Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На что влияет административное правонарушение?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как это работает. Штраф можно уплатить еще и в рассрочку — по частям и с продлением общего срока максимум на 3 месяца. Попросить о рассрочке можно в связи с материальным положением: например, если доход небольшой, а в семье несколько детей, которых надо кормить, одевать и возить на занятия.
Административное правонарушение – это виновное противоправное действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность ( ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Признаки:
-
Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;
-
Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;
-
Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;
-
Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;
-
Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;
-
Наличие субъекта правонарушения — физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Состав административного правонарушения
Состав административного правонарушения – это юридическая модель, логическая конструкция реального административного правонарушения
Состав правонарушения включает четыре элемента:
-
Объект административного правонарушения;
-
Объективная сторона административного правонарушения;
-
Субъект административного правонарушения;
-
Субъективная сторона административного правонарушения.
-
Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.
Объекты подразделяются на три группы:
-
Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);
-
Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);
-
Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).
-
Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.
Объективная сторона отвечает на вопрос: Как и каким образом совершенно правонарушение?
К факультативным признакам объективной стороны относятся:
-
Место совершения правонарушения;
-
Время совершения правонарушения;
-
Предмет совершения правонарушения;
-
Способ совершения правонарушения.
В материальных составах правонарушения объективная сторона включает 3 элемента:
-
Деяние;
-
Общественно вредный результат деяния;
-
Причинно – следственная связь между деянием и результатом.
-
Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.
По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:
— достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;
— вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8КоАП РФ).
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).
Ч. 2 ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.
Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:
— на момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;
— дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;
— в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время — Федеральный закон от 30.12.2012 N 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.
У юридических лиц ответственность за правонарушение возможна с момента государственной регистрации юридического лица.
Ч. третья ст.2.1 КоАП РФ предусматривает возможностьпривлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дает некоторые разъяснения по применения указанной нормы. В соответствии сч. 3 ст. 2.1КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силуч. 3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
-
Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.
Переложить штраф на родителей, если нет 18 лет
Как это работает. Административная ответственность наступает с 16 лет, а полная дееспособность — с 18 лет. До совершеннолетия за детей отвечают их родители. Поэтому и административные штрафы за них тоже платят родители, если у детей нет собственного источника дохода. Источник дохода может быть, например, у детей, которые работают с 16 лет. Но чаще в этом возрасте они учатся в школе, колледже или техникуме, а родители их обеспечивают.
Если правонарушение совершил ребенок до 18 лет, дело рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Она и принимает решение, на кого из родителей наложить штраф. Подробно этот порядок не урегулирован. Могут весь штраф наложить на маму, которая одна воспитывает ребенка и работает на двух работах. Правил, что штраф делится между обоими родителями, в законе нет. То есть все решается по усмотрению лиц, рассматривающих дело.
Отменить штраф, если нарушение предотвратило больший вред
Как это работает. Закон не считает правонарушением ситуации крайней необходимости. Это когда вред был причинен для устранения опасности, угрожающей самому человеку, другим людям, животным, окружающей среде.
Должны одновременно выполняться три условия:
Была крайняя необходимость: водитель совершил опасный маневр, чтобы уйти от лобового столкновения, из-за чего задел другую машину.
Постановление ВС РФ № 32-АД 16-3 PDF, 697 КБ
Не было крайней необходимости: нетрезвый мужчина сел за руль, чтобы отвезти в больницу жену, у которой начались схватки.
Интересно, что понятия необходимой обороны в КоАП нет. А вот побои — есть: это многократные удары, которые причинили человеку физическую боль, но при этом не причинили вреда здоровью. Если два человека подрались, того, кто защищался, могут освободить от ответственности, признав крайнюю необходимость.
В качестве примера — жизненная история про собаку, веник и драку двух соседок. Одна женщина подметала мусор в коридоре. Мимо шел соседский мальчик с собакой. Собака наступила на веник, все поругались. Вышла мама мальчика, отобрала веник и стала бить им соседку, которая подметала мусор. Та тоже пару раз ударила обидчицу. В итоге мама мальчика подала заявление о побоях. Рассматривая дело, суд сравнил количество ссадин на руках женщин, изучил их показания и вынес решение: первая женщина действовала в состоянии крайней необходимости, так как была вынуждена защищаться.
Если окажетесь когда-нибудь в ситуации крайней необходимости, указывайте это в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и просите его отменить.
Что такое штраф и можно ли его не платить
Штрафы за административные нарушения являются наиболее распространенной формой расплаты за содеянное. Они могут устанавливаться для граждан, юридических или должностных лиц. Размеры штрафов регулируются КоАП.
Административный штраф аннулируется, если его не оплатили на протяжении двух лет с момента того, как постановление вступает в силу. Такой момент наступает по истечении срока для обжалования постановления.
Если штраф просрочен, он передается в исполнительную службу. После этого срок в два года больше не распространяется на штраф, и он становится бессрочным. Если и этот штраф не будет уплачен, на него будет наложен еще один штраф в двукратном размере. Также могут быть назначены исправительные работы или даже административный арест.
Отягчающие и смягчающие обстоятельства
Административная ответственность наступает не за каждое деяние, даже если оно имеет все признаки административного нарушения. Если в деянии отсутствует состав правонарушения, то лицо, совершившее его, не будет привлекаться к административной ответственности.
Вот какие административные нарушения не подлежат ответственности:
- Если в процессе совершения нарушения физическое лицо находилось в состоянии невменяемости, психического расстройства, слабоумия и не осознавало характер, противоправность и последствия своих действий.
- Если должностное уполномоченное лицо решит, что административное правонарушение было малозначительным, то нарушитель будет освобожден от ответственности и может ограничиться лишь устным замечанием.
Есть ряд обстоятельств, которые могут смягчать или отягчать административную ответственность за нарушения.
Рассмотрим примеры смягчающих обстоятельств. Это может быть раскаяние, добровольное признание, содействие уполномоченным органам в осуществлении делопроизводства, добровольное возмещение ущерба. Также смягчающим обстоятельством может быть совершение административного правонарушения несовершеннолетними, беременными, матерями малолетних детей, людьми в состоянии аффекта.
Отягчающими обстоятельствами считаются вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение, групповое правонарушение, нарушение в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий) или в состояния алкогольного опьянения.
Как определить состав административного правонарушения
Возможно, вы слышали фразу «было прекращено производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения». Что такое состав и почему это важно?
Есть 4 признака, по которым в каждом деле выясняют:
- Объект правонарушения. Есть какое-то благо, на которое кто-то покушается. Например, благом является соблюдение правил пожарной безопасности. При их нарушении предусмотрены различные наказания. Объект правонарушения — правила пожарной безопасности.
- Объективная сторона. Состоит из 3-х элементов: действия, последствия, причинно-следственная связь. Даже если последствий нет, то человека всё равно будут привлекать. Например, за стрельбу в не отведённом месте.
- Субъект правонарушения. Физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста или юридическое лицо, или должностное лицо, или ИП. Например, фирма осуществляет незаконную частную детективную деятельность, а водитель управляет транспортным средством без права на это.
- Субъективная сторона. Психическое отношение субъекта к своему деянию. Например, был умысел, обида или по неосторожности и прочее.
Правонарушение: понятие, признаки, состав, виды и причины
- Правонарушение – виновное, противоправное деяние, имеющее общественно-опасный характер, наносящее вред правопорядку и влекущее за собой правовую ответственность.
- Признаки правонарушения:
- — это всегда деяние (действие либо бездействие) индивида, группы лиц или социальной организации, обладающей правовым статусом юридического лица;
- — противоправность деяния (нарушение правовых норм);
- — общественная опасность (наступление вредных для общества, общественных отношений последствий различной степени);
- — предусмотренность в нормах права определенного вида, меры и объема юридической ответственности;
- — виновность (в форме умысла или неосторожности).
- Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме:
- — объект;
- — объективная сторона;
- — субъект;
- — субъективная сторона.
- Объект правонарушения – охраняемые законодательством общественные отношения, на которые посягает виновный.
- Виды объектов правонарушения:
- — общий (вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом);
- — родовой (совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом);
- — непосредственный (конкретное общественное отношение, охраняемое правом).
- Объективная сторона – это совокупность установленных законодательством признаков правонарушения, которые характеризуют внешнюю сторону посягательства на охраняемые законодательством общественные отношения.
- Это внешняя сторона общественно опасного посягательства, протекающего в определенных условиях, месте и времени.
- Объективная сторона правонарушения включает в себя основные и факультативные элементы.
- К основным элементам можно отнести:
— деяние (в форме действия или бездействия) – действие подразумевает активную форму поведения, т. е. виновный не ожидает естественного течения событий, а сам вмешивается в их развитие, для того чтобы достичь желаемого результата. Бездействие же пассивная форма поведения, выражающаяся в воздержании от совершения тех или иных действий, которые субъект мог и обязан был осуществить в сложившейся обстановке;
- — противоправность деяния (нарушение запрета, который содержится в законе или подзаконном акте, либо невыполнение обязанности, которая вытекает из нормативно-правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора);
- — общественная опасность (в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства);
- — причинно-следственная связь (необходимая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его).
- Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка.
- Субъект правонарушения – достигшее определенного возраста, деликтоспособное,вменяемое лицо или организация.
При осуществлении штрафной, карательной ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания – смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и др.
) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние алкогольного опьянения и др.). Также ряд составов правонарушений предусматривает специального субъекта – должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.
Также, в свою очередь, субъектами целого ряда правонарушений могут быть и организации. Они могут быть привлечены к юридической ответственности за нарушения правил строительных работ, правил по охране природы и другие правонарушения.
За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица.
Субъектами правонарушений, в свою очередь, могут быть и органы печати, другие средства массовой информации, которые распространили о ком-либо неправильные или порочащие сведения.
В уголовном праве ответственность наступает с 16 лет (в отдельных случаях с 14 лет), в административном – с 16 лет, в трудовом – с 16 лет, в гражданском полная ответственность – с 18 лет, частичная – с 14 лет.
Субъективная сторона правонарушения – это совокупность установленных законодательством признаков, характеризующих внутреннюю сторону общественно опасного посягательства (психическую), которая определяется конкретной формой вины, мотивом, целью посягательства, эмоциональным состоянием субъекта правонарушения. Основной элемент субъективной стороны правонарушения – вина.
- Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.
- Умысел – лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел).
- Неосторожность – лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (противоправная самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).
- Факультативный элемент субъективной стороны правонарушения: цель, мотивы.
- Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения.
В законодательстве составы правонарушений излагаются по-разному. Например, в уголовном праве детально описаны условия применения уголовной ответственности и наказания, признаки каждого преступления, вид и размеры наказания, которому подлежат те, кто совершит это преступление.
Аналогичным образом поступки и взыскания определены в кодексе об административных правонарушениях.
В отличие от этого в трудовом праве детального определения составов дисциплинарных правонарушений не содержится (определен один состав: прогул без уважительных причин, в том числе появление на работе в нетрезвом состоянии), но перечисляются дисциплинарные взыскания, применяемые за нарушения трудовой дисциплины.
В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Этимологическое значение термина преступление означает преступить через черту, перейти за что-то.
В юриспруденции определение понятия преступление принято рассматривать как материальное и формальное.
Материальное фиксирует внимание на содержательной внутренней стороне преступления, а формальное – на его внешней стороне, запрещенности.
В соответствии со ст. 14 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Определение преступления имеет важное практическое значение, так как это понятие очерчивает круг деяний, преследуемых уголовным законом, содержит четкую политико-правовую окраску, указывает на социально-нравственную направленность и общественную опасность преступного посягательства. Законодательное определение понятия преступления выполняет также информационную роль, так как подчеркивает сущностные свойства преступления, (его основные признаки), что позволяет отличать его от непреступных деяний.
Законодательное определение понятия преступления выполняет также информационную роль, так как подчеркивает сущностные свойства преступления (его основные признаки), что позволяет отличать его от непреступных деяний. Последнее имеет важное практическое значение, поскольку от этого зависит прочность гарантии защиты прав и законных интересов человека, состояние законности в обществе.
В соответствии со ст.15 УК РФ преступления подразделяются на: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
- Преступлениями небольшой тяжестипризнаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.
- Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.
- Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
- Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
- Проступок – виновное противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказания, а взыскания.
- Проступки принято подразделять на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые деликты.
Административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (например, проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушение ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушение общественного порядка и др.).
За совершение административных правонарушений к правонарушителю могут применяться: предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.
Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной и воинской дисциплины.
Трудовым кодексом предусмотрены такие виды дисциплинарного взыскания как замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение.
Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.
Дисциплинарные взыскания применяются администрацией предприятия, учреждения, организации не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступк��. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) – один год.
Гражданско-правовые деликты – это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права или исполнение невыполненной обязанности, а также других правовосстановительных санкций.
- Рассматривая причины правонарушений, ряд авторов выделяют: биологические и социальные причины.
- Биологические причины – передаваемые по наследству (генетически) предрасположенности личности к совершению противоправных поступков.
- Социальные причины:
- — экономические (низкий уровень жизни значительной части населения, рост безработицы и другие);
- — нравственные (в результате переоценки моральных ценностей стали «оправдывать» нарушение юридических норм для достижения каких –либо целей);
- — культурные (чем ниже культурный уровень населения, тем выше статистический уровень правонарушений);
- — правовые (проявляются тогда, когда имеют место противоречия между требованиями юридических норм и объективными законами развития общества);
- — эффективность деятельности правоохранительных органов (чем ниже эффективность, тем больше совершается правонарушений);
- — пьянство, наркомания и токсикомания.
Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
1. Деяние — это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.
2. Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.
3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права
5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.
6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.
7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.
Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.
Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Преступления различаются по степени тяжести, и в зависимости от этого УК РФ устанавливает разные наказания:
- Преступления небольшой тяжести. Наказание — до 2 лет лишения свободы. Примеры: побои (ст. 116 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ).
- Преступления средней тяжести. Наказание — до 5 лет лишения свободы. Примеры: похищение (ст. 126 УК РФ), непредоставление помощи больному (ст. 124 УК РФ).
- Тяжкие преступления. Наказание — лишение свободы сроком до 10 лет. Примеры: грабеж (ст. 161 УК РФ), вымогательство (ст. 163).
- Особо тяжкие преступления. Наказание — лишение свободы сроком более 10 лет. Примеры: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
Однако важно знать, что степень тяжести преступления по одной и той же статье может быть разной — обстоятельства, которые влияют на степень тяжести и наказание, описаны в отдельных частях статей Уголовного кодекса.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемом�� к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Состав административного правонарушения простыми словами
Если вы допустили проступок, попадающий под действие КоАП, то вы слышали термин «состав правонарушения». Его смысл кажется непонятным, но для оценки происходящего нужно вникнуть в тонкости.
Термин объединяет несколько признаков, от которых и зависит исход дела:
- Объект — предмет, охраняемый правом, которому причинен вред. Подразумевается не сама вещь, а более абстрактное понятие. Если вы украли какой-то предмет, то объектом будет не он, а нарушенное вами право собственности владельца.
- Объективная сторона — само действие, нарушившее КоАП.
- Субъективная сторона — психологическое и моральное состояние нарушители, особенности хода его мыслей. Она определяется по косвенным признакам и мало влияет на итог административного дела.
- Субъект — человек или группа лиц, допустивших нарушение.
Разобравшись в терминологии, вы не растеряетесь, когда юрист или судья употребит понятия в своей речи.
Административное правонарушение
Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
В законодательстве понятие административного правонарушения впервые было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 г. С уточнением оно было воспроизведено в КоАП РСФСР. Согласно его ст. 10 административное правонарушение (проступок) — это посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
В КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательства, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношение административной и уголовной ответственности. Согласно ст. 2.1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.