Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Концентрация: Как научить ей подростка? Рекомендации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с выполнением домашнего задания, родители следят за его режимом. В расписании второй половины дня желательно выделять время на отдых, прогулку и обучение. До обеда дети бывают в школе, после — едят, отдыхают некоторое время и садятся за уроки. Сделав их, можно пойти погулять или в гости.
Подросток в токсичных отношениях: что делать?
Особое беспокойство родителей вызывают токсичные отношения, в которые часто попадают подростки, когда испытывают первую любовь. Молодые люди учатся строить отношения, не будучи осознанными и опытными. В итоге они привносят в них все свои психологические травмы, семейные стереотипы, не самые лучшие советы друзей и подруг.
Ваш подросток может стать гипертревожным, находясь в постоянном стрессе из-за страха быть отверженным. Вполне возможно, что его пассия намеренно или нет ведет себя нестабильно. Так проявляются неврозы или желание “потренироваться” в отношениях, научиться управлять партнером.
Не стоит критиковать и осуждать объект влюбленности вашего подростка — это только вызовет обиду и агрессию.
Выслушивайте своего подростка, разделяйте его чувства боли, обиды, страха, но не поучайте с высоты своего опыта. Так и ему будет проще сохранять уверенность, насколько это возможно. И это хоть какой-то шанс на учебу в минуты затишья.
Современное поколение спокойно относится к психологической поддержке, поэтому можете нейтрально сообщить подростку, что готовы найти психолога при необходимости.
Помните, что в подобных ситуациях близкие люди обычно не могут помочь. Важно, чтобы подросток не чувствовал, что вы рядом, не осуждаете и не отвергаете. Его чувство сильное, но незрелое, он все еще ребенок и нуждается в защите родителей, хотя и не признает этого.
Чем взрослый может помочь, когда у подростка первая любовь?
Психолог, наставник или другой профессиональный, но посторонний взрослый может помочь подростку не просто выговориться, но и разобраться в чувствах и отношениях, а главное — снять то самое напряжение, которое испытывает подросток и теряется по жизни.
Помогающий специалист поможет подобрать техники самоконтроля, скорректировать самооценку и расширить горизонт планирования. Проблемы с учебой, помимо прочего, возникают потому, что у подростка весь ресурс уходит на обработку информации о настоящем, а о будущем он, действительно, не думает.
Важно научить человека управлять фокусом своего внимания и перемещать его с объекта влюбленности, который, безусловно важен, на другие приоритеты: профориентацию, карьеру, собственное развитие.
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время Действие
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
Как усердно учиться, не перегорая
Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл. Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Причины проблемы могут быть разными, но есть несколько универсальных рекомендаций, которые будут актуальны для всех невнимательных детей.
Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно
Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице. Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.
Хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался не менее 40 минут — утром перед школой, а потом перед тем, как начнет выполнять домашнее задание. Даже если ребенок очень долго делает домашнее задание, нельзя лишать его прогулок и занятий в спортивных секциях. Иначе возникнет замкнутый круг: недостаток двигательной активности усилит невнимательность.
Контролируйте экранное время
Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению по двум причинам:
- устройства с экраном уменьшают время двигательной активности, а она необходима для развития и нормального функционирования мозга;
- ребенку хочется проводить перед экраном все больше и больше времени в ущерб всем другим занятиям.
Даже взрослому человеку трудно заставить себя работать, не отвлекаясь на проверку сообщений в телефоне и просмотр ленты в социальных сетях. Ребенку еще труднее, потому что у него функционально не созрела префронтальная кора мозга. Поэтому, если ваш ребенок пользуется смартфоном или планшетом, введите ограничение экранного времени.
- Объясните, почему ограничение экранного времени необходимо, — это позволит ему не отвлекаться и быстрее выполнить важные дела.
- Договоритесь о том, сколько времени и когда он может пользоваться телефоном или планшетом. Пока не сделано домашнее задание и не выполнены обязанности по дому, экран должен быть заблокирован.
- Если ребенок не соблюдает эти правила, то он вообще не пользуется телефоном и планшетом.
- Родителям необходимо помнить об установленных ими правилах и постоянно следить за их выполнением.
Не тормозите и не торопите ребенка
Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.
- Если ребенок гиперактивный, ему нужно давать поручения, которые позволяют подвигаться: раздать тетради, передвинуть стулья и так далее. Интенсивная физическая активность перед уроками поможет лучше чувствовать свое тело, а значит дольше оставаться внимательным.
- Если ребенок медлительный, разбивайте задания на небольшие части. Возможно, ему понадобится дополнительное время для выполнения задания.
Техника: экспресс-концентрация
Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:
- Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
- Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
- Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.
Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.
Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».
Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.
Более сложная ситуация, когда дети провоцируют учителя с целью заснять его в состоянии ярости и выложить это в какую-либо социальную сеть.
Лариса Тюлина ученикам 8-го класса собрала данные из УК, ГК и КоАП по поводу несанкционированной съемки, распространении изображений человека (акцент — ребенка) в сети, оскорбление чести и достоинства (с акцентом при исполнении служебных обязанностей). Все статьи прочитала и дала подписать, что ознакомлены. Далее подсчитала сумму штрафов, которые родители заплатят за нарушение тех самых законов, она оказалась около миллиона. Сумма штрафов была явно завышена для устрашения. После этого дети удалили видео.
Упражнения для концентрации
Стакан с водой
Наполните прозрачный стакан водой. Возьмите и держите его перед собой. Сосредоточьтесь на стакане, держите его настолько спокойно, чтобы вода не двигалась. Поменяйте руку. Выполняйте упражнение около минуты, постепенно увеличивайте время.
Наблюдение за секундной стрелкой
Понадобятся часы с секундной стрелкой. Следите, как секундная стрелка делает круг. Как только отвлеклись — начинайте заново. Выполняйте упражнение пять минут: не думайте ни о чем, кроме секундной стрелки. Легкое, на первый взгляд, упражнение требует большой силы воли.
Дыхание
Сядьте прямо и зажмите правую ноздрю пальцем. На десять медленных счетов неспешно делайте вдох, после — выдох, также на десять счетов. Повторите упражнение с другой ноздрей. Задание следует выполнить не меньше 20 раз.
А что делать с увлечениями, которые пожирают время и энергию наших детей? Не стоит однозначно отвергать, критиковать то, что сейчас важно и значимо для ребенка. Иногда достаточно просто переждать, и увлечение само собой затухнет, рассеется, улетучится. Но так бывает, увы, не всегда.
Тогда нужно проявить заинтересованность, попытаться найти в занятиях ребенка какой-то позитив или рациональное зерно. Это позволит как минимум избежать конфронтации. А дальше — ограничивать время «нежелательных» занятий, постепенно сокращая его.
Например: «Тебе нравится паркур? В целом я не против, что ты занимаешься спортом, но давай договоримся: ты посвящаешь этому не больше двух часов в день, а опасные трюки выполняешь только тогда, когда абсолютно к ним готов».
Или: «Я понимаю, ты влюблена и ни о чем другом не можешь думать. Но ты пойдешь на свидание только после того, как сделаешь уроки, а вернуться домой должна не позже десяти вечера».
То же самое и с гаджетами. Садясь за стол, мы все откладываем в сторону и не отвлекаемся ни на какие устройства. А ложась спать, все отключаем и складываем подальше от кровати. Если мы будем устанавливать подобные правила и границы без критики и упреков, то и агрессии в ответ будет меньше.
Стоп соцсетям! Перезагрузка
Избавиться от интернет-зависимости непросто, но при помощи родителей это возможно. Если взрослые будут каким-то образом поощрять ребенка за время, проведенное вне электронных устройств, это будет отличным стимулом отложить гаджет в сторону. Подросток сам оценит, сколько свободного времени у него появилось, и оценит прелесть живого общения. Нужно научиться «перегружаться». Бывает ситуация, когда решение даже простой задачи никак не удается найти. Школьник в сотый раз «идет по кругу», но снова упирается в неверный ответ. Эксперты в области психологии советуют на 5 минут отложить все в сторону, закрыть глаза, подумать о чем-то приятном. Можно встать, пройтись или сделать растяжку, выпить воды, съесть кусочек шоколада. Это поможет выйти из замкнутого круга своих ошибок, и начать мыслить по-новому. Если перед школьником стоят задачи разной сложности, начинать следует с самого трудного. Осилив максимально сложную работу, выполнить остальные будет легче.
Как учиться, не отвлекаясь на соцсети и мессенджеры
От занятий постоянно отвлекают мессенджеры и соцсети
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Обучение длиною в жизнь, – в 70-х годах в Европе родилась концепция, согласно которой обучение – это процесс, который никогда не прекращается. Life Long Learning – это система непрерывного образования. По некоторым данным, около 40% взрослых европейцев продолжают учиться и осваивать новые навыки, проходят курсы повышения квалификации или переучиваются все свою жизнь. В России также набирают популярность различные программы обучения, будь это дополнительное образование в вузах, изучение иностранных языков, или курсы по искусствознанию и истории. Однако не всегда мотивации к обучению хватает на то, чтобы пройти весь курс до конца, не опустить руки и не сорваться. О том, как преодолеть типичные сложности, которые подстерегают нас в процессе обучения в любом возрасте, мы поговорили с практикующим психологом, специалистом в области поведенческой психотерапии, консультантом курсов по изучению английского языка «Флоу» от Яндекс.Практикума Алиной Редько.
1. Предстоит защищать проект перед коллегами или проходить аттестацию. Нервничаешь так, что кроме стука сердца и звона в ушах ничего не слышно. Как справиться?
Тренер оценивал меня, и я стала худшим вратарем
Одна из самых обидных вещей, которые можно сказать о человеке, — «он провалился». Я знаю это чувство.
Будучи подростком, я была заядлой спортсменкой. Я играла в футбол и была вратарем. Это одновременно лучшая и худшая позиция на поле. Когда ты вратарь, на тебе особенная форма, и когда ты отбиваешь мяч, тебе достается вся слава, но на тебя также сваливается вся злость, когда ты пропускаешь его. Когда ты вратарь, ты у всех на виду, поэтому начинаешь чувствовать давление.
Я четко помню одну игру в старшей школе. Я играла за команду штата Калифорния, и это было частью Программы олимпийского развития. Я играла прекрасно… Пока не поняла, что тренер штата стоял прямо за мной.
Все поменялось. В считанные секунды из первоклассного вратаря я превратилась в никудышного.
Сознание того, что меня оценивали, изменило мою эффективность в той игре и навсегда — мое понимание роли сознания в наших победах.
Неожиданно я стала видеть мяч в замедленном действии и тормозила на каждом движении. Следующий мяч я прозевала, но, к счастью, он не попал в ворота. На следующий удар мне повезло меньше: я отбила его прямо в сетку. Моя команда проиграла, тренер штата ушел. Я провалилась под давлением оценивающих меня глаз.
Это случается со всеми время от времени — вариантов масса: сдаете ли вы тест, выступаете с речью, убеждаете клиента или сидите на этом особом виде пыток — собеседовании на работу.
Но вопрос — почему? Почему под давлением мы действуем не на пике своих возможностей?
Это особенно озадачивает в случае с атлетами, которые тратят так много времени на физическую отработку навыков. Но что происходит в их сознании? Все иначе.
Это актуально и за пределами поля. Сдаем ли мы тест или выступаем, нам кажется, что мы готовы, на пике возможностей, а потом мы выступаем ужасно, когда это больше всего нужно.
Потренируйтесь перед выступлением
Большая часть процесса происходит в префронтальной коре — передней части мозга, которая находится над глазами и обычно помогает нам концентрироваться. Часто она цепляется не за те вещи. И как ее отцепить?
Такие простые вещи, как напевание песни или наблюдение за чьим-то мизинцем, что, по слухам, делал профессиональный игрок в гольф Джек Никлаус, могут помочь отвлечь мозг от этих назойливых деталей.
Это справедливо и для практики в условиях, похожих на те, в которых мы будем выступать. Устраняя разницу между тренировкой и выступлением, мы можем привыкнуть к ощущению, что на нас смотрят. Это справедливо и за пределами поля. Готовитесь ли вы к экзамену или к большой речи — из-за этого у кого-то может появиться чувство давления, — привыкнуть к этим ситуациям очень важно.
Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.
Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».
Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.