Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика расчета УТС с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим из представленного материала, в 2022 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Методика Министерства юстиции
По этому методу расчета УТС в 2022 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2022 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Метод руководящего документа
Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:
Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию
Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:
Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу
Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:
- Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
- Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
- Цена окрашивания — 5000 руб.
- Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.
Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: как рассчитать и как получить
Что делать, если отказали в выплате?
Это выгодно, быстро и удобно и виновнику ДТП и потерпевшему. Продавец продает Услугу в соответствии с действующим прейскурантом, опубликованным на интернет-сайте Продавца, а Покупатель производит оплату и принимает Услугу в соответствии с условиями настоящего Договора. В поля на платежной странице требуется ввести номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, трёхзначный код безопасности (CVV2 для VISA или CVC2 для MasterCard). Все необходимые данные отображены на поверхности банковской карты.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости.
Обычно длительность срока, в течение которого необходимо будет сдать документы в страховую, уведомить её о возникновении ДТП, составляет порядка 7 дней. Но чем быстрее будет оформлен страховой случай — тем лучше для самого застрахованного.
Как рассчитать УТС (утерю товарной стоимости) по ОСАГО и КАСКО по автоэкспертизе
Изменены значения коэффициентов КБМ, отвечающего за безаварийность.
Минимальное значение снизилось с 0.5 до 0.46.
Максимальное значение увеличено с 2.45 до 3.92.
Для впервые севших за руль коэффициент повысился с 1 до 1.17
Актуальные значение смотрите в таблице КБМ.
- гражданский паспорт заявителя;
- свидетельство о госрегистрации автотранспортного средства;
- протокол о ДТП;
- водительское удостоверение на управление автотранспортом;
- акт, который подтверждает величину УТС;
- документ, который подтверждает оплату экспертных услуг;
- заявление на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО;
- полис ОСАГО.
Расчет ОСАГО на калькуляторе позволяет узнать стоимость полиса до обращения в страховую компанию. Зная точную стоимость полиса заранее, вы обезопасите себя от навязывания скрытых дополнительных страховок.
Единая методика расчёта УТС
Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.
Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).
Где:
- УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
- Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
- ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.
Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.
УТС подлежит выплате
В начале текущего года за ЦБ ответ дал Верховный Суд, который в постановлении Пленума от 29 января обязал страховщик компенсировать УТС по ОСАГО. Но в России не действует прецедентное право, потому эта история уже не могла не получить продолжения.
И оно последовало: 19 августа Банк России представил новый проект – методику расчета УТС после ДТП. Ее ключевые пункты можно свести к трем условиям.
- Утрата стоимости после вступления документа в силу будет рассматриваться как ущерб и подлежит возмещению.
- Расчет дополнительной статьи выплаты будет производиться по конкретной формуле.
- ЦБ сформировал список условий, которые должны наступить для претензий на выплату утраты товарной стоимости.
Коэффициенты утраты товарной стоимости
При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.
Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе
N | Наименование элемента | Замена | р. N 2 | р. N 3 — 4 |
Передняя часть | ||||
1 | Капот | — | 0.3 | 0.7 |
2 | Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0) | 0.5 | 0.2 | 0.4 |
2.1 | Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
2.2 | Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя | 0.3 | 0.1 | 0.2 |
3 | Брызговик облицовки радиатора съемный | — | 0.1 | 0.2 |
4 | Брызговик облицовки радиатора несъемный | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
5 | Крыло съемное | — | 0.1 | 0.3 |
6 | Крыло не съемное | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
7 | Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями) | 1.7 | 0.7 | 1 |
8 | Лонжерон передний без брызговика крыла | 0.7 | 0.3 | 0.8 |
9 | Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой) | 0.7 | 0.4 | 0.7 |
9.1 | Надставка щита передка | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
10 | Короб воздухопритока | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
11 | Панель рамы ветрового окна | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
11.1 | Нижняя часть панели рамы ветрового окна | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Средняя часть | ||||
12 | Дверь боковая | — | 0.2 | 0.4 |
13 | Панель крыши (в т.ч. с поперечинами) | 1.5 | 0.7 | 1.7 |
14 | Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
15 | Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент) | 2 | — | — |
15.1 | Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) | 1.5 | — | — |
15.2 | Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки) | 0.5 | 0.5 | 1 |
15.3 | Стойка боковины передняя (от крыши до порога) | 0.7 | 0.3 | 0.4 |
15.4 | Стойка боковины задняя (от крыши до порога) | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.5 | Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
15.6 | Стойка боковины центральная | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.7 | Нижняя часть боковины (порог) | 0.5 | 0.5 | 1 |
16 | Пол салона | 3 | 0.7 | 1.4 |
17 | Лонжерон, поперечина пола салона | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
Задняя часть | ||||
18 | Дверь задка, крышка багажника | — | 0.3 | 0.7 |
19 | Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной) | 0.4 | 0.3 | 0.5 |
20 | Крыло (конструктивно — отдельный элемент) | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
21 | Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова) | 0.6 | 0.4 | 0.7 |
22 | Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.4 | 0.3 | 0.4 |
22.1 | Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
22.2 | Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
23 | Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками) | 0.6 | 0.4 | 0.6 |
23.1 | Надставка пола багажного отделения боковая или задняя | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
24 | Лонжерон задний | 0.7 | 1 | 1.5 |
25 | Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
26 | Панель рамы окна задка | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
26.1 | Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой) | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Окраска | ||||
27 | Полная или наружная окраска кузова | 5 | ||
28 | Окраска одного наружного элемента кузова: | |||
окраска первого элемента (Кутс окр(1)) | 0.5 | |||
окраска второго и каждого следующего элемента (Кутс окр(N-1)) | 0.35 | |||
Разборка, устранение перекосов | ||||
29 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 1 | ||
29.1 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.4 | ||
29.2 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.3 | ||
29.3 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.15 | ||
30 | Перекосы: | |||
несложный | 1 | |||
средний | 2 | |||
сложный | 3 | |||
особо сложный | 5 |
Надо сказать, что рабочая версия методики это набор противоречий, опечаток и забавных терминов. Но одним из самых скандальных пунктов стал пункт 8.3 «ж», касающийся вопроса расчета УТС (утраты товарной стоимости), при перечислении условий, когда расчет УТС не предусмотрен, всплывает тот самый пункт «ж»:
Ж) Если КТС ранее подвергалось восстановительному ремонту (в том числе окраске – полной, наружной, частичной; «пятном с переходом») или имело аварийные повреждения, кроме повреждений, указанных в пункте 8.4.
Для сравнения выдержка из прежней методики Статья 7.1 МР2013:
Детали, рассматриваемые в рамках определения УТС, не должны быть повреждены в других авариях. Компенсация предусматривается только для новых деталей.
Т.е. если раньше получить УТС можно было на каждую деталь, если она ранее не ремонтировалась, то на сегодняшний день любой ремонт лишает вас возможности получения УТС в будущем, даже если будут повреждены совсем другие детали.
Мы считаем, что это в корне несправедливо, т.к. если авто, к примеру, в первом ДТП имеет царапину крыла, которую подкрасили, то УТС составит копеечную сумму, но если в другом ДТП будет «снесена» вся боковая сторона, потерпевший не получит ничего.
Насколько правомочен отказ по п 8.3
МР2018 не оспаривает саму возможность получения УТС и в принципе не является нормативно-правовым или законодательным актом. О необходимости компенсации УТС говорится во многих решениях ВС РФ. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации под номером 2 от 2015 года «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС» говорится, что такая выплата должна осуществляться и на это имеется гарантия договора. В п. 37 ППВС РФ 58 от 26.12.17 также оговаривается необходимость возмещения УТС.
Но ни одно ППВС РФ не регламентирует методику оценки УТС. Если говорить об ОСАГО, то «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), используемая для целей ОСАГО не рассматривает расчёта УТС и для определения УТС используются другие методики.
Таким образом, на сегодняшний день именно методика Минюста используется для ОСАГО (а также для КАСКО и исков к частным лицам), т.к. она рекомендована для судебных экспертов.
Таким образом, на текущий момент оспорить отказ в возмещении УТС по п. 8.3 представляется затруднительным, ведь с высокой вероятностью суд будет опираться на МР2018. Возможно, положения МР2018 будут оспорены в ВС РФ, но пока этого не произошло.
В каких случаях УТС не выплачивают
Утрату товарной стоимости автомашины можно получить не всегда. Так, страховые компании отказывают в возмещении потери товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО по следующим основаниям:
- заявитель сам виноват в дорожно-транспортном происшествии, и его вина установлена;
- транспортное средство не соответствует установленным в законе критериям (степень износа или возраст машины);
- владелец автомашины не направил претензию по УТС в страховую компанию;
- ремонт автомашины был проведен собственником транспортного средства самостоятельно;
- в договоре страхования имеется прямой запрет на выплату страховки по УТС;
- пострадавшему в ДТП уже была произведена страховая выплата премия в полном размере (400 000 руб. в соответствии с полисом ОСАГО).
УТС по ОСАГО: утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО / Calmins
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: калькулятор и образцы заявлений
Если автомобиль был повреждено еще до ДТП, в возмещении вам также откажут. Если суд по её итогам вынесет решение в вашу пользу, то за экспертизу заплатят страховщики вы удивитесь, но сумма ущерба у независимого эксперта и специалиста страховщиков могут сильно отличаться , разумеется, не в вашу пользу. Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
мототехники , возраст которой не превышает пяти лет эксплуатации.
Обратите внимание на 5 пункт (п.п. ж, пункта 8.3 Методических рекомендаций), в таком виде он появился только в действующей редакции Методики, актуальной на 2022 год. Теперь УТС можно получить, только если авто повреждается впервые, а не как раньше – за каждое ДТП в отдельности.
Как выглядит процедура взыскания?
Калькулятор утс автомобиля онлайнУтратой товарной стоимости по ОСАГО в 2022 году называют снижение цены машины из-за ухудшения внешнего вида, характеристик деталей в результате ДТП. Страховщики обязаны осуществлять возмещение УТС. Показатель включает в себя: Он полностью зависит от размера полученного ущерба и характера проведенных ремонтных работ. Взыскание УТС автомобиля с виновника ДТП возможно при наличии у автовладельца страховых полисов ОСАГО и КАСКО. Чтобы получить возмещение ущерба в случае аварии, каждому собственнику машины важно знать все нюансы проведения этой процедуры.
Утрата товарной стоимости по ОСАГО в 2021 году
Утеря товарной стоимости происходит под воздействием неблагоприятных факторов, вызванных ДТП. Она выражается в ухудшениях товарного вида или эксплуатационных характеристик авто, приводящих к снижению его цены.
Взыскать возмещение товарной стоимости можно при обнаружении следующих дефектов:
- наличие повреждений на поверхности ЛКП;
- снижение прочностных или иных характеристик кузова после ремонта;
- уменьшение ресурса узлов и агрегатов машины.
Законодательной основой для выплаты компенсации являются Постановление Пленума Верховного Суда №58 и законодательный акт №40-ФЗ в актуальной редакции.
Для получения компенсации необходимо соблюдение нескольких условий.
- Владелец транспортного средства признан пострадавшей стороной. Также определен виновник аварии.
- Размер выплаты не превышает 400 000 рублей.
- Автомобиль эксплуатировался согласно рекомендациям производителя, не использовался в качестве учебного транспорта.
- Авто не имело механических повреждений или иных дефектов до попадания в ДТП.
Типовой страховой договор предусматривает компенсацию УТС по полису. Как правило, страховые компании не соблюдают данные аспекты соглашения, и автовладельцу приходится обращаться в суд.
Для получения выплаты в рамках досудебного производства необходимо подготовить ряд документов:
- заявление в страховую компанию с требованием о выплате компенсации;
- паспорт застрахованного лица или нотариально заверенная копия;
- водительское удостоверение;
- ПТС и СТС;
- заключение аккредитованного эксперта о размере ущерба, вызванного утратой товарной стоимости.
Обязательным документом является протокол о ДТП, выданный инспектором ГИБДД.
Писать заявление рекомендуется по образцу. Его можно запросить у представителя страховой компании или компетентного юриста.
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: как рассчитать и как получить?
Представим ситуацию: вы купили новый автомобиль в автосалоне, эксплуатировали его какое-то время и в один из «счастливых» дней попали в аварию. Знайте с этого момента ваш автомобиль потерял в цене.
Утрата товарной цены автомобиля(УТС) — это снижение его стоимости из-за ремонта, который был вызван аварией.
Автомобиль не побывавший в аварии ценится на вторичном рынке выше, чем такой же, но побывавший в аварии, по таким причинам:
- Деформации кузова, потеря жёсткости.
- Повреждение лакокрасочного покрытия, крайне трудно восстанавливающееся.
- Повреждение подвески.
- Применение при ремонте автозапчатей уже использовавшихся до этого.
Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
- проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
- анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.
Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.
При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.