Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О понятии «представитель власти в уголовном праве России. В отношении представителя власти». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Известно, что российское общество в последнее десятилетие подвержено интенсивному развитию, реформируются многие сферы жизнедеятельности. Модернизационные процессы обусловливают особую роль в регулировании происходящих социально-политических преобразований, законодательства, соответствующего сложившимся реалиям определённого периода. Установление такого соответствия должно базироваться на результатах социально-правовых исследований1.
Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:
- имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
- их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
- распоряжения властных органов обязательны для всех.
Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.
Представитель власти — понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:
- экономической;
- социальной;
- культурно-информационной;
- принудительной;
- политической.
В специфике деятельности заложены основы власти, их исполнителей.
Верховенство политики
Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:
- суверенитета;
- верховенства;
- неделимости;
- легальности.
Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:
- сокращаются мощные корпорации;
- замолкают смелые публикации в СМИ;
- закрываются учреждения.
Должностное лицо под прикрытием политической власти может обращаться к обществу от его же имени, указывать на стремления и национальный интерес, выражая свои намерения.
Властные органы многолики и многофункциональны, все они обладают разными сырьевыми источниками для добротного существования на благо народа. У политической власти в образе их представителей находятся в полном распоряжении ресурсы:
- принуждения;
- экономики;
- социальные;
- культуры и информации.
Если один из перечисленных критериев у власти отсутствует, наступит безвластие и развал государственности. Господство власти возможно под надежным руководством, устойчивым управлением, строгим контролем.
Проблемы пенализации и уголовной ответственности за преступления, связанные с посягательством на здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство представителя власти
Неотъемлемой частью и логическим продолжением уголовно-правового исследования общественно опасных посягательств на здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство представителя власти является рассмотрение вопросов квалификации данных уголовно-правовых деяний и их отграничения от смежных составов преступлений.
Известно, что противодействие преступлениям осуществляется в рамках проводимой государством уголовной политики, одними из основных форм (этапов) реализации которой выделяются правотворческая и правоприменительная деятельность1. При этом сложно поставить под сомнение и тезис о том, что двумя основными направлениями повышения эффективности мер уголовно-правового противодействия преступлениям являются совершенствование уголовного закона и практики его применения. Не являются исключением в этом плане и изучаемые нами преступления против здоровья, личной неприкосновенности, чести и достоинства представителя власти (ст. 318, 319 УК РФ). В этой связи с учётом результатов исследования юридических признаков таких составов преступлений, как применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), представляется целесообразным остановиться на проблемах разработки путей улучшения качества применения соответствующих уголовно-правовых норм и их юридического конструирования.
Анализ материалов уголовных дел показал, что наиболее актуальной в контексте применения норм об уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и его оскорбления (ст. 319 УК РФ) является проблема разграничения названных преступлений от иных общественно опасных деяний.
Вопросы разграничения преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, с общими нормами об ответственности за причинение вреда здоровью человека, побои, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 111, 112, 115, 116 и ст. 119 УК РФ) были раскрыты нами в ходе исследования признаков составов данных преступлений.
Для преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, общей нормы в настоящее время нет1, поскольку, как мы отмечали ранее, ст. 130 УК РФ, предусматривавшая ответственность за оскорбление, декриминализована2. Выше мы отмечали, что ст. 318 УК РФ сконструирована законодателем по сути как специальная уголовно-правовая норма по отношению к названным преступлениям. Специальная уголовно-правовая норма помимо признаков общей нормы включает дополнительные, специальные признаки деяния .
Вместе с тем, как справедливо заметил В.Н. Кудрявцев, «процесс образования специальных норм связан не только с тем, что из какой-либо общей нормы выделяются конкретные случаи. Он может быть и более сложен. Зачастую, вновь образуемая специальная норма приобретает дополнительные признаки, характеризующие данный вид преступления гораздо полнее, чем общая норма, так что этот новый состав весьма существенно выходит за её пределы»1. Именно такой «сложной» формой конкуренции по отношению к соответствующим общеуголовным преступлениям и характеризуется уголовно-правовая норма, регламентированная ст. 318 УК РФ, поскольку она, например, существенно отличается по конструкции от объективной стороны.
Результаты изучения судебно-следственной практики свидетельствуют о том, что одной из наиболее распространённых проблем при квалификации применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) является разграничение данного преступления с посягательством на жизнь со-трудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) .
При этом очевидно, что названные преступления отличаются, прежде всего, по объекту и потерпевшему, поскольку основной непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, образуют общественные отношения, возникающие по поводу реализации установленного законодательством РФ порядка управления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а дополнительный непосредственный объект образуют общественные отношения, обеспечивающие жизнь человека3. Потерпевшим от данного преступления может выступать не
Несколько иначе по сравнению со ст. 318 УК РФ характеризуется субъективная сторона посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), обязательным признаком которой признаны цель -воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив -месть за такую деятельность.
Между тем основная сложность заключается в том, что одни и те же действия могут рассматриваться и как посягательство на жизнь, и как применение насилия, в зависимости от направленности умысла виновного.
Так, например, Садиев признан виновным и осуждён по ч. 3 ст. 213 и по ч. 2 ст. 318 УК РФ Пермским областным судом за хулиганство, совершённое с применением холодного оружия и применения насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти Боринских в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Данный приговор был частично оспорен заместителем прокурора Пермской областив части отмены приговора в отношении Садиева по ч. 2 ст. 318 УК РФ и направлении уголовного дела на новое рассмотрение, поскольку Садиев ударами ножа причинил работнику милиции Боринских колото-резаные ранения в левой паховой области и на левой ушной раковине и пытался нанести ещё несколько ударов, т.е. ��овершил посягательство на жизнь работника милиции. При этом органы предварительного следствия действия виновного обоснованно квалифицировали по ст. 317 УК РФ.
Приговор Пермского областного суда Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ оставлен без изменения, а кассационный протест — без удовлетворения, так как доводы прокурора о необходимости изменения квалификации действий Садиева опровергаются материалами дела, поскольку, во-первых, и на предварительном следствии, и в судебном заседании Садиев утверждал, что не имел умысла на посягательство на жизнь работника милиции. Во-вторых, материалами дела показания Садиева об отсутствии у него умысла на убийство не опровергнуты. В-третьих, лицо может быть признано виновным, согласно закону, в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа только при наличии прямого умысла.
Высказывание осуждённого во время совершения хулиганства, что он всех порежет, в том числе и себя, не свидетельствует о прямом умысле на убийство Боринских, поскольку конкретно кому-либо убийством он не угрожал, а, как видно из его показаний, размахивал ножом, пытаясь закрыть дверь и не пустить сотрудников милиции в свою квартиру, в результате чего Боринских были причинены лёгкие телесные повреждения в паху и на левой ушной раковине.
При таких обстоятельствах, оценив показания Садиева, потерпевшего Боринских и свидетелей в совокупности со всеми материалами дела, суд обоснованно пришёл к выводу об отсутствии у виновного прямого умысла на посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и правильно квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 318 УК РФ как применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти1.
Данный пример наглядно демонстрирует, что в ситуациях совпадения большинства признаков составов преступлений, установленных ст. 317 и 318 УК РФ, решающее значение приобретает правильное установление направленности умысла виновного.
Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:
- имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
- их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
- распоряжения властных органов обязательны для всех.
Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.
Представитель власти — понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:
- экономической;
- социальной;
- культурно-информационной;
- принудительной;
- политической.
В специфике деятельности заложены основы власти, их исполнителей.
Верховенство политики
Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:
- суверенитета;
- верховенства;
- неделимости;
- легальности.
Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:
- сокращаются мощные корпорации;
- замолкают смелые публикации в СМИ;
- закрываются учреждения.
Должностное лицо под прикрытием политической власти может обращаться к обществу от его же имени, указывать на стремления и национальный интерес, выражая свои намерения.
Властные органы многолики и многофункциональны, все они обладают разными сырьевыми источниками для добротного существования на благо народа. У политической власти в образе их представителей находятся в полном распоряжении ресурсы:
- принуждения;
- экономики;
- социальные;
- культуры и информации.
Если один из перечисленных критериев у власти отсутствует, наступит безвластие и развал государственности. Господство власти возможно под надежным руководством, устойчивым управлением, строгим контролем.
Закон об оскорблении власти
Ответственность за оскорбление власти предусмотрена статьёй 319 УК РФ. Ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации включена в главу 32 УК РФ, которая посвящена преступлениям против порядка управления. Следует иметь в виду что не любое оскорбление представителя власти по ст 319 УК РФ является преступлением, о чём расскажем далее.
Остановимся на существе понятия «оскорбление». В УК РФ толкование этого термина отсутствует, однако оно имеется в КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной форме, противоречащей общепринятым нормама морали и нравственности. И здесь мы вступаем в область неопределённости, поскольку неприличная форма и общепринятые нормы морали и нравственности в законодательстве не раскрываются.
Яркий пример такой неопределённости – фраза «Путин – вор!», которую активно использовали сторонники Алексея Навального в ходе уличных протестов и сам оппозиционный политик. На встрече представителей Роскомнадзора, администрации президента РФ и Генпрокуратуры с главными редакторами российских СМИ, которая состоялась в 2019 году, журналисты задали вопрос, можно ли считать, что эта фраза является оскорблением представителя власти. Однозначного ответа на этот вопрос получено не было.
В отличие от клеветы, оскорбление может не нести в себе заведомо ложных сведений. Если по материалам уголовного дела невозможно установить, является ли высказывание или действие оскорблением, суд назначает экспертизу и при принятии решения учитывает выводы экспертного заключения.
Оскорбление власти в интернете
Интернет, в том числе социальные сети, активно используются для обсуждения тех или иных решений и действий органов власти и её конкретных представителей. Сетевые ресурсы наполнены множеством разнообразных мнений, в том числе содержащих явные признаки критического отношения и неуважения к власти. Мы полагаем, что термин «неуважение» не тождественен термину «оскорбление», поскольку неуважение может проявляться и в «приличной» форме.
Оскорбление представителя власти в интернете является публичным и подпадает под действие ст. 319 УК РФ, поскольку сетевые ресурсы, как правило, открыты для свободного доступа. Варианты наказаний за оскорбление власти и президента в соцсетях идентичны описанным выше.
Также обращаем внимание читателей на то, что в 2019 году в закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации…» добавлена статья 15.1-1. Ч. 1 этой статьи предписывает Роскомнадзору в случае обнаружения в интернете материалов, выражающих в неприличной форме явное неуважение к органам, осуществляющим государственную власть в РФ, принимать меры по их удалению либо по блокировке ресурсов в случае отказа от их удаления.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Кемеровской области
Уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти
- Разъясняет начальник уголовно-судебного управления Камил Наилович Гарипов.
- Статьей 318 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти.
- Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.
Представителем власти является должностное лицо правоохранительного (Министерство внутренних дел России, Федеральная служба безопасности России, таможенные органы, служба внешней разведки Российской Федерации и т.д.) или контролирующего органа (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и т.д.
), а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
К близким представителя власти относятся родители, супруг, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся личных отношений дороги потерпевшему.
Законодатель обусловливает насилие в отношении представителя власти исполнением им своих должностных обязанностей, которое совершается, чтобы изменить или прекратить законную деятельность указанных лиц, застав их совершить действия вопреки службе, отомстить за их деятельность или за принадлежность к представителям власти и т.д. Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.
За применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – виновные лица несут ответственность по части 1 статьи 318 УК РФ.
Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Под физическим насилием следует понимать и ограничение свободы: связывание, запирание представителя власти или его близких.
Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия виновного, выражающие реальные намерения применить насилие в отношении представителя власти или его близких.
- В части 2 статьи 318 УК РФ предусматривается квалифицирующий состав преступления за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении тех же лиц.
- Преступление считается оконченным с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.
- Субъект преступления — лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.
- Уголовный кодекс предусматривает наказание, в том числе в виде лишения свободы до пяти лет, а при отягчающих признаках преступления лишение свободы до десяти лет.
Меры наказания за оскорбление сотрудника полиции
Если физическое лицо, которое входит в число представителей власти, оскорбили (причем публично), то обидчика за это ожидает уголовная ответственность (статья 319 УК РФ). То, происходило ли нарушение в момент исполнения ним служебных обязанностей либо же физическое лицо сделало это просто в связи с полномочиями, которыми обладает работник полиции, роли не играет.
Они определяют кару за нанесение вреда здоровью, жизни. Если при попытке нанести вред полицейскому его здоровье не пострадало, то такие действия нападающего попадают под 318 ст.
Если же такой инцидент произошёл по стечению обстоятельств и в силу несдержанности гражданина – он, как правило, рисует самые мрачные мысли. Поэтому всегда полезно быть проинформированным о возможных правовых последствиях того или иного поступка.
Публичное грубое высказывание в адрес сотрудника полиции (оскорбление) в момент присутствия его на службе и исполнения обязанностей является уголовно наказуемым деянием. Опасность этого правонарушения в том, что виновник посягает на деятельность органов власти, их авторитет, честь и достоинство полицейского. УК РФ предусматривает за это ответственность в статье 319-ой.
Нужно осознавать, что при общении с сотрудниками полиции, необходимо вести себя корректно, спокойно и не допускать словесных выпадов в их адрес. Если даже кажется, что действия служителей правопорядка в отношении Вас неправомерны, необходимо позвонить по горячей линии МВД и оставить жалобу, можно обратиться непосредственно к вышестоящему начальству полицейского, а также в прокуратуру.
Важное значение имеет то было ли это реально оскорбление, или сотрудник полиции пытается вас оклеветать.
Часто, лица, которые ведут себя агрессивно при взаимодействии с полицейскими, оскорбляют их, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
По каким признакам определяется состав преступления? Правонарушение заключается в том, что гражданином применяются неприличные/бранные выражения, выражаемые в устной или письменной форме по отношению к представителю власти.
Что делать, если на вас подали в суд
Если представитель власти подал заявление в суд за оскорбления, можно поступить несколькими способами:
- Мирно урегулировать вопрос. Можно помириться с оппонентом, предложить ему моральную компенсацию или публично извиниться.
- Доказать невиновность. Если вы считаете себя невиновным или вовсе никого не оскорбляли, можно найти свидетелей конфликта. Если свидетели подтвердят невиновность, наказание не будет получено. Также в качестве доказательств можно использовать аудио- и видеозаписи. Запись может быть личной, взятой с камер наружного наблюдения или видео очевидцев.
Газетный мир часто публикует приговоры, которые вынесены судебной инстанцией. На данный момент оправдательных решений довольно мало. Это связано с тем, что степень опасности рассматриваемого посягательства высока. Сколько на самом деле совершается подобных деяний – неизвестно, так как пострадавшие в силу тех или иных причин не всегда заявляют в органы.
Судить человека можно при наличии достаточной доказательной базы. Фото не всегда используются в качестве доказательств.
Изменение уровня наказания связывается с обстоятельствами совершения проступка. В некоторых ситуациях люди стараются натравлять собаку или иное животное на жертву, ответственность всё равно ложится на владельца. Последний раз подобное дело рассматривалось судом республики Б.
Уголовная ответственность по ст. 319 УК РФ
Объектом данного преступления выступает нормальная деятельность органов власти. Вместе с тем само по себе оскорбление представителя власти затрагивает его честь и достоинство, которым также причиняется вред.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Правоохранительными являются государственные органы, на которые законом возложена функция борьбы с правонарушениями и обеспечения законности.
К ним относятся органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, таможенные.