Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.
Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках
Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.
1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов
Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Понятие и виды монополистической деятельности
Монополия — это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса (в отличие от прямой предельного дохода при свободной конкуренции) определяет цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Монополист, таким образом имеет возможность выиграть от своего контроля над ценами и получить сверхприбыль.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Методика выявления картельных сговоров
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Таким образом, Закон о защите конкуренции содержит более широкое понятие соглашения, не ограниченное только понятием соглашения в форме гражданско-правового договора.
При этом, антиконкурентные соглашения являются правонарушением и поэтому не подлежат оценке с точки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются гражданско-правовым законодательством к форме договоров (сделок). Следовательно, несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Запрещаются также соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
При доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде. Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.
Проявляется МД следующим образом:
- создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
- предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
- рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
- нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.
Действия компании могут трактоваться, как МД, если:
- Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
- Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
- Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.
Перечень действий, которые могут трактоваться, как МД, приведенный в законодательстве, не является полным. ФАС может в отношении компании применить меры в случаях, которые прямо в нормативно-правовых актах не указаны, если действие (бездействие) компании ущемляет права или интересы других представителей бизнеса или нарушают нормальную конкуренцию.
Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках
Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.
Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.
1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов
Исходя из ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:
- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
- ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
- иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Барьеры перелива капитала
В эпоху свободной конкуренции существовали две причины перелива капитала. Первая — различия в органическом строении отраслевых капиталов. Вторая — несовпадение спроса и предложения и вызываемые этим несовпадением отклонения рыночных цен от цен производства.
Говоря о перемещении капитала между отраслями, Маркс указывал, что «первое перемещение происходит для установления отличающихся от стоимостей цен издержек; второе — для уравнивания действительных рыночных цен с ценами издержек, поскольку рыночные цены поднимаются выше или падают ниже издержек. Первое перемещение есть превращение стоимостей в цены издержек. Второе есть вращение действительных, случайных рыночных цен в различных сферах вокруг цены издержек, которая выступает теперь как естественная цена, хотя она отличается от стоимости и представляет собой всего лишь результат общественного действия» .
Таким образом, в своем анализе Маркс отделял перелив капитала, связанный с различиями в отраслевых нормах прибыли, от перемещения капитала, связанного с различиями в норме прибыли, возникающими как результат отклонения цен от цен производства.
Монополии располагают мощными средствами для ограничения внутриотраслевой конкуренции и повышения цен на этой основе. Но может ли существовать монопольная цена, если принять во внимание фактор межотраслевой конкуренции в форме перелива капитала? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать взаимосвязи, существующие между переливом капитала и состоянием спроса и предложения.
В течение кратковременного периода отрасль не успевает расширить свои производственные мощности за счет строительства новых предприятий. т.е. за счет привлечения нового капитала. В кратковременном периоде воздействие перелива капитала и межотраслевой конкуренции на объем производства отрасли, а следовательно, и на процесс образования монопольной цены практически отсутствует. В современных условиях строительство нового предприятия требует не менее года, а для анализа более длительных периодов необходимо уже привлечение фактора перелива капитала, расширения производственных мощностей отрасли, фактора межотраслевой конкуренции. После того как перелив капитала в отрасль закончен, производственные мощности построены и начался выпуск продукции, эта продукция входит составной частью в товарную массу, произведенную отраслью, конкурирует с товарами других фирм отрасли. Короче говоря, как только новые производственные мощности приступают к выпуску товаров, эти товары уже становятся фактором внутриотраслевой конкуренции. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на условия конкуренции внутриотраслевой с определенным временным периодом.
Возникает вопрос, не приведет ли приток в отрасль новых капиталов, привлеченных существующей там высокой нормой прибыли, к расширению производства отраслью, к отклонению объема производства от уровня, обеспечивающего монопольную прибыль, и к ликвидации тем самым искусственно созданного монополиями дефицита, когда предложение не покрывает спрос? Не ликвидирует ли межотраслевая конкуренция те последствия горизонтальной интеграции, которые монополии используют для устранения внутриотраслевой конкуренции и увеличения прибылей? Если перелив капитала осуществляется беспрепятственно, это означает, что монопольная цена, казалось бы, должна быть сведена посредством межотраслевой конкуренции к цене производства, а монопольная прибыль -к средней прибыли.
В период зрелого монополистического капитализма условия перелива капитала и межотраслевая конкуренция подверглись определенным изменениям, весьма противоречивым по своим результатам. Имеется ряд факторов, действующих в сторону усиления межотраслевой конкуренции, и ряд факторов, которые значительно сдерживают, тормозят ее.
А.Г. Аганбегян приходит к выводу, что препятствия на пути межотраслевого движения капиталов не прекращают его вовсе, а, напротив, появляются стимулы и дополнительные возможности его перемещения.41 К числу факторов, обусловивших усиление межотраслевой конкуренции в форме перелива капитала, следует отнести прежде всего значительно возросшую мобильность капитала. Современные системы списания основного капитала позволяют монополиям быстро амортизировать вложенный капитал и добиваться его высвобождения в денежной форме. Этот метод превращения капитала в мобильный денежный капитал имеет в современных условиях огромное значение. Сращивание банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала, создание широко развитой и разветвленной кредитио-банковской системы, широкое распространение акционерной формы организации капитала, деятельность фондовых бирж — все это обусловило исключительную подвижность огромных масс капитала. Важным фактором межотраслевой конкуренции является также мобильность рабочей силы, возможность перехода ее из отрасли в отрасль, из одного региона в другой. Здесь играет роль степень профессиональной универсализации рабочей силы, возможность ее переподготовки, определенный уровень обеспеченности жильем по отдельным регионам страны и пр. Необходимо упомянуть также наличие развитой транспортной сети, развитие целого ряда институтов, обслуживающих национальный рынок (товарные биржи) и пр.
Гильфердинг, напротив, считал, что в период монополистического капитализма затруднителен (а в некоторых случаях невозможен) перелив капитала из отрасли в отрасль. «Уравнивание нормы прибыли может осуществляться в этих условиях не путем отлива и прилива капиталов в отрасли, а лишь путем прилива новых капиталов в рентабельные отрасли». С ним в определенной степени согласен Е. Варга, указывая на сложность отлива капитала. «Отлив оборотного капитала не представляет трудности, но здания и конкретное оборудование практически не могут быть использованы в других отраслях. Существуют отрасли, где отлив капитала почти невозможен. Например, железная дорога, представляющая большие капвложения. Доля основного капитала на железной дороге исключительно высока. Он имеет форму, в которой может функционировать только в железнодорожном транспорте. В результате технического прогресса увеличивается доля основного капитала в совокупном капитале как на отдельных предприятиях, так и в мировом масштабе. Отлив капитала будет связан с колоссальными потерями, что будет означать банкротство предприятия».
Весьма детально движение капитала между различными сферами производства исследовано И.Е. Рудаковой, Автор считает, что «монополизация части общественного производства создала препятствия движению капитала, но отнюдь не отменила этот процесс».44 В условиях монополистического капитализма действует целый ряд факторов, тормозящих, сдерживающих межотраслевую конкуренцию в форме перелива капитала.
История мировой практики регулирования монополистической деятельности
Родиной антимонопольного (или антитрестовского) регулирования являются США, где его формирование началось принятием в 1890 г. закона Шермана, дополненного впоследствии рядом других законов и актов. Важнейшим результатом принятия закона Шермана было то, что закон давал возможность правительственным органам и частным лицам добиваться в судебном порядке запретов как ограничений свободы торговли, так и монополизации. Но закон скорее осуждал (в форме «ты не должен поступать так»), чем предписывал («поступай таким-то образом») определенное поведение. Он не давал позитивного административного регулирования поведения в сфере экономической деятельности.
Закон Клейтона, принятый в США в 1914 г., объявлял нарушениями четыре вида деятельности: ценовую дискриминацию; соглашения, связывающие покупателя условиями или не допускающие на рынок других лиц; корпоративные слияния; наличие одних и тех же членов правления в конкурирующих компаниях. Каждый запрет определялся общим условием: указанные виды деятельности являются незаконными, если «их результатом может быть значительное уменьшение конкуренции» или же если «они создают монополию в любой сфере экономической деятельности» . Статья вторая, охватывавшая ценовую дискриминацию и никогда не являвшаяся образцом ясности, была переформулирована (но не усовершенствована) в 1936 г. законом Робинсона-Патмана.
Законом о федеральной торговой комиссии (принят в США в 1914 г.) был создан административный орган с антитрестовскими полномочиями для осуществления конкурентной политики.
Проолигополистический характер антитрестовских законов проявляется в трактовке понятия олигополии. Если монополия или попытка ее установить обычно признается противозаконной, то олигополия таковой не считается, хотя власть ее на рынке весьма велика, особенно в периоды «спокойного» экономического развития.
Другая особенность антитрестовского законодательства США заключается в том, что в его основе лежат принципы, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую можно трактовать как монополистическую, оцениваются прежде всего с точки зрения их влияния на эффективность хозяйства. Если признается, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, компания может не подвергаться антимонопольным санкциям.
Так, объединение угольных компаний «Аппалачиан коул», созданное с целью поддержания цен на определенном уровне за счет сокращения объемов производства, не было признано в 1933 г. виновным в нарушении антитрестовского закона, поскольку сочли, что в условиях перепроизводства компании вправе поддерживать «справедливые» цены. В 1972 г. соглашение участников ассоциации мелких и средних розничных продавцов, ограничивающее продажи каждого из них на оговоренной территории и тем самым предотвращающее конкуренцию между ними, не было признано противозаконным, поскольку указанное соглашение способствовало конкуренции членов ассоциации с другими, более влиятельными участниками рынка (и это перевесило антиконкурентный эффект самого соглашения).
Указанная особенность антитрестовского законодательства органически связана и со стремлением сохранить оптимальное функционирование механизма олигополии. Этот механизм основан на своеобразном сочетании в рамках олигополии монопольно-регулирующих и конкурентных сил. Монопольно-регулирующие силы возникают на базе тех или иных форм взаимодействия крупных производителей в их рыночной политике. Конкуренция включает в себя как методы снижения цен, так и различные виды неценовой конкуренции.
Функционирование механизма олигополии приводит к нарушению баланса монопольно-регулирующих и конкурентных сил, к подавлению одних компаний другими. В условиях, когда на отраслевой рынок оказывают влияние либо конкурентные, либо монопольно-регулирующие силы, начинает резко проявляться негативное воздействие каждой из них (или разрушительные социально-экономические последствия «чрезмерной» конкуренции, или застойные тенденции в развитии НТП, снижение эффективности производства при господстве монополии). Поэтому главная цель государственной политики США в области контроля отдельных отраслевых и производственных рынков состоит в поддержании оптимального баланса монопольно-регулирутощих и конкурентных сил на основе антимонопольного законодательства.
Данное законодательство имело антимонопольную направленность, тем не менее, в нем были серьезно пересмотрены оценки относительной полезности конкуренции и монополии. В периоды всплесков антимонопольных настроений, характерных для начального этапа разработки этого законодательства, довлело, как правило, сугубо отрицательное отношение к любым проявлениям монополизма, проявления же конкуренции оценивались только положительно. Но в последствии стала четко прослеживаться тенденция экономического осмысления и монополии, и конкуренции, особенно с точки зрения их влияния на повышение эффективности хозяйства. Все реже монополия ассоциировалась с ростом концентрации, в ряде случаев она стала теоретически оправдываться, в частности, тогда, когда достигаемое с ее помощью повышение эффективности производства перекрывало издержки от уменьшения конкуренции. В целом акцент был перенесен с осуждения монополии как таковой на объективное выяснение в каждом конкретном случае того, как взаимодействует баланс «монополия — конкуренция» с эффективностью производства. Для этого было сформулировано определение экономической категории «рыночн��я власть», обозначены границы продуктовых и географических рынков, описаны методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п., что обусловило усиление связи антитрестовского законодательства с экономической теорией.
В результате сформировался принцип законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.
При рассмотрении случаев нарушения антитрестовских законов большое значение приобретают доказательства наличия монопольного положения. В зависимости от трактовки рынка меняется доля компании на нем и, соответственно, интенсивность конкуренции. Например, в ходе рассмотрения дела алюминиевой компании «Алкоа» выяснилось, что расширительная трактовка конкурентного рынка позволяет снизить рыночную долю последней с 90 до 33%. Подобный подход имел место и в «целлофановом» деле, когда суд признал, что химическая компания «Дюпон» действует не на рынке целлофана, где она контролировала 75% продаж, а на рынке упаковочных материалов, включающие близкие по свойствам и использованию товарозаменители и где доля компании оказалась менее 20 %.
Вред от существования монополий
Если рынок монополизирован, от этого всегда страдает потребитель. Выражается это в таких аспектах как:
- Завышенные цены. Являясь монополистом, компания сама определяет, какую наценку устанавливать. Нередко цена продукции в десятки раз превышает экономически обоснованную стоимость.
- Заниженное качество. Если конкуренция отсутствует, а потребитель нуждается в продукте, компания может экономить на качестве продукции для увеличения своей прибыли.
- Искусственный дефицит. Это ещё один способ получения сверхприбыли, вдобавок позволяющий компании оправдать высокие цены.
Монополизация рынка негативно сказывается на развитии экономики и на техническом прогрессе. Яркий пример – монополия компании Intel в производстве компьютерных процессоров, которая привела к застою в отрасли. Прогресс многократно ускорился после того, как компания AMD вернулась на рынок и создала серьёзную конкуренцию.
Различают следующие виды монополий:
- Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
- Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
- Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
Понятие и виды монополистической деятельности
Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.
Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.
1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов
Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:
- индивидуальнаямонополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:
а) изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
б) навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;
в) создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
г) создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
д) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
е) установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
ж) сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства
з) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Признаки недобросовестной конкуренции:
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.Формы недобросовестной конкуренции определены в разделе III Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К их числу, в частности, относятся:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Следует иметь в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не является исчерпывающим.
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.
Монополистическая деятельность: понятие, виды, субъекты
Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:
- Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
- Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
- Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
- Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.
Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.
При анализе ситуации в ФАС РФ обычно рассматривают несколько признаков:
- Имела ли место попытка ограничить конкуренцию на рынке.
- Принесли ли действия, совершенные подозреваемым, вред остальным участникам рынка (другие компании получили убытки, потребителям предоставили товар низкого качества или по завышенной цене и т.п.).
- Кто извлек выгоду из такого положения дел.
- Каковы показатели самой компании, подозреваемой в нарушении.
При этом нарушителями могут стать как индивидуальный предприниматель и коммерческая фирма, так и некоммерческая организация (при ведении деятельности, приносящей прибыль).
Однако в законодательстве практически не регламентированы условия деятельности банковских учреждений.
Все формы монополистической деятельности условно подразделяются на:
- договорные, которые ведутся согласно положениями письменного договора;
- коллективные (согласованные действия нескольких субъектов);
- индивидуальные (деятельность одной ведущей компании);
- внедоговорные (или «закулисные», устные).
Соглашения об ограничении конкуренции могут быть достигнуты конкурирующими и неконкурирующими компаниями.
Их заключение в письменной и устной форме считается допустимым, если:
- Доли сторон на рынке составляют менее 20%.
- Оно подразумевает договоренность о коммерческой цессии.
Есть разница между случаями проявления монополистической деятельности на основании «соглашения» и «согласованных действий».
Они могут осуществляться как благодаря достижению письменных договоренностей, так и в результате устных соглашений между субъектами.
Законодательство выделяет следующие разрешенные виды монополий:
- Государственная, которая основывается на исключительном праве как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления заниматься некоторыми видами деятельности.
- Естественная — монополия, также санкционированная государством, но основанная на целесообразности ограничения конкуренции. Обычно она имеет место в случае нерациональности оказания определенных услуг всеми желающими. Товары, поставляемые естественными монополиями, обладают стабильным спросом независимо от их цены.
- Чрезвычайная — монопольное положение определенного предприятия или нескольких компаний, организованное государством на определенное время для решения экстренных задач.
Они вправе пользоваться в своей деятельности изобретениями, моделями и образцами техники, товарными знаками, фирменными наименованиями и проч.
Допускаются такие договора и действия субъектов, по результатам которых:
- Возрастает уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- Стимулируется научно-технический прогресс.
- Улучшается производство.
Еще одним исключением, допускающим существование монополии, являются случаи победы одного производителя в ходе добросовестной конкуренции над другими субъектами предпринимательства (включая уход последних с рынка).
Итак, нормы отечественного антимонопольного законодательства во многом схожи с теми положениями, что существуют на западе. В любом случае компанию или объединение должны для начала признать монополистами.
Часть монополий законом разрешена, но попытки сузить конкуренцию на свободных рынках запрещены. Независимо от количества монополистов и способа ограничения конкуренции с их стороны, за противоправные действия в законодательстве предусмотрено наказание.
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:
1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:
— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
— экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
— экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
— установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
— создание дискриминационных условий;
— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
— нарушение установленного законодательством порядка ценообразования;
2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
— установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
— экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
— навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
— экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
— сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
— созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
— установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные де��ствия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, если иное не установлено законом.
Похожие записи: