Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за отсутствие техосмотра 2023 году ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это не единственные изменения, которые ожидают систему техосмотра. В будущем водителей ждет еще больше нововведений, которые могут заработать в 2022-2023 годах. Соответствующую «дорожную карту» уже подготовили власти России. Одно из самых главных новшеств проекта — упрощение процедуры техосмотра для тех водителей, которых не коснулась его отмена. Например, Минтранс предложил убрать из перечня обязательных процедур технического осмотра проверку потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Когда начнут действовать новые штрафы?
Статья 2 Федерального закона определяет даты вступления в силу различных частей документа:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2021 года, за исключением пунктов 3 — 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункты 3 — 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Таким образом, с 1 марта 2021 года начнут действовать изменения, устанавливающие штрафы для пунктов технического осмотра, а с 1 марта 2022 года — новые штрафы для водителей.
А как Вы относитесь к возвращению штрафов за отсутствие техосмотра?
Удачи на дорогах!
Штрафы ГИБДД за отсутствие техосмотра в 2023 году
Какой штраф когда нет техосмотра? Ранее сотрудники ГИБДД действительно могли проверить наличие документа и при его отсутствии выписать протокол, размер которого не превышал 1 000 рублей.
Что касается физических граждан, которые использую автомобиль в личных целях, то тут административная ответственность не предусмотрена.
Другая категория граждан от санкций не освобождается. Сотрудники ГИБДД смогут выписать протокол водителю:
- пассажирского автобуса, который вышел на линию, с целью перевозки граждан;
- такси, который имеет официальный договор с транспортной компанией;
- который занимается перевозкой опасного груза.
Можно ли избежать ответственности
Как уже было сказано, штраф без техосмотра выписывается не всем, а только особой категории водителей, которая нарушает условия. Но можно ли избежать ответственности и не платить выписанную квитанцию? Такой вопрос интересует многих.
К сожалению, уйти от ответственности не получится. При этом важно знать, что если наказание не будет оплачено своевременно, то его размер может быть увеличен в несколько раз. Законный метод избежать ответственности – это показать машину на осмотр, получить документ и спокойно передвигаться за рулем своего «железного друга».
Размер штрафа за отсутствие техосмотра может достигать 5 000 рублей, как уже было сказано, в то время как сама процедура осмотра стоит не более 1000 рублей.
Условия прохождения ТО для разных транспортных средств
Ранее на водителей грузовых машин, автобусов и такси накладывалась обязанность проведения техосмотра. Новая редакция закона устанавливает их ответственность за отсутствие диагностической карты. Предусмотрены взыскания и с операторов, которые продают желающим документ без обследования автомобиля.
Периодичность выполнения процедуры зависит от возраста и вида ТС:
- в первые 3 года эксплуатации купленной машины технический осмотр не нужен;
- ТО важно пройти не позднее, чем через 7 лет;
- для транспортного средства, которое не достигло возраста 7 лет, повторные процедуры предусмотрены каждые 24 месяца;
- машины старше проверяют ежегодно.
Исключение составляют:
- грузовики массой свыше 3,5 тонн;
- такси;
- автобусы с вместимостью от 8 человек;
- спецтранспорт.
Что будет сейчас за непройденный техосмотр?
Езда без техосмотра осенью 2022 года может обернуться следующими проблемами.
- Отсутствие выплат при аварии. Если у участника ДТП отсутствует техосмотр, страховая вправе лишить его выплат. Обжаловать такое решение не сможет ни один юрист. Виновник аварии, у которого нет диагностической карты, будет компенсировать причиненный ущерб. Это может быть починка транспортного средства, лечение пострадавших, возмещение материального вреда, нанесенного имуществу третьих лиц (разбитый светофор, киоск или ограждение). Выплаты нередко превышают стоимость автомобиля виновника.
- Проблемы с ГИБДД. Езда без техосмотра карается штрафом. Штрафные санкции накладываются при каждом выявлении правонарушения. За одну поездку водитель может «собрать» постановлений на несколько тысяч рублей.
- Невозможность купить ОСАГО в стандартном режиме. Существующее законодательство исключает покупку страховых продуктов при отсутствии диагностической карты. Собственник транспортного средства должен подтвердить, что располагает исправным автомобилем.
Не рекомендуется пренебрегать обязанностями по прохождению регулярного технического осмотра. Своевременное проведение процедуры позволит удостовериться в исправности авто, исключит сложности при общении с сотрудниками ГИБДД и страховых компаний.
Размеры штрафных санкций на 2020 год
С 26.07.2019 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.
Категория правонарушения |
Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб. |
Ссылка на нормативно-правовой акт |
---|---|---|
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО |
2000 рублей — на водителя. |
Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось |
|
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту |
|
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ |
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов |
|
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Диагностическая карта техосмотра в РФ
Диагностическая карта — документ, который выдает пункт техосмотра, если машина исправна. В него вписывают информацию о машине, данные ПТС, дают заключение и ставят печать. По карте можно получить полис ТО.
Электронная карта — с 1 октября 2021. Бумажные карты становятся необязательными, всю информацию теперь заносят в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИСТО). По просьбе водителя могут выдать бумажный документ, но получить страховой полис можно и без него — достаточно назвать номер.
Как получить. Чтобы получить диагностическую карту:
Аннулирование карт — с 1 октября 2021. ГИБДД получает право аннулировать диагностические карты, которые оформили без техосмотра. Такое может произойти, если инспектор узнает, что машину не возили на техосмотр, или в ней обнаружат неисправности, которых нет в карте.
Отметку об аннулировании карты занесут в ЕАИСТО, а оператора техосмотра оштрафуют. О том, что карта фальшивая, также уведомят страховую компанию, выдавшую полис. В случае ДТП страховая сможет запросить регрессное требование, то есть отсудить деньги у владельца машины.
Размеры штрафных санкций на 2020 год
С 26.07.2019 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.
Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб.
Ссылка на нормативно-правовой акт
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО
2000 рублей — на водителя.
Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Новые размеры санкций введены в действие положениями Федерального закона № 219-ФЗ от 26.07.2019.
Штраф с камеры за непройденный техосмотр возможен в среднесрочной перспективе.
Итак, действующая редакция КоАП РФ предполагает ответственность за отсутствие техосмотра только для водителей-профессионалов. Их можно привлекать к ответственности через камеры фотофиксации хоть сейчас. Соответствующая инфраструктура действует в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и ряде других.
Водителям легковых автомобилей можно выдохнуть? Да, но ненадолго.
Ведь в будущем готовятся поправки в КоАП, которые позволят штрафовать все виды транспорта за отсутствие техосмотра. Да и санкцию существенно повысят. Увязать «письмо счастья» могут с отсутствием полиса ОСАГО. Ведь для оформления страховки требуется заполненная диагностическая карта.
В каких случаях авто может быть с ОСАГО, но без ТО?
С тех пор, как проведение обязательного техосмотра убрали из обязанностей ГИБДД, его жестко «привязали» к оформлению ОСАГО. По общему правилу, транспортное средство не может выезжать на дороги, если у водителя нет страхового полиса. А полис не выдадут, если авто не прошло техосмотр. На первый взгляд, все должно работать как часы – ГИБДД освободили от непрофильных обязанностей, у операторов ТО появилась работа, а все машины на дороге находятся в исправном состоянии.
Реальность, как мы знаем, далека от этого – пункты ТО превратились в конторы по продаже диагностических карт о прохождении техосмотра. Как рассказывали источники в отрасли, некоторые операторы даже не распаковывали купленное для техосмотра оборудование – а просто вносили данные в систему (ЕАИСТО) за определенное вознаграждение. По статистике, 80-90% автомобилей вообще никогда не проходили техосмотр в реальности, а по всем правилам (с проверкой по всем 70 пунктам) его не проводит вообще никто.
Чуть сложнее ситуация у страховых компаний: им не очень выгодно, когда разваливающийся на части автомобиль выезжает на дороги (это риск ДТП, что означает убытки), но если сильно ограничить выдачу диагностических карт, продавать страховки будет некому. Поэтому долгие годы существовала негласная договоренность – операторы пунктов ТО «продавали» диагностические карты, страховщики продавали по ним полисы ОСАГО, а техническое состояние транспорта было на совести его владельца.
Частота прохождения техосмотра
В зависимости от вида транспорта установлены разные периоды прохождения технического осмотра. Следует отметить, что для каждого типа автотранспорта срок действия ТО свой:
- Для автотранспорта категории B, мотоциклов, прицепов и полуприцепов — в первые 3 года с даты выпуска (не приобретения!) техосмотр не нужен. От 3 до 7 лет эксплуатации — раз в 2 года. После 7 лет пользования технический осмотр обязателен каждый год.
- Для автотранспорта категории С, учебного автотранспорта, троллейбусов, автобусов, такси, государственных автомашин со специальными сигналами — каждые 6 месяцев.
- Для автотранспорта, использующегося для перевозки опасных грузов, — каждые 6 месяцев.
Изменения в законодательстве
С 1 января 2022 года ведется рассмотрение проекта, вносящего серьезные изменения в правила прохождения осмотра. Кроме этого планируется ужесточение ответственности. К основным предполагаемым изменениям следует отнести: повышение санкции статьи КоАП до 2000 рублей, введение возможности фиксировать совершаемые правонарушения на камеры.
Это означает, что штраф возможно будет получить в автоматическом режиме, даже без остановки инспектором, поскольку данные о пройдённом осмотре содержатся в единой электронной базе. Еще одно нововведение планируется в возмещение ущерба в следствие ДТП.
ВНИМАНИЕ !!! При отсутствии пройденного осмотра, к водителю могут быть предъявлены различные гражданские иски от страховщиков. Кроме того, предполагается изменить саму процедуру проведения осмотра: весь процесс должен быть записан на камеру с целью подтверждения его действительного прохождения.
Данный пункт попадает под большое сомнение в связи с невозможностью его практической реализации. Ведь если все водители начнут проходить осмотры, то кто, где и на какие средства будет хранить столь огромный объем информации. В новой редакции изменения все еще не касаются перечня субъектов: привлечены могут быть лишь владельцы транспортных средств, не относящихся к категории В.
Самым серьезным нововведением планирует стать уголовная ответственность. Обычным водителям ее не стоит опасаться. Ее санкция направлена исключительно на лиц, ведущих незаконную деятельность по выдаче диагностических карт. Если изменения вступят в законную силу, то все места, которые сегодня предоставляют осмотр без фактического присутствия автомобиля будут закрываться, а их владельцы привлекаться к ответственности. Планируется, что санкция будет предусматривать крупный штраф, а его размер будет зависеть от тяжести совершенного деяния.
На сегодняшний день проект принят только в первом чтении, поэтому еще рано говорить о его практическом введении в жизнь.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Можно ли ездить без техосмотра 2020?
В 2020 году почти для большинства личных ТС взыскание за несвоевременное прохождение ТО отменено. В то же время, имеются исключения для некоторых категорий транспорта. Под исключением оказались:
- Легковые такси.
- Грузовые автомашины, переоборудованные для транспортирования людей, имеющие число мест для людей более 8-ми.
- Автобусы.
- Специальный транспорт, служащий для транспортировки опасных грузов.
Таким образом, если водитель едет на личной автомашине класса “В”, то можно не носить с собой талон техосмотра, то есть в 2020 году на таком ТС автоводитель может передвигаться без ТО. Работник ГИБДД не вправе спрашивать талон ТО и накладывать взыскание за отсутствие техосмотра (кроме автомашин, отмеченных выше).
Однако, выбрасывать талон не надо спешить, так как без действующего талона ТО, автоводитель не сможет получить страховку ОСАГО. Кроме этого надо учесть, что, если случился страховое событие (например, ДТП по вине автовладельца ТС) с истекшим сроком ТО, страховая компания перечислит компенсирование потерпевшему, а затем выставит регрессный иск к провинившемуся.
Таким образом, если ТО не относится, как бы к обязательной процедуре, в то же время, если автовладелец не пройдет техосмотр, он может потерять намного больше средств, чем при его прохождении. Мало того, автовладелец не сможет без ТО оформить страховку ТС.
А вот, для ТС, указанных в списке исключений, своевременное проведение ТО обеспечивает безопасное передвижение автомашин для всех участников дорожного передвижения, в том числе, своевременное оформление страхового полиса ОСАГО или КАСКО.
Для этой категории ТС несоблюдение ПДД, выраженное в просроченном прохождении ТО, приводит к накладыванию автомобилисту штрафа.
Поэтому, отвечая на вопрос – можно ли выезжать на ТС без техосмотра? – прежде чем ответить, необходимо учитывать вид транспорта.
Надо сказать, что дискуссия об отмене ТО всего транспорта ведется давно, однако открытого голосования пока не проводилось. Техосмотр осуществляет важные функции по наблюдению за состоянием ТС. Легковые автомашины не старше 3-х лет проходить ТО не обязаны, однако, как только возраст автомашины достигает 3-х лет, необходимо проходить ТО. При этом, если возраст ТС находится в пределах 3-7 лет, данная процедура проводится раз в 2 года. Если же ТС перешагнуло возраст 7 лет, то техосмотр требуется проходить каждый год. При этом, дата прохождения ТО определяется по году выпуска автомашины.
При прохождении ТО проверяются состояние ТС с проверкой:
- Двигателя и КПП. Оценивается внешний вид, отсутствие загрязнения, проверяется качество смазки.
- Тормозной системы. Функционирование тормозов оценивается при помощи спец. оборудования.
- Рулевого управления. Осуществляется проверка стуков и прочих подозрительных звуков.
- Световых и сигнализационных приборов. Световая система проверяются по очередности.
- Приборов для очистки стекол.
- Прочих устройств и запчастей.
- При техосмотре инспектор может проверить состояние лобового стекла, на отсутствие трещин и царапин и т д.
Процедура техосмотра сегодня осуществляется только на сертифицированных СТО, где могут не только диагностировать ТС, но и устранять неисправности, с выдачей технической карты. Обновлять такую карту автовладельцам, которые обязаны проходить ТО, требуется каждые 6 месяцев.
Штраф за выдачу диагностической карты без технического осмотра
До вступления в законную силу рассматриваемых поправок в КоАП РФ ответственность за выдачу диагностических карт «из под полы» не пугала многочисленных серых дельцов. Через интернет несложно было приобрести диагностическую карту с доставкой на дом, без проведения осмотра. При этом такая карта подтверждалась базой данных РСА. Теперь же за данное действие введены крупные штрафы для должностных и юридических лиц.
«3. Оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.»;
Новые правила прохождения ТО
Несмотря на то, что необходимость предъявления талонов ТО отпала, практические все автовладельцы по-прежнему обязаны проходить регулярные осмотры. Согласно новым правилам установлены следующие сроки прохождения осмотра в зависимости от вида автомобиля и его назначения:
- Автобусы, такси и другие пассажирские авто обязаны проходить процедуру каждые 6 месяцев. Данная норма касается лишь автомобилей, приспособленных для перевозки 8 и более людей.
- Легковые и грузовые машины, возрастом до семи лет, должны осматриваться раз в два года.
- Легковые и грузовые ТС старше семи лет осматриваются раз в год.
- Грузовики тяжелее 3.5 тонн, спецавтомобили и учебные машины осматриваются специалистами один раз в год.
Обратите внимание! Автомобилям со сроком эксплуатации менее трех лет не нужно проходить технический осмотр.
Проведение техосмотра частными компаниями – это одно из самых заметных новшеств в законодательстве. Теперь не обязательно ехать в сертифицированный сервисный центр, а достаточно обратиться к частной организации.
Данное изменение позволяет существенно сократить время ожидания процедуры и дает возможность проводить осмотр в удобном для владельца транспортного средства месте. Все действия с авто производятся квалифицированным специалистом. Владельцу необходимо лишь:
- предоставить документы на машину;
- передать специалисту чистый автомобиль;
- проверить наличие в ТС всех необходимых принадлежностей, включая аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки.
После прохождения процедуры владельцу автомобиля выдается диагностическая карта.