Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 146 УК РФ — Нарушение авторских и смежных прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К уголовной ответственности лицо привлекается в том случае, если нарушение авторских прав было совершено в крупном или же особо крупном размере. При крупном размере стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 000 руб., а в особо крупном размере — 1 000 000 руб. Как уже отмечено выше, размер ущерба рассчитывается исходя из стоимости при правомерном использовании.
Что делать, если права были нарушены
Если ваш контент используют нелегально, примите меры для защиты произведения и авторства:
- Зафиксируйте нарушение. Первым делом обратитесь к нотариусу, чтобы он отметил нарушение авторских прав. Если нарушитель получит претензию и удалит все из открытого доступа, то у вас останется доказательство того, что нарушение действительно существовало. Услуги нотариуса – платные, но их стоимость в таком случае удастся взыскать позднее в досудебном или судебном порядке.
- Установите личность нарушителя. Если контент незаконно размещен на личной странице в социальной сети, то нарушитель – владелец профиля, если на сайте – просмотрите раздел «О нас», обычно там указаны владельцы и контакты для связи с ними. Если информация отсутствует, воспользуйтесь сервисом проверки доменов Whois.
- Подготовьте претензию. Если правообладатель и нарушитель – ИП или юридические лица, то досудебное урегулирование будет обязательным, если физлицо – по желанию. Претензию составьте в свободной форме. В тексте требуйте удаления контента, указания авторства или выплаты компенсации.
- Обратитесь в суд. Если нарушитель не согласен с требованиями, которые вы указали в претензии, или проигнорировал ваше обращение, то подавайте исковое заявление о защите интеллектуальных прав и взыскании компенсации в суд. Заранее подготовьте доказательства авторства – например, свидетельство о регистрации, черновые наброски, переписку с заказчиком.
- Фотографии, стихи, дизайн-макеты, видеозаписи, посты в социальных сетях – лишь малая часть всего списка объектов интеллектуальной собственности, которые допустимо использовать только с согласия владельца.
- Чтобы не выплачивать компенсацию, всегда подписывайте договор с правообладателем – например, лицензионное соглашение.
- Если вы ищете бесплатный контент, то берите материалы с пометкой «Creative Commons» или те, которые находятся в общем доступе.
- Цитирование, пародию или заимствование идеи не считают плагиатом.
- Ставьте водяные знаки, депонируйте произведения, сохраняйте исходные материалы и регистрируйте разработки в Роспатенте, чтобы быстро доказать авторство, если это потребуется.
Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав
Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:
- Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
- Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.
Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.
Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:
- восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
- признания прав автора или иного правообладателя
- прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
- публикации решения суда о допущенном нарушении
Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав
1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, —наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
- в особо крупном размере
- лицом с использованием своего служебного положения
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.
Ответственность за нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности
В настоящее время вопросы защиты и реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регламентированы в 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), статьями 1250, 1252, 1253, 1252, 1301 которого предусмотрен ряд гражданско-правовых способов защиты автором или иным правообладателем своих прав и законных интересов.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования: о признании права; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.
Помимо гражданско-правовых способов защиты осуществляемых автором или иным правообладателем самостоятельно посредством предъявления в суд соответствующих требований законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность за совершение правонарушений в данной сфере.
Так, согласно ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству влекут наложение административного штрафа до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Помимо изложенного сопряжённые с нарушением прав на использование объектов интеллектуальной собственности нарушение законодательства об экспортном контроле, осуществлении недобросовестной конкуренции, неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок, нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования образуют специальные составы административных правонарушений предусмотренных статьями 14.10, 14.20, 14.33, 14.50, 15.25 КоАП РФ, ответственность за отдельные из них достигает 100 000 рублей, а также предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения и дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет.
В соответствии со ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение авторских и смежных прав, выразившимися в присвоении авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в размере более 1 000 000 рублей предусмотрено уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет.
Законы об авторском праве
Подтверждение авторства в России распространяется на произведения, имеющие отношение к литературе, искусству и науке. Такая защита длится до 70 лет. Законы, фольклор и официальные документы не являются объектом авторского права в России.
Закон об авторском праве гарантирует защиту владельцу творчества. К ней относятся:
- признание в качестве автора;
- право выбора, будет ли произведение опубликовано или не будет обнародовано;
- право снимать работы с публичного просмотра;
- право на неприкосновенность, которая защищает достоинство автора.
Экономические или родовые права разрешают третьим лицам воспроизводить его произведения, а также распространять, публиковать или транслировать продукт творения. Не существует общего права, позволяющего автору получать деньги за свое творчество, если произведение не является аудиовизуальным.
На что распространяются авторские права
Под авторство попадают:
- картинки, фотографии;
- видеоряд;
- аудио;
- некоторые документы;
- эмблемы, лого;
- тексты и так далее.
Уголовная ответственность
К уголовной ответственности лицо привлекается в том случае, если нарушение авторских прав было совершено в крупном или же особо крупном размере. При крупном размере стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 000 руб., а в особо крупном размере — 1 000 000 руб. Как уже отмечено выше, размер ущерба рассчитывается исходя из стоимости при правомерном использовании.
Уголовная ответственность подразумевает уже куда более серьёзное наказание.
Так, присвоение авторства (плагиат) (ч. 1 ст. 146 УК РФ) при наличии крупного ущерба, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
А незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в крупном размере (ч. 2 ст. 146 УК РФ) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В случае же незаконного использования объектов авторских или смежных прав в особо крупном размере, или же в том случае, если лицо совершило деяние с использованием служебного положения, или деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 3 ст. 146 УК РФ), то такие действия наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
При этом согласно п. 5 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г.:
Непривлечение ответчика к уголовной или административной ответственности само по себе не означает невозможности применения к нему мер гражданско-правовой ответственности.
Постановление о прекращении уголовного дела само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения лицом авторских прав, поскольку состав гражданско-правового деликта отличается от состава преступления, предусмотренного статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.
То есть, если вдруг по каким-то причинам не удалось привлечь нарушителя авторских прав к уголовной или административной ответственности (например, размер ущерба был незначителен, и цель извлечения дохода не была доказана), то это не значит, что нет перспектив для привлечения к гражданско-правовой ответственности.
Можно смоделировать преступления, которые, посягая на эти права, могут причинить ущерб автору или правообладателю, притом что нет ясности, каков должен быть размер ущерба, чтобы его признали крупным.
Примечание к ст. 146 УК РФ объясняет, что такое деяние, совершенное в крупном размере. Однако применение аналогии в теории уголовного права традиционно признается недопустимым.
Более того, не понятно, в чем должен быть выражен причиненный ущерб и в чем он состоит: либо это материальный ущерб, либо моральный вред, либо то и другое вместе. Использование законодателем такой оценочной категории, как «крупный ущерб», несмотря на ее кажущуюся простоту, вызвал много теоретических вопросов и споров среди правоприменителей. Поэтому не случайно, что уголовных дел по ч. 1 ст. 146 УК РФ было рассмотрено крайне мало.
В 2007 г. для решения возникающих в судебной практике вопросов было принято Постановление Пленума Верховного суда № 14 от 26 апреля «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака». В нем поясняется, что, поскольку в УК РФ применительно к ч. 1 ст. 146 УК РФ ущерб, который может быть признан крупным, не указан, суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела. А если деяниями виновного, формально попадающими по действие ч. 1 ст. 146 УК РФ, причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение авторских прав
Вопрос номер один при любом нарушении авторских прав: «а что мне за это будет?»
И в самом деле, зачастую единственным мотиватором воздерживаться от нарушения чужих интеллектуальных (в том числе и авторских) прав является не осознание сложности труда автора или благодарность создателю произведения, а банальное нежелание отвечать за свои неправомерные действия.
Несмотря на кажущуюся обывателю скупость правовых инструментов для преследования нарушителей, в действительности законодательство РФ может приятно удивить ассортиментом возможностей для привлечения к ответственности. При этом стоит заметить, что за совершение одного противоправного деяния, нарушитель может быть привлечён одновременно к гражданско-правовой и к уголовной (или административной) ответственности. Взаимоисключают друг друга в этом случае только административная и уголовная ответственность.
Какие законы охраняют авторское право ?
Нарушение авторских прав способно принести не только моральные страдания создателю творческой работы, но и нанести существенный материальный вред правообладателю. Длительное время споры об авторских правах (особенно в 90-е годы) были редки в судах нашей страны. В настоящее время ситуация значительно поменялась. Большую роль в этом сыграло то, что законодательство, касающееся авторских правоотношений и ответственности за нарушение авторских прав, все время совершенствуется.
По состоянию на 2017–2018 годы в действие введено весомое количество законодательных актов, регулирующих отношения в области авторских прав.
- В первую очередь, это часть 4 Гражданского кодекса РФ, полностью посвященная возникновению, осуществлению и применению авторских прав.
- Касается правоотношений в области использования творческих работ закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, определивший порядок пресечения свободного доступа к сведениям, распространяемым с нарушением авторских прав.
- Действуют нормативные акты 90-х годов, такие как закон «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995 №169-ФЗ и закон СССР «Об изобретениях в СССР» от 31.05.1991 № 2213-1 (в части, не вступающей в противоречие с принятыми позже законами).
Среди международных нормативных документов можно выделить:
- Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886, к которой в 13.03.1995 присоединилась Российская Федерация.
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, часть 2 приложения 26 которого посвящена правомочиям авторов.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является старейшим международным договором в области авторских прав, ее положения составляют фундамент для всей системы международной охраны произведений. Неоднократно пересматривалась. В настоящее время действует в редакции Парижского акта 1971 г.
Бернская конвенция охраняет произведения в области литературы, науки и искусства вне зависимости от формы и способа их выражения. Цель Конвенции, как говорится в ее преамбуле, состоит в обеспечении возможно более эффективным и единообразным путем охраны прав авторов на их литературные или художественные произведения. В основу ее положены три основных принципа:
1) национального режима – каждое участвующее государство должно предоставлять произведениям, созданным в других государствах-участниках, такую же охрану, какую оно предоставляет произведениям своих граждан;
2) автоматической охраны – предоставление охраны не зависит от соблюдения каких-либо формальностей (условий регистрации, депонирования и т. д.);
3) минимальных стандартов – законы каждого государства должны обеспечивать некоторые гарантированные базовые уровни защиты авторских прав.
Иногда в качестве принципов Бернской конвенции выделяют также:
• принцип независимости охраны, в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от уровня охраны в стране происхождения произведения (с некоторыми исключениями);
• принцип ретроактивной охраны (из которого следует, в частности, что охрана иностранным произведениям должна предоставляться независимо от того, когда они были созданы – до даты присоединения к Бернской конвенции или после присоединения к ней).
Страна, участвующая в Бернской конвенции, обязана предоставить национальный режим без сравнения уровней охраны в других странах. В то же время Конвенция, требуя обеспечить национальный режим охраны авторских прав, не препятствует более широкой охране и защите авторских прав, чем предусмотрено ее нормами.
Перечислим кратко права, которые специально предусматриваются и гарантируются Бернской конвенцией:
1) право на перевод (ст. 8);
2) право на воспроизведение любым образом и в любой форме, включая любую звуковую или визуальную запись (ст. 9);
3) право на публичное представление драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст. 11);
4) право на передачу в эфир и на публичное сообщение средствами беспроволочной и проволочной связи с помощью громкоговорителя или другого подобного аппарата (ст. 11 bis);
5) право на публичное чтение (ст. 11 ter);
6) право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (ст. 12);
7) право на кинематографическую переделку и воспроизведение произведений (ст. 14).
Так называемое право долевого участия (право следования), устанавливаемое ст. 14 ter в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей, является факультативным и применяется только в тех случаях, если такое право предусмотрено национальным законодательством страны – участницы Конвенции.
Наряду с имущественными правами в Бернской конвенции в ст. 6 bis предусматриваются личные неимущественные права автора (моральные права) – право автора требовать признания авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному посягательству на произведение, которые способны нанести ущерб чести и репутации автора.
Для некоторых произведений Бернская конвенция предусматривает положения о факультативной охране, т. е. устанавливает, что каждое государство – участник Конвенции само определяет, в какой степени оно решит обеспечить охрану:
1) официальным текстам законодательного, административного и судебного характера и официальным переводам таких текстов (п. 4 ст. 2);
2) произведениям прикладного искусства и промышленным рисункам и образцам (п.7 ст. 2);
3) лекциям, обращениям и другим произведениям, произнесенным публично (п. 2 ст. 2 bis);
4) произведениям народного творчества (п. 4 ст. 15).
В Бернской конвенции содержится комплекс положений, предусматривающих ограничения исключительных прав, которые закреплены в качестве минимального уровня охраны.
Например, предусматривается:
• возможность ограничения охраны политических речей и речей, произнесенных на судебных процессах (п. 1 ст. 2 bis);
• возможность использования охраняемых произведений в оговоренных случаях без разрешения обладателей авторского права и без выплаты вознаграждения за такое использование – так называемое свободное использование произведений, в том числе воспроизведение произведений в особых случаях (п. 2 ст. 9);
• использование цитат из произведений и произведений в качестве иллюстративного материала в целях обучения (ст. 10);
• воспроизведение статей в газетах или журналах по текущим событиям (ст. 10 bis Бернской конвенции);
• создание записей краткосрочного пользования (п. 3 ст. 11 bis).
Как правило, почти все такие исключения основаны на принципе использования в соответствии с добрым обычаем.
В Бернской конвенции предусматриваются два случая установления так называемых принудительных лицензий:
1) в отношении передачи в эфир или публичного сообщения «по проводам или средствами беспроволочной связи, а также с помощью громкоговорителя или любого другого аналогичного аппарат» (п. 2 ст. 11 bis);
2) в отношении права запи��и музыкальных произведений (п. 1 ст. 13).
Такая система, в соответствии с которой исключительное право на выдачу разрешения на совершение того или иного действия может сводиться только к праву на получение вознаграждения, известна как система принудительного лицензирования. Эти лицензии называются принудительными, так как являются результатом применения закона, а не использования обладателем авторского права своего исключительного правомочия давать разрешение на соответствующее использование своего произведения.
Кроме того, в отношении исключительного права на перевод Бернская конвенция предоставляет возможность присоединяющимся к ней развивающимся странам сделать специальную оговорку в соответствии с так называемым правилом 10 лет (п. 2 (в) ст. 30).
В настоящее время членами Бернской конвенции является почти 160 стран (США – с 1989 г., Китай – с 1992 г.).
Российская Федерация стала участницей Бернской конвенции с 13 марта 1995 г. Однако действие специальной оговорки, сделанной при присоединении к Бернской конвенции в качестве переходной меры и ограничивавшей охрану иностранных произведений, было устранено только с принятием изменений к Закону в 2004 г.
В настоящее время Закон полностью соответствует требованиям Бернской конвенции и даже обеспечивает более высокий уровень охраны, чем требуют ее положения. Кроме того, многие допускаемые Бернской конвенцией ограничения охраны авторских прав в российском Законе отсутствуют.
Брюссельская конвенция по правам вещателей
Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. (Брюссельская конвенция) предусматривает только общее обязательство присоединяющихся государств принимать меры для предотвращения перехвата и распространения на их территориях сигналов, несущих программы иностранных вещательных организаций.
Действие Брюссельской конвенции не распространяется на случаи использования спутников прямого вещания, при котором сигналы, посылаемые на спутник, демодули-руются самим спутником и могут после их передачи со спутника приниматься публикой непосредственно с помощью бытовых приемных устройств без участия наземных приемных станций.
Указанное ограничение сферы действия Бернской конвенции оказалось весьма существенным, поскольку в дальнейшем распространение радио– и телевизионных программ с использованием средств спутниковой связи оказалось во все возрастающей степени связано именно со спутниками прямого вещания.
Всего в Брюссельской конвенции участвуют менее 30 государств. СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г. Россия продолжает оставаться членом в Брюссельской конвенции.
Примеры и судебная практика
- К примеру, в Деле №5-1048/18 судья Ленинградского районного суда г.Калининграда признал виновным ООО «Мэджик» в совершении административного правонарушения. Компания привезла в Россию китайские мячи с размещенным авторским изображением без согласования с правообладателем. Нарушителя обязали выплатить штраф в размере 30 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
- В деле № 2-8623\2018 Прикубанский районный суд города Краснодара постановил взыскать в пользу истца сумму в размере 50, 6 тыс. рублей, из них 30 тыс. рублей – компенсация за нарушение авторских прав; 5 тыс. рублей – компенсация морального вреда. Суд пришел к выводу, что на сайте ответчиком неправомерно была использована фотография, авторство которой принадлежит истцу.Использование фото произведено без согласия автора, без заключения с истцом авторского лицензионного договора, без указания и каких либо ссылок на источник заимствования и автора произведения.
Но бывают и неудачные процессы. К примеру, в Деле № 2-427/18 Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга постановил отказать истцу в выплате компенсации за нарушение исключительного авторского права издательством, которое опубликовало интервью с истцом, данное каналу «Рен-ТВ».
Договор на использование интервью ответчиком с истцом не заключался, разрешение на воспроизведение и распространение интервью в составе книги от истца получено не было. Право на распространение никому не предоставлялось. Но в ходе рассмотрения дела не установлено, что ответчики нарушили исключительное право истца на произведение.
Как определить ущерб от плагиата?
Как мы видим, из-за множества проблем, возникающих на этапе предварительного следствия, определение размера ущерба от заимствования произведения является чуть ли не основным обстоятельством, по которому будет назначена уголовная ответственность за плагиат и будет ли вообще.
Чаще все-таки определение денежного ущерба от плагиата используется при наказании по части 2 и 3 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ:
- При выпуске контрафактной продукции;
- При заимствовании музыкальных произведений;
- При использовании невыпущенных рукописей талантливых писателей и т.д.
Поэтому плагиат, то есть незаконное присвоение авторства, нарушает конституционные права владельца (автора). Кроме того, нарушаются и его личные неимущественные права, регулируемые Гражданским Кодексом РФ.
Как вы понимаете, автор испытывает не только денежные «потрясения», но и физические или нравственные. Поэтому он вправе требовать:
- Компенсацию морального вреда за незаконное использование результатов его умственного труда.
- Возмещение убытков коммерческой деятельности, связанной с использованием этого произведения.
- Возмещение ущерба, нанесенного деловой репутации.
Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.
Уголовно-правовая ответственность за нарушение интеллектуальных прав
Уголовная ответственность установлена за действия, связанные с незаконным использованием объектов авторских прав, патентных прав, а также прав на некоторые средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товара). За незаконное использования средств индивидуализации юридических лиц и предприятий (фирменные наименования и коммерческие обозначения) уголовная ответственность не предусмотрена.
Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ст. 146 УК РФ.
В соответствии с ч. 1 указанной статьи нарушением является присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.
Присвоение авторства (плагиат) может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.
Устанавливая факт присвоения авторства или незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суды должны иметь в виду, что на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия авторское право не распространяется, а следовательно, на них не распространяются и предусмотренные ст. 146 УК РФ средства уголовно-правовой защиты. Также не могут применяться нормы данной статьи в отношении тех объектов, которые исключены из сферы авторско-правовой охраны: официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер2.
Санкциями за это преступление являются: штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев.
Для применения рассматриваемой нормы необходимо доказать умысел на совершение действий по присвоению авторства (что часто затруднительно), а также факт причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю.
Понятие крупного ущерба в статье не конкретизируется. Суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения).
Судам было рекомендовано также учитывать положения ст. 15 ГК РФ, в соответствии с которой, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Часть вторая ст. 146 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.
Необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта.
Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств).
Под хранением контрафактных экземпляров произведений или фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике и т.п.), а под перевозкой — умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта.
Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети «Интернет»). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых конт-рафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.