Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких судах рассматриваются уголовные дела военнослужащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.
Здесь основная (если не единственная) категория дел – это иски воинских частей о взыскании ущерба по ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
Если в первом случае ещё как-то можно дискутировать о значении слова «вправе» (см. «Правовой анализ»), то в данном случае всё чётко и однозначно: такие дела военному суду не подсудны. Можно возразить: мол, как же так, истец – военный, ответчик – тоже, кому, как не военному суду, рассматривать дело? Да ради бога! Укажите в законе – и вперёд! Но в том-то и дело, что в законе о военных судах указаний на данную категорию дел вообще нет. Иски (заявления) военнослужащих к органам военного управления, воинским должностным лицам – да, но в обратном направлении – нет.
И здесь Военная коллегия (именно она готовила проект Постановления Пленума ВС РФ № 9 – 2000 года) делает сальто-мортале и устанавливает:
«9. В случаях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», решение о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим, принимается судом по иску воинской части. Дела по таким искам должны рассматриваться военными судами в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации».
Вот, собственно, и всё. Подсудность установлена Пленумом ВС РФ.
У меня было несколько дел в военных судах по материальной ответственности, где я начинал работу с ходатайства о передаче дела по подсудности в районный суд. В удовлетворении таких ходатайств отказывали. Я и по данной категории дел подготовил жалобу в КС РФ, но отправить её так и не удалось: за то время, пока частные и надзорные жалобы отрицательно разрешались, по основному делу мы получали положительное решение и подписывать жалобу в КС РФ никто из клиентов не захотел. Увы. (Может, одно дело надо было «проиграть»? )
Почему я решил опубликовать эти нафталиновые документы? Потому что сегодня возникла похожая ситуация: с 2010 года граждане, в отношении которых уголовное дело прекращено на стадии предварительного следствия, получили возможность обращаться с заявлениями о реабилитации в суды. И вновь возник вопрос о подсудности таких дел военным судам.
Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде
Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и администратором данного военного суда. Обеспечением осуществления правосудия военными судами, обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, систематизации законодательства, приема граждан и выполнения других функций суда, предусмотренных федеральным законом, занимается аппарат военного суда. Указанные виды деятельности он осуществляет под контролем председателя военного суда.
Порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов в военное время и при введении чрезвычайного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «О военном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Средствами связи, служебными помещениями военные суды обеспечивают, а равно хранение архивов осуществляют, соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Понесенные же в связи с этим расходы оплачивает Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
В каждом военном суде имеется администратор. Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником подразделения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, курирующего организационное обеспечение деятельности военных судов, по представлению председателя соответствующего военного суда. Руководит деятельностью администратора военного суда названное подразделение Судебного департамента. Контролем над его деятельностью занимается председатель соответствующего суда.
Среднее звено судов общей юрисдикции
Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.
В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела
- в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
- по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
- осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Военные суды: задачи, полномочия и порядок формирования
Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также — органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.
Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Основные задачи военных судов
Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
1. нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
2. нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
3. нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подсудность дел военным судам
Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.
Альтернативный комментарий к ст.25 ГПК
В статье 25 ГПК РФ, конкретизируя положения статьи 22 ГПК РФ, установлена подсудность гражданских дел военным и иным специализированным судам. При этом под специализированными судами понимаются суды, которые уполномочены рассматривать дела, прямо отнесенные исключительно к их подсудности законом исходя из категории дела или исходя из состава участников судебного разбирательства.
В настоящее время в Российской Федерации существует два вида специализированных судов. Это военные суды и Суд по интеллектуальным правам (созданный в системе арбитражных судов). Создание указанных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
К подсудности военных судов отнесены дела о защите прав военнослужащих, а также граждан, проходящих военные сборы, от решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, о восстановлении на военной службе, об отмене дисциплинарных взысканий, об оспаривании отказов в расторжении контрактов о прохождении военной службы, о взыскании всех видов невыплаченного денежного довольствия, жилищные споры и другие.
Вопросы подсудности дел военным судам подробно разъяснены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Гарнизонные военные суды рассматривают основную массу подсудных военным судам гражданских дел по первой инстанции. Окружные (флотские) суды рассматривают жалобы на судебные постановления гарнизонных судов, а также дела отнесенные к их подсудности. Следующей судебной инстанцией для военных судов является Верховный Суд РФ, в котором создана Военная коллегия.
Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Окружные (флотские) суды, как следует из названия, действуют на территории соответствующих военных округов или флотов.
К подведомственности Суда по интеллектуальным правам отнесены следующие споры:
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Роспатента, Федеральной антимонопольной службы и других федеральных органов исполнительной власти, например, о выдаче патента или об отказе в выдаче патента на изобретение;
об установлении патентообладателя;
о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.
Такие споры рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от состава участников правоотношений, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Статья 25 ГПК РФ не исключает возможность создания других специализированных судов в будущем времени, что исходя из нынешних тенденций к узкоспециализированной направленности, будет являться основным направлением развития судебной системы.
Предъявление иска, подсудного специализированному суду, в районный (городской суд или мировому судье приведет к возвращению искового заявления (статья 135 ГПК РФ), в связи с неподсудностью дела.
Структура военного суда
Структура военного гарнизонного суда рассматривается отдельно. Это целая иерархия представители судебной системы, избрание которых регламентирована в соответствии с законодательством.
Сам гарнизонный суд состоит из нескольких судий а также из народных заседателей. Все судьи назначаются только по поручению президента Российской Федерации. При этом, не какими нормативно-правовыми актами не ограничивается срок их полномочий.
Все гражданские, а также административные дела могут рассматриваться судьей единолично, так и одновременно целый коллегии судей с присутствием народных заседателей.
Как и в гражданских судах, гарнизонный возглавляет председатель, у него имеется по два заместителя.
Председатель принимает непосредственное участие в рассмотрении каждого отдельного дела. Кроме того, на его плечи ложится ответственность по организации деятельности суда. Председатель следит, как распределяются обязанности между всеми судьями, а также берёт на себя контроль по работе аппарата.
Если возникли вопросы со стороны государственных учреждений и органов местного самоуправления, то именно председатель представляет интересы своей инстанции. В отсутствие председателя, все его функции ложатся на плечи заместителей.
Как работают подобные клиники?
Если кто думает, что все очень сложно, то он ошибается. Простота подобных схем и приводит к массовости обмана людей. Первым делом, регистрируется компания, получаются документы, далее оформляется офис и подбирается персонал (в основном менеджеры по продажам). Далее запускается массированная рекламная компания, для привлечения клиентов (в данном случае, клиенты это те овцы, что можно остричь, а точнее обобрать).
Вот и вся схематичность, за исключением некоторых штрихов. А штрихи эти таковы, когда клиент приходит в офис, ему сотрудники «вешают лапшу на уши» и убеждают в том, что ему нужна медицинская помощь или консультация. Все направлено лишь на то, что бы клиент по максимуму внес денег в контору. А если нет наличных, то клиенту вежливо подсунут кредитный договор и человек придя на бесплатную консультацию, получает и диагноз болезни и кредит в банке.
Кто еще не окажется в окопах?
Вообще, в рамках текущей мобилизации степень годности играет последнюю роль. Семейное положение, как оказалось: тоже. Да, если поднять шум, то может быть и удастся отбить человека от военкомата. Но далеко не факт.
Теперь переходим к последнему списку. Первые в очереди это люди с бронью. На самом деле, не совсем ясно, как это вообще может работать. Тут решает только правительство РФ.
Не поедут на войну и те, кто временно не годен. Но это, на самом деле, скорее неправда, нежели истина. Почему: догадывайтесь сами.
Если человек имеет кого-то на иждивении, то можно выбить отсрочку на этом основании. Правда читателям с больными родственниками мы просто не рекомендуем соприкасаться с военкоматом всеми доступными способами.
Формально, отцы одиночки тоже могут претендовать на отсрочку. Как и отцы, в семье у которых больше 4 детей. Важно, чтобы они были возрастом до 16 лет. Если старше: могут отсрочку и не дать, на вполне законных основаниях. Или же если у вас жена на беременности свыше 20 недель, и 3 детей возрастом до 16, то тоже можно попытать счастья. Еще есть ограничения по детям у матери одиночки. Ну и замыкают список, совсем не дети. А депутаты и члены СФ. Без комментариев.
Какие дела могут быть рассмотрены в данной судебной инстанции
Все вопросы, связанные с рассмотрением гражданских дел, регулируются отдельным документом – гражданско-процессуальным кодексом РФ. Согласно отдельным положениям кодекса, в суды общей юрисдикции направляются исковые заявления для рассмотрения дел, где сторонами выступают непосредственно граждане.
В данной инстанции могут быть рассмотрены следующие обращения:
- иски, касающиеся дел гражданских, трудовых и семейных, жилищных, земельных и других вариантов правоотношений;
- заявления о взыскании долгов, в отношении которых уже был выписан судебный приказ;
- обращение на неправомерное действие или на полное бездействие госорганов;
- дела, в рамках которых потребуется открыть особое производство с целью в будущем установить определенный юридический факт;
- в случае необходимости оспорить решение третейского судьи или получить ИЛ на решение выданное таким судьей.
Понятие и полномочия суда
Главная задача суда, как органа судебной власти, рассматривать уголовные дела в процессуальном порядке и выносить по ним решения. Решение должно основываться на УПК РФ.
Справедливость правосудия – основной принцип рассмотрения дел, который закреплён в Конституции РФ. Для соблюдения данного принципа важно правильно сформировать состав суда, избежав конфликта интересов и участия в нём заинтересованных личностей, а также обеспечив максимально объективный суд.
Нужно учесть, что выносить приговор после разбирательства по делу вправе только суды общей юрисдикции.
Исходя из всех этих принципов, суды классифицируют на основании двух критериев:
- Коллегиальность или единоличность суда.
- Участие в судебном процессе только квалифицированных судей или не также и непрофессионалов.
Под непрофессионалами понимаются присяжные заседатели, которые принимают участие в рассмотрении дел наряду с квалифицированными судьями и выносят приговор о виновности или невиновности человека. Те граждане, которым выпало быть присяжными, выполняют эту функцию на протяжении нескольких лет, за что получают вознаграждение.
Какие дела рассматривают суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела c участием граждан и организаций. В зависимости от сложности рассматриваемого дела назначается суд соответствующего уровня.
Мировые судьи обладают ограниченными полномочиями и рассматривают незначительные дела по упрощённой процедуре.
Районные суды являются судами первой инстанции, а также апелляционной инстанцией при обжаловании решений мирового суда. В их компетенцию входит рассмотрение более сложных и значительных дел.
При повышенной тяжести и кропотливости рассматриваемого дела, оно поступает в суды второй инстанции – краевые, областные суды общей юрисдикции, а также суды городов федерального значения.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
В суд общей юрисдикции предъявляются следующие исковые заявления:
- по спорным гражданским, трудовым, семейным, жилищным и прочим вопросам
- о взыскании денежных средств (недоимки по налогам, долг по алиментам, невыплаченная заработная плата и прочее)
- о неправомерности или бездействии государственных органов
- об установлении какого-либо юридического факта (недееспособности гражданина, усыновления детей и прочее)
Сфера компетенции военных судов
Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:
- Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
- Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
- Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.
Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).
Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.
Статья 7. Подсудность дел военным судам
1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.
2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.
3. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.
3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
5 — 6. Утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.
6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.
7. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.
8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
Деятельность Арбитражных судов РФ регулируются федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации». Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
В Арбитражных судах рассматриваются споры, касающиеся предпринимательской и экономической деятельности, т.е. иски между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между госорганами и организациями и ИП.
Судьи арбитражных судов рассматривают:
- экономические споры;
- заявления о неправомерных действиях и бездействиях государственных органов, неправомерных решений государственных органов (должностных лиц);
- исковые заявления о совершенных административных правонарушениях;
- дела об оспаривании решений третейских судов;
- о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов.
Некоторые дела рассматриваются только арбитражным судом:
- дела о банкротстве;
- дела по корпоративным спорам;
- споры по вопросу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- споры о деятельности депозитариев;
- о защите деловой репутации.
Документы, связанные с возбуждением уголовного дела и дознанием в отношении военнослужащих. Уголовное дело на военнослужащего Кто имеет право проводить следствия против военнослужащего
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
В частности, уголовные дела в отношении дезертиров и других уклоняющихся от прохождения военной службы относятся к подследственности военной прокуратуры по месту задержания военнослужащего. После выполнения в 20-дневный срок необходимых следственных действий такие дела могут передаваться по согласованию с ними военным прокурорам по месту службы задержанных только для расследования других совершенных ими же преступлений либо для расследования фактов неуставных проявлений в отношении задержанного.
Преступления, совершенные военнослужащими и гражданским персоналом Федеральной пограничной службы и подследственные органам военной прокуратуры, расследуются, за некоторыми исключениями, военными прокуратурами соответствующих пограничных округов.
Спорные вопросы определения подследственности между отдельными военными прокурорами различных округов решаются через Главную военную прокуратуру. В таком же порядке определяется подследственность преступлений, совершенных за пределами Российской Федерации в ликвидированных к настоящему времени группах войск или иных воинских формированиях на территории СНГ и стран Восточной Европы.
Порядок создания и действие Конституционного суда установлено Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный суд уполномочен разрешать дела, касающиеся вопросов права, в то время как сами фактические обстоятельства дела конституционный суд не рассматривает.
В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.