Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрпф за контролируемые сделки в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сделки со «своими» контрагентами из РФ три года можно будет не относить к контролируемым только из-за того, что одна из из сторон применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль. Годы эти считаются по периодам, когда признаются доходы и расходы по указанным сделкам, и на это не влияет дата заключения договора.
- В 2019 году существенно изменились критерии контролируемых сделок. Лимит годовых доходов в отношении российских компаний теперь 1 млрд руб., иностранных — 60 млн руб.
- Проверяются неоднократные сделки, имеющие черты контролируемых, с участием посредников. Лимит по ним такой же, как для иностранных фирм.
- Доходы рассчитываются, как предписывает гл. 25 НК РФ. Проверки на соответствие сделок ценам рынка проводятся по методике из ст. 105.7 НК РФ.
- Хозяйствующие субъекты должны информировать фискальные органы о сделках такого рода. ФНС правомочна запрашивать материалы по сделке и проверять их. Если выявится, что налоги уплачивались неполно, штраф составит 40% от недоплаченной суммы и не меньше 30 тыс. руб.
- Существуют сделки, имеющие признаки контролируемых, но к ним не относящиеся. Признаки контролируемых и неконтролируемых операций содержит ст. 105.14 НК РФ.
Критерии контролируемых сделок
НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:
-
по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:
-
сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;
-
одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;
-
-
по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;
-
по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.
При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.
К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
-
организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;
-
организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
-
не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.
Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках
Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.
Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
Какие сделки являются контролируемыми
Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.
Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон, то есть возможность влиять на результаты деятельности и принятие решений.
Налоговое законодательство (ст. 105.14 НК РФ) условно делит контролируемые сделки на виды:
- Сделки между взаимозависимыми (аффилированными) лицами.
- Хозяйственные операции, приравненные к сделкам между аффилированными субъектами.
- Сделки, которые приобрели статус контролируемых вследствие вынесения судебного решения в споре с ФНС РФ.
Сделки, не являющиеся контролируемыми
Не являются контролируемыми следующие сделки:
- Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
- Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
- Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
- они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
- у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
- отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми
Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.
Немного о сделках между взаимозависимыми лицами
В целях налогового законодательства к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены следующие сделки:
а) сделки, совершенные непосредственно взаимозависимыми лицами;
б) совокупность сделок по перепродаже товаров, работ, услуг, совершаемых с участием лиц (третьих лиц), не являющихся взаимозависимыми, но при условии, что такие третьи лица:
— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации самой перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (офшорные зоны).
Исключения из правила
Однако вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, перечисленным в предыдущем разделе, они не признаются контролируемыми в следующих случаях:
а) сторонами сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с Налоговым кодексом РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
б) сторонами сделки являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
— указанные лица не имеют убытков;
— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пунктами 2 и 3 из предыдущего раздела;
в) сделки в отношении одного и того же месторождения между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
г) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней включительно;
д) сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Как передать заполненный бланк
Уведомление можно передать несколькими способами:
- Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
- Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
- Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.
Таблица. Критерии контролируемых сделок 2021
На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2021 года в 2021 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2021 году, и будут действовать для сделок 2021 года.
Характер контролируемой сделки | Признаки, указывающие на контролируемую сделку | Сумма сделки для признания ее контролируемой |
Участники сделки — взаимозависимые лица, которые являются резидентами РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) | Сумма цен сделок за год | Совокупный доход от сделок за год не менее 1 млрд руб. |
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль к деятельности, по которой заключена сделка (кроме ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) | ||
Одна из сторон сделки платит НДПИ, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения для указанной стороны и облагаемое по процентной ставке | ||
Одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка совершена в рамках этой деятельности. Один из остальных участников сделки не применяет эти режимы | ||
Одна из сторон освобождена от налога на прибыль | ||
Одна из сторон сделки — налогоплательщик, который добывает углеводородное сырье на морском месторождении. Другая сторона сделки не занимается этой деятельности либо занимается, но не учитывает доходы и расходы по такой сделке в налоговой базе по налогу на прибыль | ||
Одна из сторон сделки — исследовательский корпоративный центр, указанным в ФЗ №244-ФЗ либо участником проекта «Об инновационных научно-технологических центрах» и освобожден от уплаты НДС | ||
Одна из сторон сделки в течение налогового периода применяет инвестиционный налоговый вычет | ||
Одна из сторон сделки платит налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья. При этом доходы и расходы по сделке учитываются при расчете базы по этому налогу | ||
Любые лица-участники сделок, приравненных к сделкам взаимозависимых лиц | Сделки с посредниками, которые:
|
Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб. |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли | ||
Сделки, одна из сторон которых зарегистрирована, проживает или является налоговым резидентом в государстве или на территории, которая включена в перечень Минфина | ||
Один из взаимозависимых участников сделки не является налоговым резидентом | Сделки между лицами, которые признаны взаимозависимыми или приравнены к взаимозависимым (ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ), если сделка не включена в закрытый перечень из п. 4 ст. 105.14 НК РФ | Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб. |
Форма извещения и порядок ее направления
Действующая форма извещения о контролируемых сделках устанавливается налоговым законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами. Представление извещения осуществляется в налоговый орган, по месту нахождения юридического лица, либо по месту жительства гражданина – если в качестве налогоплательщика выступает физическое лицо.
Организации и предприятия, которые могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, подают документ в тот налоговый орган, в котором они числятся таковыми. Перед подачей большое внимание следует уделить и таким важным этапам, как подготовка и проверка.
Все данные, представленные в документе, должны полностью совпадать с реальными цифрами и со сведениями, находящимися в соответствующей отчетности, например, в договорах о контролируемых сделках.
Следующим этапом после подачи извещения, форма которого установлена НК РФ, является его проверка. Осуществляемая проверка затрагивает все сведения документа, помогает выявить недостоверные данные. Нередко ее результатом становится штраф за непредставление всех необходимых данных, либо за иные нарушения. Проверка документа длится несколько дней, согласно положениям налогового законодательства РФ.
Установленная заполненная форма извещения может быть передана налогоплательщиком лично, в соответствующий отдел налоговой инспекции. Вторым вариантом передачи выступает направление отчетности путем электронной передачи. Здесь следует уделить особой внимание существующим формам и установленному порядку передачи.
Если налогоплательщик подавал данный документ в электронной форме, но он, по каким-либо причинам не был получен специалистами налоговой инспекции, ответственность за своевременную передачу и представление сведения по-прежнему будет лежать на налогоплательщике. В этом случае штраф за просрочку, скорее всего, все равно будет назначен.
Что относится к контролируемым сделкам
Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:
- различные операции с ценными бумагами;
- сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
- строительные сделки;
- аренда;
- получение имущества в дар и т.д.
Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:
- сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
- дивиденды;
- прибыль от долевого участия и т.д.
- В 2021 году существенно изменились критерии контролируемых сделок. Лимит годовых доходов в отношении российских компаний теперь 1 млрд руб., иностранных — 60 млн руб.
- Проверяются неоднократные сделки, имеющие черты контролируемых, с участием посредников. Лимит по ним такой же, как для иностранных фирм.
- Доходы рассчитываются, как предписывает гл. 25 НК РФ. Проверки на соответствие сделок ценам рынка проводятся по методике из ст. 105.7 НК РФ.
- Хозяйствующие субъекты должны информировать фискальные органы о сделках такого рода. ФНС правомочна запрашивать материалы по сделке и проверять их. Если выявится, что налоги уплачивались неполно, штраф составит 40% от недоплаченной суммы и не меньше 30 тыс. руб.
- Существуют сделки, имеющие признаки контролируемых, но к ним не относящиеся. Признаки контролируемых и неконтролируемых операций содержит ст. 105.14 НК РФ.
Фирмы, приравненные к взаимозависимым в контролируемых сделках по НК РФ
К зависимым в целях определения контролируемости сделок приравниваются фирмы, соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Контракты с их участием рассматриваются ФНС как контролируемые, если:
- в их подписании участвуют «ненужные» посредники;
- хотя бы 1 сторона не имеет статуса налогового резидента РФ;
- величина оборотов по сделкам за год превышает установленный лимит (пределы доходов для каждой категории налогоплательщиков приведены в таблице ниже)
Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:
- налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
- российские фирмы;
- иностранные фирмы.
Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 2.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).
Особые правила для контролируемой задолженности
Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ особый порядок признания процентов по долговым обязательствам применяется при выплате процентных доходов российскими компаниями, имеющими непогашенную задолженность:
-
по долговому обязательству перед иностранной компанией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного капитала этой российской организации;
-
долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ аффилированным лицом вышеуказанной иностранной компании;
-
долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо или непосредственно сама эта иностранная компания выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства.