Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем заключалась сущность политики просвещенного абсолютизма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
- Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
- Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
- Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
- Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
- Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
- Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:
- Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
- Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
- Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
- Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
- Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:
Страна | Изменилось | Осталось без изменений |
Пруссия |
|
|
Австрия |
|
|
Швеция |
|
|
В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.
Понятие политики «просвещенного абсолютизма» и ее предпосылки
Просвещенный абсолютизм — политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796). Что их объединяло? Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.
«Просвещенный абсолютизм» в России
Идеи «просвещенного абсолютизма» нашли отражение в политике российской императрицы Екатерины II. Она находилась под определенным влиянием французских просветителей XVIII века – Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье. В трудах этих мыслителей Екатерина нашла взгляды, которые позволили ей использовать свое положение в государстве для укрепления позиций абсолютизма. В те времена в Европе было модно и выгодно слыть «просвещенным» правителем.
Настольной книгой императрицы было сочинение «О духе законов», написанное Монтескье. В нем говорилось о необходимости разделения власти в абсолютистском государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Но Екатерина стремилась построить самодержавие так, чтобы необходимость в демократической конституции отпала. Императрица ограничилась лишь расширением прав и привилегий отдельных сословий.
К «просветительским» реформам Екатерины II можно отнести проведенные в годы ее правления изменения в культуре и образовании. В 1783 году она даровала частным лицам право заводить собственные типографии, что положило начало «вольному книгопечатанию». Чуть позже была проведена реформа народных училищ, а затем открылись женские учебные заведения. Подобные мероприятия позволяли Екатерине II сохранять престижный имидж «просвещенной» императрицы.
Актуальность работы. Во второй половине XVIII века происходит зарождение и постепенное формирование основных течений русской общественной и политической мысли эпохи «просвещенного абсолютизма». Выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, а в политическом − поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией.
Цель работы состоит в изучении политики «просвещенного» абсолютизма в период царствования Екатерины II.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть идеологию просвещенного абсолютизма;
2) описать политические и общественные проекты Екатерины II;
3) охарактеризовать реализацию политики просвещенного абсолютизма.
С позиции XVIII века монархическая форма правления и идеи просвещения вовсе не содержали в себе противоречия. Просветители (Ш. Монтескье и др.) вполне допускали монархическую форму правления, особенно для стран с такой обширной территорией, как у России. Более того, именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности, согласные с разумом и правдой. Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и просветительства, оказались неоконченными и нерезультативными, отторгнутыми русской действительностью. Это относится, в частности, к попытке выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения.
Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: «А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других» [3, с. 376]. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.
Долгое царствование Екатерины II 1762—1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли, при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства. Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.
21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Императрица назвала их венцом своей деятельности. Обе грамоты окончательно закрепляли за верхними сословиями те права, обязанности и привилегии, которые уже были предоставлены предшественниками Екатерины в течение XVIII в., и предоставляли ряд новых. Так, дворянство как сословие было сформировано указами Петра I и тогда же получило ряд привилегий, в том числе освобождение от подушной подати и право неограниченно распоряжаться поместьями; а указом Петра III оно было окончательно освобождено от обязательной службы государству.
Золотой век русского дворянства был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями. И все-таки Екатерина «старалась проповедовать среди русского дворянства философию европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле её правление нередко называют эпохой просвещённого абсолютизма» [4, с. 216].
Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи. Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.
Вместе с тем, многие историки указывают на односторонний характер такого покровительства со стороны Екатерины. Деньгами и наградами щедро одаривались в основном иностранные деятели науки и культуры, которые разносили за рубежом славу о Екатерине II. Особенно разителен контраст в отношении отечественных художников, скульпторов и литераторов.
Абсолютизм и духовенство
Распространение идей просвещенной монархии ограничило феодальные права не только светского дворянства, но и церкви. Это привело к обострению конфликтов между королевской властью и духовенством.
Абсолютизм выступал за всеобщее просвещение и одновременно осуждал религиозные католические традиции. Светские власти видели сильного противника в лице папской курии и стремились вывести государство из-под религиозного влияния. В католических странах эта борьба велась с особой жестокостью. Признаки наиболее сильного влияния духовенства отмечены в Испании и Португалии.
В итоге были проведены следующие реформы в этой сфере:
- Папские буллы утратили юридическую силу. Исключение составили те документы, которые были заверены королем.
- Все дела клира подчинены были светскому суду, инквизиторские судилища упразднены.
- Множество католических монастырей закрыто. Их собственность передана в государственную казну.
- Для духовенства были ведены подати.
- В Португалии, Франции, Испании, Парме и Неаполе был изгнан и затем уничтожен орден иезуитов.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
Страна | Изменения | Что осталось без изменений |
---|---|---|
Пруссия | Повысилась доступность начального образования. Усилился государственный контроль над судебными и финансовыми органами. В экономике начала проводиться политика меркантилизма (защита интересов производителей из своей страны и введение ввозных пошлин на импортные товары). Землевладельцы лишились права отбирать у своих крепостных земельные наделы. Все сословия были объявлены равными перед судом. | Сохранилось крепостное право. Выезд за границу остался под запретом. Строгая цензура и отсутствие свободы слова тоже никуда не делись. |
Австрия | Смертная казнь сохранилась только за особенно тяжкие преступления. Появилось среднее образование. Привилегии Церкви были ограничены. Крепостное право было отменено, крестьяне получили небольшие земельные наделы. В экономике так же, как и в Пруссии, началась политика меркантилизма. | Цензура печати и запрет на свободу слова сохранились, запрет на выезд за рубеж тоже. Срок службы в армии даже возрос, а под власть Австрии подпали Галиция и Венгрия. |
Швеция | Были приняты законы, гарантирующие свободу слова и печати. Сословные ограничения на занимание высоких государственных должностей были отменены. В экономике проводилась политика меркантилизма. Была объявлена полная свобода вероисповедания. | Парламент остался зависимым от власти монарха, который мог распустить его в любой момент по своему желанию. Совещательный орган власти был упразднён. |
Для Екатерины понятие вольности ограничивалось законом. То есть гражданин мог делать все, что ему угодно, в рамках того пространства, которое давали ему нормы, принятые на государственном уровне. Императрица считала, что положение вещей, когда крестьянин хотел равняться на барина и т. д., могло быть гибельным для России.
В своем Наказе Екатерина упомянула о «народном умствовании». Этот термин был синонимом современного слова «менталитет». Новые российские законы должны были ориентироваться на те нормы, которые были приняты в обществе среди обычных жителей. Иначе говоря, они не должны были противоречить менталитету крестьянства, мещан и т. д.
В этом и была сущность просвещенного абсолютизма. Екатерина желала модернизировать самодержавие, сделать его более гибким по отношению к собственным гражданам, при этом не меняя основных норм государства. Когда много лет спустя в России зародилось народовольческое движение, студенты-революционеры стали «ходить в народ» — путешествовать по деревням и распространять там собственные прокламации о необходимости свержения самодержавия. Итог таких акций, как правило, был печален. Народовольцев хватали сами крестьяне и сдавали их жандармам. Подобные примеры хорошо демонстрируют важность менталитета – того, что Екатерина назвала «народным умствованием».
Экономическая политика
Екатерина считала, что если бы все три сословия упорно трудились ради процветания страны, то она бы быстро разбогатела. Императрица отмечала, что двумя столпами экономики России были земледелие и право собственности. То есть в XVIII веке огромная империя все еще официально считалась аграрной страной, где промышленность стояла на втором месте, а ее вклад в общее благополучие был мал. Время показало, что эта точка зрения являлась ошибочной.
Просвещенный абсолютизм в Европе тогда требовал от государей даровать свободы всем сословиям, чтобы они могли работать ради своей выгоды, что в итоге бы вылилось в экономический рост всего государства. Это были основные принципы капитализма, которые на тот момент существовали только в Англии. Но эта страна еще в XVII столетии прошла через кровопролитную гражданскую войну. И только после нее в Англии был закреплен принцип свободы предпринимательства и гражданские свободы.
Екатерина смотрела на вещи несколько иначе. Она так и не даровала окончательную свободу крестьянству. Без этой меры все ее преобразования носили только декоративный характер. Пойти на конфликт с помещиками она не могла. Понадобилось еще несколько поколений, чтобы страна осознала ошибочность своего курса.
Толчком для этого стала неудача в Крымской войне, после которой в 1861 году Александр II (правнук Екатерины) отменил крепостное право. Но даже эта реформа не была сиюминутной. Крестьянам еще много лет пришлось вносить выкупные платежи, чтобы окончательно закрепить за собой собственный участок земли.
Просвещенный абсолютизм в России
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путём совершенствования политической надстройки.
Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в РРРоРролопрлоплпРРООЛДОРРОЛОРРЛДОРРостов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке о Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. « Вот я и в Азии», — писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил её пестротой населения. «Это – особое царство, — писала она, — столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока накоплявшиеся наблюдения ещё не успели сложиться в целый преобразовательский план, Екатерина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».
На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определённое представление о том, что необходимо делать для процветания государства. « Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привёл, — писала он ещё до воцарения, — слава страны – моя собственная слава».
Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
В самом конце 1761 г. на российский престол вступилПетр III, правление которого продлилось всего 6 месяцев (январь – июнь 1762 г). Общий курс правительства оставался продворянским. При новом императоре в феврале 1762 г. была уничтожена зловещая Тайная канцелярия. Внесудебный произвол заменялся отныне нормальным судебным разбирательством по делам политического обвинения. Началась секуляризация церковных имений, монастырские крестьяне наделялись землей и переводились в ведение государства. Это была мера, отвечавшая традиционной политике подчинения церкви абсолютистскому государству. Петровскими указами запрещалось преследовать раскольников за их веру, а тем, кто в свое время бежал из России из-за этих преследований, разрешалось вернуться назад. При Петре III был принят важнейший государственный акт – Манифест о даровании свободы и вольности всему российскому дворянству, провозгласивший освобождение дворян от обязательной государственной службы. Однако среди, дворянской гвардии, государственных чиновников, в дела которых вмешивался Петр, церковнослужителей, для которых равнодушное отношение императора к церкви стало основанием подозревать Петра III в стремлении насадить лютеранство, зрело недовольство. Этим воспользовалась его жена Екатерина II(1762–1796), совершив 28 июня 1762 г. при поддержке дворянской гвардии очередной переворот. «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца», – писал В. О. Ключевский. Не случайно Екатерина проводит ряд мер с целью подчеркнуть отличие своей политики от политики Петра III. Она приостановила секуляризацию церковных земель, отменила мирный договор с Пруссией, согласно указу от 11 февраля 1763 г., служба дворян вновь объявлялась обязательной.
Правление Екатерины II условно делится на три периода: «просвещенного абсолютизма», когда Екатерина увлеклась идеями просвещения, реформами с целью заботы об «общественном благе»; реформ, прошедших под знаком борьбы с причинами и последствиями крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, решения охранительных задач и укрепления собственной социальной опоры; изменений в политике императрицы под влиянием Великой французской революции, имевших консервативный характер.
Мнения историков о политике «просвещенного абсолютизма»:
Первое. Эта политика носила показной характер, прикрывавший усиление угнетения крестьянства и нерусских народов.
Второе. «Просвещенной» императрицей Екатерину вынудили стать обстоятельства – захват власти и необходимость его оправдать, необходимость усилить царистские настроения крестьянства, создавая образ милосердной и справедливой императрицы.
Третье. Попытка приспособить существующий порядок к новым развивающимся капиталистическим отношениям. Четвертое. Современные историки сходятся во мнении, что «просвещенный абсолютизм» Екатерины II – это попытка власти проводить гибкий курс, приспосабливаться в целях самосохранения к новым условиям общественного развития.
Екатериной проводились изменения в системе управления, цель которых оставалась прежней – усиление абсолютизма. В 1764 г. была проведена сенатская реформа. Сенат был разделен на 6 департаментов, что значительно ослабляло его. Одновременно возросла роль личной канцелярии императрицы, а с 1768 г. вся работа по подготовке новых законов сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе. Екатерина попыталась начать борьбу против взяточничества в чиновничьем аппарате. В качестве демонстрации решительности властей в этом вопросе обер-секретарь Сената был поставлен у позорного столба с надписью «мздоимец и преступник законов».
Следующим шагом Екатерины II стало завершение начинаний Петра I по приведению церкви в полную зависимость от трона. Подчинив ее государству учреждением Синода, т. е. в политическом отношении, следовало решить вопрос о церковном землевладении. Секуляризация монастырских земель в 1764 г. сразу же подорвала основу благополучия духовенства.
Понимание кризисности развития России, с одной стороны, честолюбивое желание прослыть просвещенной правительницей, продолжательницей дела Петра I, с другой, привели Екатерину II к теориям европейского Просвещения. В молодости Екатерина увлекалась некоторыми идеями французских просветителей Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро.
Одной из таких теорий стала теория «естественного права», согласно которой все люди от рождения равны и свободны, они имеют равные естественные права, данные им от природы, эти права неотъемлемы. Только просвещенное общество может установить справедливые и гуманные законы. Однако если темным людям дать свободу, то она обернется анархией. Следовательно, народные массы следует просветить. Одним из путей достижения этой цели может стать правление мудрого монарха, который, пользуясь своей властью, добьется просвещения общества и справедливости. Благополучие государства, по мнению просветителей, зависит от главенства законов в обществе. Эти идеи оказали определенное воздействие на формирование взглядов и практическую политику Екатерины И.
В течение двух лет Екатерина трудилась над составлением программы своего царствования, которую изложила в виде «Наказа» созванной в 1767 г. Комиссии о сочинении нового Уложения (Уложенная комиссия). В «Наказе» объявлялось, что задача государства и власти – не отнимать у людей «естественную их вольность», а улучшать жизнь подданных. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть монарха, так как в условиях громадных размеров империи и своеобразия ее частей только такая форма правления сможет обеспечить порядок и благосостояние подданных. Она отмечала недопустимость перерождения монархической власти в деспотическое правление, что было связано с утверждением в стране принципа строгой законности, установлением равенства всех подданных перед законом. Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности, высказывалась против крепостного права. Созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма». Она была задумана как сословно-представительное совещание, в работе которого должны были принять участие все сословия государства, кроме помещичьих крестьян. Правительственные учреждения в комиссии представляли 5% депутатов, дворянство – 30%, города – 39%, сельские обыватели – 14%, остальные классы – 12%. Каждый депутат привез с собой наказы, которых в итоге набралось свыше 1500. Однако комиссия не решила своих задач – новое Уложение создать не удалось, и под предлогом начавшейся русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Уложенная комиссия была распущена.
Процессы, происходившие в социально-экономической сфере, в политической и духовной жизни общества, находили отражение в движениях социального протеста. Народные движения XVIII в., особенно второй его половины, отличались массовостью, охватом огромных территорий, антифеодальной направленностью и организованностью, ожесточенным характером вооруженных столкновений, вовлечением в движение разных групп населения, в том числе и представителей многих народов России. В 50-60-х годах на Урале развернулось движение приписных крестьян, в 1771 г. в Москве происходил «чумной бунт», где основными участниками были работные люди. Крупнейшим же событием XVIII в. стала крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Ее причины: рост эксплуатации крестьянства помещиками, бунты посессионных (приписных) крестьян на мануфактурах, наступление власти на вольности казачества, захват национальных районов, распространение крепостнических порядков на новые территории. В 1773 г. на р. Яик появился самозванный Петр III – казак из Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Войско Пугачева состояло из разнородных социальных сил. Так, казаки шли в него, недовольные ограничениями казацких привилегий, ущемлением хозяйственных интересов; крестьянство, недовольное тем, что слухи о скорой вольности оказались иллюзией. Казацко-крестьянское движение разворачивалось в районах мануфактурного производства, и рабочие, задавленные каторжным трудом, присоединялись к восставшим. Главным требованием этой части восставших была отмена заводской барщины и возвращение им статуса государственных крестьян.
Таблица 8– Крестьянская война 1773–1775 гг.
Этап | Период | Основные события |
I | сентябрь 1773 – март 1774 | Начало восстания – снятие осады Оренбурга. Цель – взять крупный центр Урала Оренбург, однако и штурм, и осада оказались безрезультатны. Значительная часть повстанцев была разбита под Татищевой крепостью |
II | март – июль | Сражения на Урале и в Башкирии. Поражение под Троицкой крепостью. Взятие Казани (за исключением кремля). Поражение восставших и бегство Пугачева с небольшим отрядом на правый берег Волги |
III | июль – сентябрь | От поражения под Казанью до выдачи Пугачева властям. Восставшие пытались продолжать военные действия на правобережье Волги, продвигаясь к Царицыну |
Вместе с тем Екатерина II зайдя на престол, боялась дворянства, боялась, что оно может привести к власти другого в любой момент. Поэтому она всячески задабривала дворянство.
Просвещение — эпоха просвещения, эпоха гуманизма, эпоха появление новой философии 18 века.
Это идеология будущей французской революции, это либеральные идеи. Появляются гуманистические идеи. Поклонницей этих идей была Екатерина II. просвещенный абсолютизм россия екатерина
Еще до пришествия на престол она дружила с французами Вальтером и Руссо. Не раз в этих задушевных беседах с будущими организаторами переворота она говорила, что хочет изменить государственное устройство, приблизить Россию к европейским государствам.
Зайдя на престол, она заявляет о готовности изменить законодательство, так как оно устарело — не изменялось 120 лет.
Екатерина говорит, что надо создать уложенную комиссию, создать новые уложения. Она начинает писать наказ этой комиссии (в 1764 году она пишет его). Там она говорит о том, что рабство в 18 веке оскорбительно для страны, что хочет править в свободной стране, что между обществом и монархом должен быть общественный договор — монарх правит, покровительствует, а общество поддерживает и подчиняется во всем.
В 1765 году Екатерина II создает «вольное экономическое общество» — ВОЭ. Создавалось оно для помещиков, для правильного ведения хозяйства. Ведь в это время помещичьи хозяйства разоряются.
Первым мероприятием этой политики стал конкурс, объявленный в 1766 г. Вольным экономическим обществом по инициативе Екатерины II на лучшую работу по вопросу предоставления крестьянам права собственности на движимое и недвижимое имущество. На конкурс поступил целый ряд работ французских, немецких и русских просветителей, доказывавших экономическую нецелесообразность сохранения крепостного права, утверждавших, что для развития страны требуется покончить с произволом крепостников. В некоторых работах прямо обосновывалась необходимость ликвидации крепостного права. Но реального результата не получилось, все эти работы за ненадобностью были сданы в архив.
Вторым, более крупным актом политики стал созыв Уложенной комиссии (1767-1768). Она была призвана заменить устаревшее Соборное уложение 1649г. К началу работы комиссии Екатериной II были подготовлены некоторые своеобразные инструкции законотворцам, получившие наименование «Наказа» и представлявшие собой компиляцию из произведений западноевропейских просветителей о свободе, собственности, правосудии, но все они носили общий характер и не сопровождались какими-либо практическими предложениями. Реальная же политика екатерининского правительства шла вразрез с этими положениями. Согласно системе выборов свыше 80 % населения Росси исключалось из выборщиков в Уложенную комиссию, не менее 45 % мест получили дворяне.
3. Проблема просвещенного абсолютизма Екатерины II в трудах историков
Проблемы политики просвещенного абсолютизма затрагивал в своих трудах профессор Московского университета, выдающийся русский историк В.И. Герье (1937 — 1919). Докторская диссертация Герье легла в основу первой русской монографии по зарубежной новой истории «Лейбниц и его век» (1868 год, вторая часть «Отношение Лейбница к России и Петру Великому» опубликована в 1871 году), написанной на основе изучения документов зарубежных архивов. В ней он относил раннюю границу политики просвещенного абсолютизма в зарубежных европейских странах и России к концу XVII — началу XVIII века.
Одним из результатов осмысления общественным сознанием этих потрясений стала смена господствующей парадигмы исторической мысли. Возник и утвердился консервативный романтизм (Э. Бёрк, Ж. де Местр, «историческая школа права»), отрицающий идеалы Просвещения, оценивающий их как разновидность утопического мышления. Шло активное идеологическое наступление на идейное наследие Просвещения, в том числе, и на доктрину просвещенного абсолютизма. Отвергалось фундаментальное для нее положение о возможности рационалистического строительства человеческого общества. Просветительские проекты общественных преобразований Бёрк называл «варварской и механической философией», «которая является плодом холодных сердец и порочных представлений». В-четвертых, идеи абсолютизма в любых его формах подвергались все большей критике. Широко распространялась мысль о независимости исторического процесса от воли монархов, пусть даже и просвещенных. В этом отношении характерно негативное отношение декабристов и их окружения к Н. М. Карамзину, возлагавшему надежды на просветительскую деятельность монархов, подобных Петру.
В XVIII в. в общественно-политической мысли России отчетливо выступали два направления:
1) консервативное, охранительное;
2) прогрессивное, просветительское.
Первое из н��х признавало незыблемость самодержавно-крепостнического строя и господствующего положения дворянства, его сословных прав и привилегий. Но уже к середине столетия представители консервативного направления стали понимать необходимость изменения форм проведения внутренней политики, направленной на сохранение и укрепление крепостничества, допускали частичные уступки другим сословиям в случае, если они не затрагивали существа строя и не угрожали господству дворянства.
Одной из наиболее важных, обсуждавшихся общественной мыслью 2-й половины XVIII в. проблем, была проблема происхождения верховной власти, характер и сущность различных форм правления, в первую очередь монархии. Эта проблема, естественно с разных позиций, интересовала как представителей просветительского, так и консервативного направления. И те, и другие при этом использовали идеи западноевропейских, в первую очередь французских просветителей. Это объясняется тем, что в XVIII в. активно развивались русско-французские культурные связи, при этом французская культура, занимавшая в Европе доминирующее положение, оказывала на русскую определенное влияние. Основную роль в этом сыграл, прежде всего, Монтескье — автор теории договора между народом и правителем в происхождении государства. Рассматривая три формы правления — деспотию, монархию, республику, Монтескье пришел к выводу, что в выборе формы особую роль играют природно-географические условия и климат (монархия — для больших территорий, республика — для маленьких). Многие положения Монтескье были использованы представителями консервативной идеологии. Прежде всего, самой Екатериной II в ее «Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения». Она стремилась показать, что существующий в России порядок закономерен, необходим и единственно возможен. Для доказательства необходимости в России самодержавия Екатерина II опиралась на положение Монтескье о роли климата и географического положения.
«Наказ», над составлением которого Екатерина II трудилась в течение двух лет (1765-1767), представлял собой обширное философско-юридическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. В нём имелись статьи о хранилище законов (Сенате), равенстве и свободе граждан (за исключением крепостных крестьян), согласовании наказания с преступлением (уголовное право и судопроизводство), крепостном праве (размножение народа в государстве), ремёслах (рукоделии) и торговле, воспитании, дворянстве, среднем слое и др. «Наказ» состоял из 20 глав (потом появились ещё две главы) и 655 статей. Этот труд носил компилятивный характер и опирался на произведения Ш. Монтескьё «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». На основе этого документа Уложенная комиссия (1767-1768) должна была разработать новый законодательный кодекс либерального характера, а наказы с мест в большинстве своём были направлены на укрепление крепостничества, сохранение корпоративности дворянства. Комиссия, оказавшаяся под влиянием этих взаимоисключающих факторов, была обречена, поэтому под предлогом начавшейся в 1768 г. русско-турецкой войны Екатерина распустила депутатов на неопределённый срок. Уложение так и не было создано.
Показательна запись молодого А.С. Пушкина, полностью отрицающая что-либо положительное в деятельности Екатерины II: «Со временем история оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости».
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:
Страна | Изменилось | Осталось без изменений |
Пруссия |
|
|
Австрия |
|
|
Швеция |
|
|
В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.