Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 105.1 НК РФ. Взаимозависимые лица (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не все взаимозависимые лица подлежат усиленному контролю для целей налогообложения. Есть ограничения по суммам сделок и режимам налогообложения. Но если организация попала в перечень взаимозависимых лиц, необходимо сдавать отчётность по контролируемым сделкам по итогам года.
Комментарий к ст. 105.1 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует порядок признания лиц, участвующих в сделке, взаимозависимыми.
Возникновение в части первой НК РФ раздела V.1, а также взаимосвязанных с ним положений части второй НК РФ связано с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».
Как разъяснено в письме Минфина России от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187, критерии взаимозависимости лиц установлены статьей 105.1 НК РФ.
Пункт 1 данной статьи устанавливает общее условие, при выполнении которого может ставиться вопрос о признании лиц взаимозависимыми для целей налогообложения: особенности отношений между ними оказывают (могут оказывать) влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты их деятельности.
В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ перечислены обстоятельства, предусматривающие непосредственное отнесение лиц к разряду взаимозависимых, однако пункт 7 статьи 105.1 НК РФ оставляет право за судом признать лица взаимозависимыми по иным обстоятельствам, если выполняется условие, указанное в пункте 1 данной статьи.
Кроме того, пункт 6 статьи 105.1 НК РФ предоставляет право организациям и (или) физическим лицам, являющимся сторонами сделок, самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами.
В письме ФНС России от 27.11.2015 N ЕД-4-13/20767 указано, что в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах предусматриваются следующие критерии контроля и управления одного лица другим лицом.
Общий критерий контроля и управления содержится в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ: «Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».
Формальные критерии контроля и управления перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Указанными критериями являются:
1) участие организации прямо и (или) косвенно в другой организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) участие физического лица прямо и (или) косвенно в организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) участие одного и того же лица прямо и (или) косвенно в организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) назначение (избрание) лицом (в том числе физическим лицом совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) единоличного исполнительного органа этой организации или не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) назначение (избрание) по решению одного и того же лица (в том числе физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) в организациях единоличного исполнительного органа либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);
6) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) в организациях составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ;
7) осуществление лицом полномочий единоличного исполнительного органа организации;
8) осуществление одним и тем же лицом полномочий единоличного исполнительного органа в организациях;
9) наличие доли в размере более 50 процентов прямого участия каждого предыдущего лица (организации и (или) физического лица) в каждой последующей организации;
10) подчинение одного физического лица другому физическому лицу по должностному положению;
11) наличие родственных отношений между физическим лицом и его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными.
Например, признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами прямо НК РФ не предусмотрено, однако могут быть применены положения пунктов 6 и 7 статьи 105.1 НК РФ.
Следовательно, в случае продажи организацией жилых помещений своим сотрудникам по цене ниже рыночной у сотрудников может возникать экономическая выгода (доход), определяемая как разница между рыночной ценой и стоимостью жилого помещения, приобретенного у организации. Указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Внесение изменений в указанный порядок налогообложения в настоящее время не планируется.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 01.10.2012 N 03-01-18/7-134 и от 27.09.2012 N 03-04-06/6-293.
Заинтересованные лица
Заинтересованность является одним из признаков аффилированности, и наоборот. Но, как и термин «взаимозависимость», понятие «заинтересованные лица» применяется только в определенной отрасли права – в корпоративной. Поэтому в уставе организация может закрепить свои критерии отнесения к заинтересованным лицам (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
Согласно статьи 19 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ заинтересованными лицами являются аффилированные лица должника и те, кто входит с ним в одну группу. Закон ссылается и на другие нормативно-правовые акты, регулирующие определенные правоотношения, в которых имеет место быть заинтересованность. Так, в статье 45 Закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ говорится, что будет признана заинтересованность компании в сделке, если руководитель, «контролирующее лицо», представитель коллегиального исполнительного органа компании, а также кто-то из их родственников (в т. ч. неполнородные и усыновленные/усыновители) будет:
- участником сделки;
- выгодоприобретателем;
- посредником или представителем;
- занимать управляющие должности в компании, вступающей в сделку.
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
Пример
Организация А владеет долей 35% в Организации Б.
Организации А и Б взаимозависимые лица.
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
Пример
Петров владеет долей 45% в Организации А.
Петров и Организация А взаимозависимые лица.
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
Пример
Петров владеет долей 30% в Организации А.
Петров владеет долей 30% в Организации Б.
У организаций А и Б нет доли участия друг в друге.
В этой ситуации Организации А и Б взаимозависимые лица.
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
Пример
Петров является генеральным директором Организации А.
Петров и Организация А взаимозависимые лица.
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
Пример
Петров является генеральным директором Организации А.
Петров является генеральным директором Организации Б.
Организации А и Б взаимозависимые лица.
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи (прим. — близкие родственники), в указанной организации (п. 3 ст. 105.1. НК РФ).
Пример
Мать владеет долей 20% в ООО.
Сын владеет долей 10% в том же ООО.
Считается, что доля участия матери в ООО 30% (учитывается доля сына).
Так же считается, что доля участия сына в ООО 30% (учитывается доля матери).
Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1. НК РФ).
Участие государства и муниципальных образований
Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми (п. 5 ст. 105.1. НК РФ).
Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
Пример
Российская Федерация владеет 50% акций АО1.
Российская Федерация владеет 70% акций АО2.
АО1 и АО2 не признаются взаимозависимыми лицами (если нет иных признаков взаимозависимости, кроме владения акциями государством).
(Текст документа)
1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.
2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.
4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.
5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.
7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Условия признания судом лиц взаимозависимыми
Как мы уже обозначали выше, суду предоставляется право признать субъекты взаимозависимыми в т. ч. по основаниям, не перечисленным непосредственно в НК РФ (п. 2 ст. 20, п. 7 ст. 105.1 НК РФ).
Для признания субъектов таковыми необходимо установить обязательное существование 2 условий:
- наличие в законе или ином НПА формальных критериев взаимозависимости;
- наличие связи «причина — следствие» между фактом взаимозависимости и итогами произведенных данными субъектами сделок.
Если данная совокупность фактов не будет выявлена, то лица нельзя признать взаимозависимыми по смыслу НК РФ (см. постановление 15-го ААС от 16.09.2016 по делу № А32-46378/2015). При этом суды критически оценивают именно факт экономического влияния на деятельность взаимозависимых лиц, а не наличие корпоративной общности.
При этом:
- Бремя доказывания обстоятельств, которые могут выступить основанием для признания рассматриваемого вида связи между лицами, возлагается на налоговый орган (п. 4 Обзора…, утв. президиумом ВС РФ 16.02.2017).
- Факт аффилированности лиц сам по себе не указывает на их взаимозависимость без установления возможности влияния таких лиц на условия сделок между ними и результаты предпринимательской деятельности и выступает отдельной юридической категорией. Кроме того, наличие между лицами сложных связей и неких особенностей правоотношений, не отвечающих признакам, изложенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, также не выступает причиной для признания таких лиц взаимозависимыми (например, решение АС Кемеровской обл. от 16.06.2017 № А27-5674/2016).
Проверка сделок между взаимозависимыми лицами
Решение о проведении проверки сделки между взаимозависимыми лицами может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемой сделке или извещения налогового органа (п.1 ст.105.17 Налогового кодекса РФ). Форма решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2012 года № ММВ-7-13/907. Срок проведения проверки сделки между взаимозависимыми лицами начинает считаться со дня вынесения руководителем налогового органа или его заместителем решения о ее проведении и до дня составления справки о проведенной проверке. Важно отметить, что период, подлежащий проверке, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведения проверки сделок совершенных взаимозависимыми лицами.
Проверка сделки между взаимозависимыми лицами не может проводиться два и более раза в отношении одной сделки за один и тот же календарный год. Более того, если у одной из сторон такой сделки уже была проведена налоговая проверка, и по ее результатам было установлено, что условия контролируемой сделки соответствуют условиям сделок между не взаимозависимыми лицами, то в отношении такой сделки налоговые проверки у других участников такой сделки проводиться не могут. В ходе проведения проверки сделки между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе привлечь эксперта, специалиста, переводчика (при необходимости). Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных налоговых проверок за этот же период. Помимо указанного, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса РФ, в отношении проверяемой сделки. Форма требования налогового органа утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338. Порядок направления указанного требования определен пунктами 1,2 и 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ. Требование налогового органа в предоставлении документов при проверке сделки между взаимозависимыми лицами должно быть исполнено проверяемым лицом (участником сделки) в течение тридцати дней со дня получения такого требования. Запрашиваемая налоговиками документация в отношении конкретной проверяемой сделки между взаимозависимыми лицами, доходы или расходы по которой, к примеру, были признаны в 2015 году, может быть истребована налоговым органом не ранее 01 декабря 2021 года. Требование в предоставлении документов в отношении конкретной проверяемой сделки между взаимозависимыми лицами может быть направлено как самому налогоплательщику, так и его контрагентам. В таком случае порядок истребования налоговыми органами документов в отношении сделки установлен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ.
Документами в отношении сделки, являются документы, отражающие сведения о хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика (участника контролируемой сделки), связанной с такой сделкой:
- список лиц, с которыми совершена контролируемая сделка, описание условий контролируемой сделки, методики ее ценообразования, условия и сроки совершения платежей по данной сделке;
- информация о функциях лиц, являющихся сторонами сделки, об используемых ими активах, а также о принимаемых ими коммерческих рисках, которые проверяемый налогоплательщик учитывал при заключении контролируемой сделки.
Налоговые последствия по сделкам между взаимозависимыми лицами
Каждая сделка, заключаемая между взаимозависимыми лицами подлежит тщательной проверке. Это вытекает из того, что заключая сделки на каких либо специальных условиях, взаимозависимые организации или физлица могут одной из целей преследовать сокрытие доходов, а в других ситуациях завышение расходов. Результатом этого может быть занижена налоговая база, что в первую очередь грозит потерями для госбюджета.
Чтобы такие ситуации не пропускать существуют некоторые правила, согласно которых:
- Любой доход, который должна получить одна сторона, но не был получен в результате особых условий заключенной сделки, к налоговому учету принимаются у данной стороны;
- Если цена сделки не соответствует рыночной, то взаимозависимые лица обязаны учесть при расчетах цену рыночную и сделать это сразу же, либо к окончанию того года, в который результат сделки был принят к налоговому учету.
Сообщение об участии в контролируемых сделках
Каждая компания, которая участвует в контролируемой сделке должна сообщить об этом в ИФНС. Сообщать нужно в тот налоговый орган, который относится к месту учета совершаемой сделки. Срок для сообщения об участии – до 20 мая года, следующего за годом заключения контролируемой сделки. Например, при заключении контролируемой сделки в течение 2017 года, сообщить об этом в налоговую нужно до 21 мая 2022 года включительно, так как на 20 мая приходится выходной день.
Подать сообщении нужно заполнив специальную форму уведомления («Уведомление о контролируемых сделках», Приказ ФНС России №ММВ-7-13/524@ от 27.07.2012). Способ подачи можно выбрать один из двух:
- Заполнить бумажное уведомление;
- Заполнить электронное уведомление.
Как получить одобрение сделки
Законом не ограничивается количество юрлиц, которыми может управлять одно физлицо в качестве гендиректора. Это же правило касается и количества заключаемых им сделок. Налоговая служба контролирует только стоимости сделок, сравнивая их с рыночными, а также прочие финансовые условия договора.
Если помимо гендиректора компанией управляют и другие лица, то он обязуется сообщить другим владельцам о тех организациях, в которых он является руководителем. Сделку должна одобрить те лица, которые не являются обладателями потенциальной выгоды от договора. Если же стоимость в договоре меньше, чем 2% от цены имущества фирмы, то сделка должна получить одобрение общего собрания управления.
Стоит помнить, что сделки между взаимозависимыми лицами вполне законны, если соблюдаются определённые условия, такие как стоимость, страховка, рассрочка или отсрочка оплаты, а также правила отгрузки товара.
Что такое налоговый вычет
Налоговый вычет — сумма, на размер которой уменьшается
налогооблагаемая база. Если вы официально трудоустроены, то
налогооблагаемая база — это ваша заработная плата, из которой
работодатель ежемесячно перечисляет в бюджет 13% — налог на доходы
физических лиц (НДФЛ).
При покупке недвижимости часть денег можно вернуть,
так как база уменьшается на размер вычета. За счет этого снижается
сумма подоходного налога.
Например, ваша годовая зарплата 3 млн рублей. Из этой
суммы ваш работодатель в течение года выплатил в бюджет 13% — 390
тыс. рублей. Налоговый вычет позволяет уменьшить налоговую базу
(вашу з/п в 3 млн рублей) и оплачивать налог не со всей суммы, а
лишь с остатка.
Остаток — это ваша зарплата за минусом налогового
вычета. Если ваш налоговый вычет составляет 2 млн, то НДФЛ (13%)
платится с 1 млн рублей (3 млн зарплата — 2 млн налоговый
вычет).
Тогда в бюджет должно быть выплачено не 390 тыс.
рублей, а 130 тыс. рублей (13% от 1 млн рублей): 13% х (3 млн — 2
млн) = 130 тыс. рублей.
Так как заявление на вычет подается по истечении года,
а все налоги к этому времени уже уплачены в полном объеме, у вас
возникает переплата по НДФЛ: 390 тыс. — 130 тыс. =
260 тыс. рублей.
После того как налоговая инспекция одобрит ваши
документы, эта переплата зачисляется на ваш счет.
Второй вариант — вы берете в налоговой инспекции
Уведомление и сообщаете работодателю о вашем
праве на налоговый вычет. С этого момента он приостанавливает
выплату налога из вашей зарплаты до тех пор, пока не будет
исчерпана вся переплата.
Это и есть суть применения налогового вычета.
Для оформления вычета необходимо собрать
подтверждающие документы и заполнить форму 3-НДФЛ.
Получите налоговый вычет в течение недели с услугой Быстровычет!
Налоговая обязанность: юридическая природа, основания возникновения, приостановления и прекращения
Налоговая обязанность в широком смысле включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ.
Налоговая обязанность в узком смысле представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.
Общими основаниями возникновения налоговой обязанности являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания — самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.
Налоговая обязанность прекращается в следующих случаях.
1) Уплата налога (сбора) налогоплательщиком.
2) Смерть налогоплательщика или признание его умершим. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.
3) Ликвидация организации-налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
4) Возникновение иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности. К числу таких обстоятельств можно отнести:
А) принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. ст. 46—48 НК);
Б)уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);
В) уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);
Г) уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);
Д) списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);
Е) уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.
НК РФ предусматривает возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.
Договора, которые заключают взаимозависимые лица, будут считаться контролируемыми, кроме соблюдения требований ст. 105.14 (п. 2), если выполняется одно из следующих условий:
- Хотя бы один из участников освобожден от уплаты отчисления с дохода либо применяет по нему ставку 0% по положениям пункта 5.1 ст. 284. При этом другая сторона такой сбор выплачивает или не использует нулевую ставку. Договора, которые заключают взаимозависимые лица в рамках данных условий, будут считаться контролируемыми, если прибыль по ним больше 60 млн руб. за отчетный (календарный) год.
- Хотя бы один из участников выступает как резидент ОЭЗ, режим в которой предусматривает особые льготные условия по отчислению с прибыли компании (в сравнении с обычной схемой расчета обязательных бюджетных платежей). Другая сторона при этом к категории указанных субъектов относиться не должна.
Сопоставимые договора
Договора, которые заключают взаимозависимые лица, могут быть приравнены к контролируемым. Они должны обладать соответствующими признаками. В частности контролируемой считается совокупность сделок по продаже продукции, оказанию услуг, исполнению работ, осуществляемых при посредничестве либо с участием лиц, которые не выступают как взаимозависимые, с учетом ряда обстоятельств. В частности сторонние субъекты:
- Не исполняют в рамках указанной совокупности сделок никаких иных (дополнительных) функций, кроме организации продажи продукции/выполнения работ или оказания услуг одним участником другому, считающимся с первым взаимозависимым.
- Не принимают никаких рисков и не используют активы для осуществления указанной выше деятельности.
По общему правилу цена в сделке считается соответствующей рынку, пока не доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ). В то же время сделки между взаимозависимыми лицами всегда находятся под особым прицелом налоговиков, поскольку закон напрямую разрешает проверять адекватность цен в сделках между такими лицами (п. 2 ст. 40 НК РФ).
Таким образом, основные налоговые риски сделок между взаимозависимыми лицами в 2020 году лежат в области их ценовой политики. В случае проверки инспекторы будут сравнивать установленные расценки со сделками, в которых:
- стороны не зависят друг от друга;
- связи не влияют на экономические результаты сделки.
Налоговые долги от манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами НК РФ разрешает взыскивать только по суду по итогам проверки ФНС (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).
Имейте в виду: практически все сделки между взаимозависимыми лицами – контролируемые. Более того, к ним приравнен и ряд других сделок. Подробно этот вопрос регулирует ст. 105.14 НК РФ.
В конечном итоге признание лиц взаимозависимыми влечет то, что налоги придётся заплатить не с фактического дохода, а того, который мог быть получен, но этому помешали коммерческие или финансовые условия взаимозависимой сделки (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).