Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Речь идет о сведениях, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если разглашение данных угрожает безопасности другой страны, то они не являются государственной тайной для РФ. Заботиться о своих секретах – это задача отдельно взятого государства.
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Какие данные нельзя засекретить
Существует информация, засекречивание которой невозможно в принципе. Речь идет о таких данных:
- О катастрофах, чрезвычайных происшествиях, которые угрожают здоровью и безопасности граждан. Также сюда относятся сведения о последствиях таких событий, их официальных прогнозах и т. д. Невозможность засекретить подобную информацию логична, ведь граждане вправе знать о возможной угрозе. Например, сведения, связанные с работой атомной электростанции, могут быть засекреченными. Секретным может быть даже сам объект. А вот данные об утечке радиации скрывать нельзя.
- О привилегиях, социальных гарантиях, компенсациях гражданам РФ, должностным лицам, учреждениям.
- О состоянии экологии, культуры, демографии, преступности, сельского хозяйства, санитарии, здравоохранения.
- О государственных валютных резервах, размере золотого запаса и т. д. ЦБ РФ публикует данную информацию на своем сайте.
- О нарушении прав и свобод граждан. Например, если сотрудника уволили с засекреченного производства, нарушив закон, то скрыть данный факт не удастся.
- О состоянии здоровья президента и высших должностных лиц. Однако это не означает, что россиянам должны сообщать о том, что президент простудился или подхватил насморк. По решению Конституционного суда, оповещать граждан должны лишь в тех случаях, когда расстройство здоровья главы государства имеет постоянный и необратимый характер. В подобных случаях руководители того медицинского учреждения, которое обслуживает президента, должны передать информацию председателю правительства.
- О случаях нарушения законности госорганами и должностными лицами. Например, нельзя скрывать факт получения чиновником взятки (если он был пойман с поличным).
Заработок на гостайне: возможно ли это
Будучи допущенным к работе с гостайной, гражданин может претендовать на получение доплат, надбавок и льгот. Однако такие привилегии распространяются не на всех граждан. Доплаты осуществляются из государственного бюджета, поэтому начисления производят в соответствии с нормами федерального законодательства.
Если гражданин получил разовый допуск к тайне, то никакие льготы ему не полагаются. Это касается адвокатов. Для тех же лиц, кто работает с секретной информацией постоянно, предусмотрен целый пакет дополнительных социальных гарантий. И в первую очередь речь идет о надбавках к заработной плате.
Увеличение зарплаты для лиц, работающих с засекреченными сведениями – это обязательное условие, которое распространяется как на государственные, так и на частные компании. Например, если частная фирма выполняет госзаказ по строительству секретного космодрома, то руководство обязано платить надбавки своим сотрудникам.
Причем размер доплат зависит от степени секретности тех сведений, к которым конкретный сотрудник получил допуск. При расчете учитывается тарифная ставка или должностной оклад, к которому прибавляется определенный процент надбавки.
На государственном уровне определены следующие размеры доплат:
- При работе с секретными сведениями все зависит от того, проводилась ли проверка. Если да, то сотрудник получит надбавку от 10 до 15%. Если нет, доплата составит 5-10%.
- Доплата за работу с совершенно секретными сведениями составляет 30-50%.
- Если человек работает с данными особой важности, то размер надбавки будет 50-70%.
Также существует доплата для сотрудников структурных подразделений по защите гостайны. Получить надбавку человек может лишь в том случае, если защита засекреченных сведений является его основной функцией. Речь идет о работниках секретариатов, в которых хранятся секретные материалы, системных администраторах, занимающихся обеспечением безопасности мероприятий по защите государственной тайны.
Размер надбавки в подобных ситуациях напрямую зависит от стажа сотрудника. Здесь возможны такие варианты:
- 10%, если стаж составляет 1-5 лет;
- 15% для сотрудников со стажем в 5-10 лет;
- 20%, если человек занимал определенную должность более 20 лет.
Действия субъекта в случае незаконного распространения ПДн
Ситуации, связанные с неправомерной передачей частных сведений, бывают разными, и каждый субъект вправе сам решать, как отстаивать собственные интересы:
- обращение в судебные органы с иском, где прописано требование прекратить обработку, заблокировать доступ к ПДн, возместить материальный и моральный ущерб;
- подача жалобы в Роскомнадзор, который инициирует дополнительную проверку, и если будут выявлены нарушения, предпримет адекватные меры;
- обращение в правоохранительные структуры позволит в случае удачного завершения дела добиться несения нарушителем административной либо уголовной ответственности. В полицию имеет смысл обращаться, если отсутствует достаточно убедительная для судебного производства доказательная база, подтверждающая вину оператора.
Другой комментарий к Ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок защиты информации.
2. Объективная сторона предусмотренных ч.1 и 3 настоящей статьи правонарушений может заключаться как в действии, так и в бездействии, а правонарушений, предусмотренных ч.2 и 4, — только в действии.
В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»;
в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»;
в отношении персональных данных — федеральным законом.
Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.
Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации, должны иметь лицензии на данные виды деятельности.
Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг».
Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. утверждено Положение о сертификации средств защиты информации.
3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.
4. Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.
Ответственность за нарушение гостайны
Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ
Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.
Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.
Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.
Уголовная ответственность за государственную тайну
ст. 275 УК РФ — госизмена.
Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.
Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.
- Прекращение допуска к государственной тайне: порядок, основания
- Разглашение государственной тайны: ответственность, срок
- Разглашение государственной тайны: судебная практика
- Государственная тайна: закон о государственной тайне в редакции 2021 года, доступ к сведениям, режим государственной тайны, способы сохраннеия государственной тайны
- Допуск граждан к государственной тайне: порядок
- Допуск к государственной тайне: формы, условия допуска, порядок оформления, как получить доступ
- Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют: методика проверки
ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.
Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.
ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.
Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Об ответственности за разглашение государственной тайны
Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год
Комментируемая ст. 13.12 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил защиты информации.
Статья 13.12 КоАП РФ содержит семь смежных составов административных правонарушений, основным объектом которых являются правоотношения в сфере защиты информации.
Дополнительным объектом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 — 5 ст. 13.12 КоАП РФ, является порядок осуществления лицензируемых видов деятельности, связанных с защитой информации.
Дополнительным объектом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3, 4, 7 ст. 13.12 КоАП РФ, являются правоотношения в сфере обращения с информацией, составляющей государственную тайну.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.12 КоАП РФ, заключается в нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну). Указанное деяние влечет наложение административного штрафа от 1 000 до 1 500 рублей на граждан, от 1 500 до 2 500 рублей на должностных лиц, от 15 000 до 20 000 рублей на юридических лиц. То же деяние, совершенное в сфере деятельности по использованию и защите информации, составляющей государственную тайну, создания средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществления мероприятий и (или) оказания услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, квалифицируется по ч. 3 ст. 13.12 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа от 2 000 до 3 000 рублей на должностных лиц, от 20 000 до 25 000 рублей на юридических лиц.
Обязательность получения лицензии для осуществления деятельности в области защиты конфиденциальной информации установлена п. п. 1 — 5 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). Лицензионные требования к отдельным видам деятельности в области защиты информации установлены в нормативных правовых актах Правительства РФ, в том числе:
Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 N 314 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;
Постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 N 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;
Постановлении Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Об��ор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 32
«О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)
«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543
«О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214
«Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1095 (ред. от 26.02.2022)
«Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)»
-
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 (ред. от 26.02.2022)
«О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
-
Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2022 N 231-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р»
Разница между информацией с ограниченным доступом и составляющей тайну
Информация с ограниченным доступом — это материалы, которые не подлежат распространению и публикации в СМИ без разрешения на то заинтересованных лиц.
Например, персональные данные; данные об изобретении, которые запрещено сообщать до момента официальной публикации сведений о нем; данные о размере банковского вклада и т.д.
Сведения, составляющие тайну, являются одной из разновидностей информации с ограниченным доступом. Они отличаются наличием секретных материалов, известных ограниченному кругу лиц.
Одним из примеров таких данных является государственная тайна, которая в свою очередь включает в себя сведения в области военной или разведывательной деятельности , внешней политики и т.д.
Об ответственности за нарушения законодательства о техническом регулировании
Общие правовые положения, касающиеся ответственности за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, определены в статье 9 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования от 18 ноября 2010 года, в том числе:
3. Стороны гармонизируют законодательство каждой Стороны в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, а также при проведении процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В системе действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования общие подходы к установлению ответственности за несоответствие продукции и связанных с ней процессов требованиям технических регламентов, к порядку информирования о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, к обязанностям изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), а также связанные с правами органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям техническим регламентам определены в Федеральном законе от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями) (статьи 36 — 42 ФЗ), в том числе:
Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов
Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 40. Принудительный отзыв продукции
Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации
Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)
Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов установлена в статье 36 Федерального закона № 184-ФЗ:
1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешневолитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:
1) сведения в военной области;
2) сведения в области экономики, науки и техники;
3) сведения в области внешней политики и эк;
4) сведения в области разведывательной, контрразведыательной и оператвно-разыскной деятельности.
Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, законе РФ «О безопасности» и включает Закон «О государственной тайне», а также положение других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Ст. 26 ФЗ о государственной тайне предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа.
Административная ответственность.
В КоАПе присутствует лишь одна статья, под которую попадают злоумышленники, совершающие незанонные операции со сведениями, относящимися к гос. тайне. Это ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
Комментарий к Ст. 13.12 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является комплекс отношений, которые базируются на правовом режиме, установленном нормами нескольких федеральных законов. В первую очередь это Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2006 года N 152-ФЗ и Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Детализация правового режима и формирование отношений, которые являются непосредственным объектом правонарушения, формируются на основе норм, закрепленных постановлениями Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»; Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»)…
Положение о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 171, определяет порядок лицензирования деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством РФ), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лицензирование деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Лицензирование данной деятельности в части разработки и производства средств защиты, устанавливаемых в отдельных государственных органах (Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) осуществляет Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России).
Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79, определяется порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет ФСТЭК России.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в форме различных действий, которые недопустимы в соответствии с сформированным правовым режимом защиты информации. Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований:
— о выполнении работ или оказании услуг штатным специалистом, имеющим профессиональное образование в области технической защиты информации;
— о наличии калиброванного, поверенного контрольно-измерительного оборудования;
— об использовании легитимных программных продуктов;
— о наличии системы производственного контроля качества.
2. Протокол о совершении проступка, предусмотренного ч. ч. 1, 2 и 5 комментируемой статьи, составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Дела по ч. 5 комментируемой статьи возбуждают также должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России), а также должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его территориальных органов (ФСТЭК России), а также должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (ФСБ России).
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном ч. 5 комментируемой статьи, поручено органам, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России).
Рассмотрение дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 6 комментируемой статьи, осуществляется органами, исполнительной власти, уполномоченными в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК России).
Рассмотрение дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3, 4 и 7 комментируемой статьи, осуществляется органами, осуществляющими контроль за обеспечением защиты государственной тайны (ФСБ России).
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном ч. 5 комментируемой статьи, осуществляется также судьей.
Похожие записи:
-