Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «129,Почему Гитлер ненавидел евреев — описываем по порядку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Практически в любой точке земного шара даже подростки, которые не любят историю, знают о существовании фюрера.Об этом человеке снято более десятка фильмов, написано множество книг. Отношение людей к Гитлеру достаточно противоречиво. Одни восхищаются его необычайным искусством оратора, целеустремленностью и умом. Другие возмущены жестокостью и высокомерием.
До определенного возраста Адольф даже не задумывался о том, что среди остальных национальностей отдельно выделяются евреи. Он впервые познакомился с мальчиком еврейской национальности, получая образование в училище. Гитлер относился к нему с осторожностью, как и все остальные, потому что тот был подозрительно молчалив.
Однажды Адольф прогуливался по центральной улице Вены. Его внимание привлек необычного покроя «длиннополый кафтан» и его владелец, носивший черные локоны. Колоритная личность оставила столь сильное впечатление, что Гитлер решил больше узнать о евреях. Как обычно, он начал с чтения соответствующей литературы.
Первыми печатными изданиями, попавшимися Адольфу под руку, стали антисемистские брошюры. В них было выражено крайне негативное отношение к евреям. Как ни странно, после их изучения великий диктатор почувствовал несправедливость к гонениям этого народа. Ведь в то время Гитлер отличал евреев от других национальностей только по религии. И ему была не совсем понятна враждебность к иудеям.
Постепенно фюрер стал понимать, что евреи — это отдельная нация. Даже стал выделять их по внешним признакам: одежде, прическе и походке, не говоря уже о манере разговора и поведении. В итоге, у фюрера сформировалось особое отношение именно к еврейскому народу. Он стал открыто его ненавидеть и всячески преследовать с целью уничтожения.
Что такое холокост? Что значит само это слово?
Конечно, много людей слышали о том, что нацисты уничтожали евреев во время войны, но не все знают, что это явление называется холокостом. Собственно, само слово «холокост» греческого происхождения и означает «всесожжение»: в древности существовал вид жертвоприношения, когда животное нужно было полностью сжечь. Впервые этот термин был употреблен в отношении геноцида, который совершили турки-османы по отношению к армянскому населению Геноцид армян в 1915 году — массовое уничтожение и депортация армян властями Османской империи.. Позднее термин закрепился именно за политикой нацистов по отношению к еврейскому населению во время Второй мировой войны. В иврите используется другой термин — Шоа, что означает «катастрофа». Он, возможно, точнее передает то, что случилось с европейским и вообще мировым еврейством, потому что из примерно 11 миллионов европейских евреев от пяти до шести миллионов были уничтожены. Это катастрофа.
Причины антисемитизма в Европе и Германии
Европейский антисемитизм берет начало из раннего христианства. В Европе с начала нашей эры проживали тысячи евреев: на западе – сефарды, на востоке – ашкенази. Католическая церковь проводила негласную пропаганду антисемитизма: во-первых, евреи не платили церкви налоги (а они не должны – не их вера), во-вторых, согласно Библии, именно они казнили Христа. Бытовой антисемитизм доходил до абсурда: евреев обвиняли даже в том, что это они создали чуму, так как сами они ей болели реже. А они просто чаще мыли руки…
Позже евреи ставали кредиторами, создавали банка, а богатых кредиторов многие не любят. Так в Европе сложился бытовой антисемитизм, который стал нормой. В моменты социального напряжения он перерос в погромы, судебные фальсификации («Дело Бейлиса») и открытую дискриминацию. Как пел бард Михаил Фельдман: «евреи – народ громоотвод».
Германия проиграла Первую мировую войну. Некоторые немцы тогда говорили, что евреи, граждане их страны, недостаточно хорошо воевали. Также существовало мнение, что из-за еврейского заговора набирал силу мировой коммунизм. Бедность 1920-х годов некоторые немцы объясняли тем, что богатые евреи (например Рокфеллеры или Морганы) установили свои монополии в США и теперь контролируют весь мир. Именно поэтому идеология Гитлера была такой простой и понятной.
Гитлеру нужно было сплотить немцев вокруг одной идеи, одного врага. Если одна раса имеет превосходство, должны быть те, кто значительно ниже ее. Фюрер понимал, что если показать немцам кто враг, основываясь на народных стереотипах, то пропаганда будет выглядеть убедительнее. Плюс ко всему главный враг на востоке был СССР с коммунизмом. Большинство участников компартии Баварии были евреи.
В ВКП (б) также были евреи. Но тогда коммунист – это главным образом интернационалист, часто евреи отказывались от своей веры (а иногда и народности) во благо «светлого коммунистического будущего». Поэтому они не были евреями в классическом понимании. Но Гитлер объединил врага коммунистов и евреев в миф «о жидо-большевизме». Поход на восток стал иметь теперь практически сакральный характер.
Отдельно следует указать причиной Холокоста войну. По выражению Тимоти Снайдера («Кровавые земли. Европа между Гитлером и Сталиным») «она способна дегуманизировать человеческую природу», человек теряет все моральные ориентиры. Многие не понимали, как солдаты могли выполнять такие приказы. Это тяжело писать, но в годы войны смерть – это норма, а человеческая жизнь – обесценена. Когда же тебе внушают о твоем превосходстве и о том, кто настоящий враг твоего народа, голос совести замолкает.
Слово имеет древнее происхождение, в переводе с античного греческого означает жертвоприношение сожжением. С пятидесятых годов двадцатого столетия термин «Холокост» стал употребляться в контексте массового уничтожения нацистами евреев на территории Европы в период Второй мировой войны. Принципиальной разницы между Холокостом и геноцидом нет. Концептуально определения отличаются тем, что первый – это законодательно утвержденный и идеологически подкрепленный план уничтожения целого этноса. Это была индустрия, создавшая гигантские фабрики смерти со своей логистикой и технологиями убийства. В ней даже работали ученые – физики, химики и прочие.
Безусловно, геноциду подвергались и другие неполноценные, по мнению Гитлера, нации, славяне, цыгане, ениши и прочие. Но кое-какая селективность все-таки прослеживалась, например, словаки и хорваты, являясь славянами, были вполне полезными союзниками.
История Холокоста условно разделяется на три этапа, если можно делить истребление народа таким образом. За годы Холокоста интенсивность уничтожения евреев была разной. Вначале в период от прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году вплоть до 1940 года проводилась политика вытеснения евреев из страны путем унижения, погромов, дискриминации. Но не нужно думать, что этот период был бескровным. Уже тогда счет жертв шел на тысячи, другое дело, что их никто не считал. В то время на территории Германии проживало от пятисот до шестисот тысяч евреев, то есть около одного процента от общего числа населения. Определенные результаты были достигнуты – две трети евреев покинули страну. Бежали в основном в соседние государства. Но с началом Второй мировой войны нацистская «рука смерти» их все равно настигла.
Ужасающее количество жертв Холокоста
С момента прихода к власти нацистов в тридцать третьем и до краха режима в мае сорок пятого по разным оценкам было уничтожено около шести миллионов евреев. Сколько погибло точно, назвать не рискнет никто. За это время в Германии, на оккупированной ей территориях Европы и Советского Союза, а также в государствах-сателлитах было построено свыше тысячи шестисот концентрационных и около девятисот трудовых лагерей. Все они находились в единой системе уничтожения, которая работала без сбоев, проволочек, задержек и остановок.
Изъятое имущество – отдетских игрушек до ювелирных украшений и недвижимости – незамедлительно распределялось внутри страны. Как и обещал, Гитлер улучшал жизнь немецких граждан арийской расы за счет евреев. Это находило широкую поддержку внутри Германии. Один из самых известных примеров, когда за полтора месяца было распределено свыше двухсот двадцати тысяч мужских костюмов, около ста девяносто тысяч женских платьев, сто шестьдесят тысяч детских вещей, белья и прочего.
Юность и зрелые годы Гитлера
Дальнейшие годы не добавили любви к евреям в сердце Адольфа:
Первая Мировая |
Послевоенное время |
Среди солдат антисемитские настроения распространялись с невероятной скоростью. |
Страна пребывала в плачевном состоянии, в шаге от разорения. |
На этот период может приходиться конфликт с военнослужащим еврейского происхождения. |
При этом лавочники, банкиры и ювелиры жили вполне неплохо. Именно среди них было больше всего евреев. |
«Большую игру» зачастую вели евреи, а на поле боя умирали немцы, англичане и французы. |
Как политик Гитлер был вхож в высший свет, среди представителей которого было много семитов. |
С точки зрения Гитлера, его нелюбовь к евреям объяснялась:
- Любовью этого народа к стяжательству. Адольф считал, что в любой ситуации еврей искал выгоду для себя, не обращая внимания на рамки морали.
- Их высоким положением в обществе. Упорство и склад ума позволяли представителям этого народа добиваться неплохих результатов во всех делах, связанных с финансами.
- Более высокий уровень жизни евреев, относительно немцев. В кризисные времена среднестатистический семит жил лучше, чем коренной немец.
- Озлобленностью самого Адольфа на весь мир, в связи с крушением всех планов и виденными на войне ужасами.
- Желанием видеть себя в роли «спасителя мира», который устранит глобальную угрозу.
Но причина может крыться в чем-то другом:
- Происхождение Гитлера.
- Его детские годы.
- Обиды и конфликты с представителями еврейства.
- Неудачи на личном фронте.
Можно быть национальным героем и совершать ужасные поступки
– Напоследок хочу вернуться к событиям 4 июля, о которых мы вспоминаем сегодня. Сегодня в Латвии отмечается День памяти жертв геноцида еврейского народа. И в той же Латвии, как мы знаем, сегодня сильны неонацистские настроения. Кроме того, ряд латвийских историков (например, хорошо знакомые вам Эзергайлис и Кангерис), активно оспаривают как сам факт участия латышей в еврейских погромах, так и количество жертв. Как вы на это реагируете?
И.А.: Я неоднократно бывал в Риге на различных форумах и там есть замечательный музей Рижского гетто, ежегодно проходят очень содержательные конференции, и я знаю, что лидеры страны принимают участие в мемориальных мероприятиях. Поэтому мне сложно судить о степени распространения неонацизма. Понятно, что крайние национальные идеи проявляются, и мы это прекрасно знаем из тех же маршей, о которых я говорил. Но, с другой стороны, мы знаем и то, что практически везде на местах казней евреев в Латвии установлены памятники. В Латвии и других странах Балтии очень активно используется тезис о двух оккупациях, зачастую это ставится на одну доску с той лишь разницей, что в результате германской оккупации якобы страдали в основном только евреи. Но это не так. И в Латвии, и в соседних странах та интеллигенция, которая по-настоящему национально мыслила и не согласна была с расистской идеологией нацистов, подвергалась преследованиям и гонениям.
И, кстати, именно в Латвии очень бережно относятся к людям, которых мы называем «Праведниками народов мира» (почетное звание, которое израильский национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма Яд ва-Шем присваивает людям нееврейского происхождения, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы – прим. ред.). Недалеко от того места, где стоит синагога, есть так называемая «Стена праведников». С моей точки зрения, это один из самых сильных символов Холокоста: такая падающая конструкция, которую поддерживают несколько столбов с именами граждан Латвии, которые, несмотря на нацистскую пропаганду и устрашение, что будут казнены, приняли на себя этот удар. И в странах Балтии об этих людях знают гораздо больше, чем знают, например, наши школьники в России. Поэтому в данном случае мы должны, в первую очередь, видеть возможности сотрудничества с учеными этих стран.
Вы правильно абсолютно сказали: споры о количестве жертв – это в истории Холокоста сегодня мейнстрим. Я внимательно читал и использовал в своих работах книги Андриевса Эзергайлиса. И он ведь не отрицает участие латышей в этом [Холокосте]. Но на первый план выступает вопрос о том, насколько это было именно немецкое влияние, которое приводило к участию в Холокосте отдельных людей. Это действительно один из парадоксов. Можно быть национальным героем, «латышским Чкаловым», как Цукурс (Герберт Цукурс – латвийский летчик, конструктор, журналист, в годы Второй мировой войны – член карательной команды Виктора Арайса – прим. ред.), который совершал удивительные перелеты и одновременно служил в нацистской полиции и принимал участие в карательных операциях. Он был гордостью нации, но в то же самое время он был способен под влиянием этой пропаганды совершать такие поступки, которые оставляют след в истории – к сожалению, не светлый след. Поэтому здесь нет деления на черное и белое, в этом и заключается вся серьезность ситуации. Нет оправдания любым действиям не только нацистов, но и тех, кто сотрудничал с ними (как в убийствах, так и в пропаганде), и мы сегодня об этом забывать не должны, как и о подвиге тех, кто встал на пути этой политики полного уничтожения.
– В заключении хочу попросить вас рассказать о последних событиях в жизни центра «Холокост».
И.А.: Сейчас, как вы знаете, все в условиях онлайн, и за последние полтора месяца мы провели четыре международных онлайн-конференции, в которых приняли участие более 500 человек. А сейчас мы делаем новую версию нашей передвижной выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». Я имел возможность представлять эту выставку в ООН в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в ОБСЕ, в Совете Европы, в семи парламентах. Данная выставка существует уже на 9 языках. Она посвящена 27 января – главной дате, которая отмечается во всем мире (27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста – прим. ред.). Посвящена тому, что именно Красная армия остановила деятельность главного центра уничтожения евреев в Аушвице. Среди пяти командиров дивизий, которые освободили Аушвиц, был один по фамилии Зубов – этнический латыш из Курляндии. И я неизменно в ходе этой выставки рассказывал именно об этом человеке, потому что, с моей точки зрения, одна из наших важнейших задач – это показать роль всех народов Советского Союза, в том числе уроженцев Латвии, в совместной борьбе против нацизма.
Почему Гитлер решил истребить всех евреев Европы
Фюрер говорил о том, что евреи и цыгане — это «отбросы общества», которые не должны находиться в цивилизованном мире, поэтому он решил «очистить» от них Европу. Идея уничтожения, которая вскружила голову злого немца, переплетается с идей нацизма разделения всех национальностей на несколько групп. Первая группа была правящей верхушкой — арийцы, вторая группа — рабы (славянские народы), а третья — евреи и цыгане, которых необходимо было истребить любой ценой, а тех, кто выжил — превратить в рабов. Именно тех, кто принадлежит к национальности евреев, Гитлер ненавидел больше всех, он считал, что они виноваты абсолютно во всем. Их Фюрер винил в появлении большевиков, революции в России и так далее. Темнокожих Гитлер исключил из этой иерархией, их Гитлер считал низшей расой.
Арийцы считали, что для покорения мира фашистские войска нуждались в крупных победах, поэтому они стали сами себе разрешать убивать евреев и цыган как неугодных и самых незащищенных. Солдаты таким образом поднимали свой боевой дух. Большая часть историков до сих пор не могут отыскать понятных и логичных причин, почему же Гитлер так обозлился на еврейский народ.
Они также стали основой для нацизма Гитлера. Расология становится популярным течением в Европе в конце XIX века и в начале XX века. Она утверждает, что есть множество рас и все они не равны, а смешение между расами ведёт к вырождению. Гитлер также был пропитан этой идеей и положил её в основу своей партии.
Самое интересное, что существовало довольно много расовых концепций, в ряде из которых евреев причисляли к белой расе. Однако в основу гитлеровского видения этого вопроса легла расовая теория Гюнтера. В её основе лежало концепция 6 европейских подрас, во главе которой стояли нордиты — арийцы. Остальные считались низшими и подвергались уничтожению. Считалось, что высшая раса превосходит остальные во всём: в интеллекте, в отношении к труду, в физических возможностях и так далее. Смешения между высшими и низшими расами запрещалось, так как вело к вырождению народа.
Евреев относили к низшим расам, которые подвергались ликвидации. Стоит заметить, что именно расовая теория довольно сильно радикализировала антисемитизм. Если раньше евреям, чтобы избежать притеснений, достаточно было просто креститься, после чего они уже не считались таковыми. С появлением расовой теории концепция антисемитизма обрела физиологический характер, от которого евреи просто так не могли избавиться. Именно эта концепция породила идею о ликвидации евреев как народа.
«Эффективная пропаганда нацизма»
Всего за время «окончательного решения еврейского вопроса» нацисты создали более 42 тыс. еврейских гетто, концлагерей и лагерей смерти. В них были уничтожены около 6 млн евреев. Кроме того, нацисты массово убивали советских военнопленных, представителей славянского гражданского населения, коммунистов, социалистов, цыган, психически больных людей — десятки миллионов людей.
«Совершая преступления, нацисты опирались на коллаборационистов. Последних можно было условно разделить на две основные категории — одни шли работать на оккупантов из прагматических соображений, другие же сами были антисемитами и массово расправлялись с евреями и левыми активистами ещё до установления оккупационного режима. Националистический коллаборационизм был широко распространён, если говорить о СССР, на Западной Украине, в Прибалтике, в меньшей степени в Белоруссии», — рассказал Константин Залесский.
Нацисты «рады» назревающему кризису
В начале тридцатых годов прошлого столетия каждая страна была погружена в великую депрессию. Конечно же, Германия не была исключением. Благодаря этому кризису в области экономики в мире царила огромная безработица, сопровождающаяся различными бедами в социальных слоях. В такое время было удобнее всего сформировывать взгляды на «нерадивых» евреев, что Гитлер и сделал. Он стал главой национал-социалистической рабочей партии.
«Немцы считали, что такая партия поможет улучшить качество жизни, поэтому без презрений совести принимается нацизм. В то время расовые аспекты находились только в сочинении Гитлера под названием «Mein Kampf», что переводится как «Моя борьба». Следовательно, до середины тридцатых годов мало что было известно о расизме. Только после того, как Гитлер встал «у руля» антисемитизм получил широкую распространенность».
В науке существует несколько версий и теорий, за что Гитлер не любил представителей еврейской нации. Некоторые даже смело говорят, что фюрер и сам был евреем .
На самом деле, никто сегодня не может точно сказать, по какой конкретно причине немецким солдатам было дано указание истреблять этот народ.
Возможно, тайна подобного отношения к определенным нациям скрыта в его самом известном труде под названием «Моя борьба», который он написал, находясь в заключении.
Причины его ненависти следует искать, начиная с периода детства, ведь именно тогда был получен первый опыт общения с представителями данной национальности. Именно тогда стал формироваться взгляд на нее.
Способность евреев наживаться на горе других противопоставлялось действиям других наций, которые в отличие от них в трудное время помогали друг другу и чаще всего бескорыстно. Евреи наживали солидные капиталы при помощи ростовщичества, воспользовавшись бедственным положением или наивностью граждан. Нередко это приводило к полному разорению честных людей, вынужденных воспользоваться их услугами.
Какие бы недостатки не предписывались этому народу, это не является оправданием его уничтожения. Поэтому многие специалисты склоняются к тому, что главной причиной того, почему Гитлер не любил евреев, является психическое расстройство, которым страдал нацистский лидер.
На этом у нас все. Ждем вашего возвращения!
Лучше всего понять, почему Гитлер не любил евреев, можно после прочтения его книги «Mein Kampf » («Моя борьба»). Да, Адольф был противоречивой личностью. С одной стороны, он обладал достойными уважения острым умом, трудолюбием, ораторским искусством. С другой, за свою недолгую жизнь погубил огромное количество людей, из которых львиную долю составляли евреи.
Биография Гитлера рассматривалась с различных сторон во многих книгах. Стоит ли им доверять? Самым верным способом для понимания хода мыслей убежденного фашиста будет изучение его творения — рукописи «Моя борьба».
Первое впечатление Гитлера о еврейском народе
Еще в юношеском возрасте Адольф познакомился с еврейским юношей. Они учились вместе в училище. Тот выглядел замкнутым и вел себя подозрительно, поэтому с ним другие ученики общались мало. Гитлер также не заводил с тем евреем близких отношений. Хотя в то время он считал, что отличие немцев от евреев заключается только в способе поклонения Богу.
Затем однажды на улице Вены он заметил человека, выглядевшего не как все, он обратил внимание на очень длинный сюртук и на локоны, называемые пейсами. Это впечатлило Гитлера настолько, что он решил больше узнать про еврейский народ. Для этого Адольф начал исследовать соответствующую литературу с присущей ему австрийско-немецкой дотошностью. Первыми в руки ему попали антисемитские брошюры. В них открыто озвучивался негатив по отношению к этому народу. Но как ни странно, эта информация вызвала у него, скорее, чувство сострадания (хотя такое слово режет ухо, если его употреблять по отношению к будущему тирану). Он не мог понять, за что же весь мир пылает ненавистью к иудеям, и сначала считал, что это несправедливо. Но вскоре он нашел и для себя причины. Среди более-менее вероятных можно назвать тогдашнее влиятельное положение еврейского народа и принадлежность их к «низшей» расе.