Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспорт в Белоруссию из России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если российский исполнитель не имеет постоянного представительства в Беларуси и не состоит на учете в белорусских налоговых органах, то беспокоиться об НДС ему не нужно — налог заплатит белорусский заказчик.
Экспорт в Беларусь регулируется следующим нормативными актами:
Россия и Беларусь входят в Таможенный союз, который предполагает “единую таможенную территорию”.
Подать заявление нужно до истечения 180-дневного периода с момента поступления груза на таможню. Для компаний, занимающихся экспортом в Белоруссию, предусмотрена возможность сотрудничества с налоговой при помощи электронных носителей, что значительно упрощает процедуру.
В нашем примере переход права собственности на готовую продукцию происходит не в момент отгрузки, а в момент доставки продукции на склад покупателя.
Он обязан предоставить эту информацию экспортеру, иначе не будет возможности подтвердить, что продукцию вывезли из страны.
Не следует путать момент перехода рисков от продавца к покупателю по Incoterms (Инкотермс) и момент перехода права собственности на товары.
Работая со своими клиентами, мы держим под контролем доставку грузов в Белоруссию и не допускаем появления затруднительных ситуаций.
Нюансы экспорта в Республику Беларусь
Как и при «обычном» экспорте, фирмы, которые отгружают товары в Белоруссию, должны оформлять счета-фактуры с нулевой ставкой НДС.
Благоприятный экономический климат и особые условия прохождения товаров через границу делают экспорт в Беларусь одним из выгодных направлений для бизнеса.
При этом вне зависимости от того, какие товары отгружаются на экспорт (сырьевые или несырьевые) вычет суммы налога, исчисленной налогоплательщиком на 181 календарный день в случае отсутствия подтверждающих документов, производится на дату, соответствующую моменту последующего подтверждения НДС по ставке 0 % (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).
Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.
Организация на УСН «доходы-расходы» заключила импортный контракт с поставщиком KG sportshop на поставку товаров из Казахстана на сумму 16 000 USD.
6 апреля осуществлена предоплата поставщику в размере 50% — 8 000 USD.
16 апреля поставщик KG sportshop отгрузил товары Футболки мужские (3 200 шт.), стоимостью 16 000 USD. В соответствии с контрактом переход права собственности на товары происходит в момент передачи товаров перевозчику на складе поставщика. Базис поставки — FCA Алматы.
26 апреля товары доставлены на склад Организации. Транспортировка товаров по маршруту Алматы-Москва осуществлена сторонней организацией ООО «Быстрый». Стоимость услуг составила 24 000 руб. (в т. ч. НДС 0%). ТЗР учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» — включаются в состав расходов на продажу.
11 мая поставщику KG sportshop перечислен остаток оплаты за товары — 8 000 USD.
Условные курсы ЦБ РФ для оформления примера:
- 31 марта — 72,00 руб./USD;
- 06 апреля — 71,00 руб./USD;
- 16 апреля — 72,00 руб./USD;
- 26 апреля — 79,00 руб./USD;
- 11 мая — 73,00 руб./USD.
Условия переходного периода 2021-2022 при смене системы налогообложения
В части УСН и ОСН в НК-2022 не изменились правила отражения ИП выручки товаров (работ, услуг), имущественных прав. Как и ранее, отражается индивидуальными предпринимателями по выбору плательщика:
- либо по принципу оплаты;
- либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (далее – принцип отгрузки).
Выбранный ИП принцип отражения выручки устанавливается письменным решением ИП по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и изменению в течение налогового периода не подлежит. При отсутствии письменного решения выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается по принципу оплаты:
№ | Условия отражения дохода | 2021 год | 2022 год |
УСН | Подоходный налог | ||
1. | Товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2021 году, оплата поступила в 2022 году | — | + |
2. | Товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2021 году, оплата поступила частично в 2022 году, частично в 2021 году | + В части оплаты | + В части оплаты |
3. | Предварительная оплата поступила в 2021 году, товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2022 году | — | + |
4. | Товар (работа, услуга) отгружен (выполнена, оказана) в 2021 году, оплата не поступила ни в 2021 году, ни в 2022 году | — | — |
Экспорт в Белоруссию — декларация по НДС в 2021 году
Оплата налога должна состояться не позднее 20-о числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В фискальный орган должна быть представлена отдельная налоговая декларация с пакетом сопутствующих документов. Оплату проводит белорусский импортер.
Соглашением между Правительствами определен порядок заполнения и подачи заявления об уплате НДС при импорте товаров в Беларусь из РФ (форма заявления установлена МНС РБ от 25.01.2005 № 8 «Об утверждении формы заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и проставления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов»). Общий порядок заполнения заявления об уплате косвенных налогов:
- определение, по какой ставке должен быть уплачен НДС (10, 18 или 24%);
- исчисление суммы подлежащих к оплате налогов и заполнение налоговой декларации;
- заполнение и подача непосредственно заявления о ввозе продукции и уплате косвенных налогов;
- предоставление в налоговую декларации по НДС и заявления о ввозе товаров.
НДС при ввозе товаров в Беларусь уплачивается предпринимателями и юридическими лицами непосредственно при импорте, или же – если изначально товар был ввезен с целью, которая исключала оплату НДС (например, переработки с последующим обратным вывозом или транзита) – при смене цели ввоза.
Что нужно знать экспортеру товаров в Белоруссию: НПА и ставка НДС
Белоруссия входит в Таможенный союз (ТС) и подчиняется правилам, действующим на территории стран — участниц ТС. При экспорте товаров российскими поставщиками на территорию этой республики нужно выполнять нормы соответствующих НПА:
- П. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписанного 29.05.2014) — этим пунктом определено, что при взаимной торговле между странами — участницами ТС взимание косвенных налогов происходит по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров.
- Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) — в нем описан порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров и механизм контроля за их уплатой.
Кто не является плательщиком НДС
Кто не является плательщиками НДС, представим в виде таблицы: (нажмите для раскрытия)
Физическое лицо | Если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя |
Предприятия и индивидуальные предприниматели | Данные лица находятся на упрощенной системе налогообложения согласно гл. 26.3 НК РФ; По определенным видам деятельности они перешли на ЕНВД согласно гл.26.3 НК РФ; Находятся на системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) согласно гл. 26.1 НК РФ. |
Индивидуальные предприниматели | Находятся на патентной системе налогообложения |
Электронные услуги — представление прав на использование программ, рекламные услуги и площадки, технические, организационные, информационные, торговые площадки, хранение и обработка информации , хостинг, поддержка сайтов, доступ к поисковым системам, электронные книги, ведение статистики, доменные имена (перечень услуг определен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса)
Особый порядок обложения НДС оборота по реализации электронных услуг иностранных компаний в РФ форме определен в статье 174.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с положениями приложения № 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации электронных услуг признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг.
Аналогично звучит и подпункт 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК, согласно которому местом реализации электронных услуг (услуги по предоставлению права доступа, услуги по обработке информационных баз данных и т.п.) признается место осуществления деятельности покупателя услуг.
Согласно статье 174.2 Налогового кодекса РФ местом реализации электронных услуг признается территория РФ, если покупателем услуг выступает резидент РФ.
Ситуация
Казахстанская компания ТОО «А», плательщик НДС, предоставляет компании РФ ООО «В» право доступа к информационной базе. Стоимость услуги составляет 20000 рублей ежемесячно.
Будет ли данная сумма облагаться НДС в Республике Казахстан, или в РФ?
Разъяснение
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК местом реализации данных услуг признается место осуществления деятельности покупателя услуг.
Покупателем услуг является резидент РФ, следовательно, место реализации услуг признается территория РФ.
При реализации электронных услуг резидент РК будет выписывать счет-фактуру с отметкой «без НДС», так как в соответствии со статьей 370 Налогового кодекса РК оборот по реализации для ТОО «А» признается необлагаемым на территории РК.
Но, в соответствии со ст. 174.2 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг резиденту РФ будет облагаться НДС на территории РФ по ставке 18%, а с 2019 года по ставке 20%.
Согласно пункту 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ (в новой редакции Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ), иностранные компании, оказывающие услуги в электронной форме, исчисляют и уплачивают НДС.
Иностранная компания-посредник, ведущая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения/комиссии/агентских/, если обязанность по его уплате не возложена на налогового агента, является самостоятельным плательщиком НДС в Российской Федерации.
Пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ утрачивает силу.
До 15 февраля 2019 года все иностранные компании, представляющие электронные услуги физическим и юридическим лицам РФ, состоящим на учете в ФНС России (включая филиалы иностранных компаний), должны были подать заявление о постановке на учет для целей уплаты НДС.
Регистрация обязательна, даже если оказываемые услуги освобождены от НДС в России.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 26 статьи 149 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг, местом реализации которого признается территория РФ, в виде представление прав на использования компьютерных программ в рамках лицензионного договора ,изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, ноу-хау признается освобождённым от НДС на территории РФ.
Иностранные организации в обязательном порядке подлежат постановке на учет в ФНС в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.
Таким образом у иностранных организаций, реализующих электронные услуги резидентам РФ, есть возможность подготовится к планируемым изменениям заранее.
Если иностранная организация оказывает электронные услуги на территории РФ через агента или агентов, участвующих в расчетах, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на посредниках и согласно налогового законодательства являются налоговым агентом.
Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается тот, через кого идут расчеты с покупателем. Организация-посредник иностранная компания, она обязана зарегистрироваться в налоговых органах России.
Иностранная компания оказывает часть электронных услуг через посредников-агентов, исчислять, уплачивать и отчитываться по НДС за эту часть будут агенты.
Налоговая база определяется как стоимость электронных услуг с учетом НДС, исчисленная из фактической цены их реализации.
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период»:
В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Дата определения налоговой базы — последний день налогового периода, когда поступила оплата/аванс за электронную услугу.
Датой определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат:
день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг
либо
последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления оплаты по периодам, установленным договором. (статья 163 и пункт 4 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ).
Обратите внимание на различие между определением даты совершения оборота по реализации по статье 382 Налогового кодекса РК и датой определения налоговой базы по положениям Налогового кодекса РФ.
Разница: если вы получили аванс от вашего покупателя из РФ, то для исчисления НДС в России Вы будете применять в качестве даты совершения оборота по реализации дату аванса.
При этом счет-фактуру вашему покупателю-нерезиденту вы выписываете в соответствии с положениями Налогового кодекса РК. Тут дата совершения оборота по реализации определяется в соответствии со статьей 442, 379 Налогового кодекса, как дата подписания акта выполненных работ или иного документа, подтверждающего факт выполнения услуги.
Оплата в бюджет — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Для уплаты налога по НДС необязательно открывать расчетный счет в банке РФ, можно оплатить со счета расположенного за пределами России.
Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога по НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной компании оказывающей электронные услуги на территории РФ.
Возврат (зачет) излишне уплаченного НДС иностранной компанией, осуществляется в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ, с оговоркой возврат возможен на расчетный счет иностранной компании, открытый в российском банке.
Т.е. уплатить НДС в РФ резидент РК может как со своего расчетного счета, так и со счета, открытого в российском банке, но возврат излишне уплаченного НДС возможен только на расчетный счет, открытый в российском банке.
Поэтому, если ваша компания оказывает электронные услуги резиденту РФ, то вам уже сейчас нужно задуматься о регистрации в качестве плательщика НДС в ФНС России, а так же принять решение: отрывать или нет расчетный счет в Российской Федерации.
Налоговый период по НДС — квартал.
Какое будущее ждет экспорт товаров в Казахстан
Прежде чем говорить об экспорте товаров в Казахстан из Российской Федерации, стоит привести немного статистической информации. Каких объемов сегодня достигает экспорт товаров в Казахстан? За первые два квартала 2017 года сумма впечатляющая – 4,55 миллиарда долларов. Лидирующие позиции среди экспортирующих стран сегодня занимают Нидерланды (11 %) и Китай (11 %). Казахстан для РФ на девятом месте (3,3 %), но он является вторым среди стран СНГ, уступая только Белоруссии (5,2 %).
Экспорт товаров в Казахстан – это довольно важная статья в Российской экономике. Для сравнения – сопоставимые позиции имеют такие европейские страны, как Франция или Польша. Еще более показательно, что Казахстан уже опередил Испанию, Индию, Финляндию, Бельгию и Великобританию.
Экспорт товаров из России очень значим и для экономики самого Казахстана, ведь наша страна – его главный партнер на международной арене, и только потом – Китай и Германия.
Экспорт товаров в Казахстан развивается с того момента, как был организован Таможенный союз, ведь именно он позволил обойти все политические препятствия для осуществления торговли между нашими государствами. Конечно, все далеко не безупречно в отношении экспорта товаров в Казахстан из России. Сегодня объемы торговли падают, но это вызвано не ухудшением партнерских взаимоотношений, а кризисом.
Международная экономика значительно влияет на ситуацию с экспортом товаров в Казахстан, ведь давно устоялось, что международная торговля ведется в долларах. Само собой разумеется, что любые финансовые проблемы отражаются и на торговле между нашими странами. Девальвация национальных валют привела к тому, что текущие статистические данные дают весьма условное представление об объективной ситуации. В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. Экспорт в Казахстан увеличился на 10,7 %, импорт из Казахстана снизился на 7,4 %. При этом важно обратить внимание на то, что если рассчитывать в рублях, то объем торговли между нашими государствами увеличился на 22,3 %. Это весьма внушительная сумма, ведь она составляет 705,2 миллиарда рублей. При пересчете на рубли становится ясно, что суммарная доля взаимных расчетов России, Белоруссии и Казахстана достигла 70 %, что намного больше, чем 23,8 %, которые получаются при исчислении в долларах.
Экспорт России и экспорт Казахстана – это совершенно разные товары. Россия поставляет преимущественно продукцию из сферы машиностроения, в то время как экспорт Казахстана – это металлы, руда и различные минералы. Снова обратимся к статистике. Например, во втором квартале 2016 года экспорт товаров в Казахстан имел следующее соотношение:
-
22,6 % – транспорт, машины и прочее оборудование (преимущественно ядерные реакторы, механические устройства, котлы, чуть меньше – электрическое оборудование, и еще меньше – автомобили);
-
16 % – минеральные продукты (топливо, которое Казахстан не в состоянии добывать самостоятельно в нужных масштабах);
-
15,9 % металлы и изделия из них;
-
12 % – продовольствие;
-
5,2 % – древесина, целлюлозно-бумажная продукция и т. д.;
-
2,6 % – текстиль, изделия из него, обувь.
Экспорт товаров в Казахстан – это закономерный процесс, ведь между нашими государствами существуют тесные многолетние взаимоотношения. Иначе и быть не могло при столь протяженной общей границе. За долгие годы налажены торговые пути, транспортные связи и т. д. Нет ничего удивительного в том, что большая часть экспорта в Казахстан переправляется из других стран по территории России – это наиболее рациональный и экономичный маршрут. При этом многие эти товары (топливо, энергетические ресурсы и т. д.) очень важны для Казахстана. Нюансы взаимоотношений двух государств установлены соглашением от 7.06.2002 г.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.
С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.
Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных в ст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет.
Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.
Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?
Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 18 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложения № 18 к Договору о евразийском экономическом союзе) при экспорте товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС:
- применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола;
- право на налоговые вычеты осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена ЕАЭС в отношении товаров, экспортированных за пределы ЕАЭС.
Если на экспорт в государс��ва — члены ЕАЭС отгружаются несырьевые товары:
- вычет предъявленной суммы НДС производится в общеустановленном порядке, т. е. аналогично вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 % и 10 % (п. 3 ст. 172 НК РФ);
- у налогоплательщика отсутствует обязанность определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров с применением ставки 0 %, т. е. отсутствует обязанность ведения раздельного учета (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).
Поступление товаров в организацию (операции: 2.1 «Поступление товаров»; 2.2 «Учет входного НДС») регистрируется в программе с помощью документа Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная) (раздел Покупки — подраздел Покупки — гиперссылка Поступление (акты, накладные)) (рис. 1).
Импорт товаров из ЕАЭС на УСН. Предоплата в валюте 50%
Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151, п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России. Экспортные товары и материалы не продаются российским потребителям, поэтому государство возвращает ранее уплаченный производителем налог. В качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0%». Все первичные документы, подтверждающие экспорт товаров, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в статье 165 Налогового кодекса РФ. Подтверждающие документы налогоплательщики и агенты предоставляют в электронном формате, обоснованность положений закреплена в приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.
В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. Организации обязаны вести раздельный учет НДС при экспорте и внутренней реализации товаров, работ и услуг. Он заключается в использовании субсчетов и отдельных ведомостей и журналов. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6:
- если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации;
- если не подтверждена — лист 6 декларации;
- лист 5 используется редко.
В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК РФ, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.
Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС, и список документов на подтверждение 0 ставки НДС при экспорте в 2021 году сократится. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.
Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: они являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Вот основные документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в 2021 году:
- оригинал или копия внешнеторгового контракта;
- таможенная декларация;
- копии транспортных и товаросопроводительных справок.
Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:
- экспорт;
- таможенный склад для вывоза;
- свободная таможенная зона;
- реэкспорт;
- вывоз припасов.
С 2018 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.
Экспорт в Белоруссию — декларация по НДС в 2021 году
Даже если экспортер добросовестно подойдет к процедуре сбора документов, нет полной уверенности в том, что он уложится в срок, отведенный НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС. Это связано с тем, что в комплект подтверждающих документов входит заявление о ввозе товаров, которое поставщику должен передать покупатель. А на действия покупателя (тем более находящегося за рубежом) повлиять сложно. При этом отсутствие заявления о ввозе товаров лишает продавца налоговой преференции в виде нулевой ставки НДС (если налог покупатель не уплатил).
Основная сложность получения такого документа заключается в том, что белорусский покупатель должен уплатить налог, у своих налоговиков проставить на заявлении отметку об уплате и с такой отметкой передать заявление поставщику.
Случается, что заявление экспортному продавцу получить не удалось, потому что покупатель:
- по какой-то причине не отправил заявление, хотя налог заплатил;
- налог не заплатил и ничего продавцу не отправлял;
- заявление выслал, но без отметки об уплате налога.
Здесь возможны два варианта развития событий:
- Если белорусский покупатель налог уплатил, ситуация небезнадежна — факт уплаты налога российские налоговики могут проверить по своей базе (в рамках электронного обмена информацией), а сам поставщик — в специальном электронном сервисе на сайте ФНС.
- Если налог все-таки не уплачен, нулевую ставку российскому экспортному продавцу подтвердить не получится.
Что предпринять поставщику, чтобы обезопасить себя от возможных материальных потерь из-за недобросовестных покупателей, расскажем в следующем разделе.
Чтобы хоть как-то себя обезопасить от нерадивых покупателей из ЕАЭС, предусмотрите в договорах с ними специальные условия. Например:
- Обязанность покупателя по уплате штрафа (компенсирующего потери продавца от уплаты НДС и пеней по нему), если заявление о ввозе от него не поступит в течение оговоренного срока (например, не позднее 160 дней с момента отгрузки).
- Указание на судебный орган (российский или белорусский), в котором будет рассматриваться спор, если покупатель откажется от уплаты штрафных санкций. Не секрет, что свои интересы лучше защищать на своей территории с участием грамотных юристов.
Как определить, есть у бизнеса право на УСН или нет?
По словам Т. Путрик, начать лучше с ответа на вопрос: относится ли ваш бизнес к оказанию услуг? Для этого нужно оперировать соответствующими терминами, закрепленными в Налоговом кодексе.
Согласно им работа — это «деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц».
Услуга, в свою очередь, — это «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются или потребляются в процессе ее осуществления либо по завершении».
В качестве примеров услуг можно назвать:
- ремонт оборудования, транспорта, техники, одежды, обуви и др.;
- техническое обслуживание оборудования;
- распиловку древесины;
- установку кондиционеров.