Гарантии при заключении и изменении трудового договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии при заключении и изменении трудового договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменение должностной инструкции или должностных обязанностей, либо существенное изменение трудового договора, как правило, требует письменное согласие работника. Письменное согласие также требуется для постоянного перевода на работу к другому работодателю или в другую местность вместе с работодателем (ст. 72 Трудового кодекса).

Защита персональных данных

Наниматель неизбежно получает о работнике ту или иную персональную информацию. Правила, которых работодатель обязан придерживаться в обращении со сведениями о сотрудниках, содержатся в uлаве 14 ТК РФ. В связи с получением информации о работниках, работодатель обязан:

  • иметь внутренний документ, регулирующий порядок обработки персональных данных сотрудников. Каждый сотрудник с этим документом должен быть ознакомлен под подпись;
  • получать персональные данные работника только от него самого. Если администрации нанимателя необходимо получить какие-то персональные данные работника из других источников — только с письменного разрешения работника;
  • обрабатывать только информацию, связанную со служебной деятельностью работника, выяснять информацию, с работой не связанную: о вероисповедании, сексуальной ориентации, политических предпочтениях — работодатель не вправе;
  • хранить персональные данные надежно и не допускать разглашения ее третьим лицам.

Запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора

Законодателем установлены гарантии, которые связаны с фактом заключения срочного или бессрочного трудового договора и защитой прав работающих. Одной из них является запрет, касающийся необоснованного отказа в трудоустройстве.

Работник, получивший такой отказ от потенциального работодателя, может обратиться в органы правосудия с целью его обжалования и восстановления своих прав. Порядок обращения установлен ГПК.

Нормами ТК определены категории лиц, которым не может быть отказано в трудоустройстве, в том числе и в порядке срочного трудового договора, среди них:

  • женщины, которые находятся в состоянии беременности или уже имеют детей;
  • работники, которые приглашались на работу по переводу и, которые явились для оформления трудовых отношений на протяжении месяца, с даты своего увольнения по предшествующему рабочему месту;
  • лица, должность которых является выборной;
  • лица, ставшие победителями конкурса по замещению соответствующих должностей;
  • работники, которые обратились в суд за защитой собственных интересов и имеют судебное решение, обязывающее работодателя к заключению договора.

ТК РФ является не единственным правовым актом, устанавливающим запрет на отказ в трудоустройстве отдельных категорий лиц. Существуют ФЗ, на основании которых запрещен отказ инвалидам, лицам, инфицированным ВИЧ-инфекцией и другим категориям работников, в трудоустройстве, только на основании их социального положения или состояния здоровья.

Положения статьи 64 ГК РФ указывают на то, что при формировании трудового соглашения должны приниматься во внимание только качества личного характера. Когда происходит ситуация, что руководство фирмы принимает решение отказать в принятии на работу – обосновать свою позицию потребуется в письменной форме.

На руководство компании возлагается ответственность за то, что они используют дискриминацию по разным признакам, к примеру, это может быть цвет кожи, национальность и прочее. Меры уголовного воздействия применяются в ситуации, когда отказывают в принятии на работу женщины, которая находится в состоянии беременности или, когда у нее есть дети.

Также в законодательных положениях устанавливается запрет, который касается того, что нельзя отказать в трудоустройстве гражданину, страдающему ВИЧ. Однако, стоит указать, что есть некоторые особенности работы, которые нельзя рассматривать как проявление факта дискриминации.

К примеру, это относится к выбору специалистов, обладающих более высоким уровнем квалификации. Трудовое законодательство говорит о невозможности без оснований отказать в приеме на работу.

Нарушение со стороны работодателя обязательств в предоставлении гарантий, может повлечь за собой возникновение трудового спора, который может продолжиться в суде.

  • В суде г. Ижевска, состоялось слушание по заявлению гражданина Степанова А.П., считающего, что его права были нарушены работодателем, в части оплаты выполненных им обязанностей, не имеющих отношения к перечисленным функциям в трудовом договоре. Заявитель по просьбе работодателя работал дополнительно по 1 рабочему часу каждый день, выполняя обязанности другой должности. В подобных условиях работал еще один сотрудник. В первые три месяца работодатель производил доплату сотрудникам. Однако Степанов по истечении этого периода обратился к работодателю с просьбой закрепить выполнение обязанностей в качестве совместителя. Реакции на просьбу не последовало. Степанов отказался выполнять дополнительные обязанности, после чего были сокращены объемы его постоянной работы и работодатель инициировал перевод сотрудника на другой рабочий график, в то время как второй сотрудник продолжал работать без оформления дополнительных соглашений и получал доплату. По решению суда был признан факт дискриминации работника в правах на равные условия труда.

Но суд может встать и на защиту интересов работодателя.

  • Гражданин Петров И.С. указал наличие дискриминации при трудоустройстве в связи с полученным отказом в приеме на работу. Однако работодателем были представлены доказательства того, что вакантных должностей, на которые мог претендовать Петров, на момент его обращения не было открыто. В связи с этим иск был отклонен.

Параметры использования ст. 64 ТК на практике

Какова нормативно-правовая база для этой статьи?

На международном уровне она опирается на Конвенцию МОТ №111, принятую в 1958 году. В ней подчёркивается недопустимость дискриминации по субъективным признакам в сфере трудоустройства. Подобные ограничения содержит и ст. 19 Конституции РФ.

Какое наказание предусмотрено для нанимателя за неправомерный отказ подписывать трудовой договор?

Параметры ответственности за эти нарушения могут носить как уголовный, так и административный характер. Они прописаны в статьях УК 144.1 и 145, а также в статьях КоАП 5.27 и 5.42. В них предусмотрены наказания в форме штрафов, обязательных работ и т.д. Так, при нарушении прав инвалидов следует наказание в форме административного штрафа в диапазоне 5-10 тыс. руб. При неправомерном отказе трудоустраивать беременных женщин для нарушителя предусмотрен штраф до 200 тыс. руб. или другие наказания (денежные выплаты или обязательные работы продолжительностью до 360 часов).

Что понимается под термином «деловые качества»?

Наиболее полная характеристика этого термина содержится в Постановлении Пленума ВС от 17.03.04 №2 (ред. от 24.11.15). В нём указано, что под этими качествами нужно понимать готовность сотрудника выполнять определённые рабочие функции с учётом его профессионально-квалификационных и личностных характеристик. К ним можно отнести наличие у сотрудника специальности, образования, уровня здоровья и т.д.

Какие законы предусматривают возможность для нанимателя учитывать характеристики кандидата, не связанные с его деловыми качествами, при подписании трудового договора?

В российском законодательстве действует обширный список законов, содержащих подобные характеристики – более 60 нормативных актов, от отраслевых Кодексов до ФЗ. Он действует как на общем уровне, так и в масштабе отдельных профессий. Так, ст. 253 ТК предусматривает ограничения по отдельным позициям для женщин, ст. 265 – для несовершеннолетних и т.д. Статьи 52 и 56 Воздушного кодекса документируют подобные ограничения для экипажей и персонала самолётов. Ст. 47 УК содержит основания для лишения прав на трудоустройство в определённой сфере для отдельных лиц и т.д.

Читайте также:  Переселение из крайнего севера на 2023 год

Каков порядок обжалования в суде отказа нанимателя в трудовом договоре?

По вопросам данного профиля нужно опираться на упомянутое выше Постановление Пленума ВС. Также нужно учитывать статьи 22 и 29 ГПК. В этих актах содержатся общие основы разрешения трудовых споров. А запрет на дискриминацию при трудоустройстве ясно прописан в с. 3 ТК. Также нужно подчеркнуть, что приём на работу является правом, но не обязанностью нанимателя. Т.е. он не должен принимать на работу какого-либо конкретного соискателя, если это не представляется ему целесообразным по экономическим причинам. Также он не обязан это делать, если деловые качества соискателя ему не подходят. Эти два момента подчёркнуты в вышеупомянутом Постановлении.

Понятие гарантий и трудовых прав работника

Согласно Трудовому кодексу РФ гарантиями являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление представленных работникам прав в сфере социально-трудовых отношений. Целью применения гарантий, установленных законодательством, является осуществление имеющихся у работников прав. Исходя из этого можно сказать, что гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к правам работников.

В трудовом законодательстве гарантии и компенсации делят на: общие и специальные.

К общим относятся гарантии:

  • при приеме на работу;
  • при переводе на другую работу;
  • при оплате труда;
  • при расторжении трудового договора и др.

Помимо общих гарантий, как уже говорилось выше, работникам предоставляются специальные гарантии в случаях:

  • направления в служебную командировку;
  • переезда на работу в другую местность;
  • исполнения общественных или государственных обязанностей;
  • совмещения обучения с работой;
  • прекращения работы не по вине работника;
  • прекращения работы по определенным основаниям;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • задержки выдачи трудовой книжки работнику по вине работодателя.

Общие и специальные гарантии.

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены, такие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации федеральными законами.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении другими нормативными правовыми актами. Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.

Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В ч.3 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что установленные Конституцией РФ и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме п.3 ст.55 Конституции РФ, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.

Согласно ч.2ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

Важен блок, связанный с обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.3ст.7). Следует отметить, что в настоящее время Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Поэтому такая административная ответственность устанавливается в законах субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такие законы уже приняты и действуют.

Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч.7 ст.22). Согласно ч.7 ст.25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

В настоящее время актуально положение о рассмотрении обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Особое внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов. Порядок его осуществления можно рассмотреть на примере Закона Приморского края «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Приморского края».

Читайте также:  Льготы герою России в 2023 году

Представительные органы местного самоуправления края имеют право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края по всем вопросам, которые отнесены к ведению органов государственной власти Приморского края и входящим в компетенцию Законодательного Собрания. От имени представительного органа местного самоуправления подготовленный законопроект в областное Собрание депутатов вносит руководитель представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При внесении законопроекта должны быть представлены следующие документы: сопроводительное письмо; решение представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта; пояснительная записка, в которой отражены цель, характеристика, основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства; перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должны быть изменены, отменены или вновь разработаны.

Обсуждение и принятие решений по законопроектам, вносимым представительными органами, осуществляются в общем порядке законодательной деятельности, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.

Положения статьи 64 ГК РФ указывают на то, что при формировании трудового соглашения должны приниматься во внимание только качества личного характера. Когда происходит ситуация, что руководство фирмы принимает решение отказать в принятии на работу – обосновать свою позицию потребуется в письменной форме.

На руководство компании возлагается ответственность за то, что они используют дискриминацию по разным признакам, к примеру, это может быть цвет кожи, национальность и прочее. Меры уголовного воздействия применяются в ситуации, когда отказывают в принятии на работу женщины, которая находится в состоянии беременности или, когда у нее есть дети.

Также в законодательных положениях устанавливается запрет, который касается того, что нельзя отказать в трудоустройстве гражданину, страдающему ВИЧ. Однако, стоит указать, что есть некоторые особенности работы, которые нельзя рассматривать как проявление факта дискриминации.

К примеру, это относится к выбору специалистов, обладающих более высоким уровнем квалификации. Трудовое законодательство говорит о невозможности без оснований отказать в приеме на работу.

Гарантии и компенсации работникам

Государство и закон обеспечивают и закрепляют гарантии и компенсации работникам, как наиболее незащищенной стороне трудового соглашения. Речь идет именно о тех, кто работает по трудовому договору. Не важно, срочному или бессрочному. Если такой документ не подписывался, речь может идти о гражданско-правовом договоре. И, разумеется, гарантии и компенсации работникам на стороны такого договора не распространяются. А может быть это случай, когда работник вынужден будет обратиться с иском об установлении трудовых отношений.

Таким образом, гарантии – это механизм, который включает условия, средства и способы реализации прав работника. Это и правовые основания вступления в трудовые правоотношения, охрана труда, восстановление незаконно нарушенных прав, заработная плата и т.п. А компенсации — это денежные выплаты с целью возмещения затрат сотрудников, возникших при исполнении обязанностей.

Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора

К юридическим гарантиям при заключении трудового договора относятся общие аспекты, которые регулируют данный документ. Дополнительно к ним могут быть применены и специальные условия. Общие вопросы регулируют следующие права:

  • по статье 64 ТК РФ регулируются отказы без веских оснований;
  • также нельзя отказывать беременным соискательницам или с детьми;
  • в случае получения отказа, соискатель имеет право на получение письменного обоснования;
  • статья 70 ТК РФ предписывает максимальный испытательный срок в три месяца, а также предписывает круг лиц, на которых он не распространяется;
  • по статье 60 ТК РФ от сотрудника нельзя требовать выполнение работы, которая не предусмотрена контрактом.

Специальные юридические гарантии касаются определенных категорий граждан:

  • по статье 212 ТК РФ обязательный медицинский осмотр предусматривается работникам тяжелых условий труда;
  • статья 253 ТК РФ ограничивает занятость в условиях труда, вредных для здоровья;
  • статья 265 ТК РФ вводит ограничения на труд для несовершеннолетних;
  • по статье 266 ТК РФ предусматриваются медицинские осмотры для несовершеннолетних.

Указанные положения вводят те ограничения, которые обеспечивают граждан гарантиями в сохранении своего здоровья. Ограничивающая функция в этом случае призвана не допустить использование наемного труда в ущерб работникам, что повлекло бы нарушение их прав.

Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора

  • Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
  • Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
  • Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
  • Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
  • По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
  • Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Согласно принятым правилам, все выплаты по гарантиям производит работодатель. Но есть отдельные случаи, когда работник исполняет обязанности в интересах других организаций или органов, соответственно привлекаемые структуры и оплачивают данную работу.

Конституция РФ закрепляет право гражданина на получение образования, в том числе и не отрываясь от производства. Поэтому Трудовым законодательством предусмотрены компенсации для тех граждан, которые совмещают учебу и работу. Сюда относятся дополнительные учебные отпуска, сокращение времени работы, оплата дороги до места учебы и обратно и т. д. При этом компенсация не зависит от формы организации.

Многих соискателей при трудоустройстве волнует вопрос оплаты больничных листов. Это может касаться временной нетрудоспособности, несчастного случая или беременности и родов. Если травма получена на производстве, то в обязанность работодателя входит полное возмещение утраченного заработка, медицинских расходов и расходов на дальнейшую реабилитацию.

Защита государственной инспекцией труда прав граждан при приеме на работу

Конституция РФ (ч. 1 ст. 45) установила гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Одним из путей реализации данных конституционных гарантий в сфере труда служит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В сфере трудовых отношений, принятый ТК РФ уделяет особое внимание защите прав граждан в сфере труда. В отличие от ранее действовавшего КЗоТ, конкретизируя конституционные положения, учитывая нормы международного права, попытался по возможности максимально отразить вопросы защиты трудовых прав граждан, в том числе при заключении трудового договора, как в досудебном порядке, так и в судебном.

Защита трудовых прав, до возникновения трудового спора, может осуществляться путем надзора и контроля соответствующих органов, общественным контролем профессиональных союзов.

Читайте также:  Можно ли подать 3 НДФЛ через МФЦ в Москве

Специальным органом государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является федеральная инспекция труда, которая представляет собой единую централизованную систему, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (ст. 354 ТК РФ).

В последнее время, работники все чаще обращаются в органы федеральной инспекции труда за защитой нарушенных трудовых прав1, а число заявлений о трудовых правонарушениях, получаемых от работников этим надзорно-контрольным органом, заметно возросло. Все это свидетельствует о том, что федеральная инспекция труда за недолгое время своего функционирования, завоевала среди работников признание в качестве эффективного способа государственной защиты трудовых прав.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав граждан, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами этих органов являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействий) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право на государственную защиту их прав и свобод. Этот принцип служит основополагающим началом для деятельности всего

Михайловский А.Еще один инспектор//Московский бухгалтер.2004.№8. государственного механизма. Органы федеральной инспекции труда, как часть данного механизма, обязаны руководствоваться данным принципом в своей работе.

Таким образом, приоритеты деятельности федеральной инспекции труда и ее должностных лиц должны быть направлены, прежде всего, на защиту трудовых прав граждан, в том числе и при приеме на работу, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для осуществления своей деятельности и в соответствии с возложенными задачами органы федеральной инспекции труда в сфере защиты трудовых прав граждан реализуют следующие основные полномочия: — осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; — осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; — направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; — осуществляют надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей; обобщают практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию; анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно; принимают необходимые меры по привлечению, в установленном порядке, квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; — запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; — ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; — осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Защита персональных данных

Наниматель неизбежно получает о работнике ту или иную персональную информацию. Правила, которых работодатель обязан придерживаться в обращении со сведениями о сотрудниках, содержатся в главе 14 ТК РФ. В связи с получением информации о работниках, работодатель обязан:

  • иметь внутренний документ, регулирующий порядок обработки персональных данных сотрудников. Каждый сотрудник с этим документом должен быть ознакомлен под подпись;
  • получать персональные данные работника только от него самого. Если администрации нанимателя необходимо получить какие-то персональные данные работника из других источников — только с письменного разрешения работника;
  • обрабатывать только информацию, связанную со служебной деятельностью работника, выяснять информацию, с работой не связанную: о вероисповедании, сексуальной ориентации, политических предпочтениях — работодатель не вправе;
  • хранить персональные данные надежно и не допускать разглашения ее третьим лицам.

Виды юридических гарантий

Законодательными нормами обозначены два вида юридических гарантий.

Общие относятся ко всем работникам. Среди них нужно выделить такие положения:

  1. Отказ в заключении трудового договора, а также запрет обжалования такого решения в судебном органе незаконны.
  2. Запрещается отказывать в приеме на работу женщинам, обосновав данное решение наличием у нее детей или ее беременностью.
  3. Работодатель непременно должен предоставить соискателю в письменном виде причину отказа в приеме на работу.
  4. Испытательный срок при приеме на работу не должен быть дольше 3-х месяцев.
  5. Работодатель не вправе требовать от своих сотрудников выполнения работ, которые не относятся к их непосредственным обязанностям или не подходят им по состоянию здоровья.
  6. Человеку, который пришел на новое место работы по приглашению работодателя, не может быть отказано в приеме на новом месте работы.

Специальные юридические гарантии применяются лишь для определенных категорий работников, а именно:

  1. Запрещается осуществлять прием на работу несовершеннолетних граждан, если их работа будет осуществляться в тяжелых условиях или же труд станет препятствием для их дальнейшего развития.
  2. Работникам необходимо в непременном порядке проходить медицинское обследование, если работа предусматривает тяжелые условия труда. Обязательным является прохождение медосмотра и для несовершеннолетних граждан.
  3. Запрещается принимать на работу женщин, если их непосредственные обязанности предусматривают перемещение тяжестей больше установленных норм или проходят в тяжелых условиях труда.

Но здесь нужно отметить, что любые специфические условия должны быть зарегистрированными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *