Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публичный договор — условия заключения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
Условия публичного договора
Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.
Такими признаками являются:
-
состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;
-
коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;
-
установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.
Договор присоединения
В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения является договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и принимаются другой стороной не иначе как путем присоединения к договору в целом. Таким образом, вторая сторона ни обсуждать, ни изменять предложенные условия не может, такая сторона вправе или присоединиться к установленным другой стороной условиям в целом или отказаться от договора. Конструкцию договора присоединения не следует смешивать с конструкцией публичного договора. Публичный договор рассчитан на специальный субъектный состав, поскольку одной из сторон договора всегда должна выступать коммерческая организация, которая осуществляет публичные функции. В договоре присоединения субъектный состав не ограничен. Кроме того, режим, установленный ст. 428 ГК РФ, для договора присоединения содержит особые гарантии прав присоединившейся к договору стороны. Вместе с тем эти гарантии различаются в зависимости от того, какой субъект оказывается в роли потерпевшей от заключения договора присоединения стороны. Для физических лиц (не предпринимателей) при заключении ими договора присоединения ГК установлена возможность требовать расторжения или изменения договора в случаях, если:
а) договор присоединения лишает сторону прав обычно предоставляемых по договорам такого вида;
б) исключает или ограничивает ответственность другой стороны;
в) содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия.
Если присоединившейся стороной является субъект предпринимательской деятельности, то изменения или расторжения договора он не вправе потребовать, если знал или должен был знать об условиях договора, который он заключал.
Энциклопедия решений. Публичный договор
Из закона не следует, что договор рассматривается как публичный только в том случае, если об этом прямо указано в законе. Исчерпывающего перечня видов договоров, подпадающих под режим публичного договора, закон не устанавливает, определяя лишь квалифицирующие признаки публичного договора. Такими признаками является, во-первых, предмет и субъектный состав договора (формальный признак), а во-вторых, характер деятельности лица, выступающего в публичном договоре исполнителем (поставщиком, подрядчиком и т.д.). (субъективный признак). В частности, для признания договора публичным необходимо, чтобы характер деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, предполагал обязанность заключения договора в отношении каждого, кто к нему обратится. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.10.2007 N 78-В07-34), хотя в ряде случаев суды придерживаются противоположного подхода. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2013 N Ф07-6425/13 суд указал, что «для признания договора публичным необходимо четкое указание на это в законодательстве. Правовой режим публичного договора может распространяться лишь на такие обязательства, которые прямо определены во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации как публичные.»
Гражданский кодекс РФ прямо относит к публичным договоры:
— розничной купли-продажи (п. 1 ст. 426, п. 2 ст. 492 ГК РФ);
— банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (п. 2 ст. 834 ГК РФ);
— складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК РФ);
— хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК РФ);
Правовой режим публичного договора призван обеспечить в первую очередь интересы потребителя как слабой стороны. Он предусматривает, что:
— лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;
— цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (под категорией может пониматься, в том числе, определенная социальная группа граждан, для которых стоимость услуги отличается от цены, предусмотренной для других потребителей);
Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ; см. также постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 11657/11). При этом уклоняющаяся сторона обязана возместить причиненные этим другой стороне убытки (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Единственным основанием, дающим право отказаться от заключения публичного договора, является отсутствие реальной возможности его заключения (п. 3 ст. 426 ГК РФ; см. также постановления Девятого ААС от 23.06.2011 N 09АП-12927/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2009 N А53-1622/2009, от 09.01.2008 N Ф08-8711/07). При этом обязанность доказывать отсутствие возможности заключить договор на определенных условиях лежит на стороне, для которой заключение договора обязательно (п. 55 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2008 N Ф08-43/08).
Публичный договор не может предусматривать право на односторонний отказ от этого договора, если такое право принадлежит стороне, обязанной заключить договор. Иное бы нейтрализовало требование об обязательности заключении договора (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 9548/09). Это касается в том числе публичного договора, который заключен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).
Известны случаи, когда с требованием о понуждении заключить публичный договор обращается не потребитель, а лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, для которой заключение такого договора является обязательным. Как правильно указывают суды, требование о понуждении заключить публичный договор может быть заявлено лишь потребителем услуг. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, постановление ФАС Центрального округа от 12.02.2008 N А64-1248/06-12). Требование о заключении договора с каждым, кто обратится, обращено к лицу, выполняющему работы или оказывающему соответствующие услуги, а не к его контрагентам (постановление ФАС Московского округа от 20.04.2009 N КГ-А40/2720-09).
В то же время фактическое пользование потребителем услугами стороны, обязанной заключить договор, следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептом оферты, предложенной стороной, оказывающей соответствующие услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (см. также п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14).
Публичный договор заключается в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ.
Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ
Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.
При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.
Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.
Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.
Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.
Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.
Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.
К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.
Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.
Сущность публичных договоров
Публичный договор — это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков. Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект. Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ. В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:
- отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
- отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.
Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.
Клиент определяет правила
Дело в том, что для некоторых типов контрагентов (покупателей, клиентов) отсутствие возможности корректировать условия договора может быть критичным, для других — нет. Очевидно, если речь идет о предпринимательской деятельности в сегменте B2B, когда одни юрлица оказывает услуги или продают товары другим, публичные контракты — менее желательный способ оформления отношений. И это логично: контрагент может не согласиться с теми или иными пунктами контракта, который предлагается фирмой-поставщиком. И потому, если договор поставки — публичный в аспекте всех свойственных для него критериев, то контрагенты могут попросту отказаться от взаимодействия с фирмой. Поэтому в таких случаях компании чаще предлагают свои условия в рамках контрактов присоединения.
По мнению некоторых юристов, самостоятельным публичным договором является отдельно взятый товарный ценник (или, по крайней мере, он выступает существенной частью контракта). Покупатель магазина, быть может, хотел бы его изменить, чтобы приобрести товар подешевле. Однако маловероятно, что интересы продавца с подобными пожеланиями совпадут. Обсуждать с каждым покупателем отпускную стоимость товара может позволить себе не каждый магазин. И в этом случае для продавца оптимален публичный договор, а не контракт присоединения.
В соответствии с положениями статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Статья 539 ГК прямо не относит договор энергоснабжения к числу публичных, тем самым прямо не подчиняет его правилам ст. 426 ГК.
Тем не менее, Законом об электроэнергетике установлено, что любые договоры между гарантирующим поставщиком и потребителем, касающиеся обеспечения потребителя электрической энергией, в том числе включающие условие об оказании ему услуги по передаче электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, являются публичными.
Необходимо отметить, что и судебная практика признает договор энергоснабжения публичным (см. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 30.07.2015 г. N АПЛ15-282). В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 «О свободе договора и ее пределах» при рассмотрении п. 1 ст. 544 ГК об оплате за фактически потребленную энергию сделан вывод о публичности интересов абонентов, защищающихся средствами государственного регулирования тарифов по договору энергоснабжения. Согласно п. 1 ст. 426 ГК договор энергоснабжения является публичным, а потому лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, обязано заключить договор с каждым, кто к нему обратится. Квалификация гражданско-правового договора в качестве публичного влечет правовые последствия, ограничивающие закрепленный в ст. 421 ГК принцип свободы договора.
Публичность договора энергоснабжения означает, что энергоснабжающая организация в силу своей деятельности обязана подавать энергию через присоединенную сеть в отношении каждого абонента, который к ней обратится, а также не вправе оказывать предпочтение одному абоненту перед другим. Особенностью правового регулирования публичного договора энергоснабжения являются требования, изложенные в п. 2 ст. 539 ГК, которым должен соответствовать абонент, последний обязан располагать присоединенным к сетям энергопринимающим устройством, оборудованием и обеспечить учет потребления энергии.
Кроме того, положения ГК наделяют правом на обращение в суд за разрешением разногласий при заключении договора энергоснабжения, а также о понуждении заключить такой договор контрагента обязанной стороны независимо от того, какая из сторон инициатор заключения договора.
В п. 2 ст. 426 ГК существует правило, определяющее условие одинаковой цены публичного договора, а также установление одинаковых иных его условий.
Для взыскания задолженности по договору энергоснабжения одним из самых основных доказательств у истца будет являться сам договор энергоснабжения как доказательство поставленной энергии (в случае если такой договор не был заключен между сторонами, в удовлетворении требования о взыскании задолженности будет отказано: см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2015 N Ф02-4505/2015 по делу N А10-2547/2014). Истцом должен быть доказан сам факт и объем потребленной электроэнергии на основании актов приема-передачи электроэнергии, актов снятия показаний приборов учета по каждому объекту потребления с и указанием номера прибора учета и фиксацией показаний данного прибора учета, актов сверки взаимных расчетов сторон. В свою очередь, со стороны ответчика не должно быть представлено никаких доказательств оплаты потребленной энергии (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.03.2016 N Ф10-449/2016 по делу N А35-10113/2014).
Правоотношения из публичного договора регулируются ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Законодательство не содержит определения, что такое публичный договор на оказание услуг, а раскрывает понятие таких соглашений в общем. Кроме общих норм права, применяются специальные, регулирующие конкретные правоотношения, например: в сфере гостиничных услуг — постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085; поставка газа — постановление Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245; телевизионное вещание — постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 785; теплоснабжение — постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808; ЖКХ — постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Они устанавливают требования к публичному договору с одним предметом сделки. Отличительные особенности соглашений этого вида:
Если в предложении о заключении сделки содержатся преимущества для отдельных групп потребителей, то, в силу п. 5 ст. 426 ГК РФ, она признается ничтожной. Не противоречат закону соглашения, условия которых меняются в зависимости от группы потребителей, если такая информация общедоступна для всех. Например, использование программы лояльности с предоставлением скидки студентам и размещение таких условий на официальном сайте. Соответствующая позиция закреплена в п. 17 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49. Из анализа норм ГК РФ приходим к выводу, что к публичным договорам относится:
Обстоятельства, из-за которых исполнитель не исполняет обязательства, становятся причиной для отказа другой стороне. Например, отсутствие мест в гостинице вызвало отказ коммерческой организации от заключения публичного договора, то же самое с занесением пассажира самолета в «черный список». В этом случае отказ в заключении сделки правомерен.
С какого момента публичный договор считается заключенным
ГК РФ Статья 426. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 42-ФЗ, от 05.12.2017 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Порядок заключения публичного договора
Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней с момента получения оферты.
В рассматриваемом примере стороной, для которой заключение договора обязательно, является РСО.
Офертой в соответствии со ст. 435 ГК РФ признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое является достаточно определенным и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, который примет предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Она связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Акцептом согласно ст. 438 ГК РФ признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не предусмотрено законом, обычаями делового оборота или прежними деловыми отношениями сторон.
Акцепт оферты на иных условиях (ст. 443 ГК РФ) – это ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте. Он не является акцептом, а признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
По общему правилу, установленному ст. 436 ГК РФ, полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, предусмотренного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не следует из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Однако если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, она считается неполученной (п. 2 ст. 435 ГК РФ).
Аналогичное правило распространяется и на акцепт: если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается неполученным (ст. 439 ГК РФ).
Как следует из указанных выше норм, при направлении УК в адрес РСО предложения заключить договор с приложением проекта договора последняя в течение 30 дней с момента получения данного предложения должна направить в УК один из трех документов:
В том случае, когда для заключения направленного проекта договора обязательно направление извещения о согласии, отсутствие одного из вышеперечисленных документов будет считаться отказом от заключения данного договора.
Сторона, направившая проект договора, или сторона, направившая извещение о согласии на заключение договора, может отказаться от принятого решения, отозвав направленные документы, однако они должны поступить адресату не позднее первоначальных документов. В противном случае отказ считается неполученным.
Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней с момента получения данного извещения либо истечения срока для акцепта.
Таким образом, при получении от РСО протокола разногласий или проекта договора на иных условиях (в ответ на направленный проект договора) УК может согласиться с предложенными РСО условиями или передать возникшие при заключении договора разногласия на рассмотрении суда в течение 30 дней с момента получения соответствующего документа.
В случаях, когда в соответствии с законом заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение 30 дней с момента получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая данный протокол, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (п. 2 ст. 445 ГК РФ).
Как мы видим, если предложение о заключении договора направляется РСО в адрес УК, действуют иные правила: УК обязана либо известить РСО о согласии на заключение договора, либо направить протокол разногласий в течение 30 дней. Однако ненаправление указанных документов в 30-дневный срок не может считаться согласием УК на заключение договора на условиях РСО.
При получении от УК протокола разногласий РСО обязана известить УК о принятии договора в редакции последней либо об отклонении протокола разногласий. Отклонение протокола разногласий, равно как и отсутствие результатов его рассмотрения в 30-дневный срок, позволяет УК передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. В этом случае условия договора будут определяться в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ).
И совсем иные правовые последствия повлечет уклонение РСО от заключения договора. На основании п. 4 ст. 445 ГК РФ УК вправе в данном случае обратиться в суд с требованием о понуждении РСО заключить договор.
Виды и примеры публичных договоров
Законодатель определяет в качестве публичных следующие виды договоров:
- энергоснабжения, купли-продажи (розничной), оказания медицинских услуг и другие виды, сформулированные в п. 1 ст. 426 ГК РФ;
- подряда, в том числе бытового (п. 2 ст. 730 ГК РФ);
- хранения на складе (п. 2 ст. 908 ГК РФ);
- банковского вклада для граждан в кредитных организациях (ст. 834 ГК РФ);
- хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде (п. 1 ст. 923 ГК РФ);
- перевозки пассажиров общественным транспортом (п. 1 ст. 426 ГК РФ);
- обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 1 закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 № 40-ФЗ).
Комментарий к Ст. 426 ГК РФ
1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.
Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.
Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.
Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (статья 421 ГК РФ). При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).
Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей 426 ГК РФ для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.
2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.
Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать. Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию .
———————————
Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32.
Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора. По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями. Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.
Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации , Правила оказания услуг связи по передаче данных , Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания , Правила оказания телематических услуг связи , Правила оказания услуг по реализации туристского продукта , Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты.
———————————
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс». Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.
Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785.
Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575.
Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452.
Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.
Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия. Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными. Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).
3. К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей 426 ГК потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора .
Для кого подписывается публичный договор?
В некоторой мере у второй стороны публичного договора даже больше прав и свободы, потому что она вообще ничем не ограничена. А вот тот, кто публичный договор формировал, вписывал в этот публичный договор и обязательства. Как он будет осуществлять работы, продавать товар и т.д. Для каждого рода деятельности есть свои законы и особенности работы. Именно так и работает публичный договор.
Публичный договор говорит, что теперь все группы населения становятся участниками этого договора. Все эти лица автоматически стали участниками договора и теперь они становятся конгрегатами первой стороны. То есть если они пользуются, какой либо услугой, которая была прописана в публичном договоре первой стороной, то автоматически становятся второй стороной договора. Для второй стороны это не несет никакой угрозы и не налагает дополнительной нагрузки. Но если вдруг покажется. Что вас ущемляют или такое на самом деле будет, то можно обратиться к защитникам потребителей.
Составление договора присоединения
При составлении договора присоединения адвокат исходит из того, что согласно положениям ст. 428 ГК РФ условия такого договора разрабатываются исключительно одной стороной, а другая удостоена правом на принятие решения — заключить этот договор на предусмотренных им условиях (присоединиться к нему) или нет.
При этом адвокату надлежит учитывать, что:
- присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. При этом если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения (п. 2 ст. 428 ГК РФ);
- соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (п. 2 ст. 400 ГК РФ);
- условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 1 ст. 16 ЗоЗПП);
- сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 428 ГК РФ договор присоединения — это договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.