Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нелегальная торговля табачными изделиями в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные предпосылки нелегальной торговли табачными изделиями — в экономической составляющей: разница в ставках акцизов в России и странах ЕАЭС создает выгоду для нелегальной торговли на территории РФ продукцией, произведенной в ЕАЭС. Особенно это актуально для приграничных территорий, в том числе для Курганской области, которая, по сути, выступает «заградительным щитом» для контрафакта.
Основные проблемы розницы, торгующей сигаретами
Переход на маркировку и электронный документооборот ставит перед розницей сразу несколько проблем:
-
Проблема 1: приемка тормозит работу магазина. У предпринимателей появилась необходимость принимать универсальные передаточные документы (УПД) на табачные изделия только через систему электронного документооборота (ЭДО). По сравнению со старыми бумажными накладными, это занимает больше времени. После этого товар сразу же надо ставить на баланс, а это тоже занимает время.
-
Проблема 2: нет уверенности в безопасности поставки. Хорошо, если поставщик давно известен, и нет нужды сомневаться в его добросовестности. В случае с новыми поставщиками убедиться, что полученный товар верно промаркирован и соответствует заявленной в УПД информации, нельзя при приемке напрямую через ЭДО. Графический код на сигаретных пачках сложно сверять с кодами в УПД.
-
Проблема 3: приемка ломает привычный процесс работы магазина. Обычно в торговой точке товар принимает продавец по накладной, сверяя данные в ней с полученным товаром. Для приемки маркированного табака придется устанавливать в каждую торговую точку отдельный компьютер с системой ЭДО, где продавец будет принимать УПД. Это и дорого, и затратно по времени: придется обучить продавца работе с ЭДО и дать ему доступ в систему.
-
Проблема 4: потеря контроля над продажами. Здесь вступает в силу человеческий фактор: товар могут принимать разные продавцы, они же и будут управлять ЭДО в магазине. Во время насыщенного рабочего дня кто-то может не закрыть УПД, кто-то принять товар, не сверив его в документами.
Доходы от табачного акциза — в бюджеты регионов
По словам первого заместителя директора ННЦК Байсолта Хамзатова, доля нелегального оборота в Курганской области — 18,5%: «Это в два раза больше, чем в целом по Уральскому федеральному округу.
В рейтинге субъектов РФ по степени эффективности работы органов власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, который составляется по 15 показателям, Курганская область поднялась с 82 на 56 место. Прежде всего за счет выявленных административных правонарушений по итогам обращений населения. Выявлены нарушения в легальных точках продаж, возбуждены уголовные дела».
— По данным открытых источников и СМИ, за последние четыре года в Курганской области изъято почти 990 тыс. пачек нелегальной табачной продукции. Эта продукция находится в обороте таких розничных каналов реализации, как нестационарные торговые объекты, несетевые магазины, магазины шаговой доступности, и имеет один или несколько признаков нелегальности: реализация по цене ниже единой минимальной (по ценам 50 — 80 рублей за пачку), отсутствие на пачке обязательной маркировки средствами идентификации (цифрового кода DataMatrix) и специальной (акцизной) марки российского образца или предупреждения о вреде здоровью на русском языке, — рассказала управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анастасия Беленкова.
— По результатам 2021 года Курганская область вошла в тройку лидеров среди субъектов РФ по объему изъятой и конфискованной табачной продукции. Это 5,3 млн штук сигарет. Постоянное повышение ставки акцизов способствует увеличению ценового разрыва между легальной продукцией и продукцией, поступающей из стран ЕАЭС, — считает и.о. заместителя директора департамента экономического развития Курганской области — начальника управления промышленности и транспорта департамента Сергей Горбунов.
— Необходимо продолжать работу по усовершенствованию системы правового регулирования на федеральном уровне, наращивать меры противодействия серому рынку.
— Ситуация в Курганской области меняется благодаря комплексной работе правоохранительных органов, например, в октябре было уничтожено 50 тыс. пачек немаркированных сигарет. Чтобы закрепить положительную тенденцию, нужно передать часть доходов от табачного акциза в бюджеты регионов, хотя бы 10 — 15%, это мотивирует их на более активную борьбу с нелегальной продукцией. Такая инициатива обсуждается уже два года. Ее воплощение сможет изменить общественное мнение, потому что дополнительные доходы позволят увеличить зарплату бюджетникам, отремонтировать детские сады и школы.
И скорее всего, доходы федерального бюджета не уменьшатся, так как увеличится общий объем поступлений акцизов в связи с увеличением легальной продажи табака, — убежден председатель комитета по экономической политике Курганской областной Думы Евгений Кафеев. — Еще одной действенной мерой может стать отказ от повышения акциза на сигареты. Если он растет в РФ, но не растет в соседних странах, это создает почву для ввоза и распространения контрафакта. И люди будут его покупать, потому что их доходы не растут с такой быстротой, как акцизы.
— Акцизы поднимаются до такого уровня, что миллионы людей не могут позволить себе легальные сигареты. Государство рассчитывает, что они бросят курить, но этого не происходит, потому что на рынке есть нелегальный, дешевый товар. Потребителей контрафакта и контрабанды в РФ более 4 млн человек, — констатирует руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей группы компаний «БАТ» Игорь Черкасский.
— С 12,1% доля может существенно увеличиться из-за того, что легальные сигареты подорожали на 25% с января прошлого года. Сейчас две трети стоимости легальной пачки составляют акциз и НДС, это около 90 рублей. Единая минимальная цена за пачку — 112 рублей, а контрабандные или контрафактные сигареты — 60 — 70 рублей. Буквально за несколько последних лет с нуля создан новый криминальный бизнес, которым занимаются крупные преступные группировки.
Эксперт считает, что необходимо принять жесткие санкции по отношению к экспедиторам и транспортным компаниям, которые используются как логистическое плечо для распространения нелегальных сигарет в России: «Нужно конфисковать транспортные средства, которые занимаются незаконными поставками. Из Белоруссии, например, контрабандный товар везут фурами. Маршрут понятен — трасса М1. Объемы тоже — это 60% от 1,5 млрд нелегальных пачек. Нужны меры».
— В России создан эффективный инструментарий, который позволяет вести действенную борьбу с нелегальным оборотом табака. Но каким бы совершенным ни было законодательство, все зависит от конечного правоприменения контрольно-надзорными и правоохранительными органами, — считает менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин. — Например, в июле этого был принят ФЗ-313, согласно которому сотрудники таможни наделены полномочиями самостоятельно останавливать транспортные средства максимальной массой 3,5 тонны и более вне зон таможенного контроля на всей территории РФ.
Раньше это допускалось лишь в ряде регионов, и в большинстве случаев речь шла именно о пунктах пропуска через таможенную границу. Теперь таможня может обеспечивать контроль на всей территории страны. Годом ранее была введена единая минимальная цена на сигареты, которая служит индикатором для выявления нелегальной продукции в рознице и может применяться правоохранительными органами для оценки стоимо��ти ущерба, причиняемого в результате нелегального оборота. Кроме того, вступила в действие статья 14.53.1 КоАП, в соответствии с которой установлена ответственность за перемещение физическими лицами по территории РФ немаркированной табачной продукции сверх установленного лимита. Это очень важно, особенно для приграничных районов, где челночный метод завоза нелегальной продукции из стран-членов ЕАЭС был очень распространен и активно использовался для насыщения российского рынка нелегальной продукцией. Теперь лазейка
закрыта. Также принято постановление правительства РФ № 542 от 31 марта 2022 года, в соответствии с которым табачная и алкогольная продукция со следующего года будут включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей применения статьи 226.1 УК РФ, что позволит обеспечить более эффективное противодействие нелегальному ввозу табачной продукции из стран-членов ЕАЭС.
Продвижение табачного магазина
Для легального продвижения есть следующие инструменты:
-
вывеска — по закону она не попадает под понятие рекламы, поэтому разрешена. Покупка сигарет — импульсивная и регулярная покупка. Если человек купит у вас один раз, есть вероятность, что зайдет к вам повторно.
Вывеска на фасаде должна быть только на русском языке и только буквами белого цвета.
- отметки в 2ГИС и Яндекс.Картах — особенно полезны в регионах, где табачные магазины не на каждом углу;
- компетентные продавцы. Человеческий фактор в этом бизнесе очень много значит.
- Екатеринбург
- Москва
- Брянск
- Челябинск
- Смоленск
- Новосибирск
Особенности перемещения и возврата табачной продукции
В случае если продавец будет перемещать табачную продукцию между своими торговыми точками, фиксировать данное движение в системе не придется. Мониторинг планируется осуществлять по ИНН организации. Это облегчит и упростит учет, дополнительных документов на перемещение продукции регистрировать в МОТП не придется.
При возврате табака поставщику данная операция должна найти отражение в базе данных. С 01.07.2020 г. в УПД появятся новые реквизиты — КИЗ с табачных упаковок. При возврате полной партии необходимо будет сформировать возвратный документ, за основу которого берется первоначальный бланк о приходе ценностей.
Возврат партии частично оформляется различными способами:
- В автоматическом режиме через Личный кабинет ИС мониторинга. Для этого продавец просто выбирает накладную поставки и возвращает непроданный товар обратно поставщику.
- Ручной вариант, когда возвращаемая продукция сканируется вручную. В этом случае поставщик не должен иметь никаких претензий к полноте обработки партии.
Об особенностях формирования УПД и внедрении электронного документооборота
Сложности бухгалтерского учета маркированной и немаркированной табачной продукции встречаются при поступлении бумажных накладных, в которых разбивки изделий на несколько видов не предусмотрено. Ситуацию спасет использование универсальных платежных документов, которые должны иметь в числе обязательных реквизитов данные о КИЗ с упаковок. При заполнении соответствующего поля УПД сведениями о маркировке речь идет о движении именно этой продукции. Если поля документа остаются пустыми, перемещается немаркированная партия товаров. Если продавец принимает маркированный товар без информации о КИЗ, регулятором данное действие будет рассматриваться как приемка немаркированных изделий.
Казалось бы, зачем бухгалтеру знание о маркировке табака? Ведь на величину прибыли это никоим образом не влияет. Обязанность сканирования кодов при продаже лежит только на кассире, к бухгалтерским функциям данная операция также не имеет отношения. Но при реализации табака с нанесенной маркировкой с 1 июля 2020 г. обязанность оформления УПД ложится абсолютно на всех участников товарооборота.
Многие программные продукты, используемые для организации учета в компаниях, будут настроены на автоматический прием и оформление УПД. Формат данного документа пока не утвержден на законодательном уровне, но его применение уже четко узаконено. С обменом данными универсальными документами между участниками электронного документооборота технических проблем возникнуть не должно.
Правила розничной торговли табачными изделиями
Табачные изделия — вредный для здоровья товар, к которому предъявляются особые требования. Так, например, запрещена поштучная реализация сигарет и папирос, табачные изделия запрещается продавать лицам, не достигшим возраста 18 лет. Каждая пачка сигарет должна быть снабжена предупреждением Минздрава и иллюстрацией с последствиями курения. Эти правила знают все, кто торгует сигаретами. Но есть еще некоторые правила, которые нужно соблюдать при реализации табака и электронных сигарет.
сигареты и табачные изделия разрешается продавать только в местах, которые подходят под определение стационарной торговой точки — с торговым залом, продавцами, кассирами и т.д., либо в специализированных табачных киосках.
запрещено законодательством торговать табачными изделиями методом развозной торговли: на выставках, ярмарках и т.д.
табакосодержащие товары запрещено выкладывать на витрины и демонстрировать сигареты: покупатель может видеть только распечатанный прайс с ассортиментом табачных изделий и ценами
нельзя продавать сигареты в розницу поштучно и в пачках, в которых меньше 20 сигарет
строго запрещается торговать табачными изделиями в образовательных, культурно-спортивных и медицинских учреждениях, в общественном транспорте и в государственных учреждениях, в зданиях вокзалов, аэропортов, автовокзалов.
если магазин или торговый павильон располагается менее чем в 100 метрах от образовательного учреждения, реализация табака в таком магазине запрещена
запрещено продавать табачные изделия в гостиницах, хостелах, в местах оказания бытовых услуг,
запрещена продажа сигарет несовершеннолетним и лицам моложе 18 лет: продавец обязан, в случае сомнений, попросить покупателя предоставить документ,подтверждающий его возраст,
запрещается продажа табачных изделий по ценам, которые ниже минимально установленных: рекомендованная стоимость пачки обычно устанавливается производителем.
Это основные правила, которые действуют на всей территории России. Однако в регионах могут устанавливаться и свои, дополнительные правила торговли табачными изделиями. Чтобы не оказаться оштрафованным, проконсультируйтесь насчет этих правил в местных муниципальных органах.
Основные источники поставок контрафактной и контрабандной табачной продукции в Центральную и Западную Европу Рис. 1
По данным ФТС России, наиболее криминогенными являются участки российско-литовской и российско-польской границы. Сказывается и близость данных регионов к Калининградской области, что упрощает незаконную деятельность. Способы провоза табачной продукции разнообразны. Чаще всего используют конструктивные полости транспортных средств и специально оборудованные тайники. Наибольшей популярностью у контрабандистов пользуются сигареты известных табачных брендов.
По оценкам компании «Бритиш Американ Тобако Россия» (БАТ), в 2014 году продажи табачной продукции нелегального происхождения составили 7,7 млрд штук, или около 385 млн пачек сигарет, а потери государства от контрабанды и контрафакта превысили 11 млрд рублей недополученных налогов (акциза и НДС). Доля табачной продукции, не предназначенной для продажи в России (контрабанды) в регионах, граничащих с Беларусью (Брянская и Смоленская области), выросла до 7,5% с 5,7% в 2013 году. Доля нелегального рынка в целом (с учетом контрафакта) достигла здесь 9,1% (6,1% — годом ранее). В приграничных с Казахстаном регионах доля нелегального рынка увеличилась до 2,4% с 1,5% годом ранее, в том числе доля контрабанды — до 1,4% с 1,2% (рис. 2). При этом продажи контрафактной табачной продукции росли быстрее, чем контрабандной. В 2014 году на подделки, имитирующие продукцию известных брендов, пришлось 0,8% отечественного рынка, что в 4 раза больше, чем в 2013 году (0,2%). В натуральном выражении объем контрафакта превысил 120 млн пачек (в 2013 году — около 31,5 млн пачек). В целом объем легального производства в России сократился на 8,8%, до 355 млрд сигарет .
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;
2) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;
3) последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;
4) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;
5) спонсорство табака — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;
6) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.
2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:
1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;
5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.
Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:
1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;
3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;
4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;
5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;
3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Продажа табачной продукции. Законы.
В большинстве случаев, сигареты и др. табачные изделия, находятся на рынке и сбываются в соответствии с ФЗ Российской Федерации. Несмотря на сбор завышенных налогов и дополнительных взносов, пополняющих казну государство, закон и власть стоит на стороне потребителя и охране здоровья окружающих. Для более четкого метода осуществления продаж, не влияющих на уязвимые слои населения, были выработаны регламенты и постановления, прошедшие множество поправок.
Они пригодятся как владельцам табачных лавок, так и гражданину, чьи права были нарушены. Федеральный закон (или ФЗ) N 15, от 23.02.2013 года, состоит из 25 статей. Ниже будут представлены самые существенные пункты, которые являются основой торгового оборота продукции, негативно влияющей на здоровье людей.
Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?
Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.
1 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
- Младшие офицеры — до 50 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
- Высшие офицеры — до 65 лет.
2 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
- Младшие офицеры — до 55 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
- Высшие офицеры — до 70 лет.
3 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
- Младшие офицеры — до 60 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).
Полное название минфиновского законопроекта – «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства». То есть это будет отдельный ФЗ для всей отрасли.
Он также установит специализированный контроль за данной отраслью. В качестве модели регулирования будет использована уже налаженная система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.
Основная причина появления такого законопроекта – это разрозненное нормативно-правовое регулирование производства и оборота табачной продукции, которое привело к отсутствию скоординированных решений в этой сфере. И, как следствие, увеличению нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции.
Подготовленный проект ФЗ направлен на:
- комплексное государственное регулирование табачной отрасли;
- снижение объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, чтобы обеспечить безопасность таких товаров для граждан, а также защитить экономические интересы страны.
Торговля табачной продукцией: аннулирование лицензии
Вдобавок ко всему, лицензию на продажу табачных изделий могут аннулировать и по решению суда. Наряду с подачей в суд заявления о данном процессе контролирующие органы обладают правом приостанавливать работу документа на время до оглашения решения либо до его фактического вступления в силу. Как показывает практика, зачастую основанием для подобного аннулирования бумаги выступают следующие факторы:
- Обнаружение искаженных и фальсифицированных сведений в документах, предоставленных в целях получения лицензии.
- Неоднократный и грубый факт нарушения лицом лицензионных требований.
- Незаконный характер получения лицензии на торговлю табаком.
Лицензирующий орган строго в рамках своих полномочий должен предпринимать следующие меры:
- Выполнять проверку на предмет надлежащего соблюдения лицензиатами всех необходимых требований.
- Осуществлять запрос необходимых объяснений по вопросам, возникающим во время выполнения проверок, в том числе и декларацию по объемам закупленной и реализованной продукции. Кроме того, требуются отчеты о применении специальных марок.
- Составление протоколов с фиксацией установленных нарушений, выявленных по результатам проверок.