Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон на ЖД переезде штраф в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пункт 11.4. ПДД регламентирует правила обгона транспортных средств. Согласно ПДД, обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
на пешеходных переходах;
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
За нарушения правил обгона или объезда автомобилистов наказывают по статье 12.15 КоАП РФ
ч .4.
Напомним, что обгон — это маневр, при котором водитель при опережении автомобиля выезжает на встречную полосу, а после завершения маневра — возвращается на исходную.
Наказание за обгон на переезде и за обгон меньше чем за сто метров до переезда:
5000 рублей или лишение права управления автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.
Наиболее частое наказание — лишение прав на пол года.
За повторный обгон на железнодорожном переезде наказывают лишением прав на один год. (статья 12.15 КоАП РФ ч. 5).
Однако, закон более лоялен, если водитель выезжает на встречную полосу с целью объехать препятствие. Такой маневр менее опасен, а значит и наказывать водителя можно не так строго. И так, штраф за объезд препятствия с выездом на встречную полосу на железнодорожном переезде и менее чем за 100 метров до него:
1000 — 1500 рублей. (статья 12.15 КоАП РФ ч. 3)
Обгонять других участников дорожного движения вблизи железнодорожных путей крайне опасно. Скоростные маневры могут привести к вылету участников на железную дорогу. Столкновение с поездом несет высокую вероятность смерти или тяжкого вреда здоровью участников ДТП.
Проезд регулируемых железнодорожных переездов со шлагбаумом
Любой регулируемый переезд через железнодорожные пути обозначается различными дорожными знаками в зависимости от того, с шлагбаумом он или нет и как далеко находится.
Приближение к железнодорожному переезду:
- Первый знак устанавливается в 150-300 метрах от переезда. На этом расстоянии разрешается обгон только автомобилей, движущихся на маленькой скорости.
- Второй знак устанавливается на расстоянии 100-200 метров от опасной зоны. С этого расстояния обгон запрещен.
- Третий знак знак приближения к железнодорожному переезду находится в 50-100 метрах от переезда. Помимо запрета на обгон добавляется запрет на стоянку транспортных средств.
Возможно ли смягчить наказание
Смягчить штраф за обгон можно лишь в том случае, если трактовать его как опережение. Но для этого на дороге должно быть не менее двух полос попутного движения, а водитель, совершивший маневр, не выехал на встречку.
При остановке на ж/д переезде грозит штраф, но если доказать, что она была вынужденной, то получится его избежать. Нужно обязательно указывать в протоколе обстоятельства, при которых был совершен маневр. Например, вынужденная остановка была совершена из-за неисправности автомобиля, помешавшей продолжить движение. Важно указать, что водитель предпринял все меры, указанные в пункте 15.5 ПДД РФ.
Если водитель совершил явное нарушение правил и дело дошло до суда, то смягчить наказание могут следующие обстоятельства:
- проступок был совершен беременной женщиной или женщиной с малолетним ребенком (младше 14 лет);
- нарушитель осознал вину, признал ее и раскаялся;
- нарушение ПДД обусловлено сильным волнением или душевным переживанием из-за личных обстоятельств (например, смерть близкого родственника);
- нарушитель предотвратил вредные последствия, возникшие в результате его проступка.
Однако, эти пункты могут не учитываться судом. Они лишь дают вероятность смягчения наказания.
Классификация административных правонарушений ПДД на переездах
- Пути пересекаются на красный мигающий сигнал ж/д светофора;
- Прекращение движения и полная остановка (вынужденная и самовольная) непосредственно на путях;
- Транспортное средство пересекает или едет по путям вне организованного переезда;
- Пути пересекаются транспортным средством перед шлагбаумом, который опускается. При этом на светофоре горит красный мигающий сигнал;
- ТС едет на переезд, несмотря на запрещающий жест сотрудника ГАИ, регулировщика;
- ТС производит обгон (не опережение) за 1-99 м до шлагбаума / ближнего рельса;
- Обгон автомобилей, которые остановились перед шлагбаумом или стоп-линией;
- Транспортное средство выполняет обгон непосредственно на ж/д переезде;
- Водитель самостоятельно поднимает стрелу шлагбаума;
- Перевоз через пути автоматов, механизмов, машин, являющимися нетранспортабельными (газонокосилка и другие);
- Переезд через пути транспорта, который развивает максимальную скорость движения меньше 8 км/час без соответствующего разрешения (некоторые виды сельскохозяйственной техники);
- Движение задним ходом;
- Выполнение разворота на путях;
- Повторные нарушения правил дорожного движения на переезде через железнодорожные пути.
Проезд на запрещающий сигнал светофора
Проезд на запрещающий сигнал светофора на железнодорожном переездезапрещён. Разрешается пересечение путей только в том случае, если автомобиль заглох или сломался прямо на путях (пересечение в сторону съезда с путей), когда светофор сломан, и работники переезда / регулировщик одобряет проезд.
Пересечение (проезд) переезда на запрещающий красный свет светофора является одним из тяжелых нарушений. Какой штраф предусмотрен за проезд на красный свет на железнодорожном переезде? Данное нарушение карается штрафом до 1 500 рублей или лишением прав на срок до 1,5 года.
Помимо данного нарушения, стоит обратить внимание и на следующие правила, несоблюдение которых чревато штрафами:
- неправильная парковка, в том числе на тротуаре и газоне;
- езда по тротуару;
- выключенный ближний свет;
- пересечение сплошной двойной разметки;
- проезд под знаки «Движение запрещено», «Движение грузовых автомобилей запрещено» и «Кирпич»;
- непристегнутый ремень безопасности.
На все правила предусмотрены исключения
Согласно законодательству, обгон автотранспорта на расстоянии до 100 метров до опасной зоны строго запрещен. Исключением считаются обгон впереди идущего ТР без выезда на полосу встречного движения, а также объезд недвижимых объектов на полосе движения с выездом на встречную полосу.
Таким образом, водитель имеет право объехать создавшуюся помеху с выездом на полосу встречного движения. Но при этом приоритет не на стороне совершающего манёвр. Игнорирование этого нюанса может привести к нарушению целого ряда других правил.
Важно знать: если на пути автомобилиста стоит недвижимый по техническим причинам транспорт, он не имеет права его объезжать. Необходимо помочь людям выбраться из ТС, а также отогнать авто в безопасное место.
Жесткие требования объясняются специфичностью характера железнодорожного транспорта. Основные показатели которого: большая масса, не малая скорость и, как следствие, очень длинный путь торможения. Все эти факторы делают почти невозможным избежать летального исхода при столкновении. Необходимо помнить о безопасности.
В каких же случаях обгон разрешается и когда он запрещён?
Следует отметить, что, вообще, любое пересечение железной дороги допускается, в соответствии с требованиями пункта 15.1 ПДД, только на переезде. Водителя, переехавшего рельсы вне установленного места, ждёт довольно суровое административное наказание.
Само понятие обгона актуально по большей части тогда, когда дорога состоит из двух полос для автомобильного движения: по одной для каждого из направлений. Когда их больше, возможно совершить опережение, избегая перемещения на «встречку».
Обгон – это разновидность манёвра, которая сопряжена с въездом на полосу перемещения транспорта во встречном направлении. Действие совершается для опережения движущегося автомобиля, оно непременно завершается возвращением.
Опережение – движение без въезда на полосу движения встречного потока со скоростью большей, чем у попутного автомобиля (иного транспорта).
Согласно требованиям пункта 11.4 ПДД, обгон движущегося транспорта на железнодорожных переездах или на расстоянии ближе 100 метров до него, запрещён: совершение такого действия будет являться административным правонарушением, за которое человек понесёт наказание. Его часто совершают нетерпеливые водители, которым хочется «проскочить» железнодорожные пути поскорее, впоследствии выплачивая штраф.
Однако на этом участке полотна могут возникнуть и другие ситуации.
Объезд – манёвр, совершаемый при наличии препятствия, сопряжённый с выездом на полосу движения встречного потока либо на соседнюю попутную, либо без выезда с занимаемой полосы.
Если дорога состоит из двух и больше полос для перемещения в каждом из направлений, на жд переезде формально становится возможным совершение опережения автомобиля или объезда помехи. И всё же, крайне важно убедиться, что дорога на должном расстоянии свободна от встречных автомобилей, перед тем, как выехать со своей полосы, так как вы находитесь в месте повышенной опасности.
Не на всех пересечениях автомобильных дорог с железнодорожными путями имеется хороший угол обзора. Бывает, что шоссе встречается с ними в зоне крутого поворота. В таком месте лучше не совершать опережение, так как невозможно проконтролировать встречный поток в условиях недостаточно просматриваемой местности.
Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?
Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.
Ситуация на дороге или манёвр | Это разрешено? | Наказание |
---|---|---|
«Обгон» без выезда на встречную полосу | Разрешено | Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе |
«Обгон» справа по дороге | Разрешено, если нет сплошной | Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ |
«Обгон» по попутной обочине | Запрещено | Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 |
На пешеходном переходе | Запрещено | Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15 |
Через сплошную линию разметки | Запрещено | Также 12.15, часть 4 |
Через двойную сплошную | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Под знак «Обгон запрещён» | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На перекрёстке | Условно разрешено | Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав |
Колонной | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На ж/д переезде | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В туннеле | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги | Условно запрещено | Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2022 года |
Если на дороге 4 и более полосы | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Если на дороге вообще нет разметки | Условно разрешено | Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога |
Обгон по трамвайным путям | Условно разрешено | Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью |
Обгон трамвая | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Согласно ПДД, проезд ЖД-переездов нельзя осуществлять в следующих случаях.
- Шлагбаум уже закрыт или начинает закрываться. В данном случае не имеет значения, какого цвета сигнал горит на светофоре.
- На светофоре запрещающий сигнал. При этом неважно, опущен ли шлагбаум и присутствует ли он на этом переезде вообще.
- Перед переездом стоит дежурный, который подаёт сигнал о необходимости прекращения движения. Есть несколько форм запрещающего сигнала дежурного – например, если тот повёрнут спиной к водителю и держит жезл над головой или если просто развёл руки в стороны. В тёмное время суток дежурный, дабы предупредить водителей, использует вместо жезла красный фонарь.
- Приближается поезд. Несущийся на всех парах состав – куда более очевидный признак опасности, чем любой из цветов светофора. О необходимости остановиться автомобилисту должен подсказать инстинкт самосохранения. Соревноваться с поездом в скорости – дело совершенно безрассудное.
Если автомобилист не хочет получить штраф за проезд ЖД-переезда, оборудованного шлагбаумом, ему следует остановить авто за 5 метров до стоп-линии или самого шлагбаума. При проезде ЖД-переезда без шлагбаума ПДД рекомендуют тормозить примерно за 10 метров до ближайшего рельса.
Водителю нечего и рассчитывать, что, проехав на красный, он сумеет избежать наказания. Какой переезд ни возьми, за действиями автомобилистов наблюдает «Большой Брат» – камера слежения.
В каких пунктах ПДД прописаны правила
Запрет на обгон (объезд) в границах железнодорожного переезда, а так же на расстоянии в 100 м до переезда устанавливается пунктом 11.4 правил движения.
Этим же пунктом устанавливаются и иные зоны, в которых не разрешается выполнять рассматриваемый маневр.
К ним относятся:
- пешеходные переходы;
- регулируемые перекрестки;
- участки дороги с повышенной опасностью при движении;
- нерегулируемые перекрестки при движении автомобильного транспорта по второстепенной дороге;
- мосты, эстакады, тоннели.
Основным правилам пересечения железнодорожных путей отводится статья 15 ПДД. Запрет на остановку и стоянку регулируется статьей 12 пунктом 4.
Особенности функционирования
Железнодорожные переезды всегда оснащены специальными знаками, световыми регуляторами и светофорами, признанными максимально обезопасить движение в этой зоне.
Обычно переезды делятся на несколько типов:
- переезд общего пользования – пересечение ж/д переезда и автомагистрали;
- переезд необщего пользования – пересечение ж/д переезда с дорогами, которые принадлежат определенному сектору или предприятию;
- регулируемые переезды – территория, оснащенная сигнализацией, световыми диодами, шлагбаумом или обслуживаемая обученным сотрудником, который регулирует движение транспортных средств на участке;
- нерегулируемые переезды – территория, не оснащенная ни одним из видов сигнализации предупреждения движущегося поезда, а также не обслуживаемая дежурными сотрудниками. То есть движение на данном участке никак не регулируется.
По стандартам обследование на исправность переездов и сигнализации проводится ежегодно. Проверяют, как правило, работоспособность самого переезда, исправность электроснабжения, работу системы связи и сигнализации. По итогам такой проверки производится переоборудование переездов при необходимости.
По мимо главной проверки, проводятся и другие осмотры в течение года. В случае серьезных неисправность в план устранения поломок вносятся коррективы. Такие переезды закрывают до устранения недочетов.
Государственная служба ГИБДД называет переездом пересечение полотна железной дороги с проезжей частью автомобильной дороги. Въезд на этот элемент трассы разрешен только при выполнении установленных законодательством правил для сохранения безопасности движения.
Железнодорожный переезд подразделяется на две основных категории:
- Регулируемый – проезд с одним ЖД путем или многопутного типа, контролируемый специальными оповещениями или конструкциями. Кроме устройств для обеспечения безопасности, на пунктах пересечения дорог присутствует дежурный.
- Нерегулируемый – пересечение путей и автомобильного полотна без предупредительных указателей, регулировки дежурным и сигнальных оповещений.
В ПДД Российской федерации существуют специальные правила, согласно которым перед ж/д путями обязательно устанавливаются предупреждающие дорожные знаки.
К системам обеспечения безопасности и регулирования движения относятся:
- Шлагбаум;
- Семафор;
- Светофор;
- Металлический щит;
- Разметка.
Правила пересечения ЖД переезда одинаковы для всех типов дорог. Единственная разница заключается в том, что водитель, согласно знаку №2.5 обязан остановиться, проверить отсутствие приближающегося поезда (визуально и на слух) и только после этого продолжить путь.
В ПДД есть несколько правил, которые касаются пересечения ЖД переезда. Рассмотрим их:
- правило №12.4 гласит, что нельзя останавливаться на ЖД путях. Исключения составляют вынужденные остановки. Например, если сломался автомобиль;
- правило №12.5 указывает на то, что нельзя парковаться на расстоянии менее 50 метров до и после переезда;
- правило №15.3 запрещает выезд на ЖД пути, если после них образовалась пробка.
Правило дорожного движения №15 рекомендуется изучить всем водителям. В нем подробно рассказано о том, как нужно вести себя на железнодорожном переезде без шлагбаума со светофором или без него:
- водитель должен уступать дорогу поездку, товарному составу или локомотиву;
- подъезжая к переезду, нужно руководствоваться знаками, не забывая про визуальную оценку ситуации;
- нельзя пересекать переезд при запрещающем свете светофора;
- нельзя обгонять впереди стоящее транспортное средство с выездом на встречную линию;
- нельзя делать разворот на переезде.
Нерегулируемые переезды требуют особой внимательности со стороны водителя.
○ Нюансы и решение спорных моментов.
Некоторые ситуации становятся настоящим камнем преткновения и вызывают бурные споры между инспекторами ГИБДД и водителями. Нередко шлагбаум поднимается раньше, чем погаснет запрещающий сигнал светофора. Большинство водителей спешат продолжить движение и через несколько метров оказываются остановленными инспекторами, которые инкриминируют им проезд на запрещающий сигнал. В таком случае стоит сослаться на Инструкцию по эксплуатации железнодорожных переездов, по правилам которой при поднятом шлагбауме красный сигнал гореть не должен.
Неполадки в автомобиле, вызывающие его остановку на переезде едва ли не самые опасные. П. 15.5 ПДД подробно описывает поведение водителя и пассажиров автомобиля, застрявшего на рельсах:
- «При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
- При имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда.
- Оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги.
- При появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
- Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.»
Эти правила продиктованы правилами техники безопасности и защиты жизни водителя и пассажиров. Столкновение с поездом на скорости превратит машину в груду железа, что будет с людьми внутри понятно без разъяснений. Из-за огромной массы подвижной состав имеет очень длинный тормозной путь и остановку нужно начинать как можно раньше. Чем больше пробегут «вестники», тем больше шанса на благополучный исход дела.
При этом проблемы грозят не только водителю, который стоит на переезде, но и тому, кто ехал за ним и оказался уже за светофором. В этой ситуации обратите внимание на вид переезда. Если его ширина менее 7 метров, то можно смело стоять и ждать пока не решится возникшая впереди проблема, благо такие автомобили стараются убрать как максимально быстро. Но если перед вами широкий многорельсовый переезд, то такая вынужденная остановка уже будет нарушением. Обычно инспекторы ограничиваются 1000р. штрафа по ч. 2 ст. 12.10 КоАП, но особе ретивые пробуют лишать прав. Остается только писать о своем несогласии в связи с неправильной квалификацией и обжаловать постановление в суде.
Обгон перед железнодорожными рельсами и после них
Итак, мы выяснили, в каких ситуациях на совершение манёвра накладывается полный запрет. Теперь стоит разобраться, когда, находясь вблизи путей, обгон возможен, и что необходимо знать, чтобы не нарушить ПДД.
Как уже говорилось ранее, манёвр запрещён на расстоянии, меньше чем 100 метров до объекта. Конечно, на дорогах никак специально не обозначается этот рубеж. Помощь водителю здесь окажет только глазомер, а также расположение знака 1.4.1 или 1.4.4 (три красные полосы на белом фоне). Если во время разъезда с одним из них водитель уже приступил к выполнению обгона, завершить его необходимо до следующего – 1.4.2 или 1.4.5 (две полосы).
В пределах населённого пункта, запретная «стометровка» начинается сразу за знаком 1.1 (1.2). Поэтому важно увидеть его заранее.
Важно помнить:
- Если вы заметили нужный знак во время того, как приступили к выполнению манёвра, правильнее будет не завершать его.
- Во избежание нарушения правил необходимо затормозить, дать выехать вперёд обгоняемому автомобилю и вернуться на свою полосу, заняв место за ним.
Формально ПДД разрешают обгон после железнодорожного переезда. Однако сразу после путей во многих местах устанавливаются знаки, запрещающие манёвр (3.20, 3.22), а также вводится ограничение скоростного режима. Такая мера целесообразна для обеспечения безопасности на столь рискованном участке дорожного полотна. Поэтому с обгоном придётся повременить до момента разъезда со знаком, отменяющим запрет, либо до первого перекрёстка.
Внутри населённого пункта, при отсутствии перекрёстков, запрет имеет силу до выезда на загородную территорию. Нужно помнить, что действие знака не заканчивается в зоне выезда с прилегающей территории, а также в местах примыкания (пересечения) грунтовых дорог, не обозначенных в соответствии с ПДД.
Остановка на переезде
Остановка на железнодорожном переезде угрожает здоровью и жизни водителю и пассажирам. Если такое произошло по техническим причинам, два пассажира автомобиля отравляются по обе стороны путей.
При приближении поезда, они должны подавать сигналы машинисту. Водителю необходимо предпринять все возможные меры, чтобы убрать автомобиль с путей. Железнодорожные переезды имеют специальные стоп-линии и знаки STOP, перед которыми нужно остановиться.
Если переезд не оборудован шлагбаумом, остановиться нужно обязательно перед знаком STOP, убедиться в безопасности дальнейшего движения и только после этого продолжить свой путь. Если ни знаков, ни линий на переезде нет, то остановка совершается перед железнодорожном переездом в 5 метрах от шлагбаума или в 10 метрах от ближайшего рельса.