Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциональная характеристика системы судов общей юрисдикции 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суд признал выводы налогового органа о создании схемы «дробления бизнеса» обоснованными. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что создание отдельных юридических лиц было связано с расположением лифтов, территориальным делением города, сложностью доступа к отдельным объектам, соблюдением требований безопасности, как неподтвержденный.
Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.
Отнесение суда или судебного органа к той или иной инстанции не зависит от территории, на которой создан и действует суд. Здесь главным становится то, какой из судов рассмотрел данное дело по существу и как далее оно продвигалось по судебной системе, что происходило с делом в разные моменты производства. При производству по любому делу могут участвовать суды I, II (апелляционной или кассационной) и надзорной инстанции.
Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.
Производство во II инстанции для судов общ.юрисдикции различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.
Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу.
Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.
Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. Такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. В подсистеме арбитражных судов надзорной инстанцией может быть единственный судебный орган – Президиум ВАС РФ.
Через систему судебных инстанций и благодаря возможности проверить законность и обоснованность решений нижестоящего суда вышестоящим судом, обеспечивается функциональная связь всех судов отдельной подсистемы и единство всей судебной системы.
Основные черты судов общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции Российской Федерации рассматривают гражданские и уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях.
1. Гражданское дело — дело по спору о праве гражданском, затрагивающем права и законные интересы граждан и юридических лиц; в предусмотренных законом случаях дело по жалобе на действия административных органов или должностных лиц, совершенные с нарушением полномочий, ущемляющие права граждан; дело об установлении факта, имеющее юридическое значение, рассматриваемое и разрешаемое судом. Закон предусматривает рассмотрение следующих видов гражданских дел:
2. Дела искового производства — по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов.
3. Дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между предприятиями, учреждениями и организациями, с одной стороны, и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с другой стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров.
Институт судебных приставов в современной России был возрожден в июне 1997 года с принятием соответствующего федерального закона (ранее примерно такие же полномочия возлагались на судебных исполнителей). Однако должность судебных приставов насчитывает многовековую историю.
Вначале их роль сводилась к вызову на заседание суда ответчика и свидетеля, а также производству по определению суда различных взысканий.
В XVIII веке их полномочия были переданы в ведение полиции. Однако эксперимент оказался неудачным и в ходе Судебной реформы 1864 года этот институт был опять воссоздан. Судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах — обер-прокурорами. Их численность определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утверждаемым министерством юстиции. В случае сопротивления законным требованиям судебный пристав имел право привлекать на помощь не только полицейские власти, но и военную силу.
Нанесенное ему при исполнении служебных обязанностей оскорбление, а также сопротивление законным требованиям или распоряжениям считались преступлением против власти и карались в уголовном порядке.
В Табели о рангах Российской империи должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника 10-го разряда по 14-разрядной шкале. Их должностные оклады по сравнению с другими должностными лицами судов были относительно невелики. Однако дополнительно они получали денежное вознаграждение за выполнение мероприятий по исполнительному производству, размер которого выражался в процентах от суммы арестованного, охраняемого, продаваемого или иного имущества должника.
Одновременно с ликвидацией практически в полном объеме всего государственного аппарата Российской империи в 1917 году большевики отказались и от института судебных приставов. В СССР их функции возлагались на судебных исполнителей (в большинстве своем женщины), входивших в систему судебных учреждений и обладавших незначительным объемом властных полномочий.
С распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям и повышением роли права в обществе стала очевидной и требующей оперативного решения проблема полноты исполнения состоявшихся судебных решений. С 1994 по 1997 год ежегодное количество исполнительных документов, поступающих к судебным исполнителям возросло с 6197155 до 14128349 дел, т.е. нагрузка у них при неизменной штатной численности (около 10 тысяч человек) увеличилась в 2,5 раза. Поэтому неудивительно, что процент исполняемости судебных решений в 1996 году составил чуть более 30%.
Государственный бюджет недополучил более двух триллионов неденоминированных рублей.
При разработке нового законодательства об исполнительном производстве учитывался не только отечественный, но и зарубежный опыт. Рассматривались два возможных варианта создания новой системы исполнения судебных решений.
Первый наиболее широко применяется в континентальной Европе (Франция, Бельгия, Люксембург). Судебные исполнители там являются частными лицами и работают по лицензии. Их деятельностью руководят региональные и национальные Палаты судебных исполнителей, обладающих статусом органов самоуправления.
Второй вариант характерен для правоохранительной системы США, где действует Служба маршалов. Она возникла одной из первых в структуре правоохранительных органов и обладает весьма обширными полномочиями. Помимо исполнения судебных решений, обеспечения безопасности судебных учреждений и участников процесса, а также иных многочисленных функций Служба оказывает поддержку Министерству обороны и ВВС США при транспортировке тактических боеголовок и ракет между военными базами.
На Службу возложена обязанность по управлению собственностью, изъятой у преступных элементов, стоимость которой более полутора миллионов долларов. В структуре Службы маршалов имеются мобильные части спецназа со степенью готовности к выполнению задания в течение 6 часов по получении приказа. Служба оснащена совершенным вооружением, специальными средствами, самолетами и разнообразным наземным транспортом.
Общая судебная система
Судебный органы общей юрисдикции входят в общую судебную систему Российской Федерации в роли ее подсистемы. Это в свое время означает, что абсолютно любой орган судебной власти общей юрисдикции одновременно является и судом, который входит в судебную систему общего характера. Но все таки не все органы судебной направленности имеют отношение к судам общей юрисдикции. Именно поэтому, такое понятие не охватывает Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также судебные органы арбитражного характера.
Отсюда можно сделать вывод, что понятие «судебные органы юрисдикции общего порядка» и «система судебного характера Российской Федерации» соотносятся между собой, как философские категории части и целого.
Законодательство о органах судебной направленности юрисдикции общего правопорядка, помимо Конституции Российской Федерации, составляет такие конституционные законы федеральной направленности: «О судебной системе Российской Федерации»; «О судебных органах военного назначения Российской Федерации»; «О судах юрисдикции общего характера в Российской Федерации». В таких документах содержатся определенные положения, которые в свою очередь отражают некую систему судов общей юрисдикции и, что самое главное их структуру, какие-либо полномочия, специальные особенности организации, и взаимодействия между судебными органами, и другими органами государственной власти, и должностными лицами.
В соответствии с 1 статьей Федерального закона самой Конституции «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная система общей юрисдикции состоит из двух определенных групп судов – федеральных органов судебного характера общей юрисдикции, а также судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В корне данной дифференциации положен не функциональный признак, а специальный способ в процессе, которого происходит формирование различных судебных органов. К судам федерального характера относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов Российской Федерации – суды (если быть более точным, то определенные судебные лица при должности), избрание или назначение которых происходит в четком порядке, который в свою очередь устанавливается законодательством того, либо иного субъекта Российской Федерации.
Функциональная характеристика системы судов общей юрисдикции 2021 год
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
По итогам реализации Программы предполагается создать надлежащие условия для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, улучшив материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судебной системы.
Кроме того, решение задач Программы может быть эффективно осуществлено только с использованием механизмов финансирования федеральных целевых программ, поскольку эти задачи не могут быть на должном уровне реализованы только в рамках текущего финансирования.
В рамках Программы до 2021 года осуществляется также обеспечение жилыми помещениями работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Так, в 2021-2021 годах за счет средств, предусмотренных Программой до 2021 года, обеспечены жилыми помещениями 304 работника аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и 105 работников аппаратов арбитражных судов, а также предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения 60 работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. До конца 2021 года планируется предоставить субсидию 11 работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
В рамках программы также планируется осуществление мероприятий по обеспечению до 700 судей жильем, так что из этих денег 750 млн руб. за три года будет потрачено на субсидии на приобретение жилья работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном суде, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Виды судов в РФ и их характеристика
Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ. Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное. Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.
На основании всестороннего рассмотрения спора: письменных и устных пояснений сторон, судебных запросов, ответов на них, свидетельских показаний, экспертных заключений, прослушивания или просмотра аудио и видео носителей, иных доказательств, перечень которых к слову открытый, суд первой инстанции выносит свое решение. Решение суда должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на нормы права, на которых основана позиция суда. Также суд излагает в нем доводы сторон и мотивы, по которым одним аргументам отданы предпочтения перед другими.
Указанное решение вступает в законную силу в течение тридцати дней с момента принятия судом в окончательной форме. А до этого оно может быть оспорено в вышестоящий инстанции – в апелляционном суде, посредством подачи соответствующей жалобы.
Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды. Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела. Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.
Ну, и наконец, мы добрались до «царицы полей» в мире юриспруденции, называемой в обиходе «вторая кассация» – до Верховного суда Российской Федерации, который также рассматривает дела в кассационном порядке.
Почему законодатель выделил эту стадию в отдельную, но не придал ей иной формы и звучания, для меня секрет. Тем не менее, по общему правилу это завершающая стадия судопроизводства на территории России. Верховный суд рассматривает обращение только в том случае, если вы прошли все предыдущие стадии. И приглашает стороны для непосредственного участия в рассмотрении жалобы в исключительных случаях, если установлено, что в рамках одной или на всех предыдущих стадиях были нарушены нормы права и без устранения найденных нарушений невозможно восстановление справедливости так, как видит ее Верховный суд РФ – высший судебный орган страны по делам, подсудным арбитражным судам и судам общей юрисдикции.
Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое. Творческое мышление, нестандартность поведения и позиционирования, личная харизма, ораторское мастерство и мастерство написания текстов. И конечно же, не забываем про знание норм процессуального права, понимание норм материального права, которые безусловно встанут на защиту вашей позиции, если вы руководствуетесь ими в своих повседневных делах.
Если вы соблюдаете закон, то и он защищает вас, четко отрабатывая в указанных выше инстанциях. Но если вы идете в обход закона, то не жалуйтесь, что и он не сможет встать на вашу защиту.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Теория построения судебной системы.
Система судов общей юрисдикции:
· Суды субъектов РФ
· Верховный Суд РФ
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.
Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
· уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;
· дела о выдаче судебного приказа;
· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
[3]
· дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
· дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;
· дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.
Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
На прошлой неделе Пленум Верховного суда РФ одобрил проект масштабных поправок в законодательство, которые предполагают реформирование системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Если поправки примут, то проверять решения судов первой инстанции будут во многих случаях в других регионах, а порой и в других федеральных округах.
На заседании Пленума Верховного суда РФ, которое состоялось 13 июля, судьи обсудили и одобрили проект масштабной структурной реформы судов общей юрисдикции. В рамках этой реформы Верховный суд РФ предлагает создать систему обособленных от регионов апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и, в частности, передать им полномочия по рассмотрению конкретных дел, которые сегодня находятся на рассмотрении президиумов региональных судов.
На сегодняшний день разработан только законопроект о внесении изменений в федеральные конституционные законы от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 23.06.99 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», в котором определяются полномочия, порядок образования и деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. А вот поправки в процессуальное законодательство — ГПК РФ, УПК РФ и КАС РФ — пока не разработаны. Сделать это планируется перед внесением проекта на рассмотрение Госдумы.
Суды общей юрисдикции включают четыре уровня:
— суд первой инстанции;
— кассационный суд (2 уровня);
— суд надзорного обжалования.
Все подведомственные судам общей юрисдикции дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации.
Звено́ судебной системы — совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе.
Судебное звено — это суд, либо совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией, а также схожими составом и структурой.
Судебная инстанция — суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу).
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российс��ой Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
- История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
- Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
- Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
- Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
- Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
Следующий этап реформы судебной системы был закреплен очередным Постановлением Правительства рф от 21.09.2021 г. за №583 «развитие судебной системы россии» на 2021-2021 годы [3]. В задачи этой программы входило создание условий, при которых обеспечивалась открытость и прозрачность правосудия, повышения доверия к судебной системе, обеспечение реализации принципа независимости судей, а также повышения уровня исполнения судебных актов. Первыми плодами этой реформы стали: запуск в марте 2021г. ВАС рф нового информационного ресурса — картотеки арбитражных дел, а спустя еще несколько месяцев Президиум ВАС рф стал осуществлять видео трансляцию своих заседаний. Данные нововведения позволили любому участнику процесса получать информацию о ходе рассмотрения того или иного дела, и знакомиться с основными документами по нему.
Верховный суд РФ разработал проект масштабной реформы судов общей юрисдикции
На прошлой неделе Пленум Верховного суда РФ одобрил проект масштабных поправок в законодательство, которые предполагают реформирование системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Если поправки примут, то проверять решения судов первой инстанции будут во многих случаях в других регионах, а порой и в других федеральных округах.
На заседании Пленума Верховного суда РФ, которое состоялось 13 июля, судьи обсудили и одобрили проект масштабной структурной реформы судов общей юрисдикции. В рамках этой реформы Верховный суд РФ предлагает создать систему обособленных от регионов апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и, в частности, передать им полномочия по рассмотрению конкретных дел, которые сегодня находятся на рассмотрении президиумов региональных судов.
На сегодняшний день разработан только законопроект о внесении изменений в федеральные конституционные законы от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 23.06.99 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», в котором определяются полномочия, порядок образования и деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. А вот поправки в процессуальное законодательство — ГПК РФ, УПК РФ и КАС РФ — пока не разработаны. Сделать это планируется перед внесением проекта на рассмотрение Госдумы.
Арбитражные суды и суды общей юрисдикции
Суд в России имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Что я имею в виду? В зависимости от того, кто обращается в суд или защищается – физическое, либо юридическое лицо – необходимо для начала определить, к ведению какого суда – арбитражного или общей юрисдикции – относится тот или иной спор. Арбитражные суды преимущественно рассматривают дела между предпринимателями и юридическими лицами, включая административные споры, суды общей юрисдикции – дела, связанные со спорами между физическими лицами, между гражданами и организациями, а также административные и уголовные дела.
И еще немного о судебных делах. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные, экономические споры, разрешают дела о банкротствах, внутренних, корпоративных спорах. Юристы, специализирующиеся на данной категории дел, любят сухие цифры и факты, носят строгие костюмы и оставляют эмоции «при входе в зал». В судах же общей юрисдикции, напротив, предпочтительна четкая структура внутри, но не во внешних проявлениях, эмоциональная составляющая занимает весьма почетное место в судебном процессе. Судьи разрешают дела во многом руководствуясь личным, субъективным, внутренним убеждением, а оно, согласитесь, может разительно отличаться от кабинета к кабинету, от судьи к судье, которые, хоть и имеют статус непререкаемых авторитетов, но все же обладают вполне человеческим внешним и внутренним устройством.
Прежде чем обратиться в суд за защитой своих интересов, необходимо выяснить, требуется ли обязательное досудебное урегулирование спора, так называемый претензионный порядок. Если его не соблюсти, суд может отклонить заявленные требования по формальным основаниям. Недооценивать эту процедуру нельзя, ведь шансы на разрешение дела через переговоры достаточно велики, а судебная тяжба отнимет и время, и финансовые ресурсы. Другой важный момент – нужно соблюсти срок исковой давности. Это срок, в течение которого вы можете обратиться за защитой своего права. По общему правилу он составляет три года. Пропуск срока исковой давности не лишает права обратиться с иском, но в процессе рассмотрения дела самым коварным способом может лишить права на защиту.
После соблюдения претензионного порядка, если таковой требовался, и не получения результата, который бы устроил заявителя, уточнения срока исковой давности и определения подсудности дела, вы должны составить исковое заявление. Главное в нем – указать предмет и основания иска, то есть что вы просите через суд у ответчика и на какие нормы права вы ссылаетесь в обоснование своих требований. Правильное определение норм права, а также формулирование требований – это уже половина успеха. По крайней мере, так считают многие юристы, я в том числе. Дальше остается уплатить государственную пошлину, собрать по качеству и количеству комплект документов и обратиться в суд.
Судебная система в ЕГЭ по обществознанию
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.
Правильное определение норм права, а также формулирование требований – это уже половина успеха. По крайней мере, так считают многие юристы, я в том числе. Дальше остается уплатить государственную пошлину, собрать по качеству и количеству комплект документов и обратиться в суд.
Отметим, что не все, что было предложено, дошло до финальной стадии. Так, первоначально законопроект о судебной реформе 2021 года содержал предложение об отмене мотивировочной части судебного решения почти по всем категориям дел, однако при детальном рассмотрении было принято решение оставить структуру судебного акта неизменной.
Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ФКЗ № 3 05.02.2014). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.
Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.
Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Судебная система России представляет собой совокупность государственных органов — судов, действующих на территории РФ. Все федеральные суды можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд РФ, а также Верховный суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.
В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.
Суд – это одна из трех независимых ветвей власти в России (и почти во всех остальных странах).
В суде решается огромное количество вопросов – но не все знают, в какой именно суд нужно обращаться и как устроено в нем делопроизводство.
Юрист Мария Пополитова рассказала для наших читателей, как именно устроена система судопроизводства в России и чем отличаются друг от друга суды разных уровней.
При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.
Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Также суд излагает в нем доводы сторон и мотивы, по которым одним аргументам отданы предпочтения перед другими.
Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким.
Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции.
В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений. Конституционный суд РФ занимает особое место: он является судебным органом, призванным контролировать конституционность законов и иных правовых актов.
Вся судебная власть Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.
- Самостоятельность и независимость. Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе».
- Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.
- Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.
- Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.
- Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Соглас��о данному принципу, все равны перед судом.
Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?
Судебная система рф кратко 2021
Кандидатуру рассматривает квалификационная коллегия судей, далее проходит процедура голосования среди судей этого суда, а кандидатура победившего кандидата согласуется с председателем ВС. Нахождение в должности занимает 3 года, один судья не может быть председателем больше двух сроков подряд.
Акцент в заседаниях ЦСР хотят сделать на аудиозаписях: «Необходимо сделать аудиозапись основным средством фиксирования хода судебного заседания в гражданском и уголовном процессах, письменный протокол будет являться вспомогательным источником, куда будут вноситься лишь основные сведения и процессуальные действия участников», – отмечают они.
Так, на данный момент судьи верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов наделены полномочиями по рассмотрению одних и тех же дел как в апелляционном, так и в кассационном порядке. Кроме того, в некоторых случаях указанные суды рассматривают дела и в первой, и в апелляционной инстанции.
Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия. Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в: Федеральной Конституции (гл. В суде субъекта Российской Федерации действует президиум.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
ФССП — подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.
Закон «О судебной системе РФ» определяет порядок признания лица виновным/невиновным. Данное положение основывается на принципе осуществления рассмотрения дел только компетентными подразделениями. В ст. 118 Конституции указано, что лицо признается виновным исключительно в соответствии с судебным приговором. В ФЗ определен круг лиц, которые вправе выносить подобное решение. Судебная реформа 2021 года включает в себя ряд нормативно-правовых актов, модернизирующих нынешнюю судебную систему, делающих ее более самостоятельной и прозрачной. Основным нововведением является выделение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в самостоятельные структуры.
Кандидатуру рассматривает квалификационная коллегия судей, далее проходит процедура голосования среди судей этого суда, а кандидатура победившего кандидата согласуется с председателем ВС. Нахождение в должности занимает 3 года, один судья не может быть председателем больше двух сроков подряд.
Головной кампус Центра предлагают создать в Санкт-Петербурге, дополнительные – в Екатеринбурге и Владивостоке. Обучение в центре по замыслу будет проходить бесплатно, а слушателям выплачивается стипендия. Предполагается заключение определенного целевого договора: по окончании обучения кандидаты должны проработать минимум 5 лет на судейской должности или возместить сумму обучения.
Председатель и судьи Верховного суда обойдутся федеральному бюджету в 2,4 млрд руб. за три года: 770,3 млн руб. в 2021 году, 802,5 млн руб. в 2021 году и 833,5 млн руб. в 2021 году. Судебному департаменту при Верховном суде выделят 4 млрд руб. в 2021 году, 4,2 млрд руб. в 2021 году и более 4,3 млрд руб. в 2021 году.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Последние новости по судебной реформе 2021 года в России
Прогнозов о том, сколько постановлений Пленума ВС РФ будет принято в этом году, Суд пока не делает, но в планах на ближайшую перспективу, по словам Вячеслава Лебедева, как минимум разъяснение вопросов применения законодательства о досудебном урегулировании споров, о залоге, а также антимонопольного законодательства.
Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Суды в Российской Федерации 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Такая тема, как судейское сообщество, является более чем актуальной, поскольку касается непосредственно самих судов, причем всех уровней и видов. Эта структура позволяет оказывать необходимое влияние и осуществлять профессиональный контроль соблюдения требований законодательства.
Судебный орган представляет собой кассационную инстанцию, деятельность которой регулируется статьей 24 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ. Всего в России существует десять подобных органов, поделенных на основании Указа Президента России № 849.Орган представлен в следующих округах:
Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам).
В этом году судебную систему ждут большие перемены. Это касается рассмотрения апелляций и кассаций. Раньше эти жалобы разбирали областн..
Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
Если посмотреть на трудовые будни совета, то можно будет с уверенностью утверждать, что он занимается всеми вопросами, касающимися сообщества. Исключение составляют те грани деятельности, которые касаются вопроса квалификации, этим занимаются соответствующие коллегии.
Почему законодатель выделил эту стадию в отдельную, но не придал ей иной формы и звучания, для меня секрет. Тем не менее, по общему правилу это завершающая стадия судопроизводства на территории России. Верховный суд рассматривает обращение только в том случае, если вы прошли все предыдущие стадии. И приглашает стороны для непосредственного участия в рассмотрении жалобы в исключительных случаях, если установлено, что в рамках одной или на всех предыдущих стадиях были нарушены нормы права и без устранения найденных нарушений невозможно восстановление справедливости так, как видит ее Верховный суд РФ – высший судебный орган страны по делам, подсудным арбитражным судам и судам общей юрисдикции.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Председатель и судьи Верховного суда обойдутся федеральному бюджету в 2,4 млрд руб. за три года: 770,3 млн руб. в 2021 году, 802,5 млн руб. в 2021 году и 833,5 млн руб. в 2021 году. Судебному департаменту при Верховном суде выделят 4 млрд руб. в 2021 году, 4,2 млрд руб. в 2021 году и более 4,3 млрд руб. в 2021 году.
Согласно документу, кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.
- осуществление правосудия только судом;
- законность, равенство всех перед законом и судом;
- независимость судей;
- состязательность и равноправие сторон;
- недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
- презумпция невиновности;
- истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
- освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
- гласность.
Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.
В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
Федеральные суды :
- Конституционный Суд РФ;
- федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.
Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)
- является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
- проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
- разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
- выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Немаловажное место занимают и арбитражные суды. Вам, наверное, уже знакомо слово «арбитр». Его вы могли слышать во время хоккейного или футбольного матча. Так называют человека, который разрешает спорные ситуации между игроками и трактует спортивные правила, наказывая их нарушителей. Так вот, в рамках деятельности арбитражного суда таким арбитром выступает судья.
Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы
Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.
Особенности арбитражного судопроизводства: В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).
Гражданское право и процесс Статья просмотрена: 1430 раз Key words: justice, court of arbitration, judicial system, economic disputes, business turnover, «e-justice», summary proceedings Социальные и экономические преобразования, которые происходили в процессе развития российского государства, углубление экономических реформ, требовали дальнейшего совершенствования системы судоустройства, в частности, системы арбитражных судов. Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа процесса формирования и развития современной системы арбитражных судов РФ, на основе которого выявить как положительные, так и отрицательные результаты деятельности указанных органов. 5 марта 1992 года был принят первый Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).
Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле.
В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.
Судебная реформа, полным ходом идущая в нашей стране, вступает в заключительную фазу. Не позже 01 октября 2021 г.
в России начнут действовать иные апелляционные и кассационные суды, а также вступят в силу различные процессуальные поправки.
Большинству судебные расходы на апелляционные и кассационные инстанции теперь обходиться будут значительно дороже. Расскажу о самых значимых изменениях в системе российского судопроизводства.
По каждому гражданскому делу между судом, с одной стороны, и иными участниками процесса, с другой, складывается совокупность…
В Советском Союзе судебная власть зачастую представляла собой не оружие защиты права, а инструмент расширения бесправия. Суд, в особенности, когда речь…
В этой инстанции производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу. Основанием для рассмотрения служит апелляционная жалоба одной из сторон.
В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. До 2014 года независимый блок также представлял собой Высший арбитражный суд — судебный орган по разрешению экономических споров.
Судебная система РФ. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.
Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.
Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.
Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.
Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.
Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.
Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.
Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.
Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.
Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:
- суды первой инстанции;
- суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
- суды кассационной инстанции;
- суды надзорной инстанции.
Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.
Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.
В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.
Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.
Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.
Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.
Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Под этим термином в доктрине конституционного права признается определенная группа органов, которые обладают одинаковым кругом полномочий.
К примеру, федеральные суды общей юрисдикции в своем распоряжении имеют три звена, а у арбитражных – четыре. Конституционный суд РФ не имеет звеньев, поскольку в составе единолично представленного органа выполняет возложенные на него функции.
Система судов общей юрисдикции 2021 схема
Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.
Центральное место в законодательной базе реформы судебной системы в 2021 году занимают законы «О внесении изменений…» от 29.07.2021 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2021 № 451-ФЗ (далее — закон № 451-ФЗ).
Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе.
Рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции; как первая инстанция также рассматривает вопросы, связанные с присуждением компенсации за нарушение арбитражными судами, входящими в округ, права на судопроизводство в разумный срок или нарушение публичными органами и организациями права на исполнение судебного акта в разумный срок, если взыскание производится за счет бюджетных средств.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Особенности арбитражного судопроизводства: – большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности; – область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве; – принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.
– Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.
Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения Конституции РФ (глава 7) и ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:
Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.
Укрепление правопорядка и законности в экономике — важнейшая задача арбитражных судов. Библиотечка «Российской газеты», выпуск N 9. Для введения системы административных судов необходимо внесение изменений в существующее законодательство о судебной системе, кроме того, потребуется принятие специального административно — процессуального кодекса, решить же эти вопросы оперативно в настоящее время не представляется возможным. Наличие сильной и независимой судебной власти создает необходимую систему сдержек и противовесов в европейских государствах и США, при этом необходимость непосредственного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления со стороны государственных органов власти практически отсутствует.
С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Для рассмотрения дел в апелляционном порядке в зависимости от процесса предусмотрены либо специальные суды (в системе арбитражных судов), либо специальные структурные подразделения судов, которые уполномочены, среди прочего, рассматривать апелляционные жалобы (во всех остальных судах).
Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.
Немаловажное место занимают и арбитражные суды. Вам, наверное, уже знакомо слово «арбитр». Его вы могли слышать во время хоккейного или футбольного матча. Так называют человека, который разрешает спорные ситуации между игроками и трактует спортивные правила, наказывая их нарушителей. Так вот, в рамках деятельности арбитражного суда таким арбитром выступает судья.
В подсистеме военных судов, которые осуществляют правосудие среди военнослужащих, отсутствует звено мировых представителей Фемиды. Основная нагрузка приходится на первое звено – суды гарнизонов. Их решения можно обжаловать в вышестоящую инстанцию – военные суды округов/флотов. Высшая инстанция – Судебная коллегия ВС РФ по делам военнослужащих.
Судебная система включает в себя большое количество элементов — судов. Но скажу по секрету, что запоминать всю судебную систему для ЕГЭ вам не понадобится. Сейчас мы посмотрим лишь на те суды, которые вам могут встретиться на экзамене. Обязательно дочитайте статью до ко��ца — там вас ждет удобная схема, которая поможет запомнить всю теорию.
Схема судов общей юрисдикции 2021
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Верховные суды республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия. Суды краев: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский. Суды округов: Чукотский автономный. В прошлом году дела о совершении этих преступлений были рассмотрены в отношении 10 тыс. лиц, 39% которых были осуждены, 7% оправданы.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Суды в Российской Федерации 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд.
Эти новеллы вошли в АПК и ГПК РФ. Если третьи лица способствовали разрешению дела и участвовали в споре на стороне лица, в пользу которого суд принял решение, то они могут претендовать на возмещение издержек. В свою очередь, если третье лицо не заявляло самостоятельных требований в ходе процесса, а потом обжаловало судебный акт, и вышестоящая инстанция оставила его в силе, то суд может возложить на него издержки, возникшие в результате подачи такой жалобы. Вполне логичная норма. Например, свидетели вызываются в суд, а потери им никто не компенсирует. А отклоненные жалобы третьих лиц вызывают дополнительные расходы участникам процесса. Особенно если вышестоящая инстанция располагается в другом городе.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
Что касается исключения термина «подведомственность», то речь идёт о разграничении полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных. Судебная система РФ.: Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.
Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Срок, в течение которого нужно подать жалобу в кассационный суд общей юрисдикции, составляет 3 месяца с того момента, как оспариваемый судебный акт станет официально действовать. Это прописано в ст. 376.1 ГПК РФ. Кассационная жалоба в вышестоящий суд может быть направлена на протяжении трех месяцев с момента вынесения соответствующего определения. Суммарный срок, таким образом, составляет 6 месяцев.
Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.
Судебная система Российской Федерации
Суды, входящие в судебную систему, наделяются различными судебными полномочиями и выполняют различные процессуальные функции.
Судебные полномочия — компетенция суда.
Процессуальные функции — определенное направление деятельности суда по осуществлению правосудия (рассмотрение дела по существу, проверка законности и обоснованности ранее принятого решения и т. п.).
С учетом компетенции суды общей юрисдикции (в том числе и военные) и арбитражные суды подразделяются на звенья.
Звено судебной системы — суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды, полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.
Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья:
• первое (основное) — районные, городские (в городах без районного деления) суды рассматривают все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов, и апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (ст. 34 ФКЗ о судах общей юрисдикции);
• второе — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов → в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия (ч. 1 ст. 20 ФКЗ о судебной системе);
• третье звено — апелляционные суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 19.2 ФКЗ о судебной системе);
• четвертое звено — кассационные суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 19.1 ФКЗ о судебной системе);
• высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, является Верховный Суд РФ, который → осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дела, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Военные суды включают: первое (основное) звено — гарнизонные военные суды; второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды; третье звено — апелляционный военный суд; четвертое звено — кассационный военный суд.
Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 10 Закона о военных судах).
Арбитражные суды Российской Федерации включают:
• первое (низшее, основное) звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов → рассматривают подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью только по существу;
В районах арбитражные суды не образуются.
• второе звено — арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ → проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу.
Наименование этих судов дано в указанном Законе с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т. д.).
По состоянию на 1 января 2017 г. в Российской Федерации образован 21 арбитражный апелляционный суд;
• третье звено — арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ → проверка законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.
Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рас��мотрение дела.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.