Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности налогоплательщика при запросах со стороны налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.
Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 Налогового кодекса, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщик является особым (специальным) правовым статусом лица. Закон возлагает на него обязанность уплатить налоги и (или) сборы, при этом в качестве обязательных элементов правового статуса налогоплательщика выступают общие обязанности и права, одинаковые для физических и юридических лиц. Они регулируются нормами налогового законодательства и предусматривают ответственность, наступающую за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Обязанности и права российских налогоплательщиков и плательщиков сборов рассматривают статьи 21 – 24 НК РФ. Они отражают позицию физических или юридических лиц в отношении государства. На практике реализация правового статуса налогоплательщиков осуществляется при их вступлении в определенные правоотношения.
Права налогоплательщиков, в первую очередь, предусматривают право на получение от налоговых органов письменного разъяснения и пояснения, касающихся вопросов использования налогового законодательства, нормативных документов.
Также налогоплательщики вправе получать от них бесплатно информацию о действующих обязательных платежах, обязанностях и правах налоговых органов, должностных лиц и налогоплательщиков.
При проведении налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщики обладают существенными полномочиями в области защиты своих прав и законных интересов. Они включают: представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений, касающихся исчисления и уплаты налогов, включая акты налоговых проверок; присутствие при осуществлении выездных налоговых проверок; получение копий акта налоговой проверки и решения налогового органа, включая требования уплатить налог.
Существенное полномочие налогоплательщика включает право на обжалование актов налоговых органов, обжалование действий (бездействия) определенных должностных лиц. Жалобу необходимо подавать в суд или вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов, при этом обращение в один орган не должно исключать возможность подать жалобу и в другой. Предприятия и граждане-предприниматели могут подавать заявления в арбитражный суд, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, подают заявления в суды общей юрисдикции.
В отечественном законодательстве впервые появляется право налогоплательщиков, касающееся требования от должностных лиц налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, когда они совершают действия в отношении налогоплательщиков. Они вправе не выполнять неправомерные акты и требования со стороны налоговых органов (должностных лиц) и могут требовать соблюдения налоговой тайны.
Важным для российских условий для налогоплательщика является право обращаться с требованиями и получать возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, которые причинены их незаконными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа.
Если в наличии существуют основания, оговоренные в законодательстве, то налогоплательщик имеет право использовать определенные налоговые льготы.
Права налогоплательщиков, которые рассматривает НК РФ, перечислены не полностью и не ограничиваются НК РФ и прочими законодательными актами. Так, налоговые законы субъекта РФ предоставляют налогоплательщикам и другие права.
Вид и мера возможного поведения субъектов налогового права представляют собой субъективное налоговое право, которому всегда противопоставляется субъективная обязанность, требуемые вид и мера должного поведения. По этой причине субъекты налогового права наделены определенными обязанностями, перечень которых рассматривает 23 статья НК РФ. Рассмотрим классификацию прав налогоплательщиков.
В соответствии с юридическими фактами, которые лежат в основе возникновения обязанностей, рассматривают обязанности, которые:
- вытекают из факта наличия объектов налогообложения;
- не зависят от наличия объекта налогообложения.
В число обязанностей первой группы необходимо включить обязанность:
- уплаты законно установленных налогов (проявляется с момента вступления в законную силу нормативных актов или правовых норм, которые предусматривают уплату определенного налога);
- ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- представления в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций по налогам, которые они должны уплатить;
- представления налоговым органам и их должностным лицам документов, которые требуются для расчета и уплаты налогов;
- выполнения законных требований налогового органа, касающихся устранения выявленных нарушений закона о налогах и сборах;
- не препятствовать законной работе должностных лиц налогового органа, которые исполняют свои служебные обязанности;
- обеспечения в течение 4 лет сохранности сведений бухгалтерского учета и прочей документации, которая необходима для расчета и уплаты налогов, включая документы, которые подтверждают полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Юридические лица должны хранить документы, посредством которых подтверждаются произведенные расходы.
Обязанности, которые не зависят от факта наличия объекта налогообложения, включают:
- постановку на учет в налоговом органе;
- предоставление налоговым органам требуемых сведений и документации.
В соответствии с императивностью возложения обязанности делятся на те, которые прямо предусмотрены налоговым законодательством и те, которые требуют особого указания в отношении налогоплательщика.
Большая часть обязанностей прямо фиксирует НК РФ, они включены в систему общего правового статуса налогоплательщика, не требуя специальных механизмов ввода в действие. Сюда можно включить обязанность по уплате налоговых платежей, которые установило законодательство. Наряду с этим возложение на плательщиков налогов и сборов соответствующих обязанностей возможно лишь по причине указания на это посредством определенного нормативного акта права. К подобным обязанностям относят ведение учета собственных расходов и доходов, налогооблагаемых объектов, предоставление в налоговую по месту учета налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности (регламентировано ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете») и др.
Обязанности могут принадлежать общему или специальному статусу. В этом случае их классификация выглядит следующим образом:
- общие для любого типа плательщика налога;
- специальные, возложенные на выбранные субъекты налогового права.
В число общих обязанностей включены те обязанности, которые определяет п. 1 ст. 23 НК. Рассмотрению специальных обязанностей посвящен п. 2 ст. 23 НК, в зависимости от которых налогоплательщики в лице ИП и организаций кроме того, что выполняют общие обязанности, должны сообщать в налоговую по месту своего учета следующую информацию:
- открытие (закрытие) счета в коммерческом банке;
- участие в российских или зарубежных организациях;
- формирование, процесс реорганизации, ликвидация обособленных подразделений, которые созданы на территории нашего государства;
- прекращение деятельности или принятие решения об этом, включая объявление о банкротстве, ликвидации или реорганизации;
- изменение местонахождения.
Право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок
Как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации , формой реализации данного права налогоплательщика является п. 6 ст. 100 НК РФ. Согласно данному пункту лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 N 380-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Серебренникова Вадима Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 100 и абзацем вторым пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации».
В п. 3 ст. 88 НК РФ предусмотрены случаи, в которых налоговые органы обязаны истребовать пояснения налогоплательщика, к которым относятся:
- выявление налоговым органом ошибок и противоречий в документации налогоплательщика, несоответствие информации, имеющейся у налогового органа, данным, которые представил налогоплательщик;
- представление уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога заявлена к уменьшению по сравнению с первоначальной декларацией, в отношении изменений показателей налоговой декларации;
- подача налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма убытка, в части пояснений, обосновывающих размер этого убытка. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 по делу N А07-10131/2007-А-РМФ отмечается, что по смыслу ст. 88 НК РФ в тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет, и эта позиция поддерживается судами и сейчас.
Однако в данном случае не стоит опасаться, что налоговый орган, выявив ошибки, просто не сообщит о них налогоплательщику, тем самым лишив его возможности подготовить возражения и замечания. В своем Определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов .
Судебные акты в пользу налогоплательщиков.
В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.
Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий. Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции. Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.
Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации. Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием). Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.
Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку. В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).
В итоге рассмотрение состоялось в назначенное время 16.11.2012 в отсутствие налогоплательщика – но только после того, как у инспекции появилась информация, что заказная корреспонденция с очередным извещением вручена представителю организации 13.11.2012 (копия почтового уведомления по запросу налогового органа поступила из отделения связи по факсимильной связи).
Суды трех инстанций отклонили доводы инспекции о соблюдении процедуры вынесения решения. Арбитры установили, что письмо, в котором находилось извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, выдано в почтовом отделении неустановленному лицу, не имеющему отношения к налогоплательщику. Соответствующей доверенностью полномочия этого лица контролеры не подтвердили. Не признали судьи и факсимильную копию почтового уведомления о вручении заказного письма. Налоговики не зарегистрировали данный документ в качестве входящего. Следовательно, доказательствами того, что названная копия была в инспекции на дату рассмотрения результатов проверки и вынесения решения (19.11.2012), налоговый орган не располагал. Оригинал почтового уведомления с отметкой о вручении корреспонденции поступил в инспекцию 19.11.2012.
В связи с данными обстоятельствами арбитры пришли к выводу: налоговый орган не предоставил налогоплательщику возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, поскольку решение о привлечении к ответственности было вынесено в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом.
Подобные выводы судьи делают довольно часто. Они считают, что на момент рассмотрения материалов проверки и принятия решения налоговый орган обязан располагать не информацией об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения проверяемому лицу. Арбитры отмечают, что по смыслу п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе принять решение о рассмотрении итогов контрольных мероприятий без участия налогоплательщика только при его уведомлении в установленном порядке. Признание последнего надлежаще извещенным о рассмотрении материалов проверки путем направления ему соответствующего уведомления независимо от его получения адресатом положениями ст. 101 НК РФ не предусмотрено. Такая позиция изложена, например, в постановлениях ФАС МО от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013, от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013, ФАС ВСО от 25.02.2014 № А19-1342/2013, ФАС СКО от 13.07.2012 № А32-11821/2011 и др.
Однако есть и иная судебная практика.
Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Согласно НК РФ налоговые органы вправе:
- Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
- Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
- Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
- Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
- Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
- Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
- Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
- Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
- Правильно исчислять налоги и сборы;
- Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
- Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
- Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
- Обращаться в судебные инстанции;
- Лишать предпринимателей лицензии.
Права и обязанности налогоплательщиков
Налоговым законодательством за налогоплательщиками закреплены следующие права:
- 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Разъяснения налогового законодательства, полученные от других органов государственной власти и органов местного самоуправления, не носят нормативного характера, и их практическое применение не освобождает налогоплательщика от ответственности за те налоговые правонарушения, которые при этом могут быть совершены;
- 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– проводить налоговые проверки;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;
– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
– взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– создавать налоговые посты;
– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и др.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В свою очередь, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Процедура (порядок) проведения органами внутренних дел проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, а также перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении таких проверок закреплены в Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утв. Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177.
Проверки проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих преступлений и административных правонарушений.
В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.
Проверка организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах проводится в срок не более 30 дней.
Началом срока проведения проверки является день вынесения постановления о ее проведении.
По результатам проведения проверки проверяющими составляется акт проверки организации или физического лица в 3 экземплярах.
Окончанием срока проведения проверки является день подписания акта о ее проведении.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных налоговым законодательством к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Органы внутренних дел и их должностных лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам при проведении выездных налоговых, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.
Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 Налогового кодекса, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Для налогоплательщиков в статье 23 Налогового кодекса установлены обязанности:
- уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса);
- встать на учет в налоговых органах (подп. 2 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса);
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса);
- информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 4–6 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса);
- выполнять законные требования налогового органа (подп. 7 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса);
- обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (подп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).
Эти обязанности в равной степени распространяются на всех налогоплательщиков. Помимо этих универсальных обязанностей, в ст. 23 Налогового кодекса закреплены также дополнительные обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков:
- из числа организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 Налогового кодекса);
- для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 Налогового кодекса).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязаны самостоятельно уплачивать законно установленный налог или сбор, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания, при которых у налогоплательщика возникает обязанность встать на учет в налоговых органах определены в ст. 83 Налогового кодекса, а порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета – в ст. 84 Налогового кодекса.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика
Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.
Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).
При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.
Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:
- по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
- неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.
Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.
Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?
Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.
Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
3) использовать налоговые льготы
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов
12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки
Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):
1) уплачивать законно установленные налоги
2) встать на учет в налоговых органах
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
4) представлять налоговые декларации
5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций
6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Что дозволено налогоплательщикам РФ по праву?
Налогоплательщики обладают определенными правами:
Брать от сотрудников Налоговой службы, на бумаге и в устной форме, бесплатные сведения на счет:
Налогоплательщики
- Нынешних исчислений по налогам и подписанным правилам их расчета.
- Правил выплаты налогового обременения, и об обязательствах и правах, как налогообязанных.
- Бланки налоговых деклараций и объяснения по их наполнению информацией.
- Получать от Минфина России объяснения (на бумаге) касаемо вопросов применения законов о налогах и сборах, о муниципальных образованиях и финансовых органов.
- Иметь послабления по налогам (по правилам закона), в случае присутствия оснований для этого.
- Пользоваться отсрочкой, рассрочкой или инвестиционными налоговыми займами под %.
- Осуществлять сверку информации (сметы, выплаты, штрафные санкции, пени, налоговые отчисления) вместе с представителями ФНС.
Налогоплательщик владеет возможностью посредством доверенного гражданина/самостоятельно отстаивать личные интересы в подвластных закону делах о сборах и налогах. И может:
- давать соответствующей службе информацию по оплате и отчислению налоговых сумм
- получить дубликат акта проверки, решения после проверочной операции, налоговое уведомление и бланк запроса выплатить налог
- находиться на объекте при ведении выездных налоговых проверок
- требовать от проверяющего лица поведения, прописанного правилами НК РФ
По закону в России установлено право не исполнять указание и неправомерный акт проверяющих лиц, если требование не соответствует нынешнему Кодексу. Дополнительно разрешается:
- обжаловать акт Налоговой службы и бездействие (действия) ее представителей
- хранение и соблюдение налоговых тайн
- принимать участие при рассмотрении материалов по налоговым проверкам
Добропорядочный плательщик имеет право получить в 100% размере возмещение убытка, которое нанесли инстанции ФНС (при предоставлении доказательств) своим поведением в не рамках закона.
Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Согласно НК РФ налоговые органы вправе:
- Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
- Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
- Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
- Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
- Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
- Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
- Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
- Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
- Правильно исчислять налоги и сборы;
- Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
- Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
- Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
- Обращаться в судебные инстанции;
- Лишать предпринимателей лицензии.
Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.
Также обязанностью налоговиков является:
- Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
- Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.
Налоговые органы: их законные права
Каковы основные права налоговых органов? НК РФ определяет их следующую совокупность:
- выносить требования в адрес плательщиков налогов в отношении предоставления документов, в которых могут содержаться основания для законного исчисления и уплаты сборов;
- запрашивать у граждан пояснения (в том числе зафиксированные документально), позволяющие определить, насколько правильно подсчитана сумма налога, а также то, в какие сроки он был уплачен;
- проводить проверки на предмет следования плательщиками нормам законодательства, регулирующего сборы;
- приостанавливать финансовые операции на расчетных и персональных счетах плательщиков в кредитно-финансовых учреждениях по основаниям, содержащимся в НК РФ;
- налагать арест на располагаемое плательщиками имущество в качестве возможной меры, обеспечивающей перечисление требуемой суммы налога в бюджет федерального, регионального или муниципального уровня;
- производить процедуру выемки документов с целью выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;
- исследовать принадлежащие плательщикам объекты (ресурсы), пригодные для извлечения дохода (производственные помещения, склады, торговые площади), производить осмотр инвентаризацию их имущества (которое также может задействоваться как инструмент извлечения прибыли, подлежащей законному налогообложению);
- исчислять корректные суммы сборов, которые плательщики обязаны вносить во внебюджетные государственные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) на основании сведений о гражданах (а также субъектах, ведущих аналогичную деятельность);
- определять размер налога расчетным способом в том случае, если плательщик не допускает специалистов ФНС к обследованию производственных объектов, складов, торговых площадок и иных ресурсов, которые могут быть использованы как инструмент извлечения прибыли (как правило, это происходит, если предприниматель не предоставляет в ведомство необходимые документы — отчеты, декларации и т. п. в течение продолжительного срока);
- взыскивать недоимки по налогам с бизнесов, начислять пени, штрафы (последние — в судебном порядке) в соответствии с законодательными нормами (которые в ряде случаев регулируют взаимоотношения ФНС с ИП и юрлицами по-разному);
- запрашивать в банках, которые управляют расчетными счетами предпринимателей информацию об исполнении различного рода платежных документов по распоряжению налогоплательщиков (эта мера, как правило, носит контрольный характер);
- приглашать к сотрудничеству в случаях, когда это необходимо, экспертов и специалистов сторонних организаций (например, это могут быть переводчики);
- обращаться к гражданам, которые могут засвидетельствовать те или иные факты, касающиеся деятельности предпринимателей, которые могут быть полезны для ФНС с точки зрения налогового контроля;
- ходатайствовать о лишении предпринимателей лицензий (либо приостановлении их действия) если бизнес сопровождается нарушениями законодательства, регулирующего налоги и сборы;
- взаимодействовать с различного уровня судами на предмет решения споров и нарушений, касающихся процессов исчисления и сбора платежей.
Таковы основные права налоговых органов, гарантированные законами РФ. Полезно будет также ознакомиться с перечнем обязанностей ведомств, ответственных за сборы в государственную казну.
Обязанности налоговых структур
В соответствии с нормами закона налоговики обладают рядом обязанностей. Перечислим важнейшие из них.
Прежде всего обязанности налоговых органов включают неукоснительное соблюдение законодательства, отражающего процедуры исчисления и получения сборов в казну. Также структуры ФНС и иных ведомств, ведущих смежную работу, обязаны осуществлять контроль над тем, чтобы нормы правовых актов соблюдались всеми субъектами, которых регулирование касается.
Ведомства обязаны вести корректный учет в налоговом органе плательщиков сборов, разъяснять им особенности применения актуальных правовых актов, информировать их о том, каковы размеры текущих платежей. Кроме того, ФНС обязана предоставлять необходимые формы отчетности (а также разъяснять нюансы их заполнения).