Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый осмотр по договору аренды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежедневному медицинскому осмотру, до выхода на линию, подлежат водители, управляющие транспортным средством в коммерческих целях; задействованные в перевозке пассажиров, багажа или грузов; в том числе, использующие личный автомобиль; не выезжающие с территории предприятия и управляющие автотранспортом компании, перевозя сотрудников для нужд организации или в личных целях.
Предрейсовые и послерейсовые осмотры
Одним из критериев законной деятельности такси является путевой лист с обязательными реквизитами предрейсового осмотра. Документ свидетельствует, что на линию выехало исправное такси, водитель здоров и находится в адекватном состоянии, то есть, допущен к управлению ТС для перевозки пассажиров. Контроль со стороны врача и механика способствует снижению ДТП на дорогах. Так требует закон РФ, другой вопрос, – как это воплотить в реальности.
Организация предрейсовых осмотров
Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию.
Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
Исключение из правила – водители транспорта экстренных оперативных служб (МЧС, пожарной или скорой помощи и т.д). Они имеют право выезжать на вызов без предрейсового медосвидетельствования, а пройти его позже, в свободное от работы время.
Юридическая ответственность, если выявят нарушения в проведении мед. осмотра, серьезная – немалые штрафы, а при ДТП со смертельным исходом – лишение свободы. Не стоит так же забывать, что при отсутствии путевого листа со штампом о прохождении ПМО (техконтроля ТС), страховая компенсация не выплачивается.
Когда работник не допускается к управлению транспортным средством
Медицинский персонал нашей клиники вправе не допустить водителя к работе, если в ходе осмотра у последнего будут выявлены:
- Повышение/понижение пульса и артериального давления. Если подобное случилось впервые, то допускается контрольное измерение через 20 минут.
- Гипертермия – повышение общей температуры тела (более 37 градусов).
- Нарушение функционального состояния на фоне наркотического или алкогольного опьянения – нечеткие ответы на поставленные вопросы, повышенная возбудимость или заторможенность.
- Острые симптомы внутренних заболеваний, признаки обострения хронических патологий.
- Болевой синдром с любой локализацией – ушная, головная, зубная, брюшная.
- Конъюнктивит, обильное слезотечение, рези в глазах, выраженное покраснение белков.
Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.
Министерство транспорта РФ в 2021 году выпустило утвержденный порядок проведения предрейсового и предсменного технического состояния ТС (транспортного средства). Порядок начал действовать в 2022 году.
Важно! Предрейсовый и предсменый осмотр отличаются периодичностью. Если длительность рейса превышает один рабочий день (это характерно для перевозки грузов), техосмотр ТС проходит один раз, перед убытием в рейс. Если ТС используется регулярно (например, такси, маршрутка или автобус), оно обязано проходить осмотр каждую смену.
В соответствии с документом, если организация осуществляет перевозку людей и грузов, пред выходом автомобиля в линию, она обязана проводить оценку его техсостояния. В документе описан порядок проведения техосмотра, отражения его в документах, требования к контролеру. Также водитель обязан проходить обследование медика. Отсутствие техосмотра нарушает требования безопасности и ведет к штрафам до 30 000 руб.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Что такое – медосмотр водителей
Перед тем как заключить с кандидатом ТД и принять гражданина на должность водителя, работодателю нужно убедиться в его пригодности для этой деятельности. Поэтому водитель, по статьям 69 и 328 (ч. 2) ТК РФ обязан пройти предварительный медосмотр.
В статье 213 (ч. 1) того же Трудового Кодекса РФ указывается, какие профессиональные заболевания медосмотр выявляет. По той же статье, только ч. 7, а также на основании Закона №196-ФЗ, медосмотр производится за счет работодателя, так как результаты обследования нужны прежде всего ему, а не водителю.
ИП, работающие на себя, также обязаны проходить осмотры, только платят за себя самостоятельно. Работа по ГПД же предполагает оплату медосмотра нанимателем. Если ИП имеет транспортное средство и осуществляет на нем перевозки грузов или людей, на такие перевозки то сам индивидуальный предприниматель должен иметь путевой лист, а значит, и отметку о прохождении осмотра.
Прийти в мед
Посетить врачей и сдать анализы
Получить справку
В обязанности индивидуальных предпринимателей (ИП) и каждой компании, эксплуатирующих транспортные средства, входит контроль состояния водителя перед и после выполнения им своей работы (смены/рейса). Необходимо это не только в целях соблюдения норм охраны труды, но и для обеспечения дорожной безопасности в целом. Физическое переутомление, болезнь, признаки воздействия опасных производственных факторов, состояние и остаточные явления наркотического, алкогольного или токсического опьянения являются прямой угрозой здоровью и жизни как самого водителя, так и других участников дорожного движения.
Обязательно ли проходить пред- и послерейсовый медосмотр? В соответствии с ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» для отдельных категорий водителей данный вид осмотров обязателен. Кто, как и где обязан проходить медицинский предрейсовый и послерейсовый медосмотр? Нужно ли проводить осмотр водителей в командировке? Какова цена этой услуги в СПб в 2019 году? Это и многое другое читайте далее.
Порядок проведения предрейсового осмотра
Медицинское освидетельствование проводится для того, чтобы определить состояние здоровья водителей, выезжающих на дороги, определить есть ли у них какие-либо медицинские противопоказания или ограничения для управления транспортным средством.
Осмотр водителя производится непосредственно перед началом его работы, причем время осмотра включается в его рабочее время.
Медработник проверяет состояние водителя:
- проводит визуальный осмотр;
- выслушивает жалобы водителя (если есть);
- измеряет давление, пульс;
- выявляет наличие/отсутствие алкоголя и иных психотропных веществ, путем взятия проб.
Водителя могут не допустить к работе, если медработник выявит следующее:
- наличие острого или обострение хронического заболевания, это может быть наличие температуры, острых болей, снижение зрения, высокое/низкое давление и т.п;
- наличие алкоголя или иных психотропных веществ в организме водителя.
Предрейсовый медосмотр водителей: удаленный контроль
В настоящее время услуги предрейсового медицинского осмотра водителей могут оказываться на расстоянии, т.е. удаленно. Технологии телемедицины можно использовать для оказания медицинской помощи в соответствии с ФЗ от 29.07.2017г. №242-ФЗ.
Дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей возможен благодаря специальным комплексам или терминалам. Они автоматически проводят сбор жалоб, визуальный осмотр, измеряют все необходимые показатели и выявляют фактические и остаточные признаки опьянения. Помимо этого, они делают возможным:
- получение дистанционно консультаций со специалистами;
- ведение и распечатку протоколов исследований;
- сбор статистики и пр.
Такой водительский предрейсовый медосмотр занимает от 1 до 3 минут времени.
Предрейсовые медосмотры водителей в командировке
Согласно части 1 статьи20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели,осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность,связанную с эксплуатацией транспортных средств,обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей,мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.29января2002г. Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».В соответствии с указанными выше Методическими рекомендациями в каждой организации,имеющей автотранспорт,необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами,фельдшерами,медицинскими сестрами).Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей сменыводителей.Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение,оборудованное в соответствии с перечнем.Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.В соответствии с пунктом16Приказа Минтранса России от18сентября2008г.N152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником,проводившим соответствующий осмотр,и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии,имени и отчества. Таким образом, водитель выехав в служебную командировку по разработанному и указанному впутевом листе маршруту исполняет возложенную на него законом обязанность попрохождению предрейсового медицинского осмотра.В выданном ему путевом листе имеется штамп и подпись механика о том,что водитель прошел медицинский осмотр и технический инструктаж. Следовательно срок действия предрейсового медосмотра водителя длится до окончания его командировки.
Предрейсовый медосмотр водителей на несколько дней
Предрейсовый осмотр- это обязанность Вашей транспортной компании, проводится он перед выездом в рейс. Поскольку Вы в гараж не возвращаетесь продолжа работу, на мой взгляд, этого осмотра достаточно. Согласно
Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 18.01.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 12414)II. Обязательные реквизиты путевого листа
3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;
2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
7. Сведения о водителе включают:
1) фамилию, имя, отчество водителя;
2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.