Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).
Право на политическое убежище. Экстрадиция
Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.
С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстрадиции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин данного государства или иностранец), укрывается в другом государстве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется требование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран выдача своих граждан конституционно запрещена. В России Конституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не допускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болгарией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, которое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступности»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные гарантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом преступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоятельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор вынесен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным законом, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская конвенция о правовой помощи (тоже с оговорками).
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного обжалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу выдаваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при определенных условиях отказ иностранному государству в выдаче осужденного для отбывания наказания в этом государстве.
Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Права лица, признанного вынужденным переселенцем:
• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:
• соблюдать Конституцию и законы;
• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).
По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:
• органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
• органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
• органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
• органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
• органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.
По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.
По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.
По порядку разрешения вопросов – единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).
По источнику финансирования – бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.
Виды правового режима иностранцев
Имеется три вида правового режима иностранцев:
- национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
- специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
- режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.
По общему правилу иностранцы в РФ пользуются таким же объёмом прав и свобод и несут такие же обязанности, что и граждане РФ, т. е. в отношении них устанавливается национальный режим. В отношении иностранцев так же действует принцип недискриминации, означающий, что иностранные граждане в РФ и лица без гражданства, проживающие в РФ, равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Однако осуществление ими своих прав не должно причинять вред гражданам РФ, государству РФ и другим лицам.[1]
Цель этой работы на основе анализа учебной, научной литературы и нормативно правовых актов раскрыть тему правового положения иностранцев и лиц без гражданства в РФ, их основные права, свободы и обязанности, ограничения въезда и выезда иностранных граждан из России и их категории, а также выявить ограничения их прав в РФ.
Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело к росту интенсивности международных отношений Российской Федерации с другими государствами, в особенности с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туpисты занимают не основную часть мигрантов, что еще раз подтверждает актуальность выбранной тематики.
Существуют три основных вида правового режима иностранцев: национальный, специальный и режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим предусматривает уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изъятиями, устанавливаемыми законом или международным договором. В этом плане типична формулировка ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». При режиме наибольшего благоприятствования иностранцам предоставляются такие же права, которые предоставляются гражданам любого третьего государства. Объем прав и обязанностей иностранных граждан при таком режиме зачастую меньше, чем при национальном режиме.
Специальный режим устанавливается, как правило, в договорном порядке между заинтересованными государствами. Подобный режим может быть, например, у военнослужащих, находящихся на территории другого государства на договорной основе. Иногда для иностранцев применяется преференциальный режим, который отличается предоставлением им определенных привилегий и преимуществ в отношениях с соседними странами, например, в области пограничной торговли.
В международной практике известны случаи и так называемой обратной взаимности. Если какое либо государство применяет к гражданам другого государства необоснованные, дискриминационные меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам, ухудшающие их правовое положение по сравнению с другими иностранцами, то это государство вправе применить ответные ограничительные меры, что получило название реторсии (возмездия). Возможность применения реторсии предусматривает и законодательство Российской Федерации.
Статья 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.[5]
Виза — это разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение тех или иных границ. Как правило под визой понимается фактическое разрешение иностранцу на въезд на территорию другого государства.
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев либо на основе принципа взаимности на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица, на основании решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы либо на основании решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, принятого по ходатайству дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации, международной организации или ее представительства в Российской Федерации либо представительства иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации.
Обыкновенная деловая виза выдается на срок до тридцати суток иностранному гражданину, указанному в пункте 23 статьи 13.2Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо иностранному гражданину, осуществляющему гастрольную деятельность (организацию и проведение на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (с правом осуществления преподавательской деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Обыкновенная деловая виза выдается на срок до пяти лет иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником компании, указанной в подпункте 8 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона.
Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до одного месяца либо на основе принципа взаимности на срок до шести месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров.
Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек), при наличии у него подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров.
Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации. Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на территории Российской Федерации без изменения цели въезда.
Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или осуществляющему такую деятельность, обыкновенная рабочая виза оформляется как многократная и выдается на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года со дня въезда этого иностранного гражданина в Российскую Федерацию с последующим продлением срока действия указанной визы на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. Иностранным гражданам — членам семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обыкновенные рабочие визы оформляются как многократные и выдаются на срок действия визы, выданной указанному иностранному гражданину, с правом осуществления в установленном федеральным законом порядке трудовой деятельности, обучения, а также иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, с последующим продлением срока действия таких виз в случае продления срока действия визы указанному иностранному гражданину. В случае пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы допускается обучение данного иностранного гражданина в образовательной организации на территории Российской Федерации без оформления в установленном порядке изменения цели въезда данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов (за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями), либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи (с правом осуществления педагогической деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.
Права иностранных граждан на обучение в высших учебных заведениях
- Граждане других стран и лица без гражданства имеют право на обучение.
- Прием в учебное заведение осуществляется на основании международных договоров, действующих между Россией и другими странами.
- Прием в учебные заведения осуществляется по системе квот и не должен превышать 7000 человек ежегодно по всей России.
- Поступление осуществляется согласно правилам того вуза, куда поступает иностранец.
- Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, вправе претендовать на бюджетные места в российских вузах.
- Иностранец должен подтвердить знание русского языка на достаточном уровне при поступлении в вузы.
- Иностранные документы об образовании должны проходить на территории Российской Федерации процедуру нострификации (подтверждения). Нострификация бывает академическая (позволяет продолжать образование в вузах России) и профессиональная (позволяет работать на территории России по своей специальности).
Отличие между правовым положением российских и иностранных граждан в РФ
Иностранцы имеют равные с россиянами права и обязанности, кроме случаев, установленных ФЗ. Сюда относятся личные права (защищенность личности, жилища), экономические, социальные и культурные права, если они предусматриваются для нерезидентов: право на экономическую и трудовую деятельность, охрану труда и здоровья.
Проживающие иностранные лица на постоянной основе могут принимать участие в голосовании и быть избранными на должность в местное самоуправление. Но у них нет политических прав, которые имеют граждане РФ согласно конституционным положениям:
- занятие большинства государственных должностей;
- запрет на принятие участия в политических партиях;
- избрание в органы государственной службы;
- принятие участия в референдуме.
Ограничены у них и права свободы передвижения.
Иностранцы вправе защищать личные права методами, которые определены Конституцией, включая помощь суда.
Правила въезда и пребывания на территории РФ для иностранцев и лиц без гражданства
Иностранные лица или апатриды, прибывшие в Россию с различными целями, вправе пребывать на территории державы при наличии миграционной карты, визы, разрешения на проживание или вида на жительство. Основной нормативный акт, регулирующий особенности въезда и выезда, — ФЗ «О порядке въезда в РФ».
Начальный этап въезда в страну подразумевает заполнение миграционной карты, в которой указывается цель приезда и дата. При въезде из безвизовой державы потребуется лишь гражданский паспорт. Это касается жителей неотдаленных государств, с которыми заключено международное соглашение. В иных случаях предоставляется заграничный паспорт, например, для граждан и гражданок Узбекистана.
Особенности пересечения рубежа:
- постановка на миграционный учет при нахождении в РФ свыше 1 недели;
- пребывать в России разрешено не более 90 дней каждые полгода;
- оформление РВП при желании остаться в стране навсегда;
- ВНЖ иностранцы получают на 5 лет, после чего появляется возможность его продления.
Чтобы зарегистрироваться после въезда, необходимо посетить территориальный орган МВД и предоставить извещение о прибытии, паспорт, визу и миграционную карту.
Когда заканчивается срок действия миграционного учета, оформляется РВП. Некоторые группы лиц вправе получить его без очереди: появившиеся на свет в Советском Союзе, имеющие детей в РФ или состоящие в браке с гражданином России. По завершении срока действия разрешения оформляется ВНЖ, который дает возможность в будущем получить гражданство.
Во въезде откажут, если при прохождении границы иностранец нарушит требования пересечения, представит ложные справки, имеет судимость, уклонялся от налогов.
Требования к пребыванию:
- с наличием визы: покинуть территорию страны до момента завершения периода ее действия (согласно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»);
- без визы: нахождение в пределах государства не более 7 дней (по «миграционке»).
При нарушении сроков выезда иностранцу запретят въезжать на территорию России в течение трех лет, также его ожидает административная ответственность в виде штрафа.
Сроки пребывания продлевают на основаниях:
- приезжий получил разрешение на временное пребывание;
- переселенец подал документы на РВП;
- работодатель подал прошение о взятии иностранца на работу в качестве высококвалифицированного специалиста;
- было подано ходатайство о признании статуса беженца.
Срок действия патента должен быть продлен.
Однако далеко не все обладают такой правовой связью. Поэтому для начала разберемся, как называется человек, не имеющий гражданства и подданства. Такой субъект имеет статус лица без гражданства или апатрида. Юридические словари дают разные определения этих двух понятий, что, однако, нисколько не меняет их юридического смысла, который зафиксирован в .
Лицами без гражданства или апатридами признаются лица, не являющиеся гражданами России и при этом не имеющие доказательств, позволяющих установить их гражданскую принадлежность к любому другому государству.
Таким образом, российский законодатель не рассматривает их в качестве иностранцев, выделяя в отдельную группу субъектов права. При этом за ними не признается особого «гуманитарного» статуса, а термин «апатриды» используется для обозначения лиц, оставшихся в статусе безгражданства в силу собственного волеизъявления. Каких-либо препятствий для изменения их статуса, кроме общих условий вступления в гражданство, законодатель не предусматривает.
Иного мнения придерживаются в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В Организации обращают особое внимание на проблему распространения безгражданства в Российской Федерации. Так, отсутствие гражданства, по данным ГУВМ МВД на 2012 год, зафиксировано у более чем 31 тысячи человек, проживающих в России, а количество апатридов, по результатам переписи населения в 2010 году, составляло около 178 тысяч человек. Эти несоответствия не позволяют говорить о полной ясности в вопросе безгражданства в РФ.
УВКБ ООН озабочено таким положением дел: по убеждению представителей организации, безгражданство препятствует реализации базовых прав человека в России.
В попытке исправить ситуацию, представители УВКБ предоставляют юридическую помощь, проводят мероприятия в поддержку апатридов, способствуют их местной интеграции, представляют их интересы в государственных органах и содействуют внесению благоприятных изменений в российское законодательство.
При этом подчеркнем, что апатриды и бипатриды – это разные субъекты, несмотря на то, что оба статуса российским законодательством признаются легальными. Для первой категории характерно абсолютное безгражданство, в то время как у представителей второй есть сразу нескольких паспортов. Но если один из них – российский, для РФ такой бипатрид будет считаться прежде всего россиянином.
Иностранцы и апатриды в международном праве
Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.
Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла Конвенцию о статусе апатридов. Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.
Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).
Ограничения на въезд и выезд
По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.
Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:
- нарушение таможенных правил (запрет на въезд до устранения нарушений);
- сообщение недостоверных сведений в части целей своего пребывания в РФ;
- привлечение на территории РФ к ответственности за административные проступки более двух раз за три года (запрет на въезд на три года с момента последнего правонарушения);
- участие в международной организации, признанной нежелательной в РФ;
- нарушение сроков пребывания в РФ (запрет на 3-10 лет с момента выезда);
- ранее осуществлялись депортация, экстрадиция или выдворение (запрет на 5 лет с момента выезда);
- неснятая или непогашенная судимость;
- отсутствие медицинской страховки;
- использование поддельных документов и др.
Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в черный список мигрантов.
Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:
- задержание по подозрению в преступлении;
- привлечение к уголовной ответственности;
- привлечение к административной ответственности;
- уклонение от обязанностей, возложенных решением суда;
- неуплата установленных законодательством налогов.
Иностранные граждане и избирательное право
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривает определенные запреты в сфере избирательного права, действующего в пределах РФ.
Так, люди, которые не являются законными гражданами РФ, не могут участвовать в избирательных процессах. Причем, как в роли избираемого, так и в качестве избирателя. Также на указанную группу лиц налагается запрет на участие в референдумах различного значения.
Следует отметить, что указанные запреты отчасти не касаются тех лиц, которые считаются иностранными гражданами, на длительной основе проживающими на территории РФ (на правовых основаниях). Представители данной группы лиц могут принимать участие в местных референдумах, а также в выборах, проводимых в органы самоуправления в конкретных регионах (в качестве избирателя или избираемого).
Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно . Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.
Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:
- Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
- Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
- Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
- На отдельные должности иностранцев не принимают.
Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:
- Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
- Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
- Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
- Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
- Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
- Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.
Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации
- Въезд возможен после получения визового разрешения.
- Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
- Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
- В январе 2022 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
- При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
- После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.
Далее в видео про то, как изменились правила въезда на территорию РФ:
https://youtu.be/s2Pn2OFD9mA
Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:
- виза продлена или получена новая;
- получен патент на трудоустройство;
- иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
- иностранец поступает в учебное заведение.
Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:
- Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
- В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
- При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
- Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
- Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
- Не оформлен полис добровольного страхования.
- При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
- Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
- В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.