Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 декабря плата за вывоз мусора увеличена на 9%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.
Понятие нормы накопления ТКО
Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.
Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.
Этот показатель влияет на:
- размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
- частоту вывоза отходов с территории;
- определение необходимого количества единиц техники;
- расчет затрат на топливо;
- определение места для утилизации отходов на полигоне;
- планирование возможностей по переработке мусора.
Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.
Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году
Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.
Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.
А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.
Нормы накопления ТКО на квартиру
Нормы накопления ТКО рассчитываются за квадратный метр, а не за человека (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации такого решения), проживающего в квартире или другом жилом помещении. Такой порядок объясняется тем, что квадратные метры жилья всегда остаются неизменными, тогда как количество жильцов может меняться и его трудно отследить. Хотя мусор и не появляется сам по себе. На нормативы накопления отходов влияет ряд факторов:
-
благоустроенность жилья (есть ли в нем система централизованного отопления);
-
возможность раздельного сбора составляющих мусора;
-
наличие зеленых насаждений в городах;
-
потребление местным населением овощей и фруктов;
-
климатические условия.
Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.
Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.
Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.
При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.
На что еще выросли расходы у операторов
Операторы указывают, что их затраты существенно выросли не только из-за закрытия полигонов в Подмосковье и изменения транспортных расходов, но и из-за введения раздельного сбора отходов (РСО) в Москве с 1 января 2020 года: операторы устанавливают отдельные контейнеры для смешанных отходов и вторсырья и вывозят этот мусор раздельно. Но это им пока не компенсировали. Так, «Хартия» единовременно потратила более 250 млн руб. на закупку и брендирование контейнерного парка и мусоровывозящей техники, сообщил РБК первый заместитель гендиректора «Хартии» Михаил Минчаков. По его словам, ежемесячные затраты составляют более 20 млн руб. — в эту сумму входят кредитные платежи, зарплаты персонала и стоимость обслуживания транспорта, вывозящего отходы раздельно. К тому же были понесены серьезные финансовые затраты на оборудование отдельной линии РСО на сортировочных станциях, уточнил топ-менеджер.
По словам Минчакова, компания работает за счет собственных средств. «Но компенсация со стороны правительства Москвы обещана, идет обсуждение способов ее получения», — заметил он.
Пресс-секретарь НКО «Союзресурс» (объединяет столичных операторов по вывозу отходов) Руслан Мольков подтверждает, что при старте раздельного сбора отходов основной рост расходов приходится на транспорт и топливо. «Одному мусоровозу приходится дольше собирать контейнеры с вторсырьем по всему вверенному участку. На каждой площадке стоит по одному такому контейнеру, тогда как емкостей для смешанного мусора больше. Также выросли расходы на хранение отходов на полигонах подрядчиков», — отмечает он.
Продолжение «мусорной» реформы
Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.
Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.
А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.
Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.
Нормативы накопления ТКО
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее — Правила определения нормативов).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 — 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Знание такой информации необходимо для того, чтобы можно было рассчитать количество ТБО, которое образовалось за определённый промежуток времени. Такие данные помогают при:
- создании плана сбора, вывоза и переработки мусора;
- распределении и учёте работников;
- создании правил техники безопасности на предприятии;
- выборе и подборе транспортных средств, осуществляющих вывоз мусора;
- выборе контейнеров;
- логистических работах;
- осуществлении закупок материалов, необходимых для переработки;
- установлении зарплат сотрудникам в соответствии со сложностью и опасностью выполняемой работы.
Человечество руководствуется такими параметрами, чтобы работа с отходами происходила без проблем.
Кто регулирует норматив
Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.
Другие законы и постановления правительства, регламентирующие работу отрасли:
- Федеральный закон № 52-ФЗ, охватывающий все аспекты санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в нём оговариваются и нормы накопления мусора;
- Федеральный закон № 210-ФЗ, регулирующий построение и изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- Постановление правительства от 1 февраля 2005 г. № 155, где оговариваются правила вывоза твёрдых и жидких отходов;
- Постановление правительства от 21 августа 2001 г. № 609, отменяющее систему перекрестных субсидий для коммунальных услуг и вывоза мусора;
- Постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (2006 г.);
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2014 г.);
- Жилищный кодекс Российской Федерации (2014 г.).
В отдельных муниципальных образованиях создаются уже свои нормативы. Обращение с ТБО также регулируется строительными и санитарными правилами, государственными стандартами, техническими условиями.
Расчет тарифов: почему такие нормативы ТКО
Тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) устанавливаются региональным оператором самостоятельно. На территории Московской области, на основании конкурсного отбора, образованы и действуют семь региональных операторов, обслуживающие семь районов (кластеров) на которые поделена область. Каждый оператор устанавливает свои тарифы, их размер зависит от радиуса расположения кластера от комплексов по переработке твердых коммунальных отходов и других составляющих.
Тарифы были установлены по состоянию на 1 января 2020 года, а с 1 июля этого же года были пересмотрены. Однако, Правительство Московской области заверило, что с этого периода до середины 2020 года данные тарифы больше меняться не будут.
Предельные тарифы на вывоз ТКО устанавливаются в Московской области постановлением областного Правительства, превышать которые региональный оператор не имеет права.
Действующие тарифы в области, по сравнению с другими регионами, являются самыми низкими в стране. Так как мусорная реформа только начала действовать, отсутствуют фактические данные о количестве вывозимого и перерабатываемого мусора, а также фактических затратах регионального оператора. Пэтому по итогам года, скорее всего, тарифы будут пересчитаны и введены новые со второго полугодия следующего года, с учетом фактических затрат Оператора.
Как уменьшить сумму оплаты
Порядок оплаты за вывоз мусора предусматривает возможность экономии. При длительном отсутствии по месту жительства, например отъезде в отпуск, командировку, продолжительном стационарном лечении, нужно позаботиться о подтверждающих документах. Затем их предъявляют для перерасчета.
Более выгодна организация раздельного сбора мусора. В случае сортировки отходов, они измеряются в м 3 или тоннах. Таким образом, платят за отходы по факту, а не в зависимости от числа проживающих.
Сложного в раздельном сборе ничего нет. Сейчас ведется активная волонтерско-просветительская работа, во всех школах проходят акции, флеш-мобы с целью популяризации экологических реформ. Но для полной реализации федеральной программы и самого закона необходимы строительство мусороперерабатывающих заводов и полная загрузка уже существующих предприятий, использующих вторсырье. Там и будет продолжаться сортировка отходов.
Тарифы на услуги в сфере обращения с бытовыми отходами в поселке городского типа Троицко-Харцызск с 01.01.2023
№ | Наименование услуги | Ед. изм. | Тариф, Руб. | НДС 20%, руб. | Тариф, руб. (с учетом НДС) |
---|---|---|---|---|---|
1. | Сбор, вывоз, размещение захоронение твердых бытовых отходов для населения | руб./м3 | 17,03 | 23,41 | 140,44 |
1.1. | Многоквартирные дома с наличием всех видов благоустройства | руб./чел./мес. по норме 2,4 м 3/год |
– | – | – |
1.2. | Одноквартирные жилые дома с приусадебным участком, с наличием всех видов благоустройства | руб./чел./мес. по норме 2,7 м3 /год |
– | – | – |
1.3. | Одноквартирные жилые дома с приусадебным участком с отсутствием одного из видов благоустройства центрального отопления (использование твердого топлива) | руб./чел./мес. по норме 2,8 м3 /год |
27,30 | 5,46 | 32,76 |
2. | Сбор, вывоз, размещение и захоронение твердых бытовых отходов для бюджетных и прочих организаций | руб./м3 | 120,12 | 24,02 | 144,14 |
3. | Размещение твердых бытовых отходов: – для населения – для предприятий |
руб./м3 руб./м3 |
18,67 19,15 | 3,73 3,83 | 22 22,98 |
Нормативы ТКО для юридических лиц
Юридические лица могут отказаться от договора с региональным оператором, если у них есть в собственности или на другом законном основании место для размещения ТКО, расположенное на территории, где образуются эти отходы или на смежном участке.
При отсутствии собственного объекта для размещения отходов, юридические лица заключают договор на вывоз ТКО с оператором.
Нормативы рассчитываются:
- По факту, при наличии у организации собственной площадки для сбора мусора. Стоимость услуг зависит от объемов сданных отходов.
- Согласно установленным нормативам, которые зависят от вида деятельности организации. Расчет нормы накопления отходов ведется также, как и для жилого фонда.