Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что относится к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вооруженные силы и военизированные формирования характеризуются четкой иерархией подчиненности. В них незыблем принцип «единоначалия» и беспрекословного подчинения младших старшим. Речь идет не о старшинстве по возрасту, он в армейской среде не имеет никакого значения, а старшинстве по воинскому (специальному) званию.
Предусмотренная нормами права обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. К принципам юридической ответственности относятся: привлечение к ответственности только за совершение противоправного деяния; наличие вины; наличие вреда; наличие причинно-следственной связи между виновным противоправным поведением и наступившими последствиями (вредом); законность; справедливость; целесообразность и неотвратимость наказания.
Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются нормы права, устанавливающие юридическую ответственность. Под фактическим основанием понимается конкретное правонарушение. Правонарушения, т.е. виновно совершённые общественно опасные деяния, запрещённые правом под угрозой применения мер принуждения подразделяются на преступления и проступки. Преступлением по уголовному праву РФ считается виновно совершённое деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания. К проступкам российское право относит менее опасные, чем уголовное преступление правонарушения, такие как: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные. Состав любого правонарушения образуют четыре группы признаков: объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения и его субъективную сторону.
Ю.о.в. несут на общих основаниях, но с учётом своего статуса, определённого Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Различают следующие виды юридической ответственности военнослужащих: дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную.
Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями и оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.
Административная ответственность военнослужащих заключается как в привлечении военнослужащих за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности в соответствии с ДУ ВС РФ, так и в случаях прямо указанных в Кодексе РФ об административных правонарушениях в наложении на военнослужащих административных наказаний на общих основаниях, (например, за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).
Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за ущерб, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного государству материального ущерба в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Специфика материальной ответственности проявляется в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и воспитания военнослужащих в духе бережного отношения к военному имуществу.
Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение военнослужащими предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении военной службы, государству, физическим и юридическим лицам.
Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за виновно совершенные преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ (см. Преступления против военной службы).
По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду юридической ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащим нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае причинения материального вреда, военнослужащие возмещают вред независимо от привлечения к иным видам ответственности.
Правовое положение (статус) военнослужащих наряду с правами и свободами включает в себя также обязанности и юридическую ответственность.
Юридическая ответственность — это меры правового принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и применяемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке .
Более подробно о понятии юридической ответственности см., напр.: Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985; Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976; Денисов Ю.Л. Общая теория правонарушения и ответственности (Социологический и юридический аспекты). Л., 1985; Кудрявцев В.Н. Закон, поступок и ответственность. М., 1986; Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981; Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985 и др.
Основанием юридической ответственности является правонарушение, т.е. виновно совершенное деликтоспособным лицом общественно опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применения мер принуждения.
Правонарушения подразделяют на преступления и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные) .
В юридической литературе также выделяют и другие виды правонарушений, в частности процессуальные правонарушения, правонарушения, предусмотренные финансовым, земельным и иным законодательством (см.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. С. 488).
Структуру правонарушения раскрывает понятие состава правонарушения, представляющего собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих поведение лица как правонарушение. Состав любого правонарушения включает следующие элементы:
- объект правонарушения;
- объективная сторона правонарушения;
- субъект правонарушения;
- субъективная сторона правонарушения .
Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ)
Под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести и достоинства, издевательство над ними, совершаемые в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а равно из других, в том числе хулиганских, побуждений. Например, принуждение потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство, делать личные услуги старослужащим, выполнять за них те или иные обязанности военной службы, изъятие у военнослужащих более позднего срока призыва предметов обмундирования, продуктов питания, иных материальных ценностей и т.п.
Не всякое насилие одного военнослужащего над другим образует воинское преступление. Для признания нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими преступлением против военной службы необходимо учитывать следующее: 1) насильственные действия должны быть совершены в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы (например, на почве недовольства его добросовестным отношением к службе); 2) насильственные действия могут быть совершены не только в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, но и из иных, в том числе хулиганских, побуждений, если при этом хотя бы один из военнослужащих (потерпевший или виновный) находился при исполнении обязанностей военной службы (например, дневальный по роте); 3) насильственные действия могут быть совершены не в связи и не при исполнении обязанностей военной службы, но сопровождаются проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, например грубое нарушение внутреннего распорядка в подразделении (нормального отдыха или досуга личного состава) и т.п.
Ответственность по ст. 335 УК РФ могут нести только те военнослужащие, которые не состоят в отношениях подчиненности с потерпевшими (равные с потерпевшим по служебному положению и воинскому званию, старшие или младшие по воинскому званию).
В соответствии с законом повышенную опасность представляют нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, совершенные: а) в отношении двух или более лиц; б) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением оружия; г) с причинением вреда здоровью средней тяжести, д) повлекшие тяжкие последствия (чч. 2 и 3 ст. 335 УК РФ).
Рассмотрим несколько примеров дел из реальной судебной практики, когда военнослужащие пытались оспорить взыскания:
№1. Военнослужащий отправил в адрес главного управления кадров и через официальный сайт Минобороны. Эти обращения были связаны с представлением к награждению государственными наградами (его и других контрактников). Сообщения отправлялись с личного компьютера.
О сообщениях узнал командир войсковой части. Он решил, что военный нарушил порядок обращения в органы высшего военного управления и инструкцию по защите информации. Приказом военнослужащему было объявлено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном соответствии.
Военный не согласился с приказом и обратился в суд, чтобы его отменить. Также он просил взыскать с ответчика судебные расходы и вынести командиру определение о нарушении части требований действующего законодательства.
Рассмотрев дело, суд отказал в удовлетворении иска. Было установлено, что из-за использования личного компьютера истец действительно создал угрозу распространения конфиденциальной информации, что могло бы навредить другим военнослужащим и их семьям (Решение № 2А-54/2019 2А-54/2019~М-19/2019 М-19/2019 от 12 февраля 2021 г. по делу № 2А-54/2019).
№2. Мужчину привлекли к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном соответствии. Сам истец пояснил, что по документам было непонятно, за что именно его наказали. В суде он просил признать действия командира части незаконными, возложить на него обязанность установить премию за добросовестную работу, взыскать с него компенсацию морального вреда – 30 000 руб.
В обоснование требований истец заявил, что командир нарушил порядок привлечения к ответственности, и разбирательства по факту совершения проступка не проводились, из-за чего он был лишен возможности дать какие-либо объяснения.
В процессе разбирательств выяснилось, что в ходе проверки роты, командиром которой является истец, была обнаружена недостача документов, предусмотренных директивой. Ему дали срок на устранение недостатков, но они так и не были исправлены. Тогда командир вынес уже предупреждение о неполном служебном соответствии. В приказе было написано, что военнослужащий самоустранился от выполнения указаний командира.
Иск удовлетворен частично. Суд отменил пункт приказа о самоустранении истца от выполнения распоряжений командира, признав его незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано (Решение № 2А-161/2019 2А-161/2019~М-136/2019 М-136/2019 от 27 августа 2021 г. по делу № 2А-161/2019).
Правила наложения наказаний в армии
В Уставе ВС строго определен порядок применения дисциплинарных взысканий военнослужащих. Совершение проступка влечет назначение расследования, с целью сбора доказательств вины, на основе которых и будут наложены санкции.
Примерная последовательность действий при выявлении нарушения:
- командир подразделения пишет рапорт на имя командира части (в случае грубой провинности составляют протокол);
- обвиняемого знакомят с приведенными доказательствами;
- военнослужащий, совершивший проступок, дает письменное объяснение своим действиям;
- командир подразделения предоставляет материалы расследования командованию воинской части;
- командование части обязано ознакомиться с документами, и вынести распоряжение о виде налагаемого взыскания.
Приказ о наказании оглашается перед строем, если это касается военнослужащих из числа рядового и сержантского состава. В отношении офицеров и прапорщиков взыскание объявляется среди равных по званию или вышестоящих офицеров.
Для расследования нарушения командиру подразделения дается десять дней. Вынести решение о виде наказания командование должно в течение двух дней. Ответственность вступает в силу после подписания командиром части приказа о наказании. При отсутствии возможности наказать военнослужащего немедленно (ранение, болезнь), срок исполнения составляет 30 дней.
За нарушение, содеянное во время несения боевого дежурства или суточного наряда, ответственность наступает после сдачи полномочий (дежурного, дневального и т.д.). Исполнение наказания за пьянство осуществляется после обретения военнослужащим адекватного состояния.
Служебное несоответствие объявляется не чаще, чем 1 раз в 12 месяцев. Мелкие и значительные взыскания подлежат автоматическому снятию спустя год (если за этот промежуток времени наказание не было исполнено, решение аннулируется). Оспорить распоряжение можно в течение 10 суток.
Досрочное снятие взыскания возможно по ходатайству командира подразделения перед командованием части за своего бойца. Снятие наложенного взыскания в Вооруженных Силах является одним из видов поощрения.
Дисциплинарные проступки: первая группа
Действующее законодательство, затрагивающее тему несения военной службы, регламентирует основные характеристики, которыми может руководствоваться начальство для определения тяжести правонарушения. В частности, ВУ РФ закрепляет следующие грубые дисциплинарные проступки военнослужащих:
- нарушение требований уставного общения между военнообязанными лицами;
- отсутствие военнообязанного гражданина на месте службы без уважительных на то причин;
- неявка на военную службу после отпуска, больничного, увольнения или командировки — при отсутствии уважительных на то оснований;
- отсутствие контрактного военнообязанного лица на месте несения службы более четырех часов — без уважительных на то причин.
Дисциплинарные проступки довольно разнообразны. О второй группе правонарушений будет рассказано далее.
Первая группа взысканий
Действующее законодательство закрепляет следующие виды ответственности за нарушение дисциплины в военной сфере:
- Выговор или строгий выговор. Если простой выговор — это обычное замечание, сделанное в словесной форме, то строгий выговор — это замечание с указанием на определенный срок; в течение установленного срока запрещается нарушать дисциплину, иначе последует куда более суровое наказание.
- Лишение военнообязанного, совершившего правонарушение, очередного увольнения.
- Предупреждение о неполном соответствии занимаемой военной должности. Это чем-то похоже на выговор, так как представляет собой уведомление о возможном снятии с должности.
Далее будет рассказано об остальных видах взысканий.
Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих
1. Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Условием высокой организованности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации является воинская дисциплина, правила которой строго соблюдаются всеми военнослужащими. Служить одним из важнейших активных средств укрепления воинской дисциплины призвана дисциплинарная ответственность военнослужащих.
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки). Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.
Как следует из определения, дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.
Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т. е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).
Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности. Такими особенностями являются следующие:
— ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности.
Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться. Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);
— если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);
— особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;
— специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);
— исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).
С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.
Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т. е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т. п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.
Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест). Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины. За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, служб и воинских формирований, в которых организуется военная служба. Помимо этого, правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, — при ношении ими этой формы.
Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка ДУ ВС РФ четко не определяется. По этой причине для вынесения решения о привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности не имеет значения, каким способом или в какой форме (действием или бездействием) им совершен указанный проступок.
Субъективная сторона сводится к требованию наличия вины в деянии военнослужащего. При этом вина может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.
Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. В случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге.
При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства.
Административная ответственность
Административная ответственность возникает за совершенные административные правонарушения и регулируется КоАП РФ. К данным правонарушениям согласно ст. 2.1 КоАП РФ относятся противоправные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП РФ или законодательством субъектов РФ установлена административная ответственность. При этом в ст. 2.2 КоАП РФ административные правонарушения разделяются на совершенные умышленно и по неосторожности:
- умышленное правонарушение подразумевает, что лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
- по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В отношении административной ответственности военнослужащих необходимо отметить, что она предусматривается ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие несут ответственность за административное правонарушение в соответствии с ДУ ВС РФ. Кроме того, под действие данной статьи подпадают и сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Для указанных военнослужащих, а также сотрудников силовых министерств и ведомств определен исчерпывающий перечень административных правонарушений, за совершение которых они привлекаются в административной ответственности. Это нарушения:
- законодательства о выборах и референдумах;
- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- правил дорожного движения;
- требований пожарной безопасности вне места службы;
- законодательства об охране окружающей природной среды;
- таможенных правил;
- правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
- в области налогов, сборов и финансов;
- невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
В то же время не во всех предусмотренных КоАП РФ случаях за совершение административного правонарушения военнослужащий привлекается к административной ответственности:
- не подлежит административной ответственности за действия, причиняющие вред охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ);
- не подлежит административной ответственности за совершение противоправных действий (бездействия) при нахождении в состоянии невменяемости, то есть не осознающее фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ).
Кроме того, при малозначительности совершенного военнослужащим административного правонарушения орган, уполномоченный рассматривать дела о совершенных правонарушениях, вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:
- в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
- при задержании лица, совершившего преступление;
- во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.
Также не допускается привлечение к ДО:
- если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
- после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).
Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:
- нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
- причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
- нарушение не повлекло негативных последствий.
Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.
Увольнение по несоблюдению условий контракта военнослужащим
При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную.
Вас может заинтересовать :: Льготы Для Москвичей В Подмосковье
Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.
Уставом предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий для военнослужащих:
- Дисциплинарный арест.
- Отчисление со сборов.
- Отчисление из военного учебного заведения.
- Досрочное увольнение со службы по причине неисполнения условий контракта.
- Снижение в звании на 1 ступень с понижением в должности.
- Снижение в звании на 1 ступень.
- Понижение в должности.
- Лишение знака отличника службы.
- Предупреждение о неполном соответствии.
- Лишение увольнения с корабля на берег или из расположения в/ч.
- Строгий выговор.
- Выговор.
Очень часто должностные лица формально подходят к вопросу привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, не проводя разбирательство или проводя его не полно. Все это приводит к необоснованному привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Заступал в суточный наряд дежурным по полку,принимал дежурство.Зам.командира приказал прибыть к нему немедленно, я доложил что принимаю секр.
В настоящее время для того, чтобы привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, необходимо провести разбирательство, в ходе которого необходимо установить:
- событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
- лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
- вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
- данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;
- наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;
- обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
- причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.
ГПК РФ, 2. В порядке подготовки дела к слушанию истребовать из войсковой части 00000: (указать документы, которые подтверждают доводы заявителя и которые находятся у ответчика). Приложения: Помимо этого, военнослужащий имеет право обратиться с соответствующей жалобой в административном порядке к вышестоящему должностному лицу органа военного управления.
Если строгое замечание за допущенное нарушение было выражено в устной форме, его не считают дисциплинарным взысканием.
Об обязанностях и дисциплинарной власти
Наказания, которым может подвергаться военнослужащий, необязательно должны иметь административное или уголовное основание. Большинство взысканий, применяемых к личному составу, касаются нарушения воинской дисциплины и неисполнения воинских обязанностей.
К основным обязательствам человека в погонах относятся:
- верность Церемониальной клятве (присяге) и основному Закону Государства (Конституции);
- четкое исполнение приказов;
- следование уставным правилам;
- уважение к командирам и военачальникам;
- строгая сохранность информации, касающейся государственной тайны;
- укрепление боевого товарищества;
- достойное поведение;
- безупречный вид обмундирования.
Дисциплинарной властью, то есть правом принятия решения о наказании и поощрении, наделены командиры подразделений. Правами, предоставленными нижестоящим начальникам, всегда обладает и вышестоящее командование. Взыскания, налагаемые на подчиненных, являются методом воспитательной работы.
Его основные функции заключаются в следующем:
- осознание проступка;
- несение наказания, соответствующего провинности;
- профилактика нарушений воинской дисциплины.
- развитие одного из ключевых качеств воина – самодисциплины.
Взыскания в армии подразделяются на несколько видов, и накладываются по принципу: одно нарушение – одно наказание. То есть, к бойцу не может быть применено несколько видов взысканий за одну и ту же провинность. Применение конкретного вида дисциплинарного взыскания военнослужащих зависит от степени тяжести совершенного проступка.
Анализ поощрений и взысканий ведется в каждом подразделении в виде картотеки. Ознакомиться со сведениями, занесенными в служебную карточку, можно раз в полгода, под роспись. При повышении в звании, данные о наложенных взысканиях аннулируются, вместе со старой служебной карточкой.
В новую карточку заносится информация о вынесенных поощрениях.
За какие проступки привлекают к ответственности
Каждый военнослужащий должен в полной мере выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать установленную в войсковой части дисциплину и общественный порядок, иначе им будет совершен дисциплинарный поступок, который обязывает привлечению к дисциплинарной ответственности.
За обычные ДП взыскание определяется командиром части, который также должен самостоятельно и определять степень тяжести правонарушения. Однако выделяют грубые дисциплинарные проступки, для которых предусмотрен ФЗ №199 от 01 декабря 2006 года особый процессуальный порядок, а дела рассматриваются военным судом.
К такого рода грубым правонарушениям военной дисциплины относят:
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- своевольное оставление войсковой части или места сбора;
- отсутствие уважительных причин при неявке к установленному сроку после увольнения, командировки, отпуска или лечения;
- отсутствие военного, несущего службу на контрактной основе, в установленном месте без причины более четырех часов;
- увиливание от исполнения воинских обязанностей;
- неисполнение установленных правил, касающихся несения боевого дежурства, пограничной, караульной или внутренней службы и общественного порядка;
- нарушение правил патрулирования в гарнизоне;
- уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование и использование военного имущества, совершаемые умышленно или по неосторожности;
- нарушение правил обращения с боевым оружием, а также с опасными веществами, которое повлекло причинение вреда здоровью или другим неблагоприятным последствиям;
- нарушение правил эксплуатации военных транспортных средств;
- пребывание военнослужащего в наркотическом или алкогольном опьянении и отказ от медицинского освидетельствования;
- сокрытие информации или отсутствие принятия каких-либо мер наказания относительно провинившегося командиром части.