнение этой обязанности и предусмотрена ответственность.
За соблюдением земельного законодательства следят органы местного самоуправления и Росреестр. «Администрация, осуществляющая муниципальный земельный контроль, выявляет неиспользуемые земельные участки, а также участки, которые используются по нецелевому назначению. Росреестр осуществляет государственный земельный надзор», — пояснил первый зампредседателя Московской областной думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. Если нарушения выявлены, собственнику дается предписание об их устранении. Если он не устраняет их, то выписывается штраф и также нужно устранить правонарушение. Размер штрафа для граждан составляет от 1% до 1,5% кадастровой стоимости объекта, но не менее 20 тыс. руб.
Земельный кодекс предусматривает изъятие земельного участка, если на нем обнаружена самовольная постройка, а владелец отказывается ее сносить или приводить в соответствующее закону состояние. «Земельный участок с самовольной постройкой может быть изъят из владения собственника и выставлен на аукцион на торги с начальной стоимостью в 1 рубль», — уточнил Никита Чаплин.
Еще один возможный сценарий — изъятие земельного участка у собственников для государственных и муниципальных нужд. Данная процедура регламентирована ст. 49 ЗК РФ. Обычно это происходит, если земельный участок попадает в проекты планировки территории, связанные с комплексным освоением территории (далее — ППТ), строительством транспортно-пересадочных узлов, развитием микрорайонов и т. д., пояснил член Ассоциации юристов России Николай Пивоваров. В процессе изъятия назначается рыночная оценка земельного участка, после чего собственнику выплачивается компенсация. «В случае несогласия собственника с результатами данная оценка может быть оспорена в судебном порядке», — отметил юрист.
Как оспорить изъятие земельного участка в суде
Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.
Как лишить собственника земли, если он забросил участок?
Написать комментарий
- Недвижимость. Земля. Строительство
- Недвижимость и инфраструктура
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Минсельхоз: 15 миллионов гектаров сельхозземель не используется
Согласно проекту МЭР, землю можно будет изымать у всех категорий частных владельцев — собственников, арендаторов, а также тех, у кого участок находится в бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании или принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.
Иски об изъятии будут подавать органы местного самоуправления. Планируется, что в течение полугода после изъятия участок будет продан на публичных торгах. При этом новый собственник должен будет привести землю в порядок, чтобы она соответствовала требованиям пожарной безопасности.
Ярким примером принудительного истребования участков у граждан является массовое изъятие земель лесного фонда. Суды шли на это по причине несоответствия данных в реестре недвижимости (ЕГРН) и лесном реестре (ГЛР), признавая приоритет ГЛР. Даже тем, кто зарегистрировал права на землю в лесу, грозило истребование наделов из-за якобы незаконного владения ими.
Учитывая щепетильность и остроту вопроса, логично предположить, что законодатель разработал закрытый перечь оснований для инициации процедуры изъятия земли. В соответствии со ст. 279 ГК , определение таких оснований – прерогатива земельного законодательства.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — Земельное право Меденцов А.Основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.Такое изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных: Действующее российское и законодательство Краснодарского края допускает резервирование и изъятие земельных участков только для государственных и муниципальных нужд.
Известно, что на территории Подмосковья в последнее время идет массовое строительство автомобильных дорог, развязок, пересадочных узлов и прочих объектов.А после принятия в большинстве муниципалитетов генеральных планов развития вопросы изъятия земель и вовсе встают в полный рост.
Вышеописанные нормативно-правовые акты, в частности, глава VII.1 ЗК , определяют последовательность мероприятий, совершаемых уполномоченным органом в целях истребования земельного участка. Примерный порядок действий выглядит следующим образом:
Собственник должен представить оценщику документы, доказывающие порождение таких обязательств, а тот учтет данные обстоятельства при расчете суммы возмещения. При расчете компенсации не учитываются:
- объекты недвижимости, построенные в нарушение правил пользования, в том числе арендных условий;
- объекты, построенные на земле после уведомления владельца о принятом решении об изъятии, кроме случаев, когда строительство было ранее согласовано;
- сделки и иные обязательства, оформленные владельцем после получения постановления об истребовании земли, если они увеличивают размер убытков, подлежащих компенсированию.
Порядок изъятия земли
Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.
При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.
Изъятие земли происходит в три этапа:
- Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
- Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
- Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.
Процедура изъятия неиспользуемого земельного участка
В целях обнаружения совершаемых нарушений в сфере землепользования, Федеральной кадастровой службой и ее территориальными подразделениями проводятся плановые и внеплановые административные обследования участков земли. В последнее время для этого все чаще используется современная техника, при помощи которой проводятся различные мероприятия, например, аэрофотосъемка.
По итогам процедуры происходит подготовка соответствующего акта. При обнаружении нарушений, компетентным органом выдается предписание для владельца об их устранении. В то же время, гражданин привлекается к административной ответственности в виде штрафа за нарушение правил пользования землей, который составляет 0,3 — 0,5% от оценки надела по кадастру, при этом его минимальный размер равен 3000 рублей.
Когда устранение нарушения, сроки которого зафиксированы актом (как правило, для этого отводится месяц), так и не произошло, соответствующие государственные либо муниципальные органы повторно назначают штраф.
В таких случаях, он может составить от 10000 до 20000 рублей. Если после обозначенной процедуры предписания закона так и не исполнены, работниками службы по земельному надзору направляется обращение к Правительству РФ, которое правомочно передать дело в судебную инстанцию для последующего изъятия и отчуждения надела посредством публичных торгов.
В целом, процедура изъятия происходит в таком порядке:
- уполномоченным органом, осуществляющим государственный земельный контроль, производится проверка участков, оформленных в собственность либо предоставленных для ведения сельского хозяйства, ИЖС и тому подобное;
- по итогам проверки гражданину, который не эксплуатирует землевладение должным образом, выносится предписание, с указанием необходимости устранения нарушений и уплаты предусмотренного законодателем штрафа;
- по окончании временного интервала, отведенного соответствующим предписанием, происходит еще одна проверка. В случае неисполнения нарушителем предъявленных требований, местными органами власти подготавливается и подается судебный иск;
- при удовлетворении судом заявленных в исковом заявлении требований, надел изымают у безответственного лица и продают на публичных торгах.
Порядок изъятия земельного участка
Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.
В июне Минсельхоз подготовил изменения в земельное законодательство. Теперь в отношении собственников земельных участков, забросивших свои наделы, будут применяться более строгие меры
27.07.2017
Федеральное министерство сельского хозяйства подготовило поправки в ст. 396 Налогового кодекса (НК) РФ. Изменения, в частности, коснутся порядка расчета земельного налога в отношении неиспользуемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения, а также земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Согласно действующему законодательству, с таких участков при условии, что они используются по назначению, взимается налог в размере 0,3% стоимости. По новым поправкам, если земли заброшены — размер налога может быть повышен до 1,5%.
На данный момент представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вправе самостоятельно повышать размеры налогов.
Подразумевается, что в отношении заброшенных земельных участков земельный налог будет рассчитываться начиная с начала года, в котором был обнаружен неиспользованный участок, до месяца, в котором было устранено нарушение.
Чем плохо
По словам начальника отдела государственного земельного надзора Росреестра по Новосибирской области Игоря Иванова, острее всего в Новосибирске стоит ситуация с заброшенными дачами и огородами.
Если участок находится в черте города или близ него, то он может стать очагом криминогенной обстановки, основной риск заброшенных земель — пожары.
Однако поправки к статье налогового кодекса, предлагаемые Минсельхозом, не смогут заработать в полную силу, пока в РФ не будет создана объемлющая система мониторинга и учета использования участков по назначению. Сейчас Игорь Иванов отмечает, что сотрудники новосибирского Росреестра не обладают полномочиями по ведению учета и выявлению заброшенных участков. При этом земельное законодательство обязывает собственников земельных участков и лиц, которым они не принадлежат, использовать землю по назначению:
«Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течении установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа, — прокомментировал Иванов. — Кроме того, законодательством в целях рационального использования земель предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте земель».
Наступление на оставленные земли
В этом году власти нескольких регионов начали наступление на садоводов, оставивших свои участки без должного присмотра. В частности, руководство Хакасии, реализуя проекты по поддержке дачников, решили свести количество заброшенных участков к минимуму. Как сообщила руководитель Федслужбы госрегистрации, кадастра и картографии по республике Хакасия Ольга Анисимова, на данный момент в регионе числится около 1200 заброшенных участков.
В конце июня этого года в Минсельхозе Пермского края сообщили, что с этого года власти региона планируют принудительно изымать до 30 тыс. га земли ежегодно у тех собственников, кто не содержат землю должным образом, — участки будут передавать тем, кто готов их возделывать.
Общественный контроль
Действующее в России гражданское законодательство позволяет устанавливать факт изымать земельные участки у собственников, если земля не использовалась по назначению на протяжении трех лет.
Однако, как отметил Иванов, на данный момент в законе существует пробел относительно процедуры, позволяющей сотрудникам Росреестра устанавливать факт неиспользования земли в течение трех лет. «Предполагается, что для установления факта неиспользования земельного участка необходимы доказательства, которые свидетельствовали бы, что такой земельный участок не используется в течение трех лет, а именно доказательства неиспользования за каждый год», — прокомментировал начальник отдела.
Депутаты Совета депутатов Кемерова в июне предложили упростить процедуру изъятия неиспользуемых земель у их собственников, уменьшив трехлетний срок. Аналогичный закон уже был принят в 2015 году на федеральном уровне, когда срок изъятия неиспользуемых земель был понижен с пяти до трех лет.
Как отметил Иванов, для установления того, что участок заброшен, можно прибегать к функции общественного контроля. Действующее законодательство позволяет создавать комиссии по контролю за соблюдением Закона о садоводстве. Члены комиссии могут консультировать владельцев участков, помогать им в соблюдении законодательства, составлять акты о нарушениях, а также передавать эти документы в правление садоводческих объединений. В свою очередь правление имеет полномочия передавать акты в госорганы.
В конце июля Госдума одобрила новый законопроект «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». Закон начнет действовать с 1 января 2019 года. Согласно поправкам в законе, неиспользуемые земельные участки, размещенные на территории дачных обществ, будут передаваться на бесконкурсной основе самим членам этого общества.
Поиск и учет таких участков выгодно садоводческим обществам — меньше риски пожаров, ограблений, загрязнения соседних участков сорняками. При этом один из опрошенных РБК Новосибирск руководителей новосибирских садовых обществ сообщил, что надежды на помощь со стороны собственников земельных участков в данном случае достаточно эфемерны. «Без особой нужды никто ничего не будет ничего смотреть и выявлять. Нужна воля сверху, сами люди такие: никто ничего не хочет делать», — отметил спикер.
Сибирь — в лидерах
По данным Россельхознадзора, на сегодняшний день в РФ насчитывается почти 384 млн га земель сельхозназначения, из которых неиспользуемыми остаются почти 40 млн Га.
Сибирский федеральный округ возглавляет список федеральных округов с наибольшим количеством заброшенных земель (10,7 млн Га). На втором месте находится Приволжский ФО (7,5 млн Га), тройку лидеров замыкает Центральный ФО (5,8 Га).
На данный момент российское законодательство за неиспользование земельного участка, предоставленного для сельхозиспользования и строительства, подразумевает административную ответственность, она невелика: гражданам грозит штраф от 500 до 1 тыс. руб, должностным лицам — от 1 до 2 тыс. руб, юрлица могут быть оштрафованы от 10 до 20 тыс. руб.
Как сообщил Иванов, всего в прошлом году в Новосибирской области за неиспользование земельных участков в административной ответственности были привлечены 13 человек. Общая сумма штрафов, выписанных им, составила 260 тыс. руб. За шесть месяцев текущего года Росреестр привлек к административной ответственности шесть собственников земельных участков. Наложено штрафов на сумму 10 тыс. руб.
Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы
Любые договорные правоотношения Свершаются только с согласия владельца, без давления со стороны третьих лиц Отчуждению подлежит только участок Прошедший межевание и состоящий на кадастровом учете Законной сделка отчуждения считается при свершении ее от имени хозяина Или официально уполномоченного представителя Полноправным владельцем земель Не являющихся частным владением, выступает государство или муниципальные власти Не подлежат отчуждению Заповедники, транспортные линии, оборонные объекты и другие, определенные законом Лица, не ведущие сельхоздеятельность Не вправе претендовать на отчужденные с/х земли Принимать отчужденные земли могут только граждане РФ Государство или юрлица (участие иностранцев в составе допускается меньше 50 %) При принудительном отчуждении Обязательно наличие документального обоснования – судебного решения или административного акта
Изъятие земельного участка для государственных нужд
Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.
Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.
Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия.
Изъятие земельного участка в 2021 году государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды.